Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой содержательный модуль



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Правовой содержательный модуль 0.00 из 5.00 0 оценок




В заданиях единого государственного экзамена по обществознанию

Кайнова Н.Л.

Терещенкова Т.С.

Методисты лаборатории правового образования

Кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО

В 2009 году московские школьники впервые прошли итоговую аттестацию по обществознанию, как и по другим предметам, в единственно возможной форме - в форме единого государственного экзамена. По официальным данным, в 2009 году большее количество выпускников после обязательных экзаменов выбрало обществознание, его сдавало 445 тысяч человек, то есть практически половина всех выпускников этого года в РФ.

Самым объемным из восьми содержательных модулей, составляющих Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по обществознанию, и вошедших в кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2009 года, оказался правовой содержательный модуль.

Данный модуль включает в себя следующие элементы кодификатора.

1. Право в системе социальных норм.

2. Система права: основные отрасли, институты, отношения.

3. Источники права.

4. Правовые акты.

5. Правоотношения.

6. Правонарушения.

7. Конституция Российской Федерации.

8. Публичное и частное право.

9. Юридическая ответственность и ее виды.

10. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

11. Правовые основы брака и семьи.

12. Международные документы по правам человека.

13. Система судебной защиты прав человека.

14. Основы Конституционного строя Российской Федерации.

15. Федерация, ее субъекты.

16. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации.

17. Институт президентства.

18. Правоохранительные органы.

19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

20. Правовая культура.

 

В соответствии с позициями Государственных стандартов основной и средней (полной) школы базового и профильного уровня 2004 года в Кодификаторе элементов содержания по обществознанию для составления Контрольных Измерительных Материалов ЕГЭ 2009 года содержание раздела «Право» представлено следующим образом:

Основная школа Основная и полная средняя (базовый уровень) Полная средняя (базовый и профильный уровень) Все позиции: основная школа, полная средняя (базовый и профильный уровни)
Правоохранительные органы; законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ; Федерация и ее субъекты; основы конституционного строя; юридическая ответственность и ее виды; Конституция РФ; правоотношения; правонарушения.   Международные документы по правам человека; основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, уголовного права РФ; Право в системе социальных норм Система права: основные отрасли, институты, отношения; Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени; Правовые основы брака и семьи

 

Элементы содержания кодификатора, которые в ЕГЭ 2009 года проверяются опосредованно:

· Источники права;

· Правовые акты;

· Публичное и частное право;

· Система судебной защиты прав человека;

· Институт президентства;

· Правовая культура.

 

 Изменений в соответствии с Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов 2004 года в формулировки содержательных элементов раздела «Право» в ЕГЭ 2009 по обществознанию не вносилось.

 

 Часть А содержит 24 задания базового уровня и 6 заданий повышенного уровня.

Элементы содержания, относящиеся к разделу «Право», представлены следующим образом:

 

А26. Право в системе социальных норм; система права, правоотношения, Конституция РФ.

Пример из демоверсии 2009 года:

A26 Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных

норм, является то, что они

1) устанавливаются государством

2) складываются в течение жизни нескольких поколений

3) регулируют отношения в сфере власти

4) устанавливают справедливость

 

А 27. Правонарушение; юридическая ответственность и ее виды, основные понятия и нормы (по отраслям права), правоохранительные органы.

Пример из демоверсии 2009 года:

A27

Гражданским правонарушением является

1) дача взятки должностному лицу

2) пропуск занятий без уважительной причины

3) нарушение условий авторского договора

4) нарушение правил дорожного движения

 

А28. Основы конституционного строя, федерация, ее субъекты, ветви власти, международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Пример из демоверсии 2009 года:

A28

Вынесение вотума недоверия правительству является функцией

1) президентской администрации

2) прокуратуры

3) парламента

4) судебной власти

 

А 29. Право (задания на обращение к социальным реалиям).

Пример из демоверсии 2009 года:

A29

Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод

4) сын устроился работать в семейную фирму

 

А30. Право (задание на анализ двух суждений).

Пример из демоверсии 2009 года:

A30

Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и

дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения

паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Таким образом, можно сделать вывод, что элементы содержания, относящиеся к разделу «право», сосредоточены в заданиях повышенного уровня.

 

В части В на различных элементах содержания проверяются умения, перечень которых разработан на основе требований к уровню подготовки выпускников, изложенных в федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию профильного уровня.

Часть В содержит 2 задания базового уровня и 4 задания повышенного уровня.

 

Примеры из демоверсии 2009 года:

В3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права

 

ПРАВООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ ПРАВА
А) установление денежной единицы РФ 1) конституционное
Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ 2) административное
В) нарушение требований промышленной безопасности  
Г) нарушение правил рыбной ловли  
Д) установление политического режима  

 

В4. Найдите в приведенном ниже списке рычаги правового регулирования рынка со стороны государства.

1) принятие законов в поддержку «малого бизнеса»

2) принятие антимонопольного законодательства

3) предоставление субсидий малым предприятиям

4) установление нормы обязательного банковского резерва

5) подготовка экономистов в государственных вузах

Часть С содержит одно задание базового уровня (С1), одно повышенного (С2) и шесть заданий высокого уровня сложности. Все задания представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и полной средней школы, куда входит и Правоведение.

 

С8. Правоведение(темы сочинений-эссе представлены из демоверсий 2003-2009 гг.)

«Закон не может быть законно, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д.Гарфилд).

«Чтобы избавиться от гнета силы, люди принуждены были подчиняться закону» (Л. Вовенарг).

«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение).

«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит)

     «Право – это все то, что истинно и справедливо» (В. Гюго).

 

По итогам единого государственного экзамена по обществознанию в 2008 году (данные по России) написание эссе по правоведению выбрали 13,6% выпускников (пятая по частоте выбора базовая наука из шести представленных в заданиях). И лишь только 5% учащихся, писавших по данной теме, смогли получить максимальный балл.

 

Таким образом, проведение единого государственного экзамена по обществознанию в Москве выявило ряд проблем в организации изучения правового содержательного блока курса «Обществознания», поставило вопрос о необходимости введения отдельного предмета «Право» в большинстве образовательных учреждений города.

1. Ни в одном из ныне действующих учебников по обществознанию для старшей школы вопросы правовой тематики не рассматриваются столь широко и в предложенном единым государственным экзаменом объеме.

2. Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, в том числе и по правовому содержательному блоку, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса обществознания.

3. Качественная подготовка старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию возможна при введении в учебный план образовательного учреждения самостоятельного предмета «Право». Практика показала, что учащиеся, изучавшие право как отдельный учебный предмет, намного успешнее справились с заданиями в ходе итоговой аттестации по обществознанию.

4. Надлежащая правовая содержательная подготовка необходима не только учащимся, но и учителю обществознания.

ПРОГРАММА



2019-12-29 365 Обсуждений (0)
Правовой содержательный модуль 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой содержательный модуль

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)