Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания



2020-02-03 243 Обсуждений (0)
Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания 0.00 из 5.00 0 оценок




Со времени обретения независимости Республика Казахстан предприняла ряд шагов системного характера в области борьбы с пытками и другими видами жестокого обращения и наказания.

Эти шаги были осуществлены как в законодательной, так и в институциональной и практической сферах.

Так, в области законодательных реформ необходимо отметить, что 29 июня 1998 года Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН против пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (далее – Конвенция против пыток).

30 марта 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», закрепивший ряд гарантий соблюдения прав задержанных, в том числе и на защиту от пыток.

21 декабря 2002 года внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, в соответствии с которыми в Уголовный Кодекс РК введена статья 347-1, предусматривающая уголовную ответственность за применение пыток, а в уголовно-процессуальном законодательстве закреплена норма о недопустимости доказательств, полученных с применением пыток.  

21 ноября 2005 года ратифицирован Международный пакт о гражданских и политических правах.

 В 2008 году ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции против пыток и сделаны заявления по статьям 21 и 22 Конвенции против пыток.

10 июля 2008 года Верховным Судом РК принято нормативное постановление о применении норм международных договоров в судебной практике.

11 февраля Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, позволяющий гражданам обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет ООН по правам человека.

В области институциональных реформ необходимо отметить, что:

19 сентября 2002 года Указом Президента РК учреждена должность Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) РК.

В 2001-2002 году принято решение, реализация которого началась с 1 января 2003 года о передаче пенитенциарной системы и системы мест предварительного заключения (следственных изоляторов) из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции. Однако эта реформа не была доведена до конца, поскольку изоляторы временного содержания остались в ведении Министерства внутренних дел, а следственные изоляторы Комитета национальной безопасности так и не были переданы в Министерство юстиции.

16 января 2006 года принято законодательство о присяжных заседателях, явившееся значительным шагом в совершенствовании системы правосудия.

Кроме того, к позитивным шагам можно отнести:

- создание в 2004-2005 гг. системы общественных наблюдательных комиссий за местами содержания под стражей. 

29 декабря 2004 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции» (далее - Закон), которым предусматривается организация общественного контроля за обеспечением соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями в целях оказания содействия лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, в осуществлении их прав и законных интересов в части условий содержания, медико-санитарного обеспечения, организации труда, досуга и обучения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2005 года утверждены Правила образования областных (города республиканского значения) общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих общественный контроль.

Кроме того, во исполнение пункта 11 Программы развития уголовно-исполнительной системы (УИС), Комитетом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан разработаны и направлены во все общественные наблюдательные комиссии Рекомендации по осуществлению контроля за соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Общественные наблюдательные комиссии (ОНК) созданы практически во всех регионах страны и включают в себя представителей неправительственных правозащитных организаций.

Однако статус и деятельность этих комиссий не закреплены в законе, и они не имеют права внезапного доступа  в места лишения свободы;

- создание рабочей группы по предупреждению пыток при Уполномоченном по правам человека РК (Омбудсмене) с участием представителей правозащитных организаций, в задачу которой входит посещение мест содержания под стражей и подготовка рекомендаций по модели и процедуре создания национальных превентивных механизмов. Рабочая группа в октябре 2008 года уже осуществила первое посещение ряда мест содержания под стражей;

- создание в 2008 г. общественного совета при Министре внутренних дел и реализация пилотного проекта в г.Алматы по созданию мониторинговой группы из представителей правозащитных НПО по мониторингу соблюдения прав задержанных с правом внезапного посещения полицейских участков и изоляторов временного содержания, находящихся в ведении Министерства внутренних дел. Проект реализуется по инициативе Министра внутренних дел и будет распространен на несколько других регионов Казахстана.

Несмотря на эти позитивные шаги ситуация в целом остается вызывающей серьезную озабоченность масштабами применения незаконных методов дознания и следствия, в том числе пыток и других видов жестокого обращения, и неэффективностью борьбы с ними.

Так в 2001 году Казахстан представил свой первоначальный доклад о выполнении Конвенции против пыток. Одновременно неправительственные правозащитные организации Казахстана представили альтернативный доклад о выполнении данной Конвенции. По результатам рассмотрения официального доклада Правительства Казахстана с учетом положений и рекомендаций альтернативного доклада Комитет ООН против пыток принял 16 рекомендаций. По состоянию на 2008 год по информации неправительственных организаций Казахстана Правительством было полностью выполнено лишь 5 рекомендаций.

Существующие проблемы можно разделить на три группы.

1. Проблемы законодательного характера.

Несмотря на включение в 2002 году в Уголовный кодекс РК статьи 347-1, определяющей такое преступление как «пытка», определение, данное в этой статье, не в полной мере соответствует определению, содержащемуся в ст.1 Конвенции против пыток, поскольку отсутствует положение, согласно которому роль должностных лиц может заключаться не только в активных действиях, но и в подстрекательстве, в молчаливом согласии или же в заведомом бездействии. К тому же эта статья практически не работает, поскольку за все годы со времени ее введения в действие по этой статье было возбуждено лишь несколько уголовных дел.

Кроме этой статьи, нормы уголовно-процессуального законодательства в отношении того, что доказательства, полученные с применением пыток, являются недопустимыми, а также недостаточно определенного нормативного постановления Верховного Суда РК о применении норм международных договоров, никаких иных законодательных шагов для борьбы с пытками сделано не было. Не появилось законодательных положений, касающихся независимых органов по расследованию сообщений о пытках, никаких положений процедурного характера, касающихся эффективного расследования сообщений о пытках и т.д.

Более того, например, такой важный документ, как Правила содержания лиц в следственных изоляторах органов национальной безопасности, имеет гриф «для служебного пользования», то есть, закрыт для общественности, что, помимо прочего, является нарушением Конституции РК, которая запрещает применение неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека.



2020-02-03 243 Обсуждений (0)
Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)