Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Акторы региональной политики в России



2019-11-20 332 Обсуждений (0)
Акторы региональной политики в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       Представлены зачастую и в исполнительных, и законодательных региональных органов власти.

 

Партии в Российских регионах

 

       Региональные партийные отделения. Есть партия власти (доминирующая). Но есть и девиантное случаи: когда губернатор не в ЕР (и ЕР в оппозиции к действующей региональной исполнительной власти). К примеру, Иркутская область.

       Системная оппозиция: три партии парламентской оппозиции. Но на региональном уровне партийная конфигурация может быть иной: какая-то партия может и не присутствовать (ЛДПР или Справедливая Россия - где очень доминирует ЕР). Бывают иногда «Патриоты России», «Родина». Правда, расширяют свое представительство «Коммунисты России» - спойлер КПРФ, намеренно продвигается для этого.

       Непарламентская оппозиция. Иногда даже и думские партии - ЛДПР и Справедливая Россия. И некоторые мелкие партии, которые не способны обрести парламентский статус. Есть партии, которые вообще не подтверждают свой партийный статус, а некоторые из них вообще в выборах не участвуют - то есть они (вероятно) специально созданы. Ведется дискуссия, надо ли их проверить и закрыть. Скорее всего, количество партий сократится к ближайшим думским выборам. Но иногда какие-то партии оживляются. Часто это связано с тем, что партия власти хочет сделать квоту. Либо это интересы местных групп влияния (бизнес групп). Чаще бывает второе - партия приватизируется местным бизнесом, который проходит в местный парламент.

       Несистемная оппозиция. Не можем говорить, что она - участник партийной системы. Но между ними возможны конфликты. Могут возникать ситуативные альянсы (к примеру, Яблоко + представители общественности).

 

Руководство партийных отделений

 

- консолидированное ли оно (там единоначалие) или там полицентризм (различные органы управления партии или борьба между партийными группами)

- интересен неформальный статус партии в регионе

- ротация партийных лидеров (застой - не меняется руководство / частые ротации, которые могут быть даже ежегодными!); почему? эффективной управителей; есть ли практика отвественности за результат? (если выборы прошли плохо - меняют ли секретаря?) - у ЕР система отстроена правильнее - сменяемость руководителей связана с электоральными причинами (частые ротации); внутрипартийный застой обычно у ЛДПР, СР (у КПРФ - реже: там раскол между старыми и новыми партийными активистами - к примеру, Хабаровский край) 

 

       В региональной организации ЕР есть элемент некого двоевластия. Там есть совет (в нем есть секретарь - мы ассоциируем его руководителем) отделения и исполнительный комитет (работает постоянно; встроен во внутрипартийную вертикаль; руководитель может быть влиятельным). Аппаратная вертикаль. Совет - собрание определенных элит (не всегда это члены ЕР, но всегда это люди неслучайные). У совета есть президиум (так как там много человек). Президиум работает больше и чаще. Региональное политбюро - президиум регионального отделения партии. Руководитель - секретарь совета. Откуда они берутся? как они меняются?

- сильно связана с избирательными кампания - до или после выборов

- сменяемость губернаторов (инициатива губернатора сменить руководителя на более удобную, выгодную себе фигуру)

       У партии есть своя дилемма: золотой кадровый резерв из ГД и СФ (крупные партийные засвеченные фигуры). Стоит или не стоит делать депутатов ГД руководителями региональных партийных организаций? Если да, кому давать, кому нет? Губернаторам непосредственно? (а они хотели лично возглавлять партийные организации) - некоторым это было позволено сделать, но в целом - нет. «Нельзя, но, если очень хочется, можно».

       Депутаты ГД и Сенаторы - Москвичи! Должны работать здесь, в регионах они появляются не очень часто. То есть это крупная партийная фигура, неправильно и неэффективно нагружать её партийной работой. Депутаты ГД и сенаторы не должны работать партийными секретарями (но единичные исключения возможны).

       Наиболее распространенная практика - спикер регионального заксобрания (или его первый заместитель, или глава фракции) становятся руководителями партийных отделений. Но это не исключает частые ротации.

           

       КПРФ - единоначалие в региональной партийной организации. Первый секретарь - партийный лидер в регионе (он - часто руководитель фракции в региональной легислатуре). Если ты занимаешься партийной работой, то делать тебе в ГД нечего. Лет 10-8 назад это озвучивалось. Но есть влиятельные партийные деятели, что лишить их поста руководителя региональной организации невозможно. Количество депутатов КПРФ сократилось в 2016, поэтому проблема не столь актуальна.

 

       ЛДПР. Не всегда есть единоначалие - скорость ротации партийных руководителей бывает просто бешеная (есть элементы волюнтаризма). Формальным руководителем является координатор. Но во многих регионах координатором может быть «мальчик», который не имеет никакого политического веса. Но есть ли какие-то более влиятельные фигуры? Депутаты в госдуме (некоторые из них курируют регионы). Или руководитель фракции в региональной легислатуре. То есть влияние плюрально: это могут быть разные люди с разными отношениями между собой. Партия заряжена на то, чтобы воспитать молодых карьеристов.

           

       Справедливая Россия. История создания интересная: «Родина» + «Пенсионеры» + «Жизнь». Достаточно сложное распределение региональных постов: чтобы у каждой из этих партий был руководящий пост. Объединить все три партии на уровне конкретных регионов невозможно. Но сегодня есть единоличное руководство. «Жизнь» победила «Родину». Миронову была ближе его партия «Жизни». Во многих регионах они стали единоличными руководителями организации.

 

       Все пытаются создать депутатскую вертикаль. Это диалоговые площадки, где выступают депутаты всех уровней. Федеральный, региональный и муниципальный уровень. Все депутаты всех уровней! Такая практика есть у СР, у КПРФ, отчасти у ЕР, у ЛДПР, пожалуй, нет.

 

       Как выстраиваются отношения между центральным руководством партии и региональными отделениями?

- центр стремится жестко влиять

- влияет на кадровую политику

- регионы могут сопротивлятья, вставать в оппозицию собственному партийному руководству

       Что делают?

- есть партийные кураторы (депутаты наделяются дополнительной нагрузкой: к примеру, Олег Милов - куратор Дальнего Востока, хотя он - из Питера)

- в ЕР есть МКС (межрегиональный координационный совет) с партийным куратором - смотрит за определенными регионами

- кто становится куратором и как распределяются территории? у ЕР интересная парти: то создавали маленькие МКС, но сейчас система привязана к федеральным округам (есть своя география и человек, который ответственен за происходящее в субъектах федерации)

 

       Внутри партии есть свои клиентелы со своими лидерами и связями. Это могут быть крупные партийные спонсоры (которые являются депутатами). Это есть в СР, может, в ЛДПР и КПРФ (у последних - практика распределения ресурсов между бизнесменами и старым партийным активом). Ну а в ЕР клиентел много.

       Надо изучать думскую фракцию, которые могут быть лидерами внутрипартийных клиентел! ЕР - не консолидированный политический субъект. ЕР как партия власти формировалась как структура коалиционная. Надо понимать, что это организация зонтичного типа. Просто принадлежность к ней ничего не дает, скорее, наоборот, политические игроки могут быть ситуативно заинтересованы в вхождении в ЕР.

       ЕР внутренне сложная и конфликтная организация. ЕР создавалась из «Единства» , «Отечества» и «Всей Россией». До сих пор клиентелы, которые тяготели к разным организациям, до сих пор существуют! Попытка объединить элиты приводят к тому, что внутренние клиентелы борются между собой. На региональном уровне может быть даже сложнее, потому что меняются губернаторы и руководители партийных объединений (а всё это клиентелы), может и бизнес влиять! со своей клиентелой!

       Поэтому ЕР проводит праймерис - снимает часть противоречий, отсеивая неугодные группы элиты.

       У других партий (парламентской оппозиции) почти отсутствуют публичные процедуры: в режиме ручного управления подбирают кандидатов. У них модель приватизации регионального отделения одним актором чаще: бывает у Справедливой России; такое случается и у ЛДПР и КПРФ (но тут выше значимость партийного актива).

       Проблема конфликта между новыми и старыми партийными элитами. КПРФ - наиболее яркий кейс. Размежевание между бизнесом и старым активом.

       Обращать внимание на связь партии и бизнеса! И на то, что партии сами по себе могут быть бизнесом! Региональные партийные организации должны на что-то жить: это приводит к деградации партийной системы, когда деятельность превращается в бизнес (продажа мест в списках, к примеру). Там появляются ненадежные бизнесмены из-за этого - низкий уровень институционализации партийной системы (высокая значимость межпартийных переходов - из партии в партию). То есть бизнесмены покупают места в списке: у какой партии дешевле (от этого и переход). Взаимные переходы обычно между ЕР и СР (партия второго уровня для элиты).

       Институционализация партийных систем ограниченная. Из-за вышеописанных практик. Само отношение элит к партиям тоже весьма скептическое. Многие влиятельные люди предпочитают быть самовыдвиженцами - можно исследовать этот феномен.


 

       Федеральные бизнес-группы. Бизнес - рациональный игрок, без оснований в регионе ему участвовать ненужно. Надо понимать их полномочия, смотреть на принимаемые ими решения.   

       ФПГ. Есть общефедеральные политические цели:

- формирование своей клиентелы (чтобы их продвигать на федеральные должности в правительство)

- поддержание политического имиджа корпорации (может быть выгодно располагать влиянием в регионах)

       В России выросла роль государственных корпораций, они могут оказывать влияние на процессы назначения губернаторов. Госкорпорациям сейчас проще: Ростех (предприятия в регионах, сильные позиции в Администрации Президента и в Правительстве), ранее активным игроком были РЖД (когда Якунин возглавлял), но сейчас - нет. Нужно скептически относиться к влиянию ТЭКовских гигантов. Ресурсов много, но они локализованы. Им не столь уж нужны лояльные региональные чиновники, посколько вопросы о нефти решаются на федеральном уровне, а губернаторы не принимают решений, которые были бы важны им.

       Мы не должны ожидать, что крупные корпорации стремятся обладать властью в регионах.

       Частные олигархические группы. Пик попыток компаний влиять. Наиболее активные игроки: ранее Лукойл (один из главных лоббистов), ранее группа Альфа (сегодня она вообще по-другому выглядит; Фридман…Ренова, Вексельберг), взлет и падение Ходорковского (попытка создания мощной сети влияния в региона), Норильский никель (были и остаются крупными игроками).

       Новые истории:

- Тимченко

- Ротенберг

- Ковальчук 

       Остатки олигархии 90-х годов. Усманов «Металлинвест», Рашников… Локализованные интересы (в субъекте федерации). Но они там пытаются контролировать политические процессы. В Липецкой области не получается.

       Могут конвертировать экономические ресурсы в политические. Но далеко не все пытаются так сделать. Правильнее анализировать полномочия. Где возникает взаимный интерес?

- лицензирование (оно давно уже федеральное, поэтому лишь уровня цементного сырья)

- тарифная политика (региональная власть устанавливает тарифы - тепло, вода) - здесь есть интерес бизнеса; сращивание может быть очень серьёзным - внимание должно быть на те корпорации, которые занимаются сбытом электроэнергии (вспоминается Вексельберг) - но у этого были и свои последствия

- налоговые и другие льготы (региональная власть может идти на уступки по своей части налога на прибыль, по налогу на имущество, на землю - здесь плюс для бизнеса; но это уступки региональной власти, а что от этого получают регион и население?) страдает бюджет, корпорации довольны

- у крупного бизнеса - интерес к приватизации активов (хотя наиболее вкусные уже приобретены)

- может интересоваться госзаказом

 

       На этом мы можем выявлять коммерческие интересы бизнеса и полномочия региональной власти. Это относится и к федеральному, и к региональному бизнесу. Смена губернатора для регионального бизнеса - тяжелый процесс. Может произойти перераспределение.

       Усиление роли федерального бизнеса, ослабление регионального. На региональный уровень бизнеса остается всё же немало.

       Сращивание региональной власти и регионального бизнеса - строительный, ЖКХ, Энергосбыт. Распределение подрядов и ресурсов.

       Создание новых бизнесов. Если новая региональная власть хочет создать с собой новые группы влияния, новые бизнесы: платные парковки, каршеринг (способы формирования нового бизнеса и опорных групп влияния для тех, кто этот бизнес создаёт).

       Мусор. Регионы должны определяться с выбором операторов. Формирование нового бизнеса, взаимодействует с региональными властями. Реформа предполагает зачистку старого бизнеса и формирование нового.

       Отношение власти и бизнеса могут быть:

- симбиотическими

- конфликтными

       Бизнес-конфликты оказывают большое влияет на регионы. Региональные недовольные бизнес-игроки посредством митингов и шантажей могут добиваться своих интересов.

       Необходимо искать конкретные рациональные интересы, которые приводят к деятельности. Это может быть регулирование госсфер, с приватизацией, с приватизацией земельных участков.

           

Местное самоуправление

 

2 реформы:

- середина 90-х годов: постсоветское местное самоуправления (95-97 года)

- новая реформа нулевых годов (2003 год)

       Реформу местного самоуправления нельзя провести одномоментно (Россия большая). Она живет в бесконечном процессе муниципальной реформы (в 2003 введена, в 2009 утверждена, до сих пор в него вносятся правки).
       Институт местного управления очень сложный, он ещё не состоялся до конца. Советская власть не делилась на государственную власть и местное самоуправление. Была единая система власти. Попытки реформы отделения этажей власти начинаются на позднесоветском этапе.

       Есть европейская хартия местного самоуправления (принят в 1985, Россией ратифицирован в 90-х). Но относительно этой хартии предполагается, что МСУ должно быть. Потому что есть большие различия. Но не следует идеализировать МСУ.



2019-11-20 332 Обсуждений (0)
Акторы региональной политики в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Акторы региональной политики в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)