Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регионально-экономическая политика.



2019-11-20 265 Обсуждений (0)
Регионально-экономическая политика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

       Разграничение полномочий между центром и регионами (через призму финансовых вопросов).

       Бюджетный федерализм. В рамках государства бюджетная система делится на уровни:

- федеральный

- региональный

- муниципальный 

       У каждого уровня власти есть свои доходы и свой бюджет. Трехуровневая сложная бюджетная система. У каждого уровня - свои законодательное зафиксированные источники доходов (ура, есть бюджетный федерализм!). У каждого уровня власти и у каждого субъекта есть свой бюджет, которым он распоряжается. Есть еще и трансферты: передача средств с уровня на уровень. Чаще всего федеральный центр дает регионам, а регионы - муниципальным образованиям. Чаще всего бюджетная обеспеченность у низовых уровней недостаточная - им обеспечивается подпитка сверху.

       Появились горизонтальные трансферты: субъекты федерации могут передавать друг другу. Исторически мы привыкли, что трансферты происходят между уровнями. Богатые регионы боятся, что им придется помогать бедным. Но пока что это страхи. Реальная практика, вероятно, будет о другом: богатые регионы могут финансировать свои проекты на территории других регионов (мусорная реформа - утилизация Московского мусора в субъектах).          

       Политические интересы, которые стоят за политическими решениями. Политические группы, которые могут быть бенефициарами политических решений.  

       Три уровня бюджетной системы. Перевернутая пирамида: каждый вышестоящий уровень больше в два раза (примерно) предыдущего. Региональные бюджеты не очень и большие, а муниципальные - совсем крошечные.

 

Федеральный центр

(и его доходы).

Безусловно, самый большой.

 

Три кита налогового федерального бюджета:

- таможенные пошлины

- налог на добавленную стоимость (НДС: полностью зачисляется в федеральный бюджет)

- налог на добычу полезных ископаемых

           

       Но есть еще доходы от федерального имущества, дивиденды федеральных корпораций.

 

Налог на добычу полезных ископаемых: 

- нефть (86%)

- газ

- все остальные

 

Таможенные пошлины:

- вывоз сырой нефти

- вывоз нефтепродуктов

- вывоз газа

- все остальное

 

Мы живём нефтью, газ весит гораздо меньше в бюджете.

 

Доходы регионов:

 

- собственные доходы (налоговые и неналоговые)

- трансферты (из федерального бюджета, как правило)

 

       Основная часть - свои собственные доходы. За каждым уровнем бюджетной системы должен закрепляться свой налог: каждый налог должен быть привязан к определенному уровню бюджетной системы. На практике это не совсем так: существуют налоги делимые (часть - федеральный бюджет, часть - региональный и иногда муниципальный).

       Региональные налоги (слишком малы, чтобы обеспечивать основную часть поступлений в региональный бюджет):

- транспортный налог (с каждого транспортного средства, региональная власть решает, какая у него ставка)

- налог на игорный бизнес (поэтому регионы хотят больше игорного бизнеса, но есть законодательство, запрещающее это: есть только 4 игорные зоны: Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край (китайцы играют), Калининград и еще две - это выгодно регионом, но они плохо развиваются) - почему так? потому что государство решило зачистить весь существующий игорный бизнес - и создать новый

- налог на имущество организаций (облагаются организации, имеющие имущество на территории региона: здания заводов и фабрик, трубопроводы…)

 

       Наиболее важный - на имущество организаций. Важнее для региона:

- налог на прибыль

- подоходный налог (НДФЛ)

       Эти два налога делимы (с ними постоянно что-то происходит). Налог на прибыль мог бы стать региональным (и почти стал), но сейчас - движение назад. Это было сделано в ходе кризиса 2008-2009 годов. Это распределение - результат этих годов. (20%, 18% из которых - идут в регион; 2% - центр; сегодня 17% - регион, 3: - центр). Для региона это не было так плохо.

       Подоходный налог. Федеральный центр давно от него отказался. Делится между региональным и муниципальным уровнями. Играет огромную роль для обоих. Составляет 13%: 85% - региональный бюджет.

           

       Налог на добычу полезных ископаемых - один из ключевых для федерального бюджета. Он платится с тонны природного ископаемого (от физической величины). Но полезные ископаемые бывают разными. Самое важное: федеральный центр забрал себя налог на добычу газа. С налогом на добычу нефти ситуация была другой: сначала федеральный бюджет брал 80%, а регионам - 14%. Но сегодня налог на добычу нефти целиком идет в федеральный бюджет.

       Это значит, что нефтедобывающие регионы получали сверхдоходы (к примеру, ХМАО). Кудрин - архитектор бюджетной системы. Если нефть - общенациональный ресурс, он должен идти в федеральный бюджет.

 

       Общераспространенные полезные ископаемые (песок, щебень, гравий) - региональные налоги. НДПИ на алмазы - тоже в региональные бюджеты (Якутия, Архангельская область).

 

Акцизы

- алкоголь

- табак

- …

       Как же делятся эти налоги? Табак поступал в региональные бюджеты, но в 2013 году - поступали в федеральный бюджет. Удар по регионам с табачными изделиями.

       Разный алкоголь облагается разными акцизами. Акцизы на более слабый алкоголь либо региональные или в основном региональные. А на крепкий алкоголь - федеральные. Этиловый спирт - пополам.

       Хотим поддержать регионы: вино, пиво. Федеральный бюджет: спирт, курить российские сигареты.

       Акцизы на горюче-смазочные материалы. Перераспределение менялось очень часто! Федеральное законодательство манипулирует постоянно. В большей степени идут в региональные бюджеты, но пропорции очень изменчивы.

 

       Подоходный налог и доход на прибыль составляют более половины регионального похода. Большая доля акцизов, налогов на совокупный доход (малый бизнес), еще что-то, а остальное незначительно.

           

       Кто платит налоги? Где платит налоги? Региону выгодно и важно, чтобы там находились крупные предприятия с прибылью. Налог на прибыль собирать сложно - компании могут прибыль скрывать, выводить в другие компании, страны. Это очень ненадёжно. А в итоге страдают регионы. Нужно, чтобы там были крупные предприятия. Прибыль платится по месту регистрации. А где именно находится этот налогоплательщик? Почему нефть добывают в Сибири, а налоги платят в Москве (налог на прибыль)? Есть Московский офис, есть региональные предприятия: соотвественно, прибыли могут отличаться. Москва экспортирует значительную часть нефти через московские предприятия. Огромная разница: где именно будет прибыль? Где находится центр прибыли? В регионе, в Москве, в Петербурге?

       Сибнефть (бывшая Газпромнефть, владел Абрамович). Тогда она была зарегистрирована в сельском районе Омской области. Газпром был перерегистрирован в Санкт-Петербурге. Огромный удар по Омской области (так и не оправилась).

       Губернатор должен идти на поклон крупным корпорациям. Пытаются, чтобы были зафиксированы некоторые положения: нужно, чтобы компании что-то гарантировали. Нужно, чтобы компания платила больше налогов.

       Бывает, что компания ставит своего губернатора, чтобы компания минимально платила налогов: губернатор работает в ущерб региону! Взамен идет и просит федеральные деньги. Так было в Чукотке у Абрамовича - личный региональный офшор. Налоги платились в минимальной степени. Похожая ситуация с Норильским никелем (менял губернатора, оптимизировал свой холдинг).

 

 

       Подоходный налог. Регион заинтересован в большем количестве предприятий с большими зарплатами. Интерес региона: больше крупных предприятий, белые зарплаты (больше федеральных заинтересованы в том, чтобы это были не зарплаты в конвертах).

       Может платиться через предприятие, может - по месту жительства. Это важно для тех ситуаций, когда люди живут в одном месте, а работают в другом (Москва и МО). От этого теряют МО, Ленинградская область и иные области рядом с крупными городами. Альтернатива есть - но может быть проблема с тем, что налог перестанет выплачиваться. Поэтому платится через предприятия (но ведет к потрем некоторых регионов).

           

       Акцизы. ГСМ. Своя географичкская история. 1) акциз платится нефтеперерабатывающим заводом (их сравнительно немного, а регионы могут получать много). 2) через торговые сети (бензоколонки) - зависит от объемов спроса.

 

       Алкоголь производить выгодно. Регионы заинтересованы в казино, в алкоголе, в горюче-смазочных материалах, в развитии малого бизнеса.

 

       Транспортный налог. Выигрывают мегаполисы.

       Регионы еще, оказывается, не вышли из кризиса 2008-2009 годов. Потом было попроще, но пошло вновь ухудшение ситуации в регионах. После 2015 года - улучшения. Но объемы до кризиса еще не были достигнуты.

       Доля федеральной помощи, оказывается, не очень-то велика. Центр экономит на регионах. Год завершен с профицитом (впервые), но за счет экономии средств. Состояние региональных финансов улучшается. Различия между регионами очень большие. Наращивание и вновь сокращение трансфертов (зависимость от президентских выборов тоже прослеживается).

       В среднем на 17% регион зависим от федеральной помощи.

       Иногда губернаторы провозглашали бюджетную самостоятельность: обещание, что регион станет донором. Такой дискурс исчезает - регионам это невыгодно. Эта финансовая свобода регионам не нужна, им нужно получать трансферты от центра.    

       Есть регионы, которые очень зависит от федеральной помощи (более 50% дохода - трансферты): Чечня, Ингушетия, Дагестан, Тува наиболее зависимы. Всего таких регионов где-то 15 (то есть немного).

- республики, богатые и независимые (Татарстан и Башкирия)

- хотели бы что-то, но не могут (по-сути все остальные)

           

Федеральные трансферты:

- дотации - нецелевые трансферты, идут на пополнение регионального бюджета в отстающих регионах (высчитывается по формулам); чтобы вытянуть отстающие на средний уровень (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности) - чтобы дотянуть до среднего уровня, они пополняют Северный Кавказ - есть и прочие (не всегда понятные) дотации

- субсидии - выделяются регионам на определенные проекты (чтобы регион что-то построил, что-то сделал); часто эти проекты вписаны в государственные целевые программы; наиболее чувствительны к лоббизму (проведение спортивных мероприятий, универсиады… ЧМ по футболу, Сочи) - большие федеральные деньги - субсидии

- субвенции - на полномочия, которые передаются центром регионам (полномочия передаются вместе с деньгами, они и называются субвенции) - это деньги на социальную политику; например, ввели материнский капитал - перечислили деньги в регион (зависят от количества получателей); социальные выплаты: решение назначается центром, а выполняются регионами - свидетельствуют о том, сколько там нуждающихся

 

       Примерно равные объемы средств

 

Трансферты:

- целевые (с конкретной целью, ответственность региона)

- нецелевые (поддержка региона: куда идет деньги, не контролируем; задача - повышение бюджетной обеспеченности)

       Понятие донора-реципиента. Регионы-доноры: те, которые не получают дотации на выравнивание бюджетно обеспеченности. Если получает, то он реципиент. Название донора сомнительно. Достижение это или нет: спорно (регионы хотят денег!). Регионов-доноров где-то 10.

       Технократ. Ключевая задача губернатора - обеспечение стабильности бюджеты. Расходы растут, но отстают от роста доходов.

       С чем связан рост долговой нагрузки регионов в 2015 году? Третий срок Путина. Жесткая политика федерального центра, майские указы президента. Зарплаты бюджетникам необходимо повышать до среднего уровня. Чтобы выполнить эти требования, регионы должны были залезать в долги. А потом начинается расчистка этой ситуации. Сегодня регионы постепенно избавляются от долгов. Это лучше, чем в 2015.

       Сбалансированность бюджетов регионов достигается постепенно. Регионы сокращают долги, растут доходы, сдерживаются расходы. Усиление зависимости регионов от центра. Регион может брать деньги:

- у банка

- из федерального бюджета

       Центр дает деньги взаймы регионам. Это оборачивается зависимостью регионов (долгосрочная от правительства). Долговые истории заряжены на десяток лет вперед, есть политическая составляющая. Федеральному центру важно, что регион зависит от него с точки зрения долговой нагрузки. Не должны: Севастополь и Сахалин. Крупные регионы много берут, им дают.

      



2019-11-20 265 Обсуждений (0)
Регионально-экономическая политика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регионально-экономическая политика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)