Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ



2019-12-29 469 Обсуждений (0)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Одним из условий ускорения социально-экономического развития нашей страны является развитие общественного сознания советских граждан 1. В настоящее время более, чем когда либо актуально ленин­ское положение о той, что государство сильно сознательностью масс, оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно 2. Существенное значение для дальнейшего развития общей и правовой культуры, правового сознания имеет правовое воспитание. Прежде всего это идеологическая деятельность го­сударственных и общественных организаций, направленная на формирование социалистического правосознания. Учитывая специфическую на­правленность этой деятельности, правовое воспитание можно охарактеризовать как относительно самостоятельную форму политического и нравственного воспитания и самовоспитания и как разновидность пра­вовой деятельности, понимаемой в широком смысле. Отнесение правового воспитания к правовой деятельности правомерно уже и потому, что оно включает воспитательные аспекты правотворческой и правоприменительной деятельности. Проблема правового воспитания связана также с реализацией воспитательного потенциала права, с его идейно-пропагандистским, нравственным и ценностно-информационным воспитательным воздействием.

Одно из существенных особенностей правового воспитания состо­ит в том, что оно теснейшим образом примыкает к области социальной профилактики правонарушений 3, последняя представляет особым образом организованную, целенаправленную систему мер, осуществляемых государственными органами, общественными организациями, гражданами, с целью устранения причин, порождающих противоправные деяния,

1 См.: Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 86.

2 См.: Ленин В. И. Полн.собр.соч., т. 35, с. 21.

3 См.: Аванесов Г. А. Организация профилактики правонарушений. - Учебные материалы, вып.2. М., 1976, с, 22.

и условий, способствующих их совершению. Эта сложно дифференциро­ванная система включает, в частности, экономические, общественно-политические, идеологические, организационно—управленческие, технические, правовые меры предупреждения правонарушений 1. Правовое воспитание - одно из таких средств. Оно способно оказывать актив­ное и целенаправленное воздействие на определенные причины право­нарушений в направлении их ликвидации.

Правовое воспитание занимает в системе правовых мер предупреждения правонарушений неоднопорядковое с другими средствами по­ложение, т.к. представляет собой механизм, сложный по субъектам, осуществляющим эту деятельность, и по многообразным методам, при­меняемых ими. Анализ этого механизма позволяет выявить ту роль, которую правовое воспитание играет в предупреждении правонарушений. В механизм правового воспитания включаются субъекты, осуществляющие правовоспитательную деятельность. К активному участию в правовом воспитании привлечены не только правоохранительные, но и многие другие орагинизации. Эта работа ведется под постоянным контролем и при непосредственном участии партийных и советских органов, органов просвещения, учреждений культуры, органов систе­мы здравоохранения, отделений общества "Знание". Методическое ру­ководство и координация работы государственных органов и общественных организаций по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства среди населения возложена на Министерство юстиции СССР. Такое объединение усилий позволяет осуществить комплек­сный подход, который в соответствии с постановлением ЦК КПСС "Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями" является основополагающим принципом организация правовоспитательной деятельности. Идея комплексного подхода в идеологической работе нашла отражение в материалах XXУII съезда КПСС.

Одно из ведущих мест в системе субъектов правового воспитания занимают правотворческие и правоприменительные органы. Можно выделить несколько воспитательных аспектов в правотворчестве. I. Важное значение для предупреждения правонарушений и злоупотреб­лений правом, ведущих к правонарушениям, имеет своевременная рег­ламентация тех иди иных общественных отношений, входящих в сферу

1 См.: Балин Л. Е. Правовое воспитание и предупреждение правонарушений органами внутренних дел. Ташкент, 1977, с. 19-20.

 

правового регулирования. Так, практика свидетельствует: нынешний порядок ведения и, особенно, выдачи трудовых книжек оставляет ще­ли для уловок. Недобросовестные граждане под предлогом "утери" оригинала получают дубликат трудовой книжки, а подчас и не один. В печати сообщалось, что такое положение приводило к преступлени­ям 1. Безусловно, оперативное вмешательство законодательных органов предупредило бы их совершение. 2. Основной воспитательный эф­фект правотворческой деятельности реализуется через содержание издаваемых нормативных актов, тот воспитательный потенциал, кото­рый в них закладывается законодателем. Например, в последние годы все большее количество нормативных актов, обращенных к гражда­нам, имеющих важное политическое и социально-экономическое значе­ние, снабжается развернутыми преамбулами, где разъясняются необходимость издания закона, результаты, на достижение которых направлены предусматриваемые ими мероприятия. 3. Правотворческие органы ведут работу по разъяснению и пропаганде советского законодательства среди населения, способствуют повышению уровня правовых знаний граждан, развитии их правосознания, а в конечном счете предупреждению правонарушений.

Свое воспитательное и регулирующее воздействие закон проявляет в процессе практической реализации. Есть основания считать центром правового воспитания правоприменение. Большая масса людей общается с правом через посредство правоприменительных органов и их актов. Многие граждане могли бы никогда бы не узнать уголовного кодекса или даже кодекса законов о труде. Но они составляют представление о праве по тому, как решается в суде дело их соседа, сослуживца и т.д. Поэтому эффективность правовой пропаганды по многом обусловлена законностью правоприменения и тем, насколько сам процесс решения юридического дела воспитывает граж­дан вдухе уважения к закону 2.

1 См.: Скоморохов П. При невыясненных обстоятельствах... - Правда, 1986, 21 июля.

2 См.: Лазарев В. В. Воспитание советских граждан в процессе правоприменительной деятельности. - В сб.: Закономернос­ти формирования советского народа как новой исторической общности людей. Материалы Всесоюзной научной конференции, посвященной 50-летию образования СССР. 12-14 декабря 1972 г., т. 2. М., 1975, с. 127.

 

Правовое воспитание - это воспитание в духе социалистической гражданственности, уважения к установленному государственному строю, законности и правопорядку, готовности активно участвовать в их охране. Достижению этой цели служит практическое участие личности в деятельности государственных органов 1, которое имеет особое значение в свете политики КПСС на дальнейшее развертывание социалистического самоуправления советского народа.

Рассмотрение механизма правового воспитания предполагает об­ращение к его объектам, на которые производится воспитательное во­здействие (различные категории граждан и трудовые коллективы). Бы­ло бы неправильным считать, что правовое воспитание касается лишь тех, кто нарушает правовые веления или соблюдает юс только под страхом угрозы наказания. Правовое воспитание и правовая пропаган­да охватывает все категории советских граждан. Повышение эффективности человеческого фактора с необходимостью предполагает наличие у граждан определенного "правового минимума", т.е. обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин 2. "Никто не рождается с сознанием и пониманием действующего права. Уровень правового сознания граждан никогда не бывает одинаковым. Всегда существует потребность подтягивать, доводить его до уровня правового сознания законодателя" 3. Будучи обращенным к сознанию личности, правовое воспитание не может прямо влиять на объективные причины и условия правонарушений. Шесте с тем, способствуя повышению юридической и общей культуры граждан, их социальной активно­сти, правовое воспитание тем самым вносит определенный вклад в со­здание предпосылок для ликвидации объективных причин правонарушений.

Более широко и непосредственно профилактические возможности правового воспитания реализуются применительно к субъективным причинам правонарушений, и прежде всего, в сфере правосознания лично­сти. Они реализуются в процессе формирования акта поведения личности, в котором выделяют три основных этапа:

1 См.: Неновски Н. Право и ценности. М., 1987, с. 19.

2 См.: Тишенко В.З. Теоретические проблемы правового воспита­ния в развитом социалистическом обществе: Автореф. дисс... докт. юр. наук. -М., 1982, с. 22-23.

3Лазарев В. В. Указ. работа, с. 123.

4 См.: Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 197,6, с. 88-92.

 

комплекса мер воспитания и действия средовых факторов;

-формирование в конкретной жизненной ситуациирешениясовершить определенный поступок;

- реализация этого решения в поведенческом акте, сам поступок 1.

На первом этапе формирования поведения происходит наиболее активный процесс социализации человека, складывается личность как совокупность общественно значимых качеств и черт, закладываются основы ее мировоззрения и общего духовно-нравственного развития. Правовое воспитание выступает в качестве органического элемента указанного процесса. Успешное решение задачи формирования развитого общественного (в том числе и правового) сознания личности имеет определяющее значение для общей ориентации ее на правомерное поведение. Воспитанный в духе коммунистических идеалов человек в принципе отвергает противоправное поведение как безнравственное, противоречащее не только требованиям закона, но и своей собственной личностной сущности. Достижение профилактической цели правового воспитания облегчается здесь наличием твердого морального фундамента. Правовая информация, поступая к такой личности, находит положительный отклик в ее правосознании. Эта информация усваивается не только на уровне знаний, но и переходит в убеждения, определяющие поведение лица в различных ситуациях. Выработка у гражданина установки на правомерное поведение достигается не путем применения специальных мер по предупреждению пра­вонарушений, а в процессе правового воспитания через реализацию присущих ему общих функций формирования правосознания, правовой культуры и активности граждан.

Правовоспитательное воздействие на втором этапе формирования поведения личности может быть затруднено необходимостью выяснения направленности решения лица на нарушение закона. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев серьезным правонарушениям предшествует менее значительные факты антиобщественного поведения, отклонения от общепринятых социальных норм. Они могут послужить сигналом для начала направленных воспитательно-профилактических мероприятий. Однако не всегда возможно принять своевременные правовоспитательные меры на стадии принятия лицом

________________________________________________________________________________________________

1 См.: Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976, с. 88-92.

 

решения о совершении противоправного деяния. Для некоторых право­нарушений характерен так называемый "свернутый" механизм поступка, при котором минуется первая или вторая стадия формирования противоправного поведения 1. Например, в случаях совершения право­нарушений при внезапном возникновении умнела, что особенно часто наблюдается у несовершеннолетних правонарушителей. Иногда время на обдумывание решения резко ограничено сложившейся ситуацией, требующего немедленного действия (превышение пределов необходимой обороны). Во всех указанных случаях правонарушения могут успешно предупреждаться вовремя осуществленными правовоспитательными мерами. Решающая роль в их профилактике принадлежит развитию социалистического правосознания.

Конечная профилактическая цель правового воспитания состоит в том, чтобы третий этап формирования поведенческого акта представлял собой акт правомерного поведения, но если профилактическая работа отсутствовала или оказалась безуспешной и правонаруше­ние совершено, то "и в таком случав профилактические задачи не снимаются, они только изменяют направленность. Речь идет о предупреждении нового правонарушения со стороны данного лица, о его исправлении и перевоспитании" 2.

Средства и формы правового воспитания очень разнообразны. Это печатная и устная пропаганда, радио- и телевизионные передачи, правовое обучение, индивидуальная правовоспитательная работа и др.

Практика показывает, что одна из наиболее действенных и эффек­тивных форм правовой пропаганды - народные университеты правовых знаний. В ТАССР в настоящее время функционирует 53 университета правовых знаний, на их 138 факультетах обучается более 10 тысяч слушателей. За многие года их функционирования сложилась оправда­вшая себя система обучения. Высококвалифицированные лектора знакомят слушателей с основами конституционного законодательства, административного, трудового, семейного, уголовного права. Наряду с лекциями и семинарами успешно применяются тематические вече­ра, конференции, беседы за круглым стадом. Слушатели получают ин­формацию о состоянии правопорядка в районе, городе, о деятельнос­ти правоохранительных органов. Для улучшения постановки правового воспитания в производственных коллективах народные университеты

_______________________________________________________________________

1 См.: Б а л и н Л. Е. Указ.работа, с.23-27.

2 Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений, с.277.

правовых знаний и их факультеты создаются на промышленных предприятиях и в строительных организациях.

В правовоспитательной работе значительное место занимает лекционная пропаганда. Она составляет основу многих других форм правового воспитания трудящихся. Все большее распространение получают лекции не как одноразовое мероприятие, а циклы лекций по определенной тематике. Они проводятся в рамках лекториев, кинолектори­ев, правовых клубов. Во главу угла при выборе тематики лекций ста­вятся конкретные народнохозяйственные проблемы. Познавательный и воспитательный эффект правовой пропаганды несравнимо возрастает когда связывается с насущными, близкими советским людям проблемами. "Поэтому, - как отмечалось на ХХУII съезде КПСС, - столь важна максимальная конкретность в деле воспитания" 1. Так, в наши дни усиленное внимание уделяется разъяснению нового конституцион­ного законодательства, Закона о выборах народных депутатов СССР. Их реальное осуществление, как и любого другого нормативного акта, во многом зависят от четкого понимания населением целей и содержания соответствующих правовых норм. Раскрывая конкретные объективные результаты социалистического строительства, на достижение которых направлен закон, пропагандист способствует тому, что­бы правовая норма вошла в личный мир человека не как внешний императив, а как осознанный призыв к действию. В правовом воспитании граждан важно наряду с разъяснением действующего законодатель­ства своевременно информировать о вновь принимаемых законах.

В настоящее время все большее распространение получает такая форма массовополитической работы, как единые политические дни. В их ходе не только разъясняются вопросы, интересующие трудящихся, но и принимаются практические меры. Стали уже традиционными дни, неделя, месячники правовых знаний. Их сила и действенность в том, что вбирая в себя практически все формы и средства правовой пропа­ганды, они оказывают комплексное, воспитательное воздействие на правосознание граждан.

Комплексный подход к правовому воспитанию граждан предполага­ет охват соответствующими мероприятиями по их месту жительства, В ТАССР стало традицией ежегодно проводить сходы жителей населен­ных пунктов, на которых подводятся итоги патриотического движения "Жить и работать без правонарушений, при высокой производительности

1 Материалы ХХУII съезда Коммунистической партии Советского
Союза, с. 87.            

труда и культуре". Активно участвуют в них ответственные работники государственных и общественных организаций. По инициативе Советов народных депутатов развернуто соревнование за образцо­вый общественный порядок. В городах республики воспитание граждан в духе уважения к советским законам, формирование у них высокой правовой культуры ведется под девизом "Каждому микрорайону - образцовый общественный порядок и высокую культуру быта". Успешно в этом направлении совместно с правоохранительными органами рабо­тают советы микрорайонов городов.

Один из путей дальнейшего совершенствования форм правового воспитания - умелое использование наглядной агитации, современных технических достижений. Наглядная агитация - это визитная карточ­ка проводимой работы, отражающая основные направления воспитательной деятельности. Она способствует тому, чтобы ярче пропаганди­ровать советский закон. Это в определенной степени учитывается в работе по правовой пропаганде в ТАССР. Так, на занятиях народных университетов правовых знаний лектора используют наглядные пособия, технические средства (аппарат ЛЭТИ), схемы, плакаты, слайды, документальные фильмы на правовые темы. В школах, училищах, техникумах, на предприятиях существуют уголки правовых знаний. "В наше время, полное динамизма и перемен существенно возрастает роль средств массовой информации" 1. В нашей республике ведется работа по улучшению использования этого важного канала воздействия на правосознание советских людей. Налажена постоянная связь координационно-методического совета по правовой пропаганде при Министерстве юстиции ТАССР, правоохранительных органов с редакци­ями газет. Последние, в основном, перешли от публикаций отдельных разрозненных статей к системным формам изложения материалов по правовой тематике. На страницах большинства районных газет имеет­ся рубрика "Человек и закон", "Трибуна юриста" Средствами печати систематически освещаются вопросы борьбы с хищениями социалистической собственности, спекуляцией, иными нетрудовыми доходами, нарушениями государственной и трудовой дисциплины, разъясняются новые законодательные акты. При редакциях газет созданы внештатные юридические отделы, которые проводят большую работу среди населения. Вклад в правовую пропаганду и правовое воспитание населения вносят телевидение и радиовещание. В течение ряда лет по республиканскому

1 См.: Материалы ХХУII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 89.   

 

телевидению проводится передача "Человек и закон", пользующаяся большой популярностью у населения. В эфир регулярно выходят специальные радиожурналы на татарском языке.

Для успешной борьбы с преступностью, расширения профилактической работы необходимо дальнейшее развитие системы правового воспитания. Конкретной программой совершенствования правовоспитательной деятельности в современный период являются решения ХХУП съезда КПСС. В них, в частности говорится о необходимости обраще­ния к индивидуальной работе как важнейшей форме воспитания, про -думанного использования средств массовой информации в этих целях и т.д. 1. Решение комплекса намеченных проблем будет способствовать повышению эффективности деятельности по предупреждению правонарушений.



2019-12-29 469 Обсуждений (0)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)