Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура региональных расходов.



2019-11-20 240 Обсуждений (0)
Структура региональных расходов. 0.00 из 5.00 0 оценок




           

       Зачем нужны регионы и чем они занимаются? Деньги есть, есть разная степень самостоятельности. Региональная власть находится в очень трудном положении. Губернатор должен решать очень много задач.

Сюжеты:

- полномочия надо делить с местным самоуправлением (это не только регионам, но еще и местному самоуправлению) - то, чем занимается губернатор, некий остаток между тем, чем занимается центр и местное самоуправление - в России происходит смешение власти: очень маленький перечень вопросом, чем именно занимаются регионы

- федеральный центр требует от регионов лояльнотси: требования к внутренней политике (стабильность, правильные результаты выборов): если они неправильные - губернатор может лишится поста - это неформальные требования, обязанности - очень серьезно этим занимаются

- оценка эффективности: какие целевые индикаторы разработать, чтобы оценивать работу губернаторов? что-то промежуточное между формальным и неформальным: возникло в срок правления Медведева (выборы отменили, но надо было оценивать) - эта система продолжает работать и сейчас (х2 усилена майскими указами) - большинство индикаторов недостижимо (и все об этом знают) - можно вызвать на ковер и обвинить; это решение антифедеральной задачи: ответственность регионов за федеральную политику (это плохо); демографические показатели, продолжительность жизни - за это несет ответственность; уровень бедности; ресурсов у губернаторов для реализации этого нет

 

Получается три огня:

- формальные полномочия

- неформальные полномочия

- оценка эффективности деятельности

 

       И что же делать? Губернатор должен быть активистом :) Многие люди в России не хотят быть губернаторами. Грубо говоря, непонятно, чем заниматься (полномочия одни, требования другие, а деньги?). Смысл и перспективы работы региональной власти? Губернаторский корпус в тупике.

Росстат http://www.gks.ru/  

ЦБСД http://cbsd.gks.ru/ →  региональный блок

 

очищать это окно!

 

https://fedstat.ru/ ЕМИСС → «численность работников организаций» → средняя численность за отчетный период с 2017 года → https://fedstat.ru/indicator/58132 (врп, социальные показатели - официальная безработица и мод). МОД более корректные (чем официально зарегистрированная) → выбирать отрасли производства (смотреть нужные - выделены капслоком).

 

«средняя заработная плата»

 

Где же искать нормальную статистику? Возвращаемся в РОССТАТ. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016

http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14s/Main.htm

 

среднедушевые доходы - то, что у вас в контракте прописано; реальные денежные налоги = минус налоги и остальные обязательные платежи (транспортный налог, к примеру)

 

А если нам необходима полная картина? Тоже на росстате. Смотреть перепись 10 года (НЕ СМОТРЕТЬ ПРОБНУЮ ПО 2018 ГОДУ!!!) → http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

 

Поменьше там написаны - субэтносы (поэтому не надо менять структуру таблицы).

 

Демоскоп: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0809/index.php

 

Национальность смотреть по переписи!

 

Где искать религию? Арена среда: http://sreda.org/arena (надо складывать христиан!).

 

Финансовая статистика - росказна: http://www.roskazna.ru/. За 18 год нужно смотреть ежемесячную отчетность за 1 января 2019 года. Скачала на 1 января. http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/

 

+- 1 процент - не показатель. Дефицит или профицит больше 10 процентов - проблема (колебание бюджетного баланса - могут наказать!).

 

Трансферты (безвозмездные поступления от других бюджетов

 

).

 

Типы трансфертов:

- дотации (выравнивание бюджетной обеспеченности; есть формула, по которым считается объем средств); прочие дотации

- субсидии (большие региональные проекты; все субсидии остаются)

- субвенции (сопровождают передачу полномочий центра → регионам; все неистраченные субвенции возвращаются в центр)

 

Политическая чувствительность трансфертов ограничена некоторыми типами трансфертов.

 

Зайти в:

- доходы, расходы, источники

- доходы

- список экспеля

 

Смотреть всё там.

 

Смотреть бюджет субъекта РФ.

 

Нужно открывать данные по регионам, искать, смотреть.

 

 

Индекс бюджетных расходов: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=116795 (правительство Чукотки вынуждено тратить больше денег на вызов скорой помощи, чем в Москве, к примеру). Для большинства регионов - меньше единицы. Но для некоторых больше.

 

Индекс инвестиционной привлекательности. РАЭКС Аналитика - https://raex-a.ru/ Регионы по инвестиционному потенциалу и риску.

Лекция

Апреля

 

Региональные политические акторы.

 

- формально-юридический путь (изучение конституции, федеральных законов); либеральный принцип разграничения полномочий и совместные компетенции

 

       Либеральный принцип - специфические полномочия - за федеральным центром; все остальные полномочия - полномочия регионов. Совместная компетенция (вслед за конституцией Германии) - полномочия и центров, и региона. Но как это вообще действует? Это способ не разграничивая полномочия, избежать проблемы конфликтов. Федеральный центр вправе принимать законы в сфере совместной компетенции, которые действуют на всей территории страны. Возможно постоянное регулирование тонкой надстройки. Федеральный закон более точным образом определяет, что именно делает центр; что именно делают регионы. Центр может забрать львиную долю себе - тогда это централизация; если наоборот (стратегическое регулирование этой сферы) - децентрализация. Правила и конкретные разграничения полномочий можно менять достаточно часто.

       Регионы имеют полное право решать самостоятельно, если центр не принимает решение в отношении какой-то сферы.

       Региональные парламенты. Региональные законы в соотвествии с федеральными. Регион должен быстро ликвидировать несоответствия в связи с правкой федеральных законах.

       Центр может сильно менять конкретное разграничение полномочий.

 

Проблемы:

- очень большая сфера совместной компетенции (большая доля того, чем занимаются регионы, находится в совместном ведении; связь с правительством)

- местное самоуправление (в конституции - нет; но в отличие от полномочий регионов они перечислены в специальном законе) - ловушка для регионов! - косвенным путем местные полномочия вычитаются из региональных (а они еще и пересекаются!)

 

       Трудно четким образом провести разграничительную линию. Когда пытаемся выяснить детали, понимаем, что работа региональной власти - множество элементов мозаики. Вопрос о четком разграничении поднимается на протяжении многих лет (Д.Н.Козак любит возвращаться к этим вопросам). Но эту тему так и не закрыли. Строгого разграничения полномочий нет - эффект совместной деятельности.

       Как итог: коллективная безответственность. Если возникает какая-то проблема, всегда легко перевести стрелки на нижестоящий уровень власти.

 

- анализ расходов регионов

 

       Есть региональная власть, есть региональный бюджет: на что он тратит деньги? Нефинансируемые мандаты (прописанные полномочии, на которых нет денег, поэтому они не реализуются).

       Регионы занимаются государственным регулированием. Полномочия, связанные с принятием решений, рецензированием. У регионов их не так много в этой сфере - на порядок больше делает федеральное правительство.

       Правило двух ключей: право на добычу нефти. Подпись от федерального правительства и губернатора. Губернаторы были важными действующими лицами. Компании ТЭКа были заинтересованы в том, чтобы ставить своих губернаторов. ЯНАО. Но губернатор не принимал единоличного решения.

       Но эти времена остались в счастливом губернаторском прошлом. Губернаторы не влияют на распределении рецензий, но остаются на другие полезные ископаемые! Если нужны месторождения цемента, к примеру, и иные строительные материалы.

       Региональная власть может влиять на средний и малый бизнес (крупный - федеральный!).

       Регионы являются собственниками. Большими или малыми - по-разному. Государственное имущество: федеральное и региональное. Государственное имущество было всё в 90-е, потом в регионах - приватизация. Но теперь все распродали. В некоторых регионах власти были хозяйственниками - пытались регулировать экономику через государственные предприятия. ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), РГУП - полностью региональная собственность. Ситуация в регионах очень разные.

       Государственные предприятия могут быть разными. Региональный ГУП, например, Московское метро.

       Татарстан - последный бастион государственной собственности (в региональном ведении - ключевые предприятия). Башкирия была подобна, но потом там сменились власти - произошла распродажа. Вместе с вертикалью власти в регион приходят местные ФПГ, чтобы региональная власть делилась собственностью во имя политических позиций (некий торг: вы остаетесь в власти - а нам отдаете постепенно предприятия).

       Если собственность действующая - дивиденды, если продают - доходы от продажи имущества.

 

       Губернаторский корпус стал более зависим от центра - трудная ситуация с полномочиями. Региональная власть должна обеспечивать политическую стабильность в регионе. Тема электоральных обязательств перед центром - спекулятивна, однако губернаторов увольняют частенько - Якутии и Алтайского края - должностей лишились (самый низкий рейтинг у Путина). Центр следит за общественно-политической ситуации в регионах - оценивает эффективность губернаторов по результатам выборов.

       Политика, в соответсвии с которой требования к губернаторам воспринимаются оценкой эффективности. Далее, губернаторы должны реализовывать майские указы Путина (и 14, и этого года). Плюс, национальные проекты, за которые отвечает центр, но значительная часть задач ложится на регионы. Учитывая политическую зависимость губернаторов, они заботятся о вещах, влияющих на их политическую карьеру.

       Оценка эффективности: и кнут, и пряник. Официальная практика в том, что хороших награждают пряником (первые 20 регионов в рейтинге эффективности получают гранты). А находящиеся внизу так и остаются внизу. Но иногда проводят показательные порки в отношении тех, кто занимает низкие позиции.

Чего хочет центр от регионов? 15 направлений (за которыми точно следят)

- федеральные задачи, перекладываемые на регионы (нужна помощь!) - нет прямого отношения к региональной компетенции, но вовлекают

• обеспечение уровня доверия к власти (то есть и за рейтинг Президента, и за свой собственный); как это делать? вопрос другой, центр методику не даёт

- вопросы дорожного хозяйства

- качество и благоприятность среды обитания (ЖКХ, доступность жилья, доля городов с благоприятной городской средой (ещё не определено, что это))

- качество окружающей среды (но что же это?)

- развитие малого и среднего бизнеса

- развитие несырьевого сектора в регионах (задача, с которой не справляется центр, перекладывается на регионы)

- демографические проблемы (как отвечать за это - непонятно)

- инвестиционный климат (тоже не очень понятно, как) - прежде всего частных инвестиций

 

Расходная политика

 

       Смотрим на диаграмму: более половины бюджетных средств составляет социальная сфера, но есть и неприятные вопросы: их размеры не очень большие; они могут то наращиваться, то сокращаться.

       Федеральный центр переложил на регионы социальную сферу - а это для них тяжело. Но приходится с этим справляться. В основном они вынуждены заниматься социалкой, не желая того. А она состоит из финансирования бюджетных учреждений: образование (больше) и здравоохранение. Образование: среднее, среднее специальное и дошкольное (школы и детские сады). По факту, это основная часть расходов: зарплаты учителям - основная статья расходов. А бюджетникам надо доводить зарплаты для определенного уровня - по майским указам.

       Школ и детских садов много - бюджетников много - зарплаты маленькие - кардинально их не повысить. Что же делать? В значительной части регионов эти задачи не решены.

       Здравоохранение. Очень сильно менялись. Полномочия бывают совместными у региона и местного самоуправления. Местное самоуправление отказалось от финансирования здравоохранения. То есть образование на плечах и регионов, и местного самоуправления, то здравоохранение - только на регионах. Очень серьезное сокращение расходов: сокращения работников, учреждений (те, кто остался, получает нормально). Поэтому планка средней зарплаты по здравоохранению поднята, а по образованию - нет.

       Социальная политика. Специфическая статья. Она растущая, важная. Связана с многочисленными пособиями, субсидиями - с тем, что выплачивается разным категориям граждан.

       Регионы, с одной стороны, хотят заниматься красивыми делами, с другой стороны, они вынуждены заниматься какими-то незначительными делами.

       Инфраструктура (ЖКХ, дорожное хозяйство). ЖКХ - выход государства из этой сферы, снижение государственных расходов, различие между регионами. Некоторые финансируют ЖКХ, а где-то это коммерческая сфера. Высокие расходы на ЖКХ встречаются в северных регионах - там нельзя отпускать ЖКХ на свободу. Минимизация количества аварийного жилья.

       Дорожное хозяйство. Те дороги, которые находятся в управлении регионов и муниципалитетов. Есть большие трассы, управляемые федеральным; есть региональные; есть муниципальные. То есть определенным образом финансирование распределяется. Роль регионов в финансировании дорог увеличивается. Строительство дороги, моста - то, что приятно открывать (есть и финансовое, и коррупционное составляющие).

 

Структура региональных расходов:

- образование всегда на первом месте (но структура волнообразная)

- здравоохранение (был примерно такой же тренд, а потом резкое снижение расходов, а потом перед выборами повышение)

- социальная политика (выходит на первое место, государство формирует клиентелу; 17-18 год - очень серьезный рост)

- ЖКХ - тренд к сокращению расходов на эту сферу с небольшим ростом к президентским выборам

- дороги: расходы были небольшими, потом на регионы возложили больше задач, небольшой спад, потом рост

 

       Образование всегда в приоритете, но волны заметны. Здравоохранение не в приоритете. Социальная политика - растущий приоритет.

       …

 

       Вот вопросы, которыми занимается региональная политика. Фактическое разграничение полномочий в РФ. Не вполне понятна перспектива: государство тратит деньги на эти сферы, но не хочет этого делать. То есть расходы производятся, они оптимизуются. Они - могильщики советской власти. Они так или иначе вынуждены демонтировать эту сферу, сохраняя высокое участие в сфере образования. Но демонтаж возможен скоро.

       Стратегически непонятно, чем должны заниматься регионы. Какие из них считать перспективными?

       Сугубо текущая, изменчивая ситуация. По всем направлениям в среднем по стране произошел небольшой рост: ситуация электорального 2018 года.

 

Полномочия ВДЛ[1]

 

4 группы акторов в регионах:

- исполнительная власть

- законодательная власть

- местное самоуправление

- территориальные подразделения федеральных органов власти (федералы)

 

       Каждый из этих углов имеет внутреннюю структуру, между ними - определенные отношения. Как они взаимодействуют? Балансы ветвей власти.

       В нынешних условиях федеральный центр стремиться всё это контролировать, но там происходить борьба за ресурсы. Может быть связано с федеральным центром - сложная позиционная игра. Часть - в регионе, часть - в федеральном центре.

 



2019-11-20 240 Обсуждений (0)
Структура региональных расходов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура региональных расходов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)