Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы построения системы отрасли КП



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Основы построения системы отрасли КП 0.00 из 5.00 0 оценок




Система отрасли конституционного права опирается на традиционные представления о системе построения правовых систем. Романо-германская правовая система, в рамках которой, в первую очередь, выстраивается строгая иерархия нормативных правовых актов, которые являются главным источником права. Вместе с тем, она характеризуется новыми подходами к пониманию систем права и их источников. Как в рамках Республики Беларусь, так и других государств, в последнее время наметилась тенденция по совместному обогащению новыми видами источников обеих правовых систем. Они уже не являются замкнутыми на самих себе и динамично развиваются.

В рамках отрасли конституционного права в Республике Беларусь сформировалось представление о её внутренней структуре. Главным принципом является построение или иерархия юридических актов по юридической силе. В развитие правовой системы заложены самые современные подходы к образованию нормативных правовых актов. Появились декреты, директивы, концепции, стратегии и некоторые другие виды актов. В рамках данной концепции, акты, являясь источником, соподчинены друг с другом по юридической силе, отличаются по способу и органам принятия, практики и реализации, т.е. формам и методам воздействия на общественные отношения. Вместе с тем, вершиной правовой пирамиды, как данной отрасли права, так и всей системы законодательства, является Конституция Республики Беларусь. Юридическая сила актов определяется законом о нормативных правовых актах, в котором четко зафиксированы виды различных нормативных и правовых актов. Право издавать такие акты имеется у ограниченного количества субъектов конституционных правоотношений. Важной особенностью, отличающей источники конституционного права от иных отраслей, является предмет их регулирования. В рамках отрасли права выделяются группы норм, объединённых однородностью предмета регулирования. Эти группы норм объединяются в институты, которые делятся на простые и сложные. К сложным относятся нормативные правовые акты, регулирующие основы избирательной системы, гражданства, правового статуса личности, парламентаризма. Так, в частности, в рамках такого сложного конституционно-правового института как «правовой статус личности» выделяются следующие институты: прав, обязанностей, гарантий прав и свобод. По другому основанию можно также выделить: правовой статус иностранных граждан, правовой статус несовершеннолетних, правовой статус женщины, состоящей в браке с иностранным гражданином. К простым конституционно-правовым институтам можно отнести институт Президентства, административно-территориального устройства, либо отдельные элементы сложных правовых институтов.

Отрасль носит декларативный, диспозитивный характер (в хорошем смысле).

В рамках отечественной отрасли конституционного права, в сложившихся современных условиях можно выделить и сложившиеся подотрасли, например, избирательного права или муниципального права. Конституционное право объединяет различные по силе НПА, особенностью которых является их декларативный, учредительный характер, поскольку, они прежде всего направлены на установление или провозглашение институтов политической власти государственного строя, политического режима, правового статуса личности. Таким образом, система конституционного права характеризуется присутствием в ней наиболее значимых нормативных правовых актов. Прежде всего это законы, в том числе конституционные законы и законы о толковании, и законы референдальные, а также в отрасль конституционного права входят отдельные положения кодексов и ряд декретов и указов Президента. Реже источниками конституционного права могут быть и другие нормативные правовые акты. Стоит отметить, что крайне редко источниками конституционного права являются акты органов исполнительной власти.

К источникам конституционного права предъявляются ряд требований: должны быть изданы уполномоченным на то государственными органами, они должны распространяться на определенный круг лиц, они должны быть действующими на данный момент (например, нормативные правовые акты, принятые, но не вступившие в законную силу, не являются источниками конституционного права), а также иметь действие в пространстве (на всю территорию Республики Беларусь, в том числе за пределами пространственных границ (территория посольств и так далее)). В том числе нормы конституционного права могут иметь локальный (заповедник, зона бедствия) или ограниченный по территории характер.

 Соотношения конституционного права с другими отраслями права

Одним из важнейших критериев оценки конституционного права в правовой системе является сравнительно-правовой анализ предмета правового регулирования. Даже самый поверхностный анализ на основе конституционных положений позволяет сделать вывод об особой степени важности регулируемых конституционно-правовых отношений. В конституции главным источником и отрасли, и правовой системы закреплены основные принципы, цели, задачи не только отрасли конституционного права, но и иных отраслей. Таким образом, даже по отдельным положениям конституции, можно судить о соотношении конституционного права как отрасли с иными отраслями, в частности на развитие уголовного и уголовно-процессуального права направлены положения таким норм конституции, как статья 25, 26, 27. Основные направления развития трудового права как отрасли сосредоточены в статьях 39,42,43. Отдельные аспекты экологического права сосредоточены в статье 46. Семейное законодательство развивается на основе статьи 32. Статья 13 и ряд других статей задают направление развития гражданского права.

Кроме всего прочего, анализ всей системы конституционного права позволяет сделать вывод о её близости к административному праву. Общими являются такие акты, как Конституция, закон «О Президенте Республики Беларусь» (далее – закон о Президенте), закон «О Совете министров Республики Беларусь» (далее – закон о Совете Министров), закон «о местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» (далее – закон о местном управлении и самоуправлении).

Конституционно-правовые нормы, в отличие от других отраслей права, крайне редко содержат санкции. Вместе с тем, конституционное право – равноценная отрасль права в системе иных отраслей, и, как следствие, также предусматривает юридическую ответственность, как и иные отрасли права. Таким образом, юридическая ответственность бывает не только гражданско-правовая, уголовная, но и конституционно-правовая. Вместе с тем, конституционно-правовая ответственность выделяется прежде всего своим политическим характером, кругом субъектов и основаниями применения. Конституционные правоотношения, складывающиеся в наиболее важных сферах общественной и государственной жизни, в отличие от иных правоотношений, не характеризуются многочисленными примерами применения конституционных санкций. Они настолько значимы с политической, идеологическо-правовой точки зрения, что на них направлены особые охранительные меры воздействия. Тем не менее, нормы конституционного права в крайне небольшом количестве содержат санкции. Так, например, в качестве конституционно-правовых санкций выступают роспуск палат парламента, отставка Совета Министров, импичмент Президента, роспуск местных советов депутатов, приостановление или отмена актов местных органов власти, отмена в части либо в полной мере актов органов государственной власти, признание их неконституционными в рамках конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным судом, отзыв депутата и т.д. (ст. 94, ч.1)

Конституционно-правовая ответственность применяется крайне редко, в отличие от других отраслей права крайне редко носят такой прикладной характер. Из этого следует, что конституционное правовое санкции не образуют кодифицированный (Лера говорит, что кодификационный. Интересная девушка!) акт правовой ответственности

Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции (статья 123, 88, 122).


 



2019-11-13 252 Обсуждений (0)
Основы построения системы отрасли КП 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы построения системы отрасли КП

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)