Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможно решением данной проблемы в наших условиях будет создание института Национального Омбудсмена по правам ребенка с учетом требований общеизвестных международных стандартов.



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
Возможно решением данной проблемы в наших условиях будет создание института Национального Омбудсмена по правам ребенка с учетом требований общеизвестных международных стандартов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Коренному изменению подлежат статус и функции органов опеки и попечительства. В настоящее время, являясь основной государственной структурой, призванной защищать права и интересы детей, эти органы зачастую состоят из одного инспектора, работающего в составе областных департаментов образования и не всегда владеющего элементарными правовыми знаниями.

      В то же время созданные Департаменты по защите прав детей не выполняют функции, непосредственно ему принадлежащие, большей частью дублируя функции других государственных и негосударственных организаций, например, департаментов образования и комиссий по делам несовершеннолетних

      Отсутствие координирующей роли Комитета по охране прав детей и его департаментов обусловлено правовым пробелом в действующем законодательстве.

       В целях разрешения этой ситуации считаем необходимым:

       - исключить применяемое в законодательстве понятие и несуществующий в государственном механизме орган опеки и попечительства, как государственную структуру;

 - определить круг государственных органов, выполняющих функции по опеке и попечительству в отношении как несовершеннолетних, так и совершеннолетних, в силу определенных причин нуждающихся в этом;

      - координацию вопросов охраны прав и интересов детей возложить на Комитет по охране прав детей, как уполномоченный орган в этой области;

      - определение порядка осуществления функций по опеке и попечительству разными органами возложить на Правительство Республики Казахстан;

      - в административно-территориальных образованиях, где отсутствуют структурные подразделения Комитета, функции по опеке и попечительству законодательно возложить на другие органы: образования, здравоохранения, социальной защиты, без изменения их штатной численности, объема и источника финансирования.

     Учитывая изложенное, а также принимая во внимание необходимость концептуального изменения подходов в вопросах защиты прав и законных интересов детей, полагаем указанные проблемы разрешить в рассматриваемом проекта Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье».

Проблемой продолжает оставаться и ведомственная разобщенность специализированных детских учреждений.

Проведенный нами выборочный анализ отдельных нормативных правовых актов свидетельствует о наличии отдельных пробелов в механизме реализации некоторых норм.

Так, пунктом 1 статьи 76 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» установлено, что в качестве мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему может быть применено ограничение досуга и установление особых требований к его поведению.

Поскольку названный Кодекс не предусматривает, какими органами такие меры могут быть назначены, то сегодня по существу эти меры может назначить, кроме суда, любой орган, рассматривающий дело об административном правонарушении. Это не согласуется с требованиями статей 16 и 21 Конституции РК.

Такое же несоответствие имеется в нормах статьи 11 Указа, имеющего силу Закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и статьи 30 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», согласно которым дети могут быть помещены в Центры реабилитации и адаптации без их согласия и без решения суда.

В связи с этим, в целях защиты конституционных прав детей рабочая группа рекомендует Правительству РК провести анализ всего законодательства и дополнить его нормами о том, что любое ограничение свободы несовершеннолетнего, ограничение его права сво­бодного передвижения должно происходить только по решению суда.

Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо ограничения посещения досуговых заведений (компьютерные клубы и т.п.) несовершеннолетними. Не предусмотрена и ответственность предпринимателей, содержащих увеселительные заведения, за предоставление ими услуг детям в ночное время.

Таким образом, фактически данная сфера общественных отношений остается вне правового поля, а наличие в ней многочисленных «детских» проблем указывает на необходимость скорейшего законодательного урегулирования всех вопросов в сфере этих общественных отношений.

Правоприменительная практика государственных органов также показала ряд пробелов в действующем брачно-семейном законодательстве, регулирующем вопросы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Практикуемая патронатная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по отдельным сведениям не всегда преследует интересы ребенка, а решает материальные вопросы отдельных граждан.

Известны также случаи передачи детей под опеку и попечительство родственников, которые реально заинтересованы были только в причитающихся ребенку социальных выплатах.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, на наш взгляд, должна осуществляться с позиции обеспечения его воспитания, максимально приближенного к семейному, и его права воспитываться в семье. Проблема сирот должна разрешаться из принципа «Каждому ребенку - семью», а не «Каждой семье - ребенка». В этом плане приоритетной формой устройства детей без родительского попечения является усыновление (удочерение).

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями и его родственниками и усыновленными возникают такие же права и обязанности как между родителями и детьми являющимися родственниками по происхождению.

Усыновление (удочерение) допускается в отношении только несовершеннолетних детей, только в их интересах, при этом усыновление (удочерение) братьев и сестер разными лицами не допускается.

Предпочтение при усыновлении отдается гражданам Республики Казахстан и родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства.

 Закон РК «О браке и семье» при определении субъектного состава усыновителей не обозначил лиц без гражданства, что является ущемлением их конституционных прав (часть 2 статьи 76 Закона).

Усыновление иностранцами должно рассматриваться в качестве альтернативного способа устройства ребенка, когда обеспечение какого-либо подходящего способа устройства в стране его происхождения невозможно.

Возможность усыновления детей «родственниками независимо от гражданства и места жительства этих родственников» предусмотрена в действующем Законе РК «О браке и семье». Однако на практике по причине отсутствия таковых родственников у усыновляемых детей, эта норма судами при решении вопросов усыновления, применяется крайне редко.

Как показывает анализ судебной практики и реальная ситуация, во всех случаях международного усыновления посредническую деятельность иностранным усыновителям оказывают международные или иностранные неправительственные организации (агентства) по усыновлению (удочерению).

Вместе с тем, статья 100 действующего Закона такую деятельность любых организаций по усыновлению, за исключением органов опеки и попечительства, не допускает.

Учитывая, что участвующие в усыновлении агентства лицензируются иностранными государствами и находятся под их государственным контролем, а также международную практику по усыновлению, осуществляемую в соответствии с Гаагской конвенцией 1993 года «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления», допуск этих агентств к участию в процессе усыновления при наличии соответствующей аккредитации и контроля со стороны государства был бы необходим.

В целях решения проблем международного усыновления в рамках находящегося в настоящее время в Парламенте законопроекта рассматривается возможность присоединения Республики Казахстан к Гаагской Конвенции 1993 года по международному усыновлению.

Остается проблематичным вопрос трудоустройства социально-уязвимых детей, одиноких матерей, выпускников детских домов семейного типа и домов юношества. При этом полагаем возможным не согласиться с позицией законодателя, предусмотревшего в детских деревнях только мать - воспитательницу в детском доме семейного типа (статья 14 Закона «О детских деревнях семейного типа и домах юношества»).

На наш взгляд, отсутствие в доме отца-воспитателя заведомо искажает восприятие окружающего мира ребенком и его будущей самостоятельной жизни.

Особой темой является детская безнадзорность и беспризорность, положение детей с ограниченными возможностями, решение жилищных проблем детей. Так, статья 14 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» закрепляет право ребенка на жилище и устанавливает, что ребенок-сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей и находящийся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, сохраняют право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Казахстана. Дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети - сироты не могут быть выселены из занимаемого ими жилища без предоставления другого жилого помещения.

В деятельности органов опеки и попечительства выявлены многочисленные нарушения законности, выраженные в ненадлежащей работе по выявлению и постановке на учет детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по обеспечению защиты их имущественных интересов.

Так, в связи с бездействием местных исполнительных органов и руководителей детских учреждений, не обеспечивается соблюдение прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 14 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан».

Только за 2007 и 2008 годы в республике из детских домов и интернатов выпустилось 3741 детей, при этом в жилье нуждалось 2109 детей или 56%.

Из указанного числа в соответствии со статьей 68 Закона РК «О жилищных отношениях» (далее - Закон) жилье получили лишь 58 человек или 2,7%.

В течение 2-х последующих лет эти дети по достижении двадцатилетнего возраста утратят свое право на получение жилища, поскольку такие возрастные ограничения установлены Законом.

Более того, из всех нуждающихся в жилье выпускников право на получение жилища из государственного жилищного фонда имеют только дети-сироты, так как именно эта категория статьей 68 Закона РК «О жилищных отношениях» отнесена к социально защищаемым слоям населения.

В эту группу не отнесены дети, оставшиеся без попечения родителей (родители этих детей лишены родительских прав, отказались от них либо их местонахождение не известно).

Между тем, эта категория детей, также после своего выпуска из детских учреждений, в большинстве своем не имеет жилища на праве собственности на территории Республики Казахстан, постоянного дохода и не относится к получателям социальных пособий по потере кормильца.

Статья 68 Закона вовсе не предусматривает возможность получения жилья детьми, оставшимися без попечения родителей.

Тогда как, статья 14 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» гарантирует это право как детям - сиротам, так и детям, оставшимся без попечения родителей по иным обстоятельствам.

В связи с этим, в целях обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, полагаем необходимым внести соответствующие дополнения в Закон РК «О жилищных отношениях».

Проблема нехватки специалистов органов опеки и попечительства явилась одной из основных причин нарушений прав несовершеннолетних. Местными исполнительными органами без реализации оставлен пункт 31 Плана мероприятий Программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы», касающийся введения дополнительных штатных единиц специалистов по вопросам охраны прав и законных интересов детей в областных, городских департаментах, управлениях, районных отделах образования.

Согласно данному Плану, только в 2009 году на эти цели предусмотрено выделение 217 млн. тенге в 10 регионах страны.

Однако, ни в одном регионе дополнительные единицы штатной численности так и не были введены, поскольку местными бюджетами выделение этих денежных средств не было предусмотрено.

Причиной послужило непринятие мер по внесению изменений в лимиты штатной численности, установленные постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2004 года за № 1324 « О некоторых вопросах утверждения лимитов штатной численности местных исполнительных органов».

На начало 2008 года численность населения в республике в возрасте до 18 лет составила 5021456 детей, однако число специалистов органов опеки и попечительства составляет всего 185.

В среднем в республике на одного специалиста возлагаются обязанности по охране прав 25782 детей.

В то же время в мировой практике количество специалистов по охране детства определяется из расчета «один специалист на 5000 детей».

В связи с этим, в целях обеспечения реализации Плана мероприятий Программы «Дети Казахстана на 2007-2011 годы» и устранения условий, способствующих нарушениям законности и ущемлению прав детей, предлагаем рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в штатную численность, утвержденную постановлением Правительства РК от 15 декабря 2004 года за № 1324 «О некоторых вопросах утверждения лимитов штатной численности местных исполнительных органов».

Аналогичным образом, без разрешения остается проблема оказания государственной помощи детям, оставшимся без попечения при живых родителях – так называемым «социальным сиротам».

До настоящего времени не определена норма о назначении и выплате опекунам и попечителям пособия на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, что сдерживает процесс передачи детей из детских домов в семьи опекунов.

Таким образом, существующие проблемы и недостатки в вопросах защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, еще раз свидетельствуют о необходимости продолжения кропотливой работы в целях совершенствования механизмов защиты прав детей.

 В целях эффективного обеспечения защиты прав ребенка рекомендуем Правительству Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, другим уполномоченным государственным органам, акимам всех уровней в период 2009-2012 годов реализовать следующие меры:

1. Ускорить принятие Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

2. В целях полного учета интересов ребенка и соблюдения его основных прав и свобод, а также для гармоничного развития его личности в семейном окружении, контроля за усыновленными (удочеренными) иностранными гражданами детьми, в 2010 году ратифицировать Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года).

    3. В 2010 году ратифицировать Конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 года (Женева, с изменениями от 12 ноября 1947 года).

     4. В 2011 году ратифицировать Конвенцию о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.).

5. В целях обеспечения эффективной защиты прав детей в 2011 году учредить должность Национального Омбудсмена по правам ребенка.

6. Внести дополнения в Закон «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», предусматривающие работу в детских деревнях наряду с матерью – воспитательницей, также отца-воспитателя.

7. В целях обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, внести соответствующие дополнения в Закон РК «О жилищных отношениях».

8. Функции комиссий по делам несовершеннолетних при местных исполнительных органах, а также функции органов опеки и попечительства на законодательном уровне передать Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан и его территориальным органам на местах.

9. Создать специализированные ювенальные суды, которые могли бы рассматривать как уголовные дела, так и гражданские и административные дела, затрагивающие права ребенка, во всех регионах Казахстан.

10. Передать Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН) из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства образования и науки.

11. Ввести за счет местных бюджетов должности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (школьных полицейских), закрепленных за организациями образования.

12. Законодательно ограничить посещение увеселительных заведений несовершеннолетними лицами без сопровождения взрослых и ввести полный запрет на подобного рода посещения в ночное время.

13. Регулярно организовать цикл обязательных и постоянных передач и рубрик в республиканских и областных СМИ, посвященных проблемам семьи, детей, традиций семейного воспитания.

   

       Рекомендации в сфере трудового законодательства и законодательства о  социальном обеспечении Республики Казахстан:

 

1. Целесообразно разработать государственную программу занятости несовершеннолетних на условиях временной занятости в период школьных каникул и свободное от учебы время, а также внести изменения и дополнения в законодательство о занятости в отношении несовершеннолетних.

2. В законодательстве о коллективных договорах в качестве обязательного самостоятельного раздела, предусмотреть раздел по охране труда молодежи, в том числе несовершеннолетних.

3. Необходимо разрешить ряд нерешенных до настоящего времени проблем в сфере ликвидации наихудших форм детского труда. В частности, разработать и в законодательном порядке утвердить механизмы и процедуры выявления детей, вовлеченных в наихудшие формы труда, оказавшихся жертвами разного рода насилия. Разработать государственную программу по искоренению наихудших форм детского труда.

В области законодательства об охране здоровья несовершеннолетних:

1. Принять меры по увеличению количества детских спортивных организаций, оздоровительных учреждений для организации летнего отдыха детей.

2. Пересмотреть существующую систему установления групп инвалидности с 16-летнего возраста, признавая нетрудоспособными неполноценных детей до достижения 18-летнего возраста.

В области законодательства об образовании:

1. В 2012 году ратифицировать Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

2. Внедрить в законодательство принцип равных возможностей при реализации права на образование, закрепленный статьей 28 Конвенции о правах ребенка.

3. В соответствие со статьей 29 Конвенции о правах ребенка ввести в образовательные программы обучение правам человека.

4. Разработать и принять Закон «О государственном стандарте среднего общего образования» и по введению нормативного финансирования образовательных учреждений, реализующих образовательный стандарт.

5. Повысить социальный статус учителя, его материальное положение, поднять престиж профессии учителя в глазах общества; перейти на систему оплаты труда педагога, в полной мере учитывающую его профессиональное мастерство, дополнительные нагрузки и т.д.

                      

                                  Права женщин

Республика Казахстан определила своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.

В Декларации тысячелетия ООН, которую в 2000 году подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщины определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.

За 17 лет своей независимости Казахстан достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов женщин и мужчин.

В 1998 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины». Всего Казахстан ратифицировал более 60 многосторонних международных универсальных договоров по правам человека.

Следует отметить, что эксперты Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в целом положительно оценили ситуацию с защитой прав женщин в Казахстане.

Указом Президента Казахстана от 29 ноября 2005 года №1677 утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (далее - Стратегия).

Стратегия является важным документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором развития демократии. Реализация Стратегии будет способствовать созданию условий для равномерной реализации женщинами и мужчинами их прав и предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин в период с 2006 по 2016 годы.

 



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
Возможно решением данной проблемы в наших условиях будет создание института Национального Омбудсмена по правам ребенка с учетом требований общеизвестных международных стандартов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможно решением данной проблемы в наших условиях будет создание института Национального Омбудсмена по правам ребенка с учетом требований общеизвестных международных стандартов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)