Уровень жизни семей с детьми
Главным результатом экономического развития Томской области в 2004 году явилось достижение и закрепление положительной динамики основных показателей социального развития и уровня жизни населения. Система важнейших индикаторов уровня жизни населения включает в себя следующие основные показатели: среднедушевой денежный доход, покупательная способность денежных доходов населения (отношение доходов населения к величине прожиточного минимума), величина прожиточного минимума, заработная плата, индекс потребительских цен и другие. По итогам 2004 года среднедушевые денежные доходы населения области сложились в размере 6171,5 руб. и возросли на 14,1% по сравнению с 2003 годом, при этом в реальном выражении рост составил 101,9%. Покупательская способность среднедушевых денежных доходов не претерпела изменений по сравнению с 2003 г. и составила 2,1 раза. Рост денежных доходов населения привел к перераспределению населения по уровню доходов: возросла численность населения в интервалах с высокими доходами. Так, доля населения с денежными доходами свыше 4 тыс. рублей составила 61,07 % против 48,5% за аналогичный период 2003 года.
Интервалы доходов, руб. |
Г. |
Г. | |||||||||||
тыс. чел. | в % к итогу | тыс. чел. | в % к итогу | ||||||||||
Все население | 1040,7 | 100 | 1057,0 | 100 | |||||||||
До 1000,0 | 12,3 | 1,18 | 41,6 | 4,0 | |||||||||
1000,1-1500,0 | 35,7 | 3,43 | 73,4 | 6,9 | |||||||||
1500,1-2000,0 | 57,8 | 5,55 | 91,0 | 8,6 | |||||||||
2000,1-3000,0 | 148,5 | 14,27 | 184,0 | 17,4 | |||||||||
3000,1-4000,0 | 150,9 | 14,5 | 154,6 | 14,6 | |||||||||
Свыше 4000,1 | 635,6 | 61,07 | 512,4 | 48,5 |
В 2004 году сохранилась тенденция снижения уровня бедности. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, составляла около 20,0% от общей численности населения (в 2003 г. – 20,2%).
Среднегодовая величина прожиточного минимума по Томской области в 2004 г. составляла 2700 руб. и увеличилась по сравнению с 2003 г. на 12,3 % при среднегодовом индексе потребительских цен 112%.
Изменения абсолютных значений величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в 2003-2004гг. представлены в таблице.
Среднегодовая величина ПМ за 2004г., руб. | Справочно: величина ПМ за 2003г., руб. | Абсолютный прирост, руб. | Темп роста, % | |
На душу населения | 2700 | 2404 | 296 | 112,3 |
Трудоспособное население | 2882 | 2558 | 324 | 112,7 |
Пенсионеры | 2008 | 1791 | 217 | 112,1 |
Дети | 2710 | 2434 | 276 | 111,3 |
По итогам 2004 года среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций области сложилась в размере 8081,1 рубля и в номинальном выражении увеличилась по сравнению с 2003г. на 15,8%.
По уровню среднемесячной заработной платы Томская область стабильно занимает 2 место (после Красноярского края) среди регионов Сибирского Федерального округа.
В разрезе муниципальных образований отмечается значительная дифференциация по уровню заработной платы, составляющая более 5 раз, что обусловлено сложившейся структурой экономики области. С одной стороны - это г.Стрежевой (20138,5 руб.), где сосредоточены организации нефтедобывающей отрасли, и с другой стороны – районы, ориентированные на производство сельскохозяйственной продукции, такие как Кожевниковский (3717,1 руб.), Первомайский (3840,4 руб.), Шегарский (3958,4 руб.).
В Томской области примерно 23% работников области получают заработную плату ниже среднегодовой величины прожиточного минимума трудоспособного населения области (2882 руб.).
Ситуация на рынке труда области в 2004 г. оставалась достаточно сложной. В 2004 году в государственную службу занятости населения на учет в качестве ищущих работу были поставлены 60,3 тыс. человек, что на 1,7% больше, чем в 2003 году.
Официальный статус безработного получили 40136 человек, что на 1,5% больше, чем в 2003 году.
По состоянию на 01.01.2005 уровень регистрируемой безработицы составил 4,5% от экономически активного населения (на 01.01.2003 – 4,4%).
Среди граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, возросла доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе: женщин - на 2,9% (32,8 тыс. чел.), молодежи в возрасте 16-29 лет - на 5,1% (24,8 тыс. чел.), граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые – на 8,2% (21,5 тыс. чел.), граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе - на 4,6% (15,4 тыс. человек).
На начало 2005 года на учете в органах службы занятости в качестве безработных состояли 575 несовершеннолетних граждан в возрасте 16 – 17 лет (в 2003 г. – 582 чел.), 103 человека из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2004 – 57 чел.), 8,9 тыс. безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей инвалидов, из них 10% - многодетные и 7,8% - одинокие родители.
Рост числа официально зарегистрированных безработных граждан был вызван рядом причин:
- увеличением численности граждан, продолжавших состоять на учете в службе занятости после окончания периода выплаты пособия по безработице. Это связано с необходимостью получения справки для оформления льгот на оплату коммунальных услуг;
- продолжающимся процессом высвобождения работников, связанным с реорганизацией и ликвидацией отдельных нерентабельных производств;
- сохранением структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы. По состоянию на 01.01.2005 в банке вакансий областной службы занятости преобладали рабочие профессии, преимущественно для мужчин - 74,8%, тогда как среди зарегистрированных безработных граждан основную долю составляли женщины (61,5%). Каждая вторая женщина, имевшая статус безработного, воспитывала несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, каждая третья имела перерыв в работе более года. В структуре вакансий, заявленных в службу занятости, лишь 30,5% - для женщин.
Материальную поддержку в виде выплаты пособия по безработице получали 63,0 тыс. человек. Из них 36,7 тыс. женщин (58,5%), молодежь в возрасте 16 – 29 лет – 24,2 тыс. чел. (38,7%). Общие затраты из федерального бюджета на выплату пособий по безработице составили 208,2 млн. рублей (в 2003 г. - 203,3 млн. руб.).
Средний размер пособия безработного по области в 2004 году составил 965,2 рублей (в 2003 г. – 896,6 руб.). По сравнению с 2003 г. на 6,4% увеличилась доля безработных граждан, получавших пособие по безработице в минимальном размере, и составила 78,4%. Из них 56,5% получали пособие в размере от 400 руб. до 800 руб. Выплата пособия по безработице органами службы занятости осуществлялась без задержек и в установленный срок.
Безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты и нуждающимся в материальной поддержке, оказывалась финансовая помощь по их личному заявлению. В течение 2004 г. была оказана материальная помощь более 4000 человек (2003 г. – 165 чел.). Затраты составили 13173,2 тыс. рублей (за 2003 г. - 24,2 тыс. рублей).
В 2004 году Департамент службы занятости населения активно проводил политику содействия в трудоустройстве безработных граждан, в том числе и через реализацию специальных мероприятий содействия занятости населения.
При содействии службы занятости трудоустроились (нашли доходное место) и, следовательно, улучшили материальное положение 35,8 тыс. человек, что составляет 103,5% к уровню 2003 года. Из них, женщины составили 17,7 тыс. чел. (2003 г. - 16,0 тыс. чел.), многодетные и одинокие родители - 1280 человек (2003 г. – 1211 чел.), семьи, в которых оба родителя признаны безработными - 207 человек (на уровне 2003 г.) и 24 человека из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (2003 г. – 26 чел.), несовершеннолетние граждане до 18 лет - 502 человека (2003 г. - 372 чел.).
Организация мероприятий по трудоустройству на общественные и временные работы является одним из эффективных средств, решающих одну из основных задач – помочь найти рабочее место безработным гражданам, испытывающим объективные трудности при самостоятельном поиске работы, сохранить мотивацию к труду на период поиска постоянного места работы, оказать материальную поддержку. В 2004 г. в общественных работах приняли участие 6,7 тыс. человек (2003 г. – 6,2 тыс. чел.), из них женщины - 3,5 тыс. чел., молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 2,3 тыс. чел.
Особое внимание уделялось содействию в трудоустройстве гражданам, испытывающим трудности в поиске работы (женщинам, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, семьям, в которых оба родителя признаны безработными, инвалидам, молодежи в возрасте от 16 до 18 лет, и др.). В соответствии с договорами, заключенными с работодателями, о поддержке доходов безработных граждан были временно трудоустроены 662 безработных гражданина, особо нуждающихся в социальной защите, из них: 475 женщин, имеющих несовершеннолетних детей; 214 чел. многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (в 2003 г. – 168 чел.); 75 членов семей, в которых оба родителя признаны безработными; 37 молодых людей в возрасте до 18 лет, впервые ищущих работу (в 2003 г. – 28 чел.).
Совокупный доход одного безработного, участвующего во временных работах, составил 2,3 тыс. рублей в месяц, в том числе средний размер поддержки доходов из средств федерального бюджета - 1,1 тыс. рублей в месяц. Средняя продолжительность участия - 1,8 месяца.
Информирование населения о ситуации на рынке труда, оказание различных профориентационных услуг позволяет органам службы занятости реализовывать превентивные меры по предупреждению безработицы. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан, в том числе молодежи, остается одним из важнейших направлений в работе центров занятости. В течение 2004 г. специалистами государственной службы занятости населения были оказаны 205,6 тыс. консультационных услуг юриста, психолога-профконсульта и специалистов по трудоустройству. Всего профориентационные услуги в 2004 г. получили 65,0 тыс. человек, в том числе 43,9 тыс. чел. – молодежь в возрасте до 30 лет, из них 11,8 тыс. чел. – молодые люди до 18 лет.
На фоне социальной бедности традиционных категорий населения –одиноких матерей, многодетных семей, одиноких пенсионеров, инвалидов – существует бедность работающих граждан. Её появление связано с существованием низкооплачиваемых секторов экономики и предприятий с низким уровнем конкурентоспособной продукции: это, прежде всего, сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность.
В целях повышения уровня и качества жизни населения в Томской области реализуются программы адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, привлекаются средства внебюджетных фондов, гуманитарная, спонсорская помощь.
В течение 2004 года жителям Томской области были предоставлены льготы на сумму 798 млн. рублей, позволившие решить вопросы оплаты жилья, проезда на транспорте, услуг связи, льготного зубопротезирования и прочих видов льгот, предусмотренных законодательством. За прошедший год в органы социальной защиты населения по вопросам материальной поддержки обратилось около 161 тысячи граждан. Общий объем финансовой помощи населению составил 338 млн. рублей, что на 8,5 % больше, чем в 2003 году.
Важной мерой поддержки семей является предоставление льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Получателями жилищных субсидий являются 16,3 % от общего количества семей.
В 2004 году на учете в органах социальной защиты населения зарегистрировано 198,6 тыс. человек с доходами ниже прожиточного минимума, что составляет 53,1 % от общего числа состоящих на учете (в 2003 году 185,9 тыс. человек, что составляло 52,4 %). В числе малообеспеченных 20,4 % составляли дети и безнадзорные дети, из которых 12,6 % получили социальную поддержку.
В Томской области действует система мер, направленных на поддержку семей с детьми. По состоянию на 1 января 2004 года ежемесячное пособие на ребенка выплачивается на 102,3 тыс. детей. Расходы на выплату пособия составляют более 11,0 млн. рублей в месяц.
В истекшем году каждый новорожденный при регистрации факта рождения в ЗАГСе получал «губернаторский подарок»: подарочный набор товаров детского ассортимента. Выдано 11311 наборов (в 2003 году - 9382 набора) для новорожденных, на общую сумму 6,5 млн. рублей.
В 2004 году действовал ряд нормативных документов, направленных на поддержку семей с детьми. В их числе постановление Главы Администрации о мерах по социальной поддержке многодетных семей, об обеспечении детей первого и второго года жизни из семей с доходами ниже прожиточного минимума молочными продуктами. Действует система скидок со стоимости пребывания ребенка в детских дошкольных учреждениях для одиноких матерей и малоимущих семей. Утверждена Стратегия сокращения бедности в Томской области. В 2004 году реализованы областные целевые программы: обеспечение жильем молодых семей с детьми в возрасте до 1 года; «Дети Томской области на 2004 -2006 годы», в которую вошли 5 подпрограмм: «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» и «Одаренные дети»; «Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в заботе государства». В ряде муниципальных образований приняты программы помощи семьям с детьми, предусматривающие наряду с дополнительными льготами выплаты муниципального социального пособия малоимущим семьям с детьми.
В целях преодоления бедности среди семей с детьми и усиления их государственной поддержки необходимо на федеральном уровне:
- продолжать реализацию мер по повышению реального размера заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, превращение ее в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье, рост инвестиционного потенциала населения;
- содействовать занятости многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в целях быстрейшей адаптации их на рынке труда и трудоустройстве на работу с достойной заработной платой;
- увеличить финансирование программ по поддержке молодых семей с детьми, нуждающихся в жилье;
- увеличить размер единовременного пособия при рождении ребенка, дифференцировать размер этого пособия в зависимости от численности детей в семье;
- увеличить размер компенсационной выплаты одному из трудоспособных неработающих родителей, занятых уходом за ребенком-инвалидом.
Состояние здоровья детей
Последовательные целенаправленные усилия в области охраны здоровья матери и ребенка, предпринимаемые органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями области, позволили добиться положительной тенденции по некоторым характеристикам.
Сохранилась тенденция роста рождаемости. Коэффициент рождаемости на 1000 населения составил 11,2 при 10,5 в 2003 году.
Положительная динамика отмечена и в снижении показателя младенческой смертности, который в 2004 году составил 13,6 на 1000 родившихся при 17,2 в 2003 году. В структуре младенческой смертности снизилась как неонатальная, так и постнеонатальная смертность. Снизился показатель перинатальной смертности и составил 13,0 на 1000 родившихся (2003 год - 15,5).
Не претерпела изменений структура причин младенческой смертности. По-прежнему, на первом месте находятся отдельные состояния перинатального периода, на втором - врожденные аномалии развития, на третьем - травмы и отравления (несчастные случаи), на четвертом – болезни органов дыхания, на четвертом – инфекционные и паразитарные заболевания.
Ведущими причинами смерти детей первого года жизни остаются состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые 7 дней жизни ребенка) и врожденные аномалии развития, что тесно связано со здоровьем матери.
Среди причин смертности детей в возрасте 0 – 4 лет определяющими являются отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (их показатели в 1,5 раза превышают показатели Российской Федерации), и смерть от внешних причин, далее – врожденные аномалии. В возрастных группах 5 – 9 лет, 10 – 14 лет, 15-19 лет преобладает смертность от внешних причин. Дети в возрасте от 5 до 14 лет чаще умирали от случайных утоплений, от 15 до 19 лет - от преднамеренных повреждений (повешение, самоубийство). В 2004 году произошло снижение гибели детей на воде. В прошедшем году погибло 7 детей, что в 2,3 раза меньше по сравнению с 2003 г.
В структуре ранней неонатальной смертности недоношенные дети составляют 82,6 %, в структуре смертности новорожденных – 57,9 %, в структуре младенческой смертности – 32,7 %. В 2004 году отмечается снижение до 62,5 % смертности новорожденных с массой до 1000 граммов (2003 – 80,0 %). Одной из причин снижения данного показателя является оснащение дыхательной аппаратурой и кювезами родильных отделений муниципальных учреждений здравоохранения в рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» областной целевой программы «Дети Томской области на 2004-2006 г.г.».
Большая часть недоношенных и маловесных детей нуждаются в дорогостоящей интенсивной терапии и дальнейшей реабилитации. С 2003 года общая заболеваемость новоржденных снизилась на 14,7 % за счет синдрома дыхательных расстройств, внутричерепной родовой травмы. Однако отмечается повышение заболеваемости новорожденных с аномалиями развития (в 1,8 раза), гемолитической болезнью новорожденных (в 2,6 раза).
Продолжает расти патология у детей всех возрастов, обусловленная увеличением распространенности хронических заболеваний, соответственно увеличивается численность диспансерных контингентов.
В 2004 году общая заболеваемость детей области от 0 до 14 лет на 1000 человек соответствующего населения возросла на 0,6 % и составила 2491,0 (в 2003 году – 2475,7). На основании сопоставления заболеваемости по обращаемости и состоящих на «Д» учете в связи с хроническими заболеваниями можно судить о продолжающемся увеличении обращений в связи с заболеваниями всех возрастных групп.
Среди данной возрастной категории несколько снизились заболеваемость органов дыхания (2004 г. – 1016,0; 2003 – 1162,9), врожденные аномалии (2003 г. – 33,1; 2004 г. – 29,4). Вместе с тем, на 5,3 % возросли инфекционные и паразитарные болезни, на 26,3 % - новообразования, на 22,7 % - психические расстройства, на 27,6 % - болезни нервной системы; 10,3 % - эндокринной системы, на 7,4 % - системы кровообращения, на 11,4 % - глаза и его придаточного аппарата, на 12,6 % - уха и сосцевидного отростка, на 13,2 % - органов пищеварения; на 16,3 % - кожи и подкожной клетчатки, на 20,7 % - травмы и отравления. На прежнем уровне осталась заболеваемость крови и кроветворных тканей детей 2004 г. – 38,8; 2003 г. – 38,2 на 100000 детей.
Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространенностью среди этой возрастной категории употребления алкоголя, наркотических средств, курения.
Система статистического слежения за состоянием здоровья детей дошкольного и школьного возрастов на основе его оценки в критические возрастные периоды позволяет сделать выводы о несостоятельности мероприятий по охране здоровья детей, посещающих образовательные учреждения.
Инфекционные болезни
Благодаря проведению профилактических мер и вакцинации в 2004 году удалось добиться уменьшения заболеваемости среди детей инфекционными болезнями.
Участие лечебно-профилактических учреждений области в реализации федеральной целевой программы «Вакцинопрофилактика» позволило избежать заболевания детей полиомиелитом и корью, снизить заболевание эпидпаратитом (2004 – 19,4; 2003 – 28,7 на 100000 детей), туберкулезом (2004 – 18,8; 2003 – 25,5 на 100000 детей).
По сравнению с 2003 годом увеличился процент вакцинации детей по всем инфекционным заболеваниям за исключением вакцинации полиомиелита в возрасте 1 года (2004– 98,9; 2003 – 99,1 на 100000 детей).
Социально-обусловленные заболевания
Одной из наиболее острых и тревожных проблем является распространение наркомании, алкоголизма, болезней, передающихся половым путем.
В результате проведения профилактических мер в 2004 году в области зафиксисровано снижение распространенности в детской среде заболевания наркоманией (на 100000 детей) в 2004 году – 0,69, в 2003 – 1,8; токсикоманией в 2004 – 1,9, в 2003 – 2,7.
В 2004 году по сравнению с 2003 в 2 раза снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете со злоупотреблением наркотиками, однако на 51 % увеличилось число детей, состоящих на профилактическом учете со злоупотреблением алкоголем, на 7,2 % - со злоупотреблением ненаркотических средств. В 1,8 раза по сравнению с 2003 годом возросла заболеваемость детей гонореей, увеличилось абсолютное число детей с врожденным сифилисом и соответствует 13 детям (2003 г. – 11 детей).
Состояние здоровья женщин
Здоровье детей, их физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется состоянием здоровья матерей. В связи с этим особую социальную значимость приобретает охрана репродуктивного здоровья женщин и девочек-подростков. Ряд мер, принятых в этом направлении Томским здравоохранением, позволил добиться улучшения некоторых показателей.
Интегрированный показатель качества оказания помощи детям и женщинам - уровень материнской и младенческой смертности.
В 2003 году показатель материнской смертности составил 42,8 на 100 тыс. родившихся детей (2003 – 44,9). Стабильно снижается уровень младенческой смертности по области (2004 – 13,6; 2003 – 17,2). Показатель перинатальной смертности – 13,0 на 1000 родившихся (2003 - 15,5).
У вставших на учет беременных женщин отмечается некоторое снижение экстрагенитальной патологии до 75,6% (2003 г. – 80,8%). В структуре экстрагенитальной патологии на первом месте - анемии у беременных 41,5% (2003г. – 45,4%), на втором месте – болезни мочеполовой системы 19,2% (2003г. -21,8%), на третьем месте – заболевания сердечно-сосудистой системы 11,3% (2003 г.-11,0%). Поздний токсикоз беременных отмечался у 17,8% женщин (2003 год-19,7%). Снижение экстрагенитальной заболеваемости беременных женщин в текущем году можно объяснить оздоровлением женщин из малообеспеченных семей в НИИ фармакологии, централизованное приобретение для них противоанемических препаратов в рамках подпрограммы «Здоровый ребёнок» областной целевой программы «Дети Томской области на 2004-2006 годы».
Значительное влияние на состояние репродуктивного здоровья женщин оказывают аборты. Произошло общее снижение абортов на территории Томской области на 131, мини-абортов на 270, количество абортов на 100 родов 154 против 170 в 2003году. Несколько уменьшилось количество абортов у первобеременных. Количество абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизилось до 58,5 по территории (по подчинению57,5%) против 60,9% в 2003году. Это можно объяснить централизованной закупкой контрацептивов, согласно подпрограмме «Здоровый ребенок» и активизации профилактической работы по профилактике нежелательной беременности и всей службы планирования семьи в целом.
В связи с выходомПостановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2003г. № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» произошло резкое сокращение прерываний беременности по социальным показаниям: с 389 в 2003г. до 30 в 2004 г., при этом нет роста криминальных абортов (2003 – 31, 2004 - 29).
Незначительно увеличилось по сравнению с 2003 годом количество неуточненных и самопроизвольных абортов.
В целях обеспечения охраны здоровья матери и ребенка совершенствуются виды специализированной помощи женщинам и новорожденным за счет внедрения ультразвуковой диагностики, кардиомониторингового наблюдения, эндоскопических методов, диагностики внутриутробных нарушений у плода и др. Все родильные отделения районных больниц обеспечены кювезами.
На базе областного и Томского городского центров планирования семьи и репродукции человека реализуются образовательные программы профилактики нежелательной беременности, осознанного материнства и отцовства, в том числе за счет средств, полученных в рамках различных конкурсных проектов.
Во всех родильных домах областного центра организованы специализированные гинекологические и андрологические приемы для подростков, в сельских районах акушерами-гинекологами ведется прием девочек.
В 2004 года в рамках программы «Дети Томской области 2004-2006» реализовывалась подпрограмма «Здоровый ребёнок», основными целями и задачами которой являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья детей и женщин и развитие материально-технической базы детских лечебно-профилактических и родовспомогательных учреждений области. Подпрограмма профинансирована на общую сумму 2,035 млн. руб., из них 1,6 млн. руб. из областного бюджета. На оздоровление беременных женщин из малообеспеченных семей в НИИ фармакологии, финансирование научных разработок по невынашиваемости беременности, наследственной патологии направлено 1,145 млн. руб. На обеспечение женщин детородного возраста и подростков из группы риска контрацептивами - 0,455 млн. руб. Из средств Федерального бюджета получены наборы реактивов для диагностики врождённого гипотериоза и фенилкетонурии на сумму 0,435 млн. рублей.
Меры по обеспечению доступности квалифицированной
медицинской помощи
С целью обеспечения доступности квалифицированной медицинской помощи ведется работа по рационализации структуры сети учреждений здравоохранения для детей и подростков. С 1999 года проводится реорганизация стационарной помощи детям, позволяющая сократить длительность госпитального этапа и перераспределить часть объемов помощи из стационарных отделений в амбулаторные.
2019-12-29 | 260 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Уровень жизни семей с детьми |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы