Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ранние этапы становление государственности Беларуси



2019-11-13 309 Обсуждений (0)
Ранние этапы становление государственности Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок




В преамбуле действующей конституции Республики Беларусь провозглашается, что народ в своем праве на самоопределение и образование суверенного государства опирается на многовековую историю развития Белорусского государства. Это положение в основном законе страны имеет важное и политическое, и экономическое, и научное значение. Развитие государственного права Беларуси началось еще во времена Полоцкого, Туровского и других княжеств. Первоначально это были нормы обычного права. Обычным правом регулировалась система государственных органов, их порядок образования, в том числе порядок вступления на трон, органов представительной власти (сейм, рада), порядок деятельности судов, устанавливались территориальные пределы государств, права и обязанности граждан. Позднее , с развитием письменности, были выработаны письменные акты в форме грамот, актов, договоров, постановлений, статутов. Самые древние нормы конституционного права выработаны народом, при заключении договора с великим князем. Так грамоты, выданные полоцком в 1511 упоминаются выданные от имени князя Скиргайла великими князьями Витовтом, Жигимонтом, в которых упоминаются нормы, выработанные в X-XII веках. Это свидетельствует о том, что уже в X – XII вв. были выработаны такие государственно-правовые нормы, которые на протяжении нескольких столетий использовались в более поздних правовых актах, а значит подтверждали устойчивость других правовых норм, общественно-политического уклада (государственного строя). В областных грамотах имелись государственно-правовые нормы, которые закрепляли автономное положение некоторых белорусских земель в составе Великого Княжества Литовского. Наиболее известными являются грамоты Витебской (1503,1509,1561), Полоцкой (1511, 1547, 1580), Смоленской (1505), Дрогичинской земле, Вельскому повету, (1501,1547), Мстиславскому повету (1551). В общеземских привилеях имели место так называемые прото-конституционные норм, которые ограничивали власть князя, вместе с тем обеспечивали правовой статус различных сословий шляхты. Таковым является привилей Казимира 1447 года. В нём наиболее ярко выражены нормативно-правовые ограничения князя, запрещающие уменьшать территорию государства и предоставлять земли, города, поместья, должности, высокие звания, чины иностранцам. Таким образом, государственные должности, имущество на управление и содержание, предоставлялись только уроженцам Великого Княжества Литовского. Они должны были быть людьми достойными, уважаемыми, приносить благо родине. Эти положения были направлены на сохранение национального суверенитета, начало государственности, экономической и политической жизни государства. Великим князем Александром в 1492 также издан привилей, состоявший из 33 статей. 7 декабря 1506 были приняты дополнения к этому привилею, которые подчеркнули общегосударственное значение данного правового акта, который был направлен на укрепление государственного устройства, статуса высших сословий. В этом документе появляется запись о том, что избрание великого князя проходило также с согласия духовенства.

В 1506 году завершается первый этап формулирования государственного права в форме привилеев.

С 20-ых годов 16 века, осуществляются первые попытки по систематизации законодательства. В 1529 году появляется статут первый Великого Княжества Литовского. В 1566 году создаётся второй статут. Наиболее важными нормами во втором статуте являлись: нормы государственности, порядок образования и деятельности органов государственной власти, правовой статус вольных людей, семейные, гражданско-правовые отношения. Статут юридически закрепил суверенитет Великого Княжеского Литовского, обособленность от Польши и образование Речи Посполитой. Вместе с тем, акт Люблинской унии содержит положения о включении Великого Княжетсва Литовского в состав Польши и окончательной ликвидации княжеств, которые так и остались невоспринятыми. Статут 1588 действовал на территории Беларуси даже после присоединения к Российской империи, до 1840 – на территории Виленской, Гродненской и Минской губернии, до 1831 – на территории Могилевской губернии. Эти конституционные нормы сохранили свою силу до 3 мая 1791 года – до принятия конституции Речи Посполитой. Она изменила структуру и компетенцию высших органов власти, преобразовала конфедерацию в федерацию. Она имела огромное значение для части Украины, Польши, Литвы и Беларуси. Таким образом, процесс становление государственности Беларуси сопровождался борьбой за автономию, в том числе в составе других государств.

Крах российского самодержавия сказался и на исторической судьбе белорусского народа: на смену ему пришел длительный и весьма значимый период – советский. Большое значение имели советские конституции и конституции союзного значения, принятые в государстве, в частности Конституция от 3 февраля 1919 , 11 апреля 1927, 9 февраля 1937, 14 апреля 1978; 15 марта 1994 года. - конституция нового времени, с последующими изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме 24 ноя 1996, 17 ноя 2004.

Конституция 1919

Революционные преобразования 1917возродили процесс становления белорусской государственности: первые попытки выработки конституции были приняты в конце декабря 1917 года. ЦКРКПБ принимает решение об образовании ССРБ. 1 января 1917 временное рабоче-крестьянское правительство опубликовывает манифест об образовании ССРБ, который фактически стал провозглашением белорусского государства.

Первая конституция носила декларативный характер, с современной точки зрения была несовершенной, но её нельзя недооценивать с точки зрения политической и идеологической. Содержание конституции было определено принятой чуть раньше конституцией РСФСР. Так, если в РСФСР было 6 разделов, то в конституции ССРБ было только 3 раздела.

Первый раздел конституции устанавливал диктатуру пролетариата, закреплял основные права и свободы граждан республики и говорил о главных задачах в переходный период. Раздел назывался «общие положения». В его основу была положена ленинская декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа. В первой главе провозглашались права рабочих, иностранных граждан и так далее.

Второй раздел закреплял основы системы высших органов власти. Высшим представительным органом власти является съезд советов депутатов. В период между съездами работает ЦИК ССРБ, в его компетенции отсутствует принцип разделение власти (исполнял законодательную, распорядительную, контролирующую функции). В его основе создается президиум ЦИК. В свою очередь, президиум состоит из малого и большого президиумов. Фактически, большой президиум выполнял функции правительства, поскольку осуществлял общее управление делами ССРБ. Он стал прототипом современного правительства. Конституция ограничилась закреплением статуса высших органов власти, в ней отсутствовали положения о местных органах власти. Связано это с тем, что конституция Российской Федерации закрепляла эти положения, а это значит, что местные органы организовывались и функционировали по таким же принципам, как и в России.

Третий раздел посвящен национальным символам, гербу и флагу, которые являлись внешними символами государства.

В конституции также закреплены основы общественного строя, экономической политики. В частности, территория ССРБ определялась в составе только минской и гродненской областей. В экономической сфере отменялась частная собственность на производство, земля, недра, леса, воды, фабрики, банки – все объявлялось собственностью народа. Представители господствующих классов лишались политических прав и, тем самым, отстранялись от управления государством. Они лишались права на воинскую повинность, если она сопровождалась применением оружия. Граждане обладали рядом демократических прав и свобод, но на них возлагалась всеобщая трудовая повинность. Также был утвержден принцип равенства всех перед законом, вне зависимости от расы, пола, национальности.

Первый всебелорусский съезд принимает декларацию о присоединении Литвы к Беларуси, в Вильно состоялось объединение двух государств. Была создана Литовско-Белорусская советская социалистическая республика (Литбел).

В июле 1919 года Литбел была оккупирована польскими войсками, только через год советская власть была восстановлена, но только на территории Беларуси. В 1920-ом году (31 июля) была обнародована декларация об объявлении независимой советской Республики Беларусь.

13-17 декабря 1920-ого года функционировал II Съезд Советов. На нем были приняты дополнения к Конституции. В соответствии с этими дополнениями, более четко устанавливался статус существующих органов власти, а также образовывались новые органы власти: ЦИК, СНК. Было создано 15 народных комиссариатов (наркоматы). По-прежнему оставались неурегулированными вопросы избирательной системы, местных органов власти.

Впервые появляется формула, по которой конституция рекомендует по всем вопросам советского государственного строительства руководствоваться постановлениями VII-го всероссийского съезда советов.

Конституционные процессы государственного строительства в период с 1920 по 1927 год сопровождались важными социально-экономическими преобразованиями:

1) Индустриализация

2) Проведение НЭП

3) Образование СССР и вхождение в неё Беларуси

4) Гражданская война

5) Укрупнение территории

Таким образом, на IV всебелорусском чрезвычайном съезде советов 9-15 января 1924 года ЦИКу было поручено подготовить в соответствии с конституцией СССР и изменившимся территориальным устройством Беларуси проект новой конституции. 15 января была создана новая конституционная комиссия, которая в феврале 1925 года представила проект новой конституции.

Поскольку данный проект требовал доработки, 15 января 1927 года, была создана конституционная комиссия, которая подвела итог и представила отредактированный проект конституции на рассмотрение VIII съезда советов рабочих крестьян. 11 апреля 1927 года была принята новая Конституция БССР. В соответствии с положениями данной конституции, БССР – социалистическое государство, провозглашается диктатура пролетариата. Конституция также определяла соотношение полномочий союзного государства.

В отличие от конституции СССР 1924 года, конституция БССР 27 года в первой главе «общие положения», закрепляет демократические права и свободы. Глава состояла из 23 статей, 17 из которых посвящены правам, свободам, обязанностям рабочих. Основная категория в главе – права рабочих, а не человека. Появляются гарантии прав и свобод. Устанавливаются квоты и цензы.

Органы государственной власти: устанавливались конституционные принципы организации их деятельности. ЦИК – между съездами советов (ст.3)

Согласно дополнениям 1920 года, СНК – орган общего управления. Подтверждается статус наркомов, появляются новые положения, которые закрепляют местную форму власти – исполкомы и советы. Сворачивается национальная политика, в том числе отменяются два из четырех национальных языков: остаются только русский и белорусский.

Республиканские органы государственного управления были созданы в 3 видах. Это обусловлено входом Беларуси в состав СССР. Первый вид органов– республиканские, на территории республики, второй вид – союзные (носили представительский характер, третий вид – союзно-республиканские.

Государственная собственность провозглашалась на землю, леса, недра, воды, средства связи, транспорт, заводы, фабрики. За Всебелорусским съездом ЦИКом закреплена законодательная инициатива.

Конституция просуществовала до 1937 года. В неё вносились дополнения, направленные на правовой статус граждан и административно-территориальное деление.

Конституция 1937

За 10 лет существования Беларуси как советского государства, произошли множественные экономические и политические изменения, возникла необходимость создания новой Конституции, так как конституция 1927 года уже не являлась актуальной.Проводится завершение коллективизации, происходит широкомасштабная индустриализация страны.Этот период характеризуется разгромом антипартийных группировок, разгромом антипартийного строя.

19 февраля 1937 года произошел XII чрезвычайный съезд советов, на котором была принята новая конституция: 122 статьи, 11 разделов. Эта конституция впервые определяет БССР как социалистическое государство (а не диктатуру). Первая и вторая главы разграничивали общественное и государственное устройство. Меняется и экономическая система. Допускается дробное частное хозяйство. Закрепляются народно – хозяйственные планы (пятилетки).

Закрепляются принципы социальной политики: «кто не работает – тот не ест», «от каждого – по потребностям, каждому – по труду». Устанавливается централизация общественной жизни, важнейшие вопросы республики отнесены к компетенции СССР. Определена трёхзвенная система государственных органов. Впервые закреплен принцип разделения власти. На местном уровне вместо окружных и районных съездов образованы советы народных депутатов. В конституции появились главы, посвящённые суду, прокуратуре, бюджете.

По своему содержанию, 8 глава, посвященная правам и свободам, была очень прогрессивной, повлияла на образование в этот период в восточной Европе новых государств, на Декларацию прав человека. По инициативе Сталина впервые было закреплено всеобщее избирательное право. Всеобщее равное избирательно право при тайном голосовании с 18 лет, быть избранным можно с 21 года, существенно расширяется субъект лиц на выдвижение, с приоритетом партийных людей. Таким образом, появились не только новые государственные органы, но и новые принципы.

Конституция 1978

Конституция 1978 принята 14 апреля на основании и в соответствии с конституцией СССР 7 октября 1977. Верховным Советом были созданы Конституционная комиссия и редакционная комиссия. Конституция состояла из 170 статей, 10 разделов, которые делились на 19 глав, впервые появляется преамбула. Провозглашается равенство людей независимо от национальности, расы, пола. Говорится о появлении новой исторической общности – советский народ. Конституция имела стройную взаимосогласованную, логически выстроенную структуру.

Первый раздел – Основы общественного строя и политики СССР. Поделен на главы, деление на них свидетельствует о высоком уровне правовой науки, глава «Политическая система» (ее ядром была коммунистическая партия ССС)(ст.6), в соответствии с которой основу политической системы составляют советы депутатов, каждому элементу политической системы отведена отдельная статья, не умаляется роль общественных формирований, в частности профсоюзов, ВЛКСМ(Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи), кооперативов), «Экономическая система» (объявлялась социалистическая собственность, допускалась личная собственность, но только на трудовые доходы), закрепляется социальная структура общества (глава «Социальное развитие и культура»), закрепляется классовая структура общества (крестьяне, рабочие, народная интеллигенция).

Второй раздел – «Государство и личность». Глава «Гражданство БССР. Равноправие граждан», «Основные права, свободы и обязанности граждан» (прогрессивные права, развитые в продолжение Конституции 1937 года, право на участие в управление, на обсуждение и принятие законов, на принятие решений общегосударственного значения, свобода массовых мероприятий (митинги, демонстрации…), на создание общественных объединений; политические права «должны соответствовать целям коммунистического строительства», гарантии прав и свобод, но только в целях укрепления социалистического строя).

Перед принятием Конституции были ратифицированы два важнейших международных пакта, принятых в 1966 – Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах, ряд положений нашли отражение в целях Конституции. Устанавливались и конституционные обязанности (охрана интересов советского государства, содействие его авторитету, воинская служба, охрана национального достоинства). Есть положения о суверенности союзной Республики, имеющие декларативный характер (глава 7) Разграничивается компетенция БССР и СССР. Появляются разделы, закрепляющие основы государственного бюджета, правосудия, арбитраж и прокурорский надзор (глава 17,18,19). Имеют место местные советы, носят народный характер.

Существенно улучшена структура и порядок деятельности государственного аппарата, появляется Правительство (Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган), таким образом устанавливается принцип разделения властей: Верховный совет, Совет министров и судебная система. Появляется раздел 10, о действии Конституции и порядке изменения и внесения дополнений.

Таким образом, советские конституции основаны на принципе преемственности. Идеологические основы видоизменялись, но не утрачивали своей ценности. Конституция, как правило, закрепляла классовую структуру общества, вопросы экономической политики носили глубоко идеалогизированный характер. Провозглашалась однопартийность.

В Конституции 1978 вносились изменения и дополнения, самые значимые были внесены незадолго до распада СССР.


 



2019-11-13 309 Обсуждений (0)
Ранние этапы становление государственности Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ранние этапы становление государственности Беларуси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (309)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)