Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная граница



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Государственная граница 0.00 из 5.00 0 оценок




Статья 1 закона «О государственной границе Республики Беларусь» закрепляет статус государственной границы и её траекторию. Так, государственная граница Республики Беларусь есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы территории Республики Беларусь: суши, вод, недр и воздушного пространства. Как правило, статус государственной границы зависит от международных договоров запредельных государств, так как именно с ними мы граничим и определяем пределы границы. Такие договоры заключены с Украиной, Польшей, Россией, Литвой и Латвией. Там закреплены принципы изменения и установления границ. К ним относятся: обеспечение безопасности Республики Беларусь и международной безопасности.

Статья 5 устанавливает пространственные пределы прохождения государственной границы. На суше: по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видным ориентирам. На судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки. На несудоходных реках и ручьях – просто по середине. На озерах и иных водных объектах – по линии соединяющей выходы государственной границы к берегам озера и водного объекта. На мостах и других сооружениях – по середине или по технологической оси. Закон устанавливает особый порядок пропуска через государственную границу.

Административно – территориальное устройство.

Административно-территориальное устройство устанавливается законом «Об административно-территориальном устройстве». В соответствии со статьей 1 закона, административно-территориальное устройство – порядок решения вопросов деления Республики Беларусь на административно-территориальные и территориальные единицы. Административно-территориальное деление Республики Беларусь является делением Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка и реализации прав и свобод граждан. В законе закреплены принципы административно-территориального деления:

Единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь

Сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Сочетание единой государственной власти Республики Беларусь, осуществление которой основано на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением.

Осуществление местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами своих полномочий в пределах границ соответствующей административно-территориальной единицы.

Равномерность, сбалансированность и комплексность развития административно-территориальных единиц, взаимосвязь административно-территориального устройства и социально-экономического районирования.

Включение в состав более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц.

Примерное равенство размеров территорий и численности населения административно-территориальных единиц одного вида

Закон устанавливает статус населенных пунктов – компактно заселенной территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющий необходимые для постоянной жизнедеятельности граждан жилые и иные сооружения, а также собственное наименование и территорию.

Города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

3 вида городов: Минск – столица, города областного подчинения, районного подчинения, 3 типа поселков: городские (населенные), курортные(ненаселенные), рабочие (ненаселенные).

Органы власти (местные Советы депутатов и исполнительно-распорядительные органы) создаются на АТЕ.

На ТЕ органы власти не создаются (заповедники, национальные парки, заказники, исторические памятники, природные памятники, территории оборонного назначения).


 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕФЕРЕНДУМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Понятие референдума

Одной из форм выражения воли народа является референдум (от латинского – то, что должно быть сообщено). Сам институт появился в XX веке в нашем законодательстве. Положения о нем были закреплены в конституции СССР в 1937, получили развитие в 1977, БССР – 1978.

В середине 30-ых был провозглашен, на практике не применялся. 1936-1937 – пик периода репрессий, период политического недоверия власти к народу, многие социальные группы находились под внимательным взглядом власти (интеллигенция). Поэтому, в нашем законодательстве референдум является актуальным прежде всего с точки зрения практики применения. Недавно в ЦИК обсуждался вопрос возможности референдума, в том числе о вопросах изменения референдума. 7 лет назад – раз в несколько лет. Сейчас – практически каждый месяц. Это связано с тем, что накоплен опыт в государственном строительстве, он должен быть закреплён и переосмыслен. На территории Республики Беларусь опыт референдумов связывают в первую очередь с референдумом 1 марта 1991 – по вопросу введения должности Президента, для нас также важен опыт России, когда там в 1993 произошел политический кризис, был референдум: о вопросе доверия Президенту и досрочного переизбрания парламента.

Референдум – институт непосредственной демократии, в отличие от выборов, объектом становятся не выборы кандидата, не мандат, по которому голосуем, на обсуждение выносятся один или несколько вопросов, имеющих значение для общественной и государственной жизни. Статья 3 предусматривает, что единственным источником власти является народ, поэтому именно референдум является тем механизмом, средством, который обеспечивает народу реализацию власти. Именно в силу этого обстоятельство, референдум признается важнейшим конституционно-правовым институтом, поэтому он закреплен как на уровне Конституции, так в отдельном нормативном правовом акте – избирательном кодексе. Более того, политическое и правовое значение референдума также проявляется в том, что именно этим и только этим способом, могут быть решены, во-первых, наиболее значимые вопросы государственной и общественной жизни, а также важнейшие положения Конституции. Референдум часто используется в переходные этапы развития государств для принятия взвешенных, обусловленных волей народа решений. Так было и в Республике Беларусь. Но сравнительный анализ с опытом других стран говорит о том, что в сравнении с другими государствами, используется редко. В Швейцарии он используется для решения также вопросов местного характера, не только глобальных и важных вопросов.

Референдум, кроме всего прочего – способ правотворчества, когда народ является субъектом принятия важного государственно-правового решения. В результате такого референдума могут приниматься нормативные правовые акты, как правило, получающие силу закона.

Юридическая сила референдумов выше юридической силы законов – правило, которому придерживаются практически все страны мира. В связи с этим, согласно 77 статье Конституции решения, принятые референдумом, не могут быть отменены или изменены иначе как путем такого же референдума. Не во всех государствах (США, ФРГ) референдум имеет такое важное значение. На федеральном уровне в этих странах референдумов не проводится. Только в субъектах федерации.

Виды референдумов

В Республике Беларусь институт референдума урегулирован не только Конституцией, но и избирательным кодексом. Глава 22 закрепляет не только проведение референдума, но и его виды. В статье 111 части 1 избирательного кодекса даётся определение референдума, а в части 2 определяются его виды: республиканские и местные. Следует отметить, что такое деление обусловлено территориальным подходом. Вместе с тем, исходя из анализа положений избирательного кодекса, можно выделить еще и другие виды референдумов, например, по юридической силе выделяют обязательный и консультативный. В научной литературе выделяют и иные виды референдума.



2019-11-13 251 Обсуждений (0)
Государственная граница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная граница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)