Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарубежный опыт использования формальных процедур оценки воздействия регулирования, включая анализ по принципу «затраты-результат»



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт использования формальных процедур оценки воздействия регулирования, включая анализ по принципу «затраты-результат» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В настоящее время присутствие государства в российской экономике остается слишком большим и, в то же время, малоэффективным. Экономическое развитие сдерживается недоверием бизнеса к государству, его способности устанавливать стабильные, прозрачные и предсказуемые правила поведения на рынке. Государственное вмешательство рассматривается как единственный способ преодоления «провалов рынка» практически во всех сферах экономической деятельности. При этом эффективность такого вмешательства остается недостаточной, в том числе и из-за наличия избыточных функций, которые отвлекают ресурсы от действительно необходимой деятельности.

Задачей современного этапа оптимизации государственного регулирования является практическая реализация принципа «презумпции невмешательства» государства, что предполагает решение триединой задачи:

· выработку критериев, при которых государственное вмешательство в экономику является целесообразным;

· введение процедур, которые не позволили бы осуществлять вмешательство в случаях, не отвечающих соответствующим критериям;

· определение и развитие иных, помимо государственного вмешательства, способов преодоления изъянов рынка (нерегуляторных альтернатив).

Повышение качества регулирования обеспечивается путем использования целого комплекса мер, в том числе путем:

· оценки альтернативных способов достижения поставленной цели (преодоления изъяна рынка) на стадии выработки проекта регулирующего решения;

· процедурных ограничений на принятие мер, обязательных для выполнения хозяйствующими субъектами;

· обеспечения публичности процедуры принятия регулирующих решений, что, с одной стороны, позволяет с низкими издержками получить от заинтересованных сторон информацию, необходимую для выбора наиболее эффективного способа преодоления изъянов рынка, а с другой, создает препятствия к принятию нормативных решений, создающих возможности для рентоориентированного поведения государственных служащих и/или нарушающих условия конкуренции.

В рамках данного доклада мы рассмотрим, во-первых, зарубежный опыт использования механизмов оценки целесообразности регулирования, в том числе анализа по принципу «затраты-результат» (cost- benefit analysis), во-вторых, существующие в настоящее время в России юридические и процедурные механизмы, которые можно рассматривать как средства повышения качества принимаемых регулирующих решений, в третьих, рекомендации по повышению качества регулирования в России.


Зарубежный опыт использования формальных процедур оценки воздействия регулирования, включая анализ по принципу «затраты-результат»

 

 

В 1980-90 гг. во многих странах была предпринята реформа регулирования. Целью ее проведения являлось повышение общего качества регулирования, что должно способствовать повышению конкурентоспособности экономики государства, ускорению темпов ее развития и, соответственно, повышению уровня жизни граждан.

Реформы регулирования, проводимые в разных странах, представляли собой различные комбинации определенных общих элементов. В таблице 1.1 представлен перечень таких элементов и их применимость в отдельных странах.

В значительном числе случаев основным элементом проводимой реформы являлось введение процедуры анализа воздействия регулирования перед принятием любых регулирующих решений. Суть проведения такого анализа – убедиться в том, что регулирование действительно необходимо и является оптимальной опцией в существующих условиях. В ряде стран жесткая процедура оценки последствий регулирования не вводилась, но декларировались общие принципы, при которых меры регулирующего воздействия вводятся только в случае, когда доказана их целесообразность. Степень детальности анализа, наличие четко зафиксированной структуры и процедуры его проведения варьируется от страны к стране. В таблице 1.2. представлены подходы к официальной политике анализа регулирования в разных странах.

Анализ воздействия регулирования должен встраиваться в систему принятия решений на государственном уровне. От того, насколько удачное процедурное решение выбрано, насколько хорошо регулирующие органы понимают необходимость проведения полноценного анализа воздействия регулирования и насколько широко он используется для принятия практических решений в действительности, - зависит эффективность всей схемы и, в конечном счете, качество регулирующего процесса.

Для повышения качества всей системы регулирования мало применять процедуру анализа воздействия к новым, только разрабатываемым регулятивным мерам. Необходимо осуществить пересмотр старого, уже действующего регулирования, например его соответствия декларируемым принципам.

Ниже мы рассмотрим процедуры анализа регулирования применяемые в разных странах, особенно остановившись на проблеме анализа сравнительной эффективности различных регуляторных опций (cost- benefit analysis).

 

Таблица 1.1. Различные варианты проведения реформы регулирования (начатой в 1980-1995гг.)[1]

 

    Австралия Австрия Канада Финляндия Германия Япония Голландия Новая Зеландия Норвегия Португалия Швеция Великобритания США
1 Разрабатывается подробная политика реформы регулирования ¨¨   ¨¨ ¨¨ ¨ ¨¨ ¨¨ ¨¨     ¨¨ ¨¨ ¨¨
2 Дерегулирование отдельных экономических сфер, в которых присутствует излишнее регулирование, ограничивающее конкуренцию ¨¨ ¨ ¨¨ ¨ ¨ ¨ ¨ ¨¨ ¨ ¨ ¨ ¨¨ ¨¨
3 Устанавливаются четкие стандарты качества для регулирующих актов ¨¨   ¨¨ ¨ ¨¨ ¨ ¨¨ ¨ ¨   ¨ ¨ ¨¨
4 Составление полной базы по регулированию или кодификация регулирующих актов   ¨             ¨   ¨¨ ¨  
Введение специального органа, ответственного за реформу регулирования: - постоянный орган(ы) при правительстве ¨¨   ¨¨       ¨¨ ¨     ¨ ¨¨ ¨¨
- специально созданная комиссия или группа       ¨¨ ¨¨ ¨¨     ¨¨ ¨¨      
6 Разработка закона по процедуре регулирования     ¨¨ ¨¨   ¨¨ ¨¨     ¨¨   ¨¨ ¨
7 Программа оценки воздействия регулирования (RIS, RIAS) ¨¨ ¨ ¨¨ ¨     ¨ ¨¨ ¨   ¨¨ ¨¨ ¨¨
8a Пересмотр существующих регулирующих нормативных актов - одноразовый пересмотр ¨¨   ¨ ¨¨ ¨ ¨   ¨¨ ¨ ¨ ¨ ¨ ¨
- постоянно, на систематической основе ¨¨           ¨            
9 Гармонизация и взаимное признание ¨¨ ¨¨ ¨ ¨¨ ¨¨ ¨ ¨¨ ¨ ¨¨ ¨¨ ¨¨ ¨¨ ¨
10 Широкое использование доступных альтернатив регулированию ¨¨   ¨¨   ¨   ¨¨   ¨       ¨¨
11 Процесс планирования регулирования     ¨¨                 ¨ ¨¨
12 Программа общественных консультаций ¨¨   ¨¨     ¨   ¨   ¨ ¨ ¨¨ ¨
13 Улучшение степени подотчетности по вопросам реформы регулирования на уровне министерств и парламента ¨   ¨¨       ¨ ¨     ¨ ¨¨ ¨
14 Внедрение соответствующих навыков на уровне регулирующих органов ¨   ¨ ¨ ¨             ¨  

w в некоторой степени - проводимые мероприятия реформы регулирования проводятся:

- лишь в некоторых секторах экономики (неполный охват всех регулируемых сфер), или

- не являются обязательными, решение вопроса о целесообразности их применения отнесена к компетенции регулирующего органа,

- или же практическое применение существенно отстает от декларируемых принципов.

ww да / значительно – элемент присутствует на уровне декларируемых мер и широко реализуется на практике.

Таблица 1.2. Официальная политика анализа регулирования в некоторых странах[2]

 

  Тип анализа и дата начала его применения Требование установлено на уровне: Сфера покрытия Орган, который отвечает за проведение анализа Цель проведения анализа Имеет ли место публичное раскрытие информации? Контроль качества
Австралия СВА, 1985 Законов, политики правительства Законопроекты, подзаконные акты регулирующего характера, оказывающие влияние на бизнес Регулятор Принятие оптимального решения Да. Распространяется для публичных консультаций. Независимый контроль со стороны Офиса по Контролю за регулированием. Изданы соответствующие инструкции.
Австрия Рекомендовано проведение FA, 1992 Указаний Федеральной Канцелярии Законопроекты Регулятор Принятие оптимального решения, основание для расчета стоимости в бюджетной системе, снижение госрасходов Нет Ответственность регулирующего органа. Изданы соответствующие инструкции.
Канада Анализ социально-экономического воздействия (Socio-economic impact analysis), 1978; Общий анализ воздействия (General impact analysis), 1986; СВА и CEA, 1992 Решения Правления Казначейства, в соответствии с полномочиями, предоставлен-ными Актом о Финансовом Администрировании (Financial Administration Act) Все федеральные подзаконные акты, требующие одобрения на уровне министерства. «Краткий тест» на соблюдение «правила минимальных затрат», полный CBA для актов с общей стоимостью более 50 млн. канадских долларов Регулятор Провести «точную оценку» последствий принимаемых решений; определить вариант, имеющий «наибольшую чистую выгоду» Да. Проекты всех отчетов о воздействии регулировании публикуются в СМИ Консультационная поддержка со стороны Отдела Регулирования (Regulatory Affairs Division) в рамках совещательного органа при правительстве Канады (Privy Council Office). Изданы соответствующие инструкции.
Финляндия Общий анализ воздействия, оценка пере-распределительных эффектов и FA, середина 1970-х; Расширен в 1990 Закона, правительственных инструкций по подготовке проектов нормативных актов Законопроекты, подзаконные акты Регулятор или рабочие группы, разрабатывающие проект Принятие оптимального решения Только для законопроектов при передаче их в парламент Ответственность регулятора. Никаких руководств / инструкций нет.
Германия Проведение необязательно. СВА и анализ расходов бюджета, рекомендован в 1984; В 1989 расширены требования по анализу последствий и прикладных аспектов. Решений Правительства Законопроекты, подзаконные акты и (начиная с 1989) внутренние инструкции исполнительных органов Регулятор Помощь в определении того, является ли принятое решение «необходимым» и «с большой вероятностью наиболее эффективным»; учет бюджетных расходов на всех уровнях Нет Ответственность регулятора. Никаких руководств / инструкций нет.
Япония Оценка выгод для введения разрешений, 1987; Общий анализ воздействия, если признан «необходимым» со стороны регулятора, 1988 Решений Кабинета министров Все правила выдачи разрешений, «социальное регулирование» (для Общего анализа воздействия) Регулятор Четко выявить необходимость в регулировании Нет Ответственность регулятора. Никаких руководств / инструкций нет.
Голландия Общий анализ воздействия, 1985 Распоряжений Премьер -министра Законопроекты и подзаконные акты Регулятор Принятие оптимального решения Да, при передаче в парламент Консультации других министерств, в особенности Министерства Юстиции и Министерства Экономики; контроль независимого Государственного совета
Новая Зеландия FA, оценка затрат на соблюдение введенных требований, 1995; CBA и CEA, 2001 Политики Кабинета Законопроекты, подзаконные акты и другие решения, несущие в себе «существенные» затраты для участников на их соблюдение Регулятор Принятие оптимального решения, поддержание цели «устранения излишних «бюрократических» затрат» Не требуется Консультационная поддержка Министерства экономического развития. Изданы соответствующие инструкции.
Норвегия «Анализ последствий», 1985; акцент на экономических издержках, 1995 Инструкций Кабинета министров, некоторыми законами Законопроекты, подзаконные акты, рекомендации к разработке общей политики Регулятор Принятие оптимального решения Не требуется, но на практике обычно производится в ходе консультаций Ответственность регулятора. Отдельные инструкции выпущены на уровне министерств.
Португалия FA Общей политики правительства Законопроекты, подзаконные акты Регулятор Контроль за госрасходами Нет Министерство Финансов
Швеция Анализ «последствий» и перераспредели-тельных эффектов, FA, часто включая CBA и CEA, 1987; Для законопроектов – 1994 Распоряжениями правительства; Указаниями Премьер-министра (для законопроектов) Подзаконные акты, в более слабой форме – для законопроектов Регулятор Принятие оптимального решения; поддержка консультаций с заинтересованными сторонами Да. Проект передается заинтересованным сторонам Независимый контроль со стороны Национального Бюро Аудита. Изданы соответствующие инструкции
Великобри-тания Анализ воздействия на бизнес, 1985 Политики Кабинета, указами Премьер- министра Законопроекты и подзаконные акты на общенациональном уровне, оказывающие воздействие на бизнес Регулятор Сделать процесс принятия решений более прозрачным, оценить затраты для бизнеса от введения той или иной регулятивной опции Да. Становится публичным как часть обзора парламентского комитета. После публикуется в обобщенном виде. В каждом министерстве создан свой отдел по оценке воздействия регулирования (Departmental Regulatory Impact Unit). При центральном аппарате действует общее Отделение оценки воздействия регулирования с консультационными и частично контрольными функциями. Изданы соответствующие инструкции.
США CBA, 1974; Расширен в 1981, пересмотрен в 1993 Указ Президента, некоторые законы Все «крупные» подзаконные акты на федеральном уровне, требующие ежегодных расходов более 100 млн. долларов Независимый орган, 1976-1980, с 1981 - регулятор Показать, что вводимая альтернатива оптимальна по принципу CBA Да. Все отчеты о воздействии регулирования (проекты и окончательный вариант) публикуются в печати Независимый контроль со стороны Офиса Менеджмента и Бюджета при администрации Президента. Изданы соответствующие инструкции.

 

FA (fiscal analysis) – количественное представление прямых расходов бюджета на внедрение регулирующих мер

СВА (cost- benefit analysis) – анализ выгод и издержек

CEA (cost- effectiveness analysis) – анализ эффективности затрат

Общий анализ воздействия (General Impact Analysis) – оценка различных последствий без использования какой-либо универсальной методики.



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт использования формальных процедур оценки воздействия регулирования, включая анализ по принципу «затраты-результат» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарубежный опыт использования формальных процедур оценки воздействия регулирования, включая анализ по принципу «затраты-результат»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)