Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы изучения истории



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Основные принципы изучения истории 0.00 из 5.00 0 оценок




УДК 947

ББК 63.3(2)я73

О82

 

 

Авторы-составители:

С. В. Левин, кандидат исторических наук, доцент (темы X—XII);

В. В. Назаров, кандидат исторических наук, доцент (темы I—VI);

Т. В. Платонова, кандидат исторических наук, доцент (темы VII—IX);

И. М. Самсонов, кандидат исторических наук, доцент (темы XIII—XVII).

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского,
академик Международной академии наук высшей школы

Н. А. Троицкий;

Кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и права
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г.Чернышевского
В. А. Затонский.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

О82 Отечественная история : учебно-методическое пособие / авт.-сост.
С. В. Левин, В. В. Назаров, Т. В. Платонова, И. М. Самсонов ; под ред. И. М. Самсонова. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. —  124 с.

ISBN 5-94035-218-9

 

Пособие содержит основные положения учебной программы по Отечественной истории, методические рекомендации по изучению наиболее сложных проблем, вынесенных на семинарские занятия, работе с источниками и литературой, является учебно-методическим комплексом по данной дисциплине.

Предназначено для студентов дневного отделения всех факультетов в помощь самостоятельной работе по предмету и подготовке к зачетам и экзаменам.

УДК 947

ББК 63.3(2)я73

 

ISBN 5-94035-218-9                                                    © Коллектив авторов, 2005


О г л а в л е н и е

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. Принципы и методы изучения Отечественной истории5

1.1. Предмет истории. 5

1.2. Функции истории. 5

1.3. Основные принципы изучения истории. 8

1.4. Требования к уровню знаний студентов. 8

1.5. Структура, формы и методы организации учебного процесса. 8

1.6. Самостоятельная работа с книгой и использование электронных материалов — основной метод изучения истории 12

1.7. Учебно-исследовательская работа студентов. 22

2. Формы педагогического контроля на кафедре истории БФСГУ 26

3. Программа и планы семинарских занятий
по курсу «Отечественная история»

3.1. Требования Государственного стандарта подготовки
по дисциплине «Отечественная история». 28

3.2. Целевая установка и организационно-методические указания. 29

3.3. Распределение учебного времени по темам и видам
учебных занятий базового курса «Отечественная история». 32

3.4. Содержание курса «Отечественная история». 33

3.5. Планы семинарских занятий. 43

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточных славян 44

Тема 2. Образование и развитие Древнерусского государства 46

Тема 3. Феодальная раздробленность как закономерный этап
в истории нашей страны... 48

Тема 4. Образование единого Российского государства
(XIV — первая треть XVI вв.). 50

Тема 5. Усиление централизации Московского государства 53

Тема 6. Россия в XVII в. 55

Тема 7. XVIII в. в российской истории.. 58

Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в. 63

Тема 9. Россия во второй половине XIX в. Развитие
капиталистических отношений.. 68

Тема 10. Основные тенденции развития России в начале XX в. 73

Тема 11. Россия между двумя революциями (1905—1917 гг.).
Февральская буржуазно-демократическая революция.. 77

Тема 12. Россия на переломе исторического пути развития
(октябрь 1917 г. — 1920 г.). 82

Тема 13. СССР в период 20—30-х гг. 89

Тема 14. Великая Отечественная война советского народа
(1941—1945 гг.). 95

Тема 15. СССР с середины 50-х до середины  60-х гг.
Особенности развития.. 102

Тема 16. Противоречия и трудности в развитии советского общества
с середины 60-х до начала 90-х гг. 106

Тема 17. Россия в современном мире. 113

Список рекомендуемой литературы... 117

Приложения.. 118


ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XX—XXI вв. отличен сложными процессами перестройки всех сфер жизни нашего общества. Происходит осмысление героического и драматического пути, пройденного Россией. Постепенно уходят в прошлое догмы и стереотипы, десятилетиями господствовавшие в советской исторической науке, меняются идеологическое ориентиры, утверждаются новые ценности. Переизданы общие курсы по истории России Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева и др. Стали доступными многие произведения видных зарубежных историков.

История как наука многогранна. Она включает изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история); исследование отдельных регионов, стран, континентов (история Европы, история Азии, история региона и т. д.); изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.); особое звено — философия истории — наука, призванная выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии цивилизации.

Учебный процесс в высших учебных заведениях Российской Федерации проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
С 2000 года во всех вузах страны для студентов непрофильных специальностей, вместо разнообразных исторических курсов введена единая обязательная дисциплина «Отечественная история». Ее преподавание в БФСГУ обеспечивает профессорско-преподавательский коллектив кафедры общественных наук.

Качественное изучение истории Отечества в нашем вузе зависит прежде всего от осознанного усвоения студентом основных программных требований, четкого понимания своеобразия структуры, форм и методов организации учебного процесса с комплексным использованием новых информационных технологий (internet-технологии). Правильно сделать свой выбор студентам поможет предлагаемое учебно-методическое пособие. Оно разработано авторским коллективом кафедры общественных наук.


1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Предмет истории

История — составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений человеческого общества. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В. О. Соч. в 8 т. Т. 1. Курс русской истории. Часть 1. — М., 1956. — С. 14).

Корни истории уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых профессиональных историков Геродота (481—425 гг. до н. э.). История России насчитывает более тысячелетия. Несмотря на самобытность, уникальность, противоречивость и драматизм исторического пути нашего отечества, Россия внесла достойный вклад в развитие мировой цивилизации.

История выполняет социальные, научно-познавательные и воспитательные функции.

Функции истории

1. Функция социальной памяти. Функция социальной памяти в большой степени отражает назначение истории в обществе. Ее содержание сформировал Геродот, когда писал: «Геродот из Галикарнаса собрал и записал эти сведения, чтобы происшедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности…» (Геродот. История. — Л., 1972. — С. 12).

Современная наука определяет функции социальной памяти более широко. Назначение истории видится в накоплении и сохранении в памяти человечества, опыта предшествующих поколений, достижений мировой культуры, сведений о наиболее значимых событиях прошлого. История — посредница между поколениями. Ныне, в условиях стремительных перемен, неизмеримо возрастает интерес к истории нашей Родины, истории развития человечества. Неслучайно выдающийся историк ХХ в. Фернан Бродель вопрошает: «Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьезного понимания настоящего?» (Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв.: в 3-х т. — Т. 3. Время мира. — М.: Прогресс, 1992. — С. 11).

Обращение к истории Руси, России помогает нам понять настоящее, найти ответы на актуальные вопросы времени: кто мы, откуда вышли, куда идем, во имя чего? И главное — каждому определить свое достойное место в этом величайшем историческом процессе.

Функция социальной памяти включает не только накопление и сохранение опыта поколений. Она призвана давать оценку историческим событиям, фактам, явлениям, личностям. Очень важно при этом соблюдать взвешенность, правдивость, сохранять научную объективность.

2. Научно-познавательная функция. Научно-познавательная функция — неотъемлемое свойство любой науки. Центральная задача истории состоит в том, чтобы предоставить необходимые обществу знания для извлечения уроков прошлого. Глубокий анализ основных направлений социального развития выступает как предпосылка научного руководства обществом. «Без знания истории, — писал В. О. Ключевский, — мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» (Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. — М., 1968. — С. 332).

При всем своеобразии, непохожести, уникальности происходящих ныне в нашем Отечестве перемен, событий, в них можно найти сходные черты прошлого. Их осмысление и обобщение поможет меньше ошибаться в настоящем и выбирать наиболее верные ориентиры в будущее. Надо лишь постоянно пополнять знания, усваивать уроки прошлого, учиться учиться.

3. Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Уже историки древности видели задачу в том, чтобы вырабатывать у членов сообщества высокую нравственность и гражданские качества. Во все последующие периоды воспитательным функциям истории отводилась исключительно важная роль. Так, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха были призваны служить примером и образцом для подражания лучшим людям и для исправления дурных нравов (см. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — Т. 3. — М.: Наука, 1964. — С. 194). В эпоху Просвещения в своей «Энциклопедии» Дидро и Д. Аламбер отмечали, что предназначение истории «состоит в сравнении законов и нравов чужих стран с собственными… Это (сравнение) побуждает современные нации соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии… Нельзя напоминать вновь и вновь о преступлениях и несчастиях, причиненных бессмысленными распрями. Бесспорно, что напоминания о них мешает их повторению» (История в энциклопедии. Дидро и Д. Аламбер. — Л.: Наука, 1978. — С. 13). Особое внимание просветители уделяли историческому образованию государя или иного государственного мужа (см. Болинброк Г. С.-Д. Письма об изучении и пользе истории. — М.: Наука, 1978. — С. 13—15).

Воспитательное значение имеют события, факты, поступки и деятельность исторических личностей. Без знания прошлого своего народа и человечества в целом нельзя считать себя культурным человеком. «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии, — писал Н. Г. Чернышевский, — можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек совершенно неразвитый умственно» (Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. — Т. 2. — С. 546).

Образованный человек не может равнодушно относиться к страданиям людей, несправедливости, к героическим поступкам своих предков. Он не может не осуждать преступления, политику террора и насилия. Важно иметь в виду, что пройдет немного времени, и вы, нынешние студенты, станете не только квалифицированными специалистами, но и парламентариями, общественными деятелями и партийными лидерами, будете определять судьбу России. Наше формирующееся государство нуждается в молодых, умных, творческих деятелях. В этих условиях особое значение приобретает воспитание качеств достойного гражданина, патриота своего Отечества.

К сожалению, в начальный период радикальных перемен в нашей стране произошло полное отрицание «коммунистических ценностей».
В их число попали гражданственность, патриотизм. Между тем, они имеют самостоятельное значение. В их основе — любовь к своей Отчизне, служение ей, законопослушание. Без четких гражданских ориентиров не происходит формирование мировоззренческого ядра личности. В процесс изучения истории складывается историческое мышление, воспитывается гражданственность, национальное достоинство, чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Следует отметить, что путь формирования этих качеств сложен и длителен. Эффективность решения проблемы зависит от ваших усилий, активности, развития познавательного интереса, самодействия. Советуем помнить прекрасные слова.

Основные принципы изучения истории

За последние годы в БФСГУ существенно переменились содержание, методология, формы и методы преподавания истории. Разработаны и введены в учебный процесс новые образовательные программы как для студентов-историков, так и для студентов других специальностей.
В их основе — принцип цивилизационного подхода, многомерного понимания развития человеческого общества. Это позволяет:

· глубже осознать сложность и неоднозначность процессов, происходящих в мире, сформировать у студентов цельное представление о многотрудном и противоречивом пути России от древнейших времен до XXI века;

· понять воздействие цивилизационных формирующих центров Востока и Запада;

· уяснить роль и место России в мировом сообществе цивилизаций;

· помочь формированию у студентов гражданственности, ответственности за свою Отчизну, стремлению следовать высоким моральным принципам, вечным нравственным ценностям, имеющим общечеловеческое значение.



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Основные принципы изучения истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы изучения истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)