Структура региональных расходов.
Зачем нужны регионы и чем они занимаются? Деньги есть, есть разная степень самостоятельности. Региональная власть находится в очень трудном положении. Губернатор должен решать очень много задач. Сюжеты: - полномочия надо делить с местным самоуправлением (это не только регионам, но еще и местному самоуправлению) - то, чем занимается губернатор, некий остаток между тем, чем занимается центр и местное самоуправление - в России происходит смешение власти: очень маленький перечень вопросом, чем именно занимаются регионы - федеральный центр требует от регионов лояльнотси: требования к внутренней политике (стабильность, правильные результаты выборов): если они неправильные - губернатор может лишится поста - это неформальные требования, обязанности - очень серьезно этим занимаются - оценка эффективности: какие целевые индикаторы разработать, чтобы оценивать работу губернаторов? что-то промежуточное между формальным и неформальным: возникло в срок правления Медведева (выборы отменили, но надо было оценивать) - эта система продолжает работать и сейчас (х2 усилена майскими указами) - большинство индикаторов недостижимо (и все об этом знают) - можно вызвать на ковер и обвинить; это решение антифедеральной задачи: ответственность регионов за федеральную политику (это плохо); демографические показатели, продолжительность жизни - за это несет ответственность; уровень бедности; ресурсов у губернаторов для реализации этого нет
Получается три огня: - формальные полномочия - неформальные полномочия - оценка эффективности деятельности
И что же делать? Губернатор должен быть активистом :) Многие люди в России не хотят быть губернаторами. Грубо говоря, непонятно, чем заниматься (полномочия одни, требования другие, а деньги?). Смысл и перспективы работы региональной власти? Губернаторский корпус в тупике. Росстат http://www.gks.ru/ ЦБСД http://cbsd.gks.ru/ → региональный блок
очищать это окно!
https://fedstat.ru/ ЕМИСС → «численность работников организаций» → средняя численность за отчетный период с 2017 года → https://fedstat.ru/indicator/58132 (врп, социальные показатели - официальная безработица и мод). МОД более корректные (чем официально зарегистрированная) → выбирать отрасли производства (смотреть нужные - выделены капслоком).
«средняя заработная плата»
Где же искать нормальную статистику? Возвращаемся в РОССТАТ. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138625359016 ↓ http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14s/Main.htm
среднедушевые доходы - то, что у вас в контракте прописано; реальные денежные налоги = минус налоги и остальные обязательные платежи (транспортный налог, к примеру)
А если нам необходима полная картина? Тоже на росстате. Смотреть перепись 10 года (НЕ СМОТРЕТЬ ПРОБНУЮ ПО 2018 ГОДУ!!!) → http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
Поменьше там написаны - субэтносы (поэтому не надо менять структуру таблицы).
Демоскоп: http://www.demoscope.ru/weekly/2019/0809/index.php
Национальность смотреть по переписи!
Где искать религию? Арена среда: http://sreda.org/arena (надо складывать христиан!).
Финансовая статистика - росказна: http://www.roskazna.ru/. За 18 год нужно смотреть ежемесячную отчетность за 1 января 2019 года. Скачала на 1 января. http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/1019/
+- 1 процент - не показатель. Дефицит или профицит больше 10 процентов - проблема (колебание бюджетного баланса - могут наказать!).
Трансферты (безвозмездные поступления от других бюджетов ).
Типы трансфертов: - дотации (выравнивание бюджетной обеспеченности; есть формула, по которым считается объем средств); прочие дотации - субсидии (большие региональные проекты; все субсидии остаются) - субвенции (сопровождают передачу полномочий центра → регионам; все неистраченные субвенции возвращаются в центр)
Политическая чувствительность трансфертов ограничена некоторыми типами трансфертов.
Зайти в: - доходы, расходы, источники - доходы - список экспеля
Смотреть всё там.
Смотреть бюджет субъекта РФ.
Нужно открывать данные по регионам, искать, смотреть.
Индекс бюджетных расходов: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=116795 (правительство Чукотки вынуждено тратить больше денег на вызов скорой помощи, чем в Москве, к примеру). Для большинства регионов - меньше единицы. Но для некоторых больше.
Индекс инвестиционной привлекательности. РАЭКС Аналитика - https://raex-a.ru/ Регионы по инвестиционному потенциалу и риску. Лекция Апреля
Региональные политические акторы.
- формально-юридический путь (изучение конституции, федеральных законов); либеральный принцип разграничения полномочий и совместные компетенции
Либеральный принцип - специфические полномочия - за федеральным центром; все остальные полномочия - полномочия регионов. Совместная компетенция (вслед за конституцией Германии) - полномочия и центров, и региона. Но как это вообще действует? Это способ не разграничивая полномочия, избежать проблемы конфликтов. Федеральный центр вправе принимать законы в сфере совместной компетенции, которые действуют на всей территории страны. Возможно постоянное регулирование тонкой надстройки. Федеральный закон более точным образом определяет, что именно делает центр; что именно делают регионы. Центр может забрать львиную долю себе - тогда это централизация; если наоборот (стратегическое регулирование этой сферы) - децентрализация. Правила и конкретные разграничения полномочий можно менять достаточно часто. Регионы имеют полное право решать самостоятельно, если центр не принимает решение в отношении какой-то сферы. Региональные парламенты. Региональные законы в соотвествии с федеральными. Регион должен быстро ликвидировать несоответствия в связи с правкой федеральных законах. Центр может сильно менять конкретное разграничение полномочий.
Проблемы: - очень большая сфера совместной компетенции (большая доля того, чем занимаются регионы, находится в совместном ведении; связь с правительством) - местное самоуправление (в конституции - нет; но в отличие от полномочий регионов они перечислены в специальном законе) - ловушка для регионов! - косвенным путем местные полномочия вычитаются из региональных (а они еще и пересекаются!)
Трудно четким образом провести разграничительную линию. Когда пытаемся выяснить детали, понимаем, что работа региональной власти - множество элементов мозаики. Вопрос о четком разграничении поднимается на протяжении многих лет (Д.Н.Козак любит возвращаться к этим вопросам). Но эту тему так и не закрыли. Строгого разграничения полномочий нет - эффект совместной деятельности. Как итог: коллективная безответственность. Если возникает какая-то проблема, всегда легко перевести стрелки на нижестоящий уровень власти.
- анализ расходов регионов
Есть региональная власть, есть региональный бюджет: на что он тратит деньги? Нефинансируемые мандаты (прописанные полномочии, на которых нет денег, поэтому они не реализуются). Регионы занимаются государственным регулированием. Полномочия, связанные с принятием решений, рецензированием. У регионов их не так много в этой сфере - на порядок больше делает федеральное правительство. Правило двух ключей: право на добычу нефти. Подпись от федерального правительства и губернатора. Губернаторы были важными действующими лицами. Компании ТЭКа были заинтересованы в том, чтобы ставить своих губернаторов. ЯНАО. Но губернатор не принимал единоличного решения. Но эти времена остались в счастливом губернаторском прошлом. Губернаторы не влияют на распределении рецензий, но остаются на другие полезные ископаемые! Если нужны месторождения цемента, к примеру, и иные строительные материалы. Региональная власть может влиять на средний и малый бизнес (крупный - федеральный!). Регионы являются собственниками. Большими или малыми - по-разному. Государственное имущество: федеральное и региональное. Государственное имущество было всё в 90-е, потом в регионах - приватизация. Но теперь все распродали. В некоторых регионах власти были хозяйственниками - пытались регулировать экономику через государственные предприятия. ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), РГУП - полностью региональная собственность. Ситуация в регионах очень разные. Государственные предприятия могут быть разными. Региональный ГУП, например, Московское метро. Татарстан - последный бастион государственной собственности (в региональном ведении - ключевые предприятия). Башкирия была подобна, но потом там сменились власти - произошла распродажа. Вместе с вертикалью власти в регион приходят местные ФПГ, чтобы региональная власть делилась собственностью во имя политических позиций (некий торг: вы остаетесь в власти - а нам отдаете постепенно предприятия). Если собственность действующая - дивиденды, если продают - доходы от продажи имущества.
Губернаторский корпус стал более зависим от центра - трудная ситуация с полномочиями. Региональная власть должна обеспечивать политическую стабильность в регионе. Тема электоральных обязательств перед центром - спекулятивна, однако губернаторов увольняют частенько - Якутии и Алтайского края - должностей лишились (самый низкий рейтинг у Путина). Центр следит за общественно-политической ситуации в регионах - оценивает эффективность губернаторов по результатам выборов. Политика, в соответсвии с которой требования к губернаторам воспринимаются оценкой эффективности. Далее, губернаторы должны реализовывать майские указы Путина (и 14, и этого года). Плюс, национальные проекты, за которые отвечает центр, но значительная часть задач ложится на регионы. Учитывая политическую зависимость губернаторов, они заботятся о вещах, влияющих на их политическую карьеру. Оценка эффективности: и кнут, и пряник. Официальная практика в том, что хороших награждают пряником (первые 20 регионов в рейтинге эффективности получают гранты). А находящиеся внизу так и остаются внизу. Но иногда проводят показательные порки в отношении тех, кто занимает низкие позиции. Чего хочет центр от регионов? 15 направлений (за которыми точно следят) - федеральные задачи, перекладываемые на регионы (нужна помощь!) - нет прямого отношения к региональной компетенции, но вовлекают • обеспечение уровня доверия к власти (то есть и за рейтинг Президента, и за свой собственный); как это делать? вопрос другой, центр методику не даёт - вопросы дорожного хозяйства - качество и благоприятность среды обитания (ЖКХ, доступность жилья, доля городов с благоприятной городской средой (ещё не определено, что это)) - качество окружающей среды (но что же это?) - развитие малого и среднего бизнеса - развитие несырьевого сектора в регионах (задача, с которой не справляется центр, перекладывается на регионы) - демографические проблемы (как отвечать за это - непонятно) - инвестиционный климат (тоже не очень понятно, как) - прежде всего частных инвестиций
Расходная политика
Смотрим на диаграмму: более половины бюджетных средств составляет социальная сфера, но есть и неприятные вопросы: их размеры не очень большие; они могут то наращиваться, то сокращаться. Федеральный центр переложил на регионы социальную сферу - а это для них тяжело. Но приходится с этим справляться. В основном они вынуждены заниматься социалкой, не желая того. А она состоит из финансирования бюджетных учреждений: образование (больше) и здравоохранение. Образование: среднее, среднее специальное и дошкольное (школы и детские сады). По факту, это основная часть расходов: зарплаты учителям - основная статья расходов. А бюджетникам надо доводить зарплаты для определенного уровня - по майским указам. Школ и детских садов много - бюджетников много - зарплаты маленькие - кардинально их не повысить. Что же делать? В значительной части регионов эти задачи не решены. Здравоохранение. Очень сильно менялись. Полномочия бывают совместными у региона и местного самоуправления. Местное самоуправление отказалось от финансирования здравоохранения. То есть образование на плечах и регионов, и местного самоуправления, то здравоохранение - только на регионах. Очень серьезное сокращение расходов: сокращения работников, учреждений (те, кто остался, получает нормально). Поэтому планка средней зарплаты по здравоохранению поднята, а по образованию - нет. Социальная политика. Специфическая статья. Она растущая, важная. Связана с многочисленными пособиями, субсидиями - с тем, что выплачивается разным категориям граждан. Регионы, с одной стороны, хотят заниматься красивыми делами, с другой стороны, они вынуждены заниматься какими-то незначительными делами. Инфраструктура (ЖКХ, дорожное хозяйство). ЖКХ - выход государства из этой сферы, снижение государственных расходов, различие между регионами. Некоторые финансируют ЖКХ, а где-то это коммерческая сфера. Высокие расходы на ЖКХ встречаются в северных регионах - там нельзя отпускать ЖКХ на свободу. Минимизация количества аварийного жилья. Дорожное хозяйство. Те дороги, которые находятся в управлении регионов и муниципалитетов. Есть большие трассы, управляемые федеральным; есть региональные; есть муниципальные. То есть определенным образом финансирование распределяется. Роль регионов в финансировании дорог увеличивается. Строительство дороги, моста - то, что приятно открывать (есть и финансовое, и коррупционное составляющие).
Структура региональных расходов: - образование всегда на первом месте (но структура волнообразная) - здравоохранение (был примерно такой же тренд, а потом резкое снижение расходов, а потом перед выборами повышение) - социальная политика (выходит на первое место, государство формирует клиентелу; 17-18 год - очень серьезный рост) - ЖКХ - тренд к сокращению расходов на эту сферу с небольшим ростом к президентским выборам - дороги: расходы были небольшими, потом на регионы возложили больше задач, небольшой спад, потом рост
Образование всегда в приоритете, но волны заметны. Здравоохранение не в приоритете. Социальная политика - растущий приоритет. …
Вот вопросы, которыми занимается региональная политика. Фактическое разграничение полномочий в РФ. Не вполне понятна перспектива: государство тратит деньги на эти сферы, но не хочет этого делать. То есть расходы производятся, они оптимизуются. Они - могильщики советской власти. Они так или иначе вынуждены демонтировать эту сферу, сохраняя высокое участие в сфере образования. Но демонтаж возможен скоро. Стратегически непонятно, чем должны заниматься регионы. Какие из них считать перспективными? Сугубо текущая, изменчивая ситуация. По всем направлениям в среднем по стране произошел небольшой рост: ситуация электорального 2018 года.
Полномочия ВДЛ[1]
4 группы акторов в регионах: - исполнительная власть - законодательная власть - местное самоуправление - территориальные подразделения федеральных органов власти (федералы)
Каждый из этих углов имеет внутреннюю структуру, между ними - определенные отношения. Как они взаимодействуют? Балансы ветвей власти. В нынешних условиях федеральный центр стремиться всё это контролировать, но там происходить борьба за ресурсы. Может быть связано с федеральным центром - сложная позиционная игра. Часть - в регионе, часть - в федеральном центре.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |