Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статья 403. Случаи ограниченной материальной ответственности



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
Статья 403. Случаи ограниченной материальной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Ограниченную материальную ответственность несут:

1) работники – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше своего среднего месячного заработка за порчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также за порчу или уничтожение по небрежности инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных нанимателем работнику в пользование для осуществления трудового процесса;

2) руководители организаций, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители – в размере причиненного по их вине ущерба, но не свыше трехкратного среднего месячного заработка, если ущерб причинен неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, непринятием необходимых мер к предотвращению простоев или выпуска недоброкачественной продукции.

Ограниченная материальная ответственность наступает за порчу или уничтожение по небрежности:

· предметов труда (материалов);

· отдельных средств труда (инструментов);

· отдельных средств индивидуальной защиты.

По пункте 2 статьи 403 ТК руководители и их заместители (в том числе любых структурных подразделений) несут ограниченную материальную ответственность лишь за ту часть ущерба, которая не возмещена непосредственно виновниками.

В данном случае материальная ответственность указанных лиц является дополнительной. В части не покрытой.

В пункте 13 ППВС № 2 о материальной ответственности разъяснено, что если суд при рассмотрении иска о возложении на работника ограниченной материальной ответственности установит обстоятельства, с которыми закон связывает наступление полной материальной ответственности, то он может обязать ответчика возместить ущерб в полном размере.

4) коллективная (бригадная) ответственность

Разновидностью полной МО является коллективная (бригадная) МО. Она вводится:

· при совместном выполнении работ;

· когда невозможно отграничить материальную ответственность каждого работника.

Правовое регулирование коллективной материальной отвественности осуществляется:

· ТК;

· ППВС № 2 от 26.03.2002 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей»;

· Положение о коллективной (бригадной) мат ответственности, утвержденное постановлением Минтруда от 14.04.2000 N 54;

· коллективные договоры, соглашения

· ЛНПА;

· договоры о коллективной материальной ответственности.

Решение нанимателя об установление коллективной материальной ответственности оформляется приказом и объявляется коллективу работников на общем собрании. Письменный договор о полной мат ответственности также может быть заключен только с лицами, достигшими 18 лет.

Распределение размера ущерба между членами коллектива (бригады):

ППВС № 2;

Материальный ущерб возмещается на условиях долевой ответственности путем распределения его между членами данного коллектива пропорционально фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба;

Материальная ответственность должна распределяться не только с учетом времени их работы в коллективе, но и с учетом среднего заработка работников (Г. А. Василевич).

 


 


104. Порядок возмещения ущерба, причиненного работником нанимателю

План:

1) порядок (добровольный и принудительный: внесудебный, досудебный, судебный)

2) определение размера ущерба

Добровольный

Возможно полное или частичное возмещение; независимо от срока, размера ущерба и вида материальной ответственности. С согласия нанимателя работник может передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение (ст. 401).

Принудительный

Внесудебный Досудебный Судебный
Для случаев возмещения ущерба в размере, не превышающие среднемесячного заработка работника (как при ограниченной, так и при полной материальной ответственности). Возмещение ущерба производится по приказу нанимателя путем удержания из заработной платы работника. Приказ может быть издан независимо от согласия работника, но не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного ущерба и обращен к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. До издания распоряжения от работника должно быть затребовано письменное объяснение. КТС При несогласии работника с вычетом или его размером действует досудебный порядок рассмотрения вопроса о возмещения ущерба. ст. 236 – компетенция КТС 6) возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника; В судебном порядке – споры: Ø нанимателей к работникам о возмещении ущерба, если работник не согласен с размером ущерба и возмещение не может быть произведено по распоряжению нанимателя, а также к работникам, прекратившим трудовые отношения с нанимателем; Ø нанимателей к работникам, если нанимателем пропущен срок для издания распоряжения об удержании суммы возмещения не превышающей среднего месячного заработка работника; Ø работников к нанимателям, не согласных с удержанием, произведенным нанимателем в возмещении ущерба или с его размером после соблюдения порядка внесудебного рассмотрения; Ø некоторые другие споры.  

Определение размера причиненного ущерба:

· Постановление Совета Министров от 13.01.2003 № 22;

· Инструкция «О порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недосдачей…». 24.03.2003 № 39/69.

 

 


 


105. Система и компетенция органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

План:

1) понятие надзора и контроля, предмет надзора и контроля;

2) система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

3) общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

1) понятие надзора и контроля, предмет надзора и контроля

Содержание Главы 39 ТК выходит за рамки ее названия поскольку предметом надзора и контроля является соблюдение не только законодательства о труде, а также социально-партнерских соглашений, ЛНПА, индивидуальных договоров о труде.

Зак-во не раскрывает понятие надзор и контроль однако значение этих терминов свидетельствует о том, что они близки по смыслу: единство целей и задач, совпадение принципов организации деятельности. Надзор – это деятельность по обеспечению точного и единообразного исполнения правовых норм. Осуществление контроля направлено на проверку чьей-либо деятельности и ее оценку с точки зрения законности и других критериев.

Ряд государственных органов являются как надзорными, так и контрольными.

Смотреть указ 510.

Система органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде

Государственный контроль и надзор возлагается на:

1) Специально уполномоченные органы надзора и контроля;

2) РОГУ и иные гос. организации, подчиненные Правительству;

3) местные исполнительные и распорядительные органы;

4) органы прокуратуры;

Судебные органы.

К специально уполномоченным органам контроля и надзора относятся:

v Департамент государственной инспекции труда, который является единственным специализированным органом. Его функции конкретизированы в Положении о департаменте гос инспекции труда.

Задачи: осуществление контроля и надзора, выявление и пресечение нарушений законодательства о труде, координация деятельности органов государственного контроля и надзора, а также органов общественного контроля (п 5 Положения № 1581; 24 функции – п. 7).

Проведение проверок: плановых, внеплановых, контрольных и дополнительных.

Компетенция: внесение предложений о приостановлении или отмене действия противоречащих зак-ву о труде и об охране труда нормативных правовых актов, в том числе технических и локальных; наложение штрафов, применение санкций, вынесение предупреждений; анализ причин нарушений, подготовка предложений по их предотвращению.

v Департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС

В связи со строительством АЭС.

v Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС.

Задачи: осуществление гос надзора в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, обеспечение контроля за исполнением законодательства, предупреждение техногенных аварий и травматизма в организациях, эксплуатирующих опасные производственные и иные потенциально опасные объекты.

v Органы государственной службы занятости населения Министерства труда и соц.защиты

v Органы государственной экспертизы условий труда

v Органы государственного энергетического надзора «Белэнерго»,

v Органы и учреждения государственного санитарного надзора Минздрав

v Органы государственного пожарного надзора

Кроме них:

Ø Минтруда и соцзащиты. Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения.

Ø Структурные подразделения Министерства труда и соц.защиты областных и Минского горисполкома

Ø Органы ведомственного контроля

Ø Прокуратура

Ø Судебные органы

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде

Правом осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде обладают профсоюзы.

Общественный контроль базируется на принципах социального партнерства и законности.

Акты:

o Указ от 06.05.2010 № 240

o Постановление СМ от 29.06.2010 № 981 о некоторых мерах по реализации указа

o Закон «О профсоюзах»

o Инструкция «О порядке осуществления общественного контроля за соблюдением зак-ва об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организаций». Определяет правовой статус уполномоченных лиц по охране руда работников организаций, в которых не создан профсоюз.

Субъекты: представители профсоюзов (правовые (с высшим юр образованием) и технические инспекторы труда профсоюзов), находящиеся в трудовых отношениях с профсоюзом. В организациях, где не создан профсоюз, общественный контроль осуществляют лица, избранные на общем собрании работников – уполномоченные лица по охране труда (Инструкция труда и со защиты от 28 ноября 2008 года № 179)

Формы проведения общественного контроля (по указу 240):

§ проверки (кроме первичных профсоюзных организаций);

§ мониторинг (мероприятия по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав);

§ участие в работе коллегиальных органов, комиссий;

§ иные формы.

По предмету проверки: проверка соблюдения законодательства о труде; об охране труда; законодательства о профсоюзах и коллективные договоры и соглашения.

Первичные профсоюзные организации осуществляют общественный контроль только в отношении тех субъектов, в которых они созданы, в формах, не связанных с проведением проверок.

Порядок осуществления общественного контроля установлен положением, утвержденным указом 240. В нем определены: права и обязанности проверяющих и представителей контролируемых субъектов, вопросы планирования проверок, сроки и порядок их проведения, ограничения, порядок обжалования действий проверяющих и др.

Проверки могут осуществляться только при включении в план: не чаще 1 раза в 2 года и не ранее 2 лет с момента гос.регистрации ЮЛ.

В течение первых двух лет могут назначаться проверки:

· для участия в установленном законодательством порядке в расследовании причин несчастных случаев на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний;

· по заявлению контролируемого субъекта;

· при наличии у профсоюза информации, полученной от первичной профсоюзной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан. Анонимное заявление не является основанием для проведения таких проверок;

· для проверки устранения контролируемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по которым проверяющим выдано представление (далее - контрольная проверка).

              

Без включения в план назначаются проверки при наличии у профсоюза информации, полученной от:

· государственного органа, иной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о труде, об охране труда или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

· первичной профсоюзной организации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства о профсоюзах и (или) невыполнении коллективного договора (соглашения).

 

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства или факты неисполнения коллективного договора, составляется представление, обязательное для исполнения контролируемым субъектом. Действия контролирующего органа вместе с тем могут быть обжалованы.

 

 



2019-11-13 228 Обсуждений (0)
Статья 403. Случаи ограниченной материальной ответственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статья 403. Случаи ограниченной материальной ответственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)