Обучение детей с ограниченными возможностями
В Концепции модернизации Российского образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1756 от 29.12.2001 г., отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения…». В 2004 г. 4167 детей с психофизическими отклонениями обучались в специальных (коррекционных) ОУ и в специальных классах на базе общеобразовательных школ (в 2003 г. - 4577 детей, в 2002 г. - 4579 детей). Организация системы специального и коррекционно-развивающего образования осуществлялась как в рамках дифференцированной системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, III, IV, VI, VIII видов, так и на базе специальных классов общеобразовательных школ. На территории области в 2004 г. функционировало 18 специальных (коррекционных) образовательных учреждений и 9 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, где обучались 2499 детей с отклонениями в развитии (из них 890 детей-инвалидов). В целом наметилась тенденция роста числа детей-инвалидов, обучающихся в системе образования Томской области: - в 2001-2002 г. - 1558 детей-инвалидов; - в 2002-2003 г. - 1570 детей–инвалидов; - в 2003-2004 г. –1702 ребенка-инвалида (из них 142 сироты); - 2004-2005 г. – 1908 детей-инвалидов, из них 171 ребенок-сирота. Формой индивидуального обучения на дому в 2004 г. охвачено 372 ребенка-инвалида (в 2003г.-117детей). Детям-инвалидам, обучающимся на дому, предоставляются на время обучения бесплатные учебники, учебная, справочная и другая литература, имеющаяся в библиотеке образовательного учреждения, выделяются специалисты из числа педагогических работников, оказывающие методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ, осуществляется промежуточная и итоговая аттестация, прошедшим аттестацию выдается документ государственного образца о соответствующем образовании. Часть детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных учреждений, что способствует развитию интегрированных форм обучения. Наметилась тенденция сокращения специальных (коррекционных) классов I-VIII вида. В 2002 г. функционировало 363 кл. (3992 ребенка), в 2003 г. - 337 кл. (3602 ребенка), в 2004 г. - 316 спец. классов (3362 ребенка). Динамика уменьшения числа специальных классов связана, в основном, с сокращением специальных (коррекционных) классов VIII вида в г.Северске, в Томском, Колпашевском, Кривошеинском районах. В связи с проблемами финансирования сократилось число классов коррекционно-развивающего обучения с 44 (619 детей) в 2003 г. до 14 спец. классов (178 детей) в 2004 г. Число классов компенсирующего обучения в текущем году практически не изменилось. В 2004 г. функционировало 149 классов КО (2013 чел.) в г.Томске, в Каргасокском, Колпашевском, и Верхнекетском районах (в 2003 г. - 150 классов КО,2030 детей). Отмечается незначительный рост числа классов для глубоко умственно отсталых детей (в школе № 39, № 45), детей с тяжелыми нарушениями речи (шк.№ 12), детей с ранним детским аутизмом (шк. № 39) ,сложной структурой дефекта на базе 9 спец. классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Для выявления и учета детей с отклонениями в умственном и физическом развитии в Томской области сохранена трехуровневая структура организации психолого-медико-педагогической службы: - постоянно действующая на привлеченной основе областная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Число обращений в областную ПМПК детей с трудностями в обучении несколько возросло: 2001-2002 г. - 366 детей, 2002-2003 г. - 434 ребенка, 2003-2004 г. - 531 ребенок, что связано с изменением функционала ПМПК по комплектованию Александровской специальной школы открытого типа. - 20 муниципальных ПМПК (из них 2 постоянно действующих на стационарной основе –в г.Томске и г.Стрежевом ). Несмотря на уменьшение числа детей младшего школьного возраста и переход на программу 1-4, - число освидетельствованных на ПМПК детей возрастает с 4101 ребенка в 2001 г. до 6046 детей в 2004 г. - при наличии соответствующего кадрового потенциала организуются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПК). По итогам мониторинга в 2004 г. с 172 до 269 возросло число образовательных учреждений Томской области, где организована работа ПМП консилиумов (36.9 % от числа образовательных учреждений), в том числе в 14 из 16 специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах (78%). В рамках организации службы практической психологии в г. Томске, в Первомайском и Колпашевском районах в 2004 году действовали образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Наметилась тенденция развития системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии от 1 года до 3 лет в г. Томске и в г.Стрежевом (в 2004 г. освидетельствовано 179 детей на базе ПМПК и 669 детей на базе комнаты здорового ребенка г. Стрежевого). Вместе с тем, существующая в области система выявления детей, имеющих трудности в обучении, и организация психолого-медико-педагогического сопровождения не отвечают современным требованиям и характеризуются недостатками: - существует практика обучения умственно отсталых детей и детей с ЗПР в общеобразовательных классах, что сопровождается серьезными проблемами освоения программного материала основной школы, снижением учебной мотивации и девиантным поведением детей; - несмотря на работу 122 логопунктов 4533 ребенка в 2004 г. не получили логопомощи (в 2002 - 3267 школьников и 1216 дошкольников); - отсутствует практика создания ПМП консилиумов в 9 районах Томской области, в 5 районах отсутствуют кабинеты психологов; - отмечается тенденция увеличения показателя первичного освидетельствования на ПМПК детей старше 10 лет (в 2003-2004 - 1212 детей, в 2002-2003 - 777 детей, 40 из них обучались не по возрасту); - имеет недостатки система выявления детей дошкольного возраста с психофизическими отклонениями в развитии, что ведет к недостоверным данным о численности детей со специальными образовательными потребностями. В 2004 г. не организовано выявление детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в 5 районах Томской области; - увеличивается число дезадаптированных детей и подростков с патохарактерологическими особенностями поведения из числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи, стоящие перед органами образования, на 2005 год: 1. Изменение функционала работы ПМПК различных уровней и ПМП консилиумов по отбору детей в общеобразовательную школу открытого типа и разработке рекомендаций сопровождения дезадаптированных детей, детей-инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. 2. Развитие системы раннего выявления детей с отклонениями в психофизическом развитии. 3. Развитие службы практической психологии в системе образования Томской области, в целях оказания помощи детям с трудностями в обучении. 4. Расширение спектра образовательных услуг для детей со сложными дефектами, детей-инвалидов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |