Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Субъекты международного права



2019-11-13 1390 Обсуждений (0)
Раздел 2. Субъекты международного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по освоению темы

 

В науке международного права нет единства взглядов относительно понятия и перечня субъектов. Полагаем, что есть все основания, чтобы распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права.

Характеризуя понятие субъекта, следует разграничивать понятия субъект права, субъект международных правоотношений, субъект отношений, регулируемых международно-правовыми нормами.

В учебниках принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории основные (первичные) и производные (вторичные). К первой относятся государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость, ко второй - международные межправительственные организации, государствоподобные образования. Появилась иная классификация: правосоздающие и правоприменяющие субъекты, в соответствии с которой перечень субъектов может быть дополнен.

В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. Субъектом международного права признавались одновременно и творцы объективного международного права и носители субъективных прав и обязанностей. Это в первую очередь относится к государствам, которые являются основными субъектами международного права. Следует показать особенности правосубъектности государств. Какими иммунитетами обладает государство. Раскрывая содержание иммунитетов, следует учитывать положения международно-правовых актов и национального законодательства (АПК РФ, ГПК РФ).  

В международных отношениях принимают участие субъекты федераций. Объем их международной правосубъектности в различных федеративных государствах не одинаков. Студент должен сравнить международно-правовой статус субъектов Российской Федерации и зарубежных федераций. В отношении субъектов Российской Федерации важно определить объем международной правосубъектности. В этой связи имеют значение не только положения законодательства, доктринальные выводы, но и правовая позиция Конституционного Суда РФ, который проверил на соответствие Конституции РФ Конституции и уставы некоторых субъектов Российской Федерации.

Отдельный институт международного права– правопреемство. Нормы этого института кодифицированы: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 1983 г. Необходимо понимание основных правил правопреемства в соответствии с Венскими конвенциями.

Студент должен представлять, в каких случаях возникает вопрос о правопреемстве, в отношении каких объектов. Практическое значение имеет вопрос, как определяются справедливые доли при правопреемстве государственного имущества, государственных долгов. Следует обратить внимание на правопреемство в отношении членства в международных организациях, поскольку регулирование этих вопросов осуществляется обычно-правовыми нормами.

Особо следует выделить вопросы правопреемства Российской Федерации, в связи с чем, раскрыть содержание «теории континуитета». Студент должен сделать вывод, кем является Россия – правопреемником или продолжателем СССР.

В числе производных субъектов – международные организации. Правосубъектность международных организаций является производной и функциональной, что определяет ее объем и особенности реализации. На основе анализа учредительных актом международных организаций студент должен определить объем правосубъектности различных организаций.

При характеристике статуса международных организаций следует что некоторые организации обладают «наднациональностью». Существуют различные мнения, от однозначного принятия до полного отрицания этой правовой категории. Следует не только дать понятие, но и раскрыть правомочия, свидетельствующие о наднациональности.

В международных отношениях принимают участие и международные неправительственные организации, следует показать, в чем особенность их статуса, какими полномочиями они обладают. 

Оживленные дискуссии вызывает вопрос международно-правового статуса индивида. Многие ученые категорически отрицают его правосубъектность. В настоящее время права и обязанности индивида закреплены во многих международных договорах универсального и регионального характера. В связи с чем, в теории международного права традиционные взгляды переосмысливаются. 

Студент должен провести анализ международных договоров, нормы которых непосредственно обращены к индивидам.

План семинарского занятия

1. Понятие и виды субъектов международного права.

2. Государство – основной субъект международного права. Правовое регулирование вопросов иммунитета.

3. Федеративные государства как субъекты международного права. Международная правосубъектность членов федерации, участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях. Международные соглашения субъектов федерации.

4. Международно-правовое признание: понятие и значение, теории признания. Виды и формы признания.

5. Правопреемство государств.

6. Международная правосубъектность народов (нации).

7. Государственно-подобные образования.

8. Международная организация: понятие, черты, особенности ее правосубъектности.

9. Международная правосубъектность индивида.

Основные термины

Иммунитет государства, континуитет, признание de jure, признание de facto, наднациональность, международное юридическое лицо, признание ad hoc.

 

Контрольныевопросы

1. Каково содержание международной правосубъектности? 

2. Каких субъектов можно отнести к категории «правосоздающие» и «правоприменяюще» субъекты?

3. Что такое иммунитет государства? Какими иммунитетами обладает государство?

4. Какой статус имеют постоянно нейтральные государства? Какие государства обладают таким статусом?

5. В чем сущность декларативной и конституитивной теорий признания?

6. Каковы правовые последствия признания государств (признания правительств) признания органа борющейся нации, органа сопротивления?

7. Каково современное содержание принципа прав наций на самоопределение и его соотношение с принципом невмешательства во внутренние дела государств?

8. Каков объем международной правосубъектности субъектов федерации?

9. Каков статус договоров, заключаемых субъектом РФ с иностранным государством, субъектом федерации иностранного государства?

10. Каким образом осуществляется правопреемство в отношении многосторонних и двухсторонних международных договоров? Может ли государство преемник отказаться от международных договоров, заключенных государством-предшественником?

 11. Каким образом осуществляется правопреемство в отношении государственной собственности? Как определяются справедливые доли при правопреемстве государственной собственности?

12. Может ли государство- преемник автоматически стать членом международной организации, в которой членом было государство-предшественник?

13. Что такое наднациональность? Каково содержание данной правовой категории?

14. Является ли индивид субъектом международного права?

Рекомендованная литература

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. // Международное публичное право. Т.1. М., 1996.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов 1983 г. // Международное публичное право. Т.1. М., 1996.

Европейская Конвенция об иммунитете государств 1972 г // Междунар. частное право. Сб. документов. М.: Изд-во БЕК, 1997.

Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. // Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Т.1. М., 1996.

Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. // Там же.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г. // Там же.

О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

АПК РФ. М, 2005.

ГПК РФ, М, 2006.

Авдокушин А.В. Право наций на самоопределение следует конкретизировать / А.В. Авдокушин, В.Г. Маюров // Москов. журн. междунар. права. 1999. №3.

Бирюков П.Н. О международной договорной правоспособности субъектов Российской Федерации / П.Н. Бирюков // Правоведение. 1998. № 3.

Вельяминов Г. М. Правовой статус субъектов Российской Федерации / Г.М. Вельяминов // Москов. журн. междунар. права. 1995. № 2.

Жуков В.А. Юрисдикционные иммунитеты иностранных государств – вызов времени для России / В.А. Жуков // Юридический мир. 2001. № 10.

Игнатенко Г. В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации / Г.В. Игнатенко // Российский юридический журнал. 1995. № 1.

Канашевский В.А. Правовое положение международной организации как субъекта международного и гражданского права. /В.А. Канашевский // Правоведение. 2003. № 3.

Клапас Илиас. Правопреемство и континуитет в международном праве / Илиас Клапас // Моск. журн. междунар. права. 1992. № 4.

Ковлер А.И. Проблемы международного права в решениях Европейского Суда по правам человека (международная правосубъектность индивида и иммунитет государства) /А.И. Ковлер / Росс. ежегодник международного права. 2002.

Лаптев П.А. О правосубъектности индивида в свете международно-правовой защиты прав человека / П.А. Лаптев // Журн. российского права. 1999. № 2.

Лукашук И.И. Участие федеративных государств в международных договорах / И.И. Лукашук // Журнал российского права. 2003. № 5

Труженникова Л. Т. Доктрина международного права о правовом положении физического лица / Л.Т. Труженникова // Москов. журн. междунар. права. 1994. №4.

Ушаков Н. А. Государство в системе международно-правового регулирования / Н.А. Ушаков. М., 1997.

Ушаков Н. А. Проблемы теории международного права / Н.А. Ушаков. М., 1988.

Черниченко С. В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета / С.В. Черниченко // Российский ежегодник международного права, 1993-94. СПб., 1995.

Черниченко С. В. Континуитет, идентичность и правопреемство государств / С.В. Черниченко // Российский ежегодник междунар. права, 1996-97. СПб., 1998.

 

Задания

Задание 1.

Проведите соотношение категорий «субъект международного права», «субъект международных правоотношений», «субъект отношений, регулируемых международно-правовыми нормами».

 

Задание 2.

 

Охарактеризуйте современные подходы к международной правосубъектности. Кого можно отнести к «нетрадиционным субъектам»?

 

Задание 3.

 

Назовите основные (первичные) и производные (вторичные) субъекты международного права.

 

Задание 4.

 

Назовите особенности международной правосубъектности народов (наций), борющихся за свою независимость.

 

Задание 5.

 

Проведите анализ Конституций, Уставов субъектов РФ и определите объем их международной правосубъектности.

 

Задание 6.

                  

Дайте толкование норм Конституции РФ, федеральных законов «О международных договорах Российской Федерации» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» с точки зрения того, являются ли субъекты РФ субъектами международного права, а заключаемые ими соглашения — международными договорами.

 

Задание 7.

 

Найдите международные договоры, нормы которых непосредственно обращены к индивидам (укажите номера статей и краткое содержание нормы).

 

Задачи

 

Задача 1.

 

Российская организация осуществляла строительство небольшой гостиницы для Посольства для приема своих гостей на российской территории. Посольство не в полном объеме выполнило свои обязательства по оплате перед строительной компанией. Российское юридическое лицо подало иск в арбитражный суд РФ к Посольству иностранного государства. Посольство в ответ на иск заявило о своем иммунитете.

Какое решение должен принять арбитражный суд? Какие вопросы 

 

Задача 2.

 

Республика Науру в мае 1989 г. предъявила иск в Междуна­родный Суд против Австралии. В своем исковом заявлении Рес­публика Науру требовала, чтобы Суд признал материальную от­ветственность Австралии за экологи­ческую катастрофу, вызванную деятельностью метрополии по эксплуатации природных ресурсов Науру.

Республика Науру — маленькое островное государство в за­падной части Тихого океана с площадью территории всего 22 км2 и населением около 10 тыс. человек.

Территория Науру была одним из заморских владений Герма­нии с 1888 г, на острове были обнаружены богатей­шие залежи фосфатов. В силу ст. 119 Версальского договора Гер­мания вынуждена была отказаться от всех прав на свои владения в пользу держав победительниц. В соответ­ствии со ст. 22 Пакта Лиги Наций Науру было передано под со­вместное управление Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. В соответствии с условием мандата Государства обязаны были «...способствовать материальному и духовному благополу­чию и социальному прогрессу населения территории».

В 1919 году Австралия, Новая Зеландия и Великобритания за­ключили Договор о совместной эксплуатации фосфатовострова. На основе соглашения управление островом возлагалось на ад­министратора, назначенного от имени всех трех государств пра­вительством Австралии. В соответствии с этим же договором ис­ключительные права добычи и продажи фосфатов Науру получи­ла британская фосфатная компания, учредителями которой стали три перечисленных государства. В этом договоре указывалось также, что добыча фосфатов должна осуществляться с учетом по­требностей трех государств, а доходы от их продажи должны рас­пределяться между тремя государствами в следующем порядке: по 42% для Австралии и Великобритании и 16% — для Новой Зе­ландии. Какие-либо интересы населения Науру в договоре не упоминались.

После второй мировой войны Науру стала подопечной терри­торией системы опеки ООН. Соглашение об опеке возобновило мандат Австралии, Великобритании и Новой Зеландии на управ­ление Науру. В соответствии с положениями п. «Ь» ст. 76 Устава ООН государства, осуществляющие управление «территориями под опекой», обязаны способствовать политическому, экономи­ческому и социальному благополучию и повышению уровня об­разования населения этих территорий, а также их прогрессивно­му развитию в направлении к самоопределению и независимости.

В 1968 году Науру получила независимость.

Государство Науру обратилось в Международный Суд ООН. В заявлении Науру обвинила Австралию в том, что когда та была мандатарием, она не предприняла меры к получе­нию народом Науру выгод от эксплуатации полезных ископае­мых страны, а сама разработка фосфатов была столь хищничес­кой, что к моменту получения своей независимости их ресурсы были практически выработаны, а экологическое состояние Науру бедственным.

Правомерно ли заключение Договора о совместной эксплуатации фосфатов? Каков статус государства, находящегося по опекой? Несут ли ответственность колониальные метрополии? Будет ли Австралия привлечена к ответственности? 

Обоснуйте позицию государства Науру в Международном Суде ООН со ссылкой на соответствующие международно-правовые акты.

 

Задача 3.

 

Восточный Пакистан после образования Исламской Респуб­лики Пакистан в 1947 г. практически находился на положении колонии. Политика Пакистана была направле­на на подчинение бенгальского народа Восточного Пакистана и его эксплуатацию. Так, в конце 50-х и начале 60-х гг. 66% активов всех промыш­ленных предприятий, 70% средств страховых компаний и 80% банковских активов находились в Западном Пакистане. При рас­пределении государственных ассигнований и иностранной помо­щи основную часть получали Пенджаб и область Карачи. На долю Восточного Пакистана за первые десять лет приходилось лишь 1/5 государственных расходов на индустриализацию и 1/6 — на развитие культуры и образования. В 1948 — 1954 гг. из 966, 7 млн. рупий, ассигнованных на осуществление различных сельскохо­зяйственных проектов, 79, 6% получил Западный Пакистан. Ир­ригационные сооружения в Западном Пакистане, без которых в восточной провинции невозможно земледелие, не ремонтирова­лись и приходили в упадок. Должности на государственной службе, в вооруженных силах, в полиции занимали главным образом выходцы из Пенджаба или мусульмане-переселенцы из Индии: на долю бенгальцев приходилось менее 10% этих постов. Западные пакистанцы, считая всех жителей страны «единой нацией», и в качестве «национального языка» пытались навязать бенгальцам язык урду, хотя, согласно переписи 1951 года, урду был родным язы­ком только для 3, 3% населения страны, а в Восточном Пакистане урду был родным языком лишь для 0, 63% жителей.

Признанным лидером бенгальского национально-освободи­тельного движения была созданная в 1949 г. партия Народная лига (Авами лиг). На выборах в марте 1970 г., выступая под лозун­гами предоставления Восточному Пакистану широкой политичес­кой и экономической автономии в рамках единого Пакистана, про­ведения в стране прогрессивных социально-экономических ре­форм, Народная лига одер­жала победу. Из 169 мест, отведенных Восточному Пакистану в На­циональной ассамблее (всего в ней 313 депутатов), она получила 167. В Провинциальной ассамблее Народная лига получила 288 из 310. Эти результаты ясно выражали волю бенгальского народа. 

В ответ на это начался террор западных пакистанцев, следст­вием которого стала национально-освободительная борьба бен­гальской нации за самоопределение.

Какова правосубъектность наций (народов), борющихся за свою независимость? Определите, есть ли основания для признания права нации к самоопределению? Каковы критерии признания правительств борющихся наций? Каковы юридические последствия такого признания?

Обоснуйте ответ ссылками на международно-правовые акты.

 

Задача 4.

 

Постоянный представитель ОАР при ООН в январе 1968 г. в письме Генеральному Секретарю ООН указывал, что израильские войска на оккупированных землях пытают и убивают арабов, в особенности палестинских бе­женцев. Как показывают данные Ближневосточного агентства ООН для оказания помощи палестинским беженцам и организа­ции работ (БАПОР), в июле 1967 г. около 300 тыс. человек были вынуждены из-за репрессий оккупантов покинуть район Газы. Около 4 тыс. из них ушло в ОАР, а остальные были переселены на западный берег реки Иордан. Ежегодный доклад ООН (БАПОР) свидетельствует, что в результате войны 1967 г. на Ближнем Востоке число беженцев увеличилось на 525 тыс. человек, из которых 175 тыс. было из­гнано во второй раз. В Докладе было подтверждено, что арабские бе­женцы, изгнанные оккупантами с западного берега реки Иордан, районов Газы и Синая, испытывают голод, недостаток воды и жилья, нуждаются в одежде и медицинской помощи.

Израиль в спешном порядке принял меры по обработке земли в демилитаризованных зонах на границе с Сирией и Иорданией. Было экспроприировано свыше 300 тыс. га земли в арабской части Иерусалима, где построены дома для 7 тыс. ев­рейских семей.

«Нью-Йорк тайме» сообщила, что из района Газы выселены свыше 13 тыс. арабов, Только за 1 месяц израиль­тяне разрушили в Газе 1857 жилищ арабов, которые якобы меша­ли патрулированию труднодоступных районов.

В Средствах массовой информации Израиль заявил, что проблема беженцев относится к внутренней компетенции государства.

Каковы права арабского народа Палестины? Каковы юридические основания его борьбы за осуществление этих прав? Правомерно ли утверждение Израиля, защита беженцев исключительно внутригосударственное дело?

Имеют ли арабские беженцы право на получение компенсации за причиненный ущерб?

Подготовьте позицию Генерального секретаря ООН по данной ситуации.

 

Задача 5.

 

В июне 1997 г. делегация парламента Чеченской Республики вручила руководителям литовского сейма  (парламента) обращение президента Чеченской Республики с просьбой о признании независимости Чеченской Республики.

Аналогичные обращения были переданы также в парламенты Латвии и Эстонии. МИД России направил ноты республикам, в которой предупредил «о крайне негативных последствиях» для двусторонних отношений в случае положительного решения на обращение президента Чеченской Республики.

Каково значение признания для новых государств? В каких случаях возникает вопрос о признании государств? Есть ли основания для признания Чеченской Республики? Может ли Чеченская республика претендовать на статус народа, борющегося за независимость? Будут ли нарушены нормы международного права, если страны, о которых идет речь в задаче, признают Чеченскую Республику?

 

Задача 6.

 

20 апреля 1999 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам. В ст. 80 предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Договора прекращает свое действие в отношениях между Договаривающимися Сторонами Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанный в Улан-Баторе 23 сентября 1988 года.

Поясните, почему в текст Договора включены слова «отношениях между Договаривающимися Сторонами». Каков порядок правопреемства государств в отношении международных договоров?

 

Задача 7.

 

По требованию швейцарской компании Нога французский суд наложил арест на российское судно «Седов», прибывшее в г. Брест (Франция) для участия в международной регате. «Седов» является самым большим учебным парусным судном в мире и принадлежит Мурманскому государственному техническому университету.

МИД России заявил протест послу Франции и потребовал немедленно принять меры для освобождения судна. Россия расценила эти действия как нарушение основополагающих норм международного права.

Правомерны ли действия французского суда? Каков режим государственной собственности Российской Федерации и собственности резидентов Российской Федерации за границей?

 

 




2019-11-13 1390 Обсуждений (0)
Раздел 2. Субъекты международного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Субъекты международного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)