Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-ориентационные компетенции



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Социально-ориентационные компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок




Социально-ориентационные компетенции представляют собой совокупность способностей и волевых установок личности, предполагающих уверенную ориентацию человека в социуме, возможность и стремление конструктивно действовать в различных сферах общественной жизни. Можно сослаться на Г.Я.Гальперина, утверждавшего, что любое полное человеческое действие имеет ориентационную основу.

Мировоззренческий характер этой группы компетенций определяется тем обстоятельством, что способность ориентироваться в социуме складывается, в первую очередь, из представлений человека о мире, действующих в нем законах и закономерностях, о себе самом и о характере своего личностного взаимодействия с реальностью. Суть компетентностного подхода в этой сфере состоит в том, чтобы отказаться от традиционных для советской эпохи задач формиро­вания мировоззрения в пользу более актуальной задачи развития устойчивых способностей к самостоятельной социальной ориентации и самоопределению. Идея такого подхода определяется не только необходимостью отказа от тоталитарного принципа «инженерии человеческих душ», от внушения человеку легко отторгаемых надличностных идеологий и «универсальных» способов миропонимания, но и огромной актуальностью социально-адаптивных задач школьного образования.

Социально-ориентационные компетенции представляют собой совокупность компетенций, раскрывающих наиболее существенные черты социальной ориентации как типа социально-практической деятельности человека.

В числе наиболее значимых составляющих социально-ориентационной совокупности компетенций можно отметить ценностно-ориентационную компетенцию и компетенцию самооценки.

Ценностно-ориентацнонная компетенция складывается из способностей к восприятию жизненных ситуаций на основе определенной системы ценнос­тей (общечеловеческой, нравственной, правовой или религиозной). Именно в рамках этой компетенции формируются правосознание, способность мыслить этическими категориями, чувствовать и понимать ценностную суть явлений.

Данная компетенция позволяет человеку видеть явления одновременно с позиций различных ценностных и нормативных систем, находить свой путь к объективной оценке этих явлений, выносить суждения о чем-либо.

Право, на сегодняшний день, является одной из немногих школьных дисциплин, в рамках которой возможно развитие, а не навязывание извне, ценностных ориентации. Право в правовом демократическом государстве является фактически единственной общепризнанной системой ценностей, основе которой может и должно строиться общественное согласие.

Понимание человеком характера социальных, в том числе и правовых норм, уважительное отношение к ним, умение пользоваться ими во многом определяют его способность к нормальному социальному самочувствию. Через действующие нормы общество познается не на абстрактно-теоретическом уровне общечеловеческих ценностей, а непосредственно, таким, каким оно воспринимается в практике социального взаимодействия людей.

Тесная взаимосвязь права, нравственности и в целом системы общечелове­ческих ценностей позволяют правовым знаниям стать основой для полноцен­ной, свободной ценностной ориентации человека. Практико-ориентированное обучение праву дает возможность ученику не только познать, но и прочувс­твовать, личностно воспринять такие основополагающие ценностные катего­рии, как свобода, равенство, общее благо, справедливость. Ведь философское осмысление этих категорий не учит ценностному выбору и, как правило, не связано с эмоциональным переживанием практических ситуаций, с усвоение ценностных предпочтений в качестве личного опыта.

Компетенция самооценки связана с понятием «Я-концепции» и характеризует способность человека ориентироваться в такой личностно-важной и социально-значимой сфере, как самосознание. Данная компетенция складывается из устойчивых представлений индивида о самом себе и своем месте в окружающем мире. Она характеризуется наличием адекватной самооценки, индивидуально достаточным уровнем уверенности в себе, отчетливым представлением о своих достоинствах, недостатках и способности применять знание о самом себе в практических целях. Данная компетенция глубоко индивидуализирована, поскольку отражает не только мировоззрение человека, но и его психологические особенности, характер, уровень информационных и коммуникативных умений, жизненный опыт и т.д.

Как известно, самооценка человека во многом зависит от его опыта взаимодействия с другими людьми. Всякое социальное взаимодействие, так или иначе, регулируется общепринятыми нормами, опыт практического освоения которых, особенно на доступном для непосредственного понимания примере правовых норм, исключительно важен для правильного отношения к самому себе. Школьное право, если оно ориентировано на активные методы обучения, коммуникативную деятельность учащихся в процессе освоения материала, на разрешение практических ситуаций, позволяющих активизировать личный опыт ученика, безусловно, способствует развитию адекватной самооценки. Многое в этом отношении может дать применение технологии критического мышления, предполагающей опыт рефлексии по отношению к самому процессу учения. Понимание и переживание собственной деятельности является одним из наиболее действенных способов самопознания. Существующие правовые курсы уже сегодня предоставляют учащимся широкие возможности для освоения такого опыта, который исключительно важен не только для формирования самооценки, но и для правильного выбора поведения в целом.

Правовая компетенция является исключительно важной социальной компетенцией и относится одновременно к двум вышеупомянутым совокупностям социальных компетенций.

Если рассматривать ее социально-ориентационное содержание, то она представляет собой совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами.

В социально-практическом плане правовую компетентность можно рассматривать, как способность решать возникающие проблемы правовыми средствами.

Данная компетентность является комплексной характеристикой социального действия. Здесь в единстве проявлены знания, навыки, ценности, личностные установки и свойства поведения.

Правовая компетентность человека предполагает (применительно к возрастном уровню и социально-профессиональной принадлежности):

- знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;      

- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуации определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с раз личных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

- определение оптимума (или достаточного минимума) правовой ин­формации;

- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совер­шаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового раз­решения проблем, в том числе правового воздействия на другого человека.

Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике, путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях. Для правового образования такая, социальная практика, является, обязательным и неотъемлемым компонентом. В любой из сфер своей социальной деятельности человек вполне компе­тентен лишь тогда, когда действует нравственно, эстетически приемлемо, культуросообразно и правомерно.

Правовая компетенция имеет универсальный характер, несмотря на то, что важной ее составляющей является ряд специально-правовых знаний, умений и навыков. Актуальность права как универсальной формы общественного созна­ния и практико-ориентированной, повсеместно необходимой отрасли знания определяет ключевой характер и общеобразовательную значимость данной компетенции. Именно на основе права, как единства теории и практики, науки и социального действия желательно развивать у российских школьников и социально-ориентационные, и социально-практические компетенции. Ни одна другая область знания не дает столь универсального и практически значимого материала для выработки всей совокупности социальных компетенций.



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Социально-ориентационные компетенции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-ориентационные компетенции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)