Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Где искать информацию и как к ней относиться? Контрольная работа



2019-11-20 447 Обсуждений (0)
Где искать информацию и как к ней относиться? Контрольная работа 0.00 из 5.00 0 оценок




(анализ региона, городского округа)

Рейтинги

 

простые на экспертных оценках (наиболее простой, иногда надёжный источник данных) - рейтинг влияния глав субъектов регионов   АПЭК http://apecom.ru/ - http://apecom.ru/projects/list.php?SECTION_ID=101   недостаток: влияние можно трактовать по-разному   плюс: ежемесячная публикация результатов - корректировка мнения, некий эквилибриум
  Национальный рейтинг губернаторов http://russia-rating.ru/info/category/gubernators   читать именно комментарии! нужны смыслы, которые скрываются за этими цифрами   там можно найти не только губернаторов, но и мэров; тут есть и депутаты (федеральная элита) - смотреть, кем были, кем стали - так анализируем влиятельность, личные связи, где работал
сложные АПЭК Туровского! http://apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=91&ELEMENT_ID=5138   - трудно агрегировать результаты - они очень комплексные; сюда тоже зашиты экспертные оценки - математический анализ! у регионов с одинаковой ресурсной базой - неодинаковая эффективность: по х откладываем деньги, нужно анализировать, насколько близко-далеко регионы находится от линии ресурсных возможностей (и это, скорее, эффективность - соотношение затрат и результатов) - всё это суммируется, получается рейтинг
  ФРГО   уже не обновляется; ранее - более-менее справедливо   http://civilfund.ru/mat/view/101

 

 

Электоральные данные:

 

Мониторинги:

 

Биографии (может быть не совсем верная - поэтому надо проверять, смотреть телеграмм-каналы! «16 негритят»; «не Зыгарь»; «региональный комментарий» ):

 


 

Лекция

Мая

       Формирование губернаторского корпуса. Менялся с каждым новым президентским сроком. В 2018 году она не была изменена! Оказалась наиболее устойчивой. Это очень важный элемент того политического режима, который функционирует в настоящее время.

       Демонтаж модели = демонтаж режима.

       Модель гибридная, сочетает:

- централизованный контроль (президент формирует губернаторский корпус через назначения)

- выборы (по логике должны проводиться как референдумы)

       Практика назначения не ушла в прошлое, но она сочетается с практикой прямых губернаторских выборов.

       Президент назначает врио губернатора. Это связано с тем, что у нас единый день голосования (в сентябре). Технологическая хитрость: полномочия губернатора истекают после срока назначения. У большинства губернаторов полномочия истекают где-то в первой половине года (после сентября). А значит, работа с января по август - значит, должны снять с себя полномочия.

       Губернатор выходил на выборы в качестве президентского назначенца. Первые выборы по такой модели прошли, сейчас идут вторые. То есть полномочия стали истекать в сентябре. Но Путин использует ротацию губернаторского корпуса. Он сохраняет возможность назначать врио губернаторов. Большинство тех, кто идет на выборы, - врио губернатора.

       Селекция кандидатов, которые примут участие в выборах - не все могут зарегестрироваться на выборах. Свободно пройти регистрацию на выборы губернатора могут пройти единицы.

       Муниципальный фильтр. Официально: способ активизировать губернаторскую работу (перед избранием).

Реальность:

- необходимость собрать для регистрации 5-10% подписей муниципальных депутатов + выборных глав местного самоуправления (регион сам устанавливает порог в указанном промежутке; обычно - 7%).

- все подписи должны быть собраны в 3/4 муниципалитетах верхнего уровня; а это жёсткий барьер

       Это ведёт к тому, что кандидат из оппозиции зарегистрироваться почти не может. Иногда бывает у КПРФ, у Справедливой России. У ЛДПР не бывает. 

       Для успешной регистрации требуются подписи депутатов от ЕР. Если кандидат от оппозиции согласован, депутаты ставят за него подписи. Но это усиливает элемент, связанный с системной оппозиции - надо идти на поклон к власти, чтобы получить должность. Подпись депутата уникальна.

       Имеем селектора, отдающий подписи. Получаем управляемый процесс, укрепление отношений между партией власти и системной оппозиции.

- проблема двойных подписей

- практика, когда губернаторы заставляют мундепов подписаться за себя, чтобы распределить их между оппозиционными кандидатами (губернатор собирает абсолютно все, поэтому оппозиции опять надо идти на поклон)

- противоречия между центром и регионами: чем меньше оппозиции, тем ситуация лучше - логика центра; поэтому часто выдвигают технических кандидатов от диванных партий - на выборах присутствует 1-2 таких кандидата; у партий системной оппозиции вс же есть свои кандидаты - здесь могут возникать конфликты между кремлем и губернатором: оппозиция кремлю всё же нужна; иногда кремль настаивает на выдвижение сильного оппозиционера, чтобы оказать влияние на губернатора; отсюда разные итоги

 

       Система не должна была предполагать сбои. Предполагается, что выигрывают все действующие губернаторы: но победа у всех будет разная сложность. Но система заряжена на победу. Проблемы: несмотря на тепличные условия, не все врио умели работать с населением и далее. Чрезмерная зависимость результата от центра. Выступая в роли Путинских назначенцев, губернаторы на высоких рейтингах президента набирали большое количество голосов (2014 год - прекрасно работает).

       Далее - сбои. Опора на президентский рейтинг не всегда надежна. В 2015 году - первый сбой (Иркутская область: врио непопулярен, поссорился с региональным бизнесом - кандидат от КПРФ выиграл выборы) - практика вторых туров. Губернатор обычно весь свой электорат получает в первом туре, как правило. А вот оппозиционер, если проходит второй тур, обычно побеждает.

       Количество сбоев стало больше - целый ряд поражений действующих губернаторов. Несмотря на то что бюллетень формируется искусственно, оппозиция может побеждать действующих губернаторов. Появились случаи, которые не предполагались.

       Президентский фильтр. Есть, но не используется. Вводился в стиле «на всякий случай». Президент РФ имеет право порекомендовать партиям отозвать своего кандидата. Чтобы не просто минимизировать риски, а устранить вообще.

       Кто имеет право выдвигать кандидата? (федеральный закон)

- от партии

- самовыдвижение (и муниципальный фильтр, и подписи от избирателей)

       Регион сам решает. Предполагалось, что регионы не будут вводить. Это делалось, чтобы не допустить расколы элит в регионе. Например, крупные представители бизнеса хотели бы победить и стать губернатором. До этого ставка - на объединении элит (поддержка ЕР, назначенного губернатора). Поэтому самовыдвижение не предполагалось. То есть выдвигать должны были партии.

       Но с этого года практика самовыдвижения получает распространение. Вторая половина 90-х годов: губернаторы предпочитали дистанцироваться от партий, как и сейчас. Выгоднее самовыдвижение при низких рейтингах ЕР. Это возможно там, где губернаторы этого очень хотят. Один из самых ярких кейсов: Москва.

 

       Сложный контекст:

- иногда выгоден губернаторам

- подрывает существующую систему (губернаторы подталкивают ЕР с рейтингом) - сейчас по этому поводу идёт дискуссия

       Есть риск раскола элиты, но пока что он не подтвердился.

       Отказалась ли система перед развилкой? Возможная либерализация - но как? Поражения действующих губернаторов в прошлом году показывают, что надо консервировать.

       Есть тенденции по снижению муниципального фильтра - но это несерьезно. Много разных инициатив:

- снижение муниципального фильтра (порог 3/4)

- о допуске двойных подписей - но это может породить неразбериху (более того, подписи продаются, - интерес депутатов торговать ими возрастет)

       Но в законодательном процессе изменений нет. Система даёт сбои, но заменить её на другую никто не решается.

 

       Прямые выборы есть не везде - есть асимметрия. Кремль может предлагать определенным регионам отказаться от прямых выборов.

 

- в автономных округах прямых выборов нет: ХМАО, ЯНАО, НАО (внутри сложносоставных субъектов федерации заинтересованы в усилении контроля над губернаторами; богатые нефтегазовые субъекты, лучше ограничить политический потенциал руководителей регионов)

 

       Губернатору большого региона даю формальное право поучаствовать в этом процессе. Предлагают кандидатов не президенту, а губернатору (тюменской или архангельской области). Выбирает 5 - предлагает президенту - выбирает трех - отправляет в законодательное собрание региона.

 

 

- Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Крым - большой уровень этно-политических конфликтов (чтобы перестраховаться, лучше, чтобы прямых выборов не было) - обижаются, что Чечне можно, а им нельзя ;( - но в Севастополе прямые выборы всё-таки ввели

 

       Иллюзия конкуренции, которой не существует. Роль селектора - думские партии и партии в заксобрании. Все парламентские партии в центре и в данном регионе могут предложить президенту своих кандидатов. Президент выбирает трех человек, региональный парламент выбирает из этих трех.

           

       Оппозиционные партии понимают, что шансы нулевые. Но интересно в целом поизучать, потому что серьезно к этому никто не относится. Президент назначает врио региона. А выборы назначаются после избрание нового регионального парламента.

 

Срок губернаторских полномочий

 

- до 1999 года (закона - региональной микроконституцией)

- после 1999 года (закона - региональной микроконституцией)

       До этого закона регионы сами принимали решения по срокам. Чаще всего выделяли 4-х летний срок (копировали с того президентского срока). Но особенно хитрые регионы вводили большие сроки (в Калмыкии было на 7 лет). В 1991 году Ельцин избирался на 5 лет. То есть и в таком случае республики избирали на 5 лет. В 1993 году выборы ввели на 4 года - так и изменили.

Закон 1999. Вводятся нормы и ограничения, позволяются некоторые исключения.

- Срок не более 5-ти лет (рассогласовение президентского и губернаторского срока - но сейчас уже всё интереснее) - почти во всех регионах принимается такое решение

- Не более двух сроков подряд - губернаторы в большинстве своем избрались в 1995, 1996 годах! и что дальше делать, заканчивается первый срок! Поэтому вводится норма отсчета сроков - этим можно манипулировать. Сроки обнуляются - первым считается тот, на котором находится губернатор на момент принятия закона (уступка федерального центра). Губернаторы идут на первый срок (а он у них третий). Позвонило избежать лишнего конфликта.

- сейчас аналогично - после 2012 - новые правила (не более 2-х сроков подряд, опять то же самое), что же будет дальше? будет связано с президентскими выборами (может, центр пойдет на уступки) - но сейчас губернаторов меняют после первого срока, как правило

       Белгород Савченко!!! Избирался очень много раз по всем этим законодательствам. Не будет такой ситуации, когда у всех губернаторов истекут полномочия.

 

Наименование должности

Регионы:

- Республики: парад суверенитетов, поэтому - «президенты»; но это не очень удобно; принято решение (иерархичность российской власти) - глава региона не может называться как глава РФ - некоторые переименовали в глав (некоторые сделали это ещё до закона, подчеркивая свою лояльность - в Чеченской республике); но есть Татарстан, где глава республики по прежнему Президент (Татарстан нарушает фз) - Татарстан ничего не сделал - неформальная ситуация, когда Татарстану ещё позволено 

- Города федерального значения: мэр или губернатор? считалось правильным называть мэром; но мэр Москвы и мэры прочих городов России - разные вещи! Мэр любого другого города - местное самоуправление; Петербург - губернатор

- Прочие регионы: высшее должностное лицо - губернатор (ранее - глава администрации); стало активно вводиться самими регионами в середине 90-х годов (слово казалось модным), но в Липецкой и Тамбовской области - глава администрации, а Краснодарский край - и так, и так

 

Региональная исполнительная власть

 

       В регионе есть и орган исполнительной власти - глава региона его возглавляет. Надо писать про структуру и состав региональной власти.

Названия:

- правительство

- администрация

       В некоторых регионах есть пост главы правительства (в основном в республиках, но не только). Разделение постов традиционно характерно для республик - они стремились к суверенитету, поэтому считали верным, чтобы у них было все наподобие РФ. Но главой органа исполнительной власти (строго говоря) является губернатор. Можно создать правительство и его главу (но он не будет главой исполнительной власти)!    

       Иногда губернатору удобнее передать свои полномочия, связанные с хозяйством, и для этого создается пост главы правительства. Можно отдать этот пост крупной группой влияния (тандем).

       В республиках используется модель распределения власти между этносам: глава республики - один этнос, глава правительства - другой (Карачаево-Черкессия, Дагестан). Правительство - часть исполнительной власти.

       В регионе есть вице-губернаторы и вице-премьеры (иногда). Это тоже в рамках исполнительной власти. У губернатора есть, к примеру, вице-губернаторы. И есть правительство, в котором есть председатель, у которого есть вице-премьер.

       Вице-губернаторы могут отвечать за политические вопросы, а в правительстве могут заниматься экономическими вопросами.

 

Структура региональной исполнительной власти

 

подобие федерального правительства:

- общеэкономический блок (2 профильных вице-премьера: один - министр финансов, другой - экономические вопросы в целом)

- отраслевой блок (конфигурации очень разные)

- внутриполитический информационный блок (задачи, связанные с выборами и управлением информационным полем) - не везде есть, но как правило, есть вице-губернатор по внутренней политике - это не всегда информационная политика

- силовой блок - очень непросто; силовые структуры - федеральные структуры, но чаще всего в региональном правительстве есть человек, который занимается кураторством отношений с правоохранительными органами; зачем он нужен? он является связующим звеном между региональным правительством и силовыми структурами (это было не всегда, но теперь появляется)

 

Надо все это отыскать в своей работе!

 

       Чаще всего партийная коалиция будет возникать, когда губернатор - не из ЕР. Он будет заинтересован в том, чтобы привлекать деятелей разных партий (Смоленская область - единственный актуальный случай партийной коалиции). Но иногда и губернаторы из ЕР стараются приглашать людей из других партий.

       В лучшие времена парламентского консенсуса (на этапе 2012-2015 годов) - распределяли губернаторские места между партиями (хотя бы один губернатор от парламентской партии). Губернаторам, которые от оппозиции и победили на выборах, труднее (пришли к власти против воли кремля).

       Представительство различных групп влияния требует более детального изучения региона.

       Надо анализировать биографию вице-губернаторов и вице-премьеров. Бывает связь с финансово-промышленным группировкам. Интересная ситуация, когда губернатор - варяг. Плюс, раскол между командой губернатора (прежней, тоже характерно для варягов), с другой стороны - местные группы влияния. Надо это посмотреть и проанализировать.


Законодательная власть

 

       Она существует! Как правило, её недооценивают (оправданно). Название придумывают сами регионы:

- дума

- законодательное собрание

- республики (с собственной гордостью) используют и другие названия, они хотят подчеркнуть свой суверенитет: государственное собрание, государственный совет; некоторые - парламент; национальные наименования: великий хурал;

       Но нельзя называть так же, как федеральная власть (не может называться ГД и СФ). А ведь раньше были государственные думы!

       Сроки: до 99 года - 4 года (как и ГД). В 99 году норма - не более 5-ти лет. Увеличили сроки полномочий! Депутаты могут избираться сколько угодно!

 

 

Разделение властей.

 

       Есть исполнительная и законодательная. Значит, должно же быть разделение! Есть смещение в пользу исполнительной. Глава региона - глава исполнительной власти.

       Санкции. У губернатора есть право роспуска законодательного собрания. Региональное законодательное собрание не может отправить губернатора в отставку. Может выразить недоверие - но из него не вытекает отставка губернатора. Это сигнал федеральному центру, что нужно вмешаться. В Алтайском крае такое было. Финальное решение в отношении губернаторов принимает президент.

       Полномочия регионального заксобрания. Влияние парламента на формирование правительства. Сами регионы решают, какие должности в региональной исполнительной власти подлежат утверждению депутатами.

       В некоторых регионах всё полностью делает губернаторов, в некоторых регионах есть список назначаемых губернатором должностей (тоже разный).

       Чаще эта процедура формальная, но бывает, что депутаты не поддерживают назначение чиновников - и губернаторы вынуждены заменять. Хабаровский край (выиграл представитель ЛДПР). И ввели нормы, что депутаты должны утверждать назначаемых губернатором чиновников.

       Наличие права вето у губернатора. И губернатор подписывает региональные законы. Разделение властей существует, но в ограниченных масштабах. Редко наблюдаем конфликт между ветвями власти в регионах, чаще - когда губернатор из оппозиционной партии, а в парламенте региона - ЕР. Хабаровский край и Иркутская область имеют похожие ситуации.

       Иногда губернатор может себя очень дискредитировать, а местные элиты из заксобрания могут выразить своё отношение. Тоже кейс Иркутской области (губернатора убрали, но назначили не того, кого просили элиты).

           

Этапы формирования законодательной власти

 

- 1993 - до этого года функционировали советы народных депутатов (но уже на демократической альтернативной основой); но они находились в конфронтации с исполнительной властью - до 1993 законодательная власть была активной (был вотум недоверия, согласование губернаторов с советом); губернаторам это не нравилось - приводило к конфликтам, центр вставал на сторону депутатов - но в республиках верховные советы не были распущены (функционировали до 1995 года); для большинства регионов это поворотный год - история началась с заведомо низкого старта; первые органы законодательной власти избирались с предположением крайне слабого положения региональной законодательной власти (плюс, депутатами могли избираться чиновники - и муниципальные, и из региональной исполнительной власти); заксобрания пытались это преодолеть - в большинстве регионов избирались в 1994 году; в регионах с сильной ельцинской оппозицией законодательные собрания получались настроенными против центра - но далеко с этим не зашло

       В основном беспартийная. Оппозиции трудно избираться, поэтому мало где добивались успехов (исключительно КПРФ могла что-то добиться). Мажоритарная система, одномандатные округа (в основном). Это благоприятствует элитам, которые могут покупать голоса и далее. Собрания из региональных внепартийных элитариев. В основном выходцы из бизнеса, директора, главные врачи, директора школ. У бизнесменов есть финансовые ресурсы и поддержка региональной исполнительной власти; бюджетники имеют позитивный имидж и административный ресурс (+зависимость от исполнительной власти). Сфера здравоохранения выгоднее, потому что люди из образования склонны задумываться, а из здравоохранения при позитивном имидже - аполитичность.

 

- 2003 - поворотный пункт; в регионах вводится обязательная смешанная система; для регионов - шок; Кремль делает ставку на повсеместное использование партийных списков (были пробные регионы); по спискам обычно распределялось меньшее количество мандатов; пионеры: Свердловская область и Красноярский край; 2003 год - новая норма (не менее 50% депутатов - по партийным спискам)

       Это период создания Единой России. Нужно консолидировать региональные элиты и поднять популярность партии. Это удалось сделать. Растет и общефедеральная популярность власти. удалось перейти от внепартийных собраний к партийным собраниям с доминирующей ЕР.

       Губернаторы вступают в ЕР, в регионах появляется целый партийный ландшафт.

       Периоды после 2003:

- мобилизационный (процесс разворачивается с 2003 по 2007-2008) - рейтинги власти повышаются

- эрозия - популярность ЕР на фоне Медведевского правления начинает ставиться под вопрос - власти приходится бороться за популярность ЕР

       Начинаются приниматься контрреформаторские решения. Приняли одно решение - стали от него отказываться.

       Первый сигнал - Москва. Она пролоббировала себе поправочную: нормы не распространяются на города федерального значения. Законодательные собрания могут избираться по мажоритарной системе. Выборы проводятся только по одномандатным округам. Питер не стал так делать.

       Сокращение доли кандидатов, избираемых по партийным спискам (было - минимум 50; стало - минимум 25). Возвращает ситуацию в исходное положение. Надо вновь сделать ставку на одномандатные округа. Этой нормой раньше не пользовались, только с этого года. Регионы принимают решение, что депутаты будут избираться по мажоритарным округам.

       Кто участвует в выборах? Как подводятся итоги? Есть заградительный барьер (если есть партийные списки). 2003-2007 (между первыми и вторыми думскими выборами) - период региональных экспериментов. Регионы пытались, а центр смотрел. Изменение в избирательных системах происходит достаточно часто. Главные выборы - федеральные. Между федеральными кампаниями проводится большое количество региональных (а это эксперименты). Регионы подобны подопытным кроликам. Центр пытается принимать на основе этого системные изменения. Между 2003 и 2007 годами - проводились эксперименты.

           

Какие коррективы?

- заградительный барьер: 7% - немногочисленные регионы планкой выше должны были изменить (а у Москвы было 10%!) - но проводилось так, чтобы Москва провела с 10% - ЛДПР два раза кинули на этих выборах

- медведевская либерализация: «приставной стул» - партия, набирающая 5-7% получает один депутатский мандат - страховочная сетка для Справедливой России - думские выборы; в регионах использовалось чаще - то есть барьер плавающий

- невозможен однопартийный парламент - партия, занимающая второе место (при любом проценте) - получает одно место

- потом «приставной стул» отменили, потому что барьер снизили до 5%


Кто участвует в региональных выборах?

 

       До 2005 могли участвовать блоки (партии могут объединиться, красиво назваться, выступать на выборах под другим брендом). Чаще всего это делали группы элиты или либеральные партии (которым не хватало голосов). Но эта практика была сочтена центром опасной: поворотная ситуация - Амурская область (губернатор собрал блок «За развитие Амурского края»). Теперь только партии могут участвовать. Преодолевается раскроил среди избирателей.

       Синхронность федеральных и региональных процессов.

2005 год - отмена голосования «против всех» - это стало восприниматься лишним в бюллетени (то есть никому явно это не помогло) - сегодня оно есть на муниципальном уровне; на региональном и федеральном - нет.

       Введение единого дня голосования. до этого - жуткий разброс. Это было плохо, необходимо было упорядочить. Единый день голосования - осенний (переходный этап: весенний и осенний).

       Это должно было усилить позиции ЕР. «Против всех» - не точно. Но единый день голосования - в общем-то да. Запрет на создание блоков выгоднее всего ЕР, но в целом и другим партиям, которые могут формировать ядерный электорат.

       Важность системы: это не просто для укрепления позиций ЕР. Эта система формирует управляемую партийную систему в целом, а не просто правящую систему во главе с ЕР.

       Бенефициар изменений - ЛДПР. При мажоритарной системе ЛДПР не может продвигать своих кандидатов в регионах. А по партийным списках - это вполне возможно. ЛДПР сформировала сеть с организациями и депутатами.

       Для других партий это в целом тоже плюс.

       Величие замысла не только в укреплении ЕР, но и в укреплении партийной системы и выстраивания иерархии: ЕР - доминирующая партия, другие партии - парламентские, создают свои сети; оказываются в более слабом положении, нежели ЕР. Есть еще внепарламентские партии.

 

       Регионы могут выбрать долю избираемых по спискам.

       Регионы, где выборы только по пропорциональной системе (Северный Кавказ):

- Дагестан

- Ингушетия

- Кабардино-Балкария

- Калмыкия

- Карачаево-Черкесия

- Чечня

- Северная Осетия

 

       Выборы - распределение мандатов между группами влияния. Конкурентные выборы не нужны.

 

Другая крайность: Москва 9чисто мажоритарная система.

 

Численность депутатского корпуса.

 

       После зачистки 1993 года - парламенты региональные - парламенты маленькие. Потом могли увеличивать мандаты. От 15 до 100.

       Сегодня численность депутатского корпуса связана с численностью избирателей. Но особенно ничего не изменилось - большие диапазоны. Лишь некоторые регионы должны увеличить свои парламенты (Москва должна, к примеру, у Лужкова маленький парламент - потому что город большой, как и количество избирателей, количество избирателей на округ огромное, поэтому выиграет выборы только тот, кто обладает огромным ресурсом). Поэтому выигрывал тот, кто надо. Но Москве пришлось увеличить количество депутатов.

       Но эти требования мало что изменили.

 



2019-11-20 447 Обсуждений (0)
Где искать информацию и как к ней относиться? Контрольная работа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Где искать информацию и как к ней относиться? Контрольная работа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)