Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы институционального характера.



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Проблемы институционального характера. 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на рекомендации Комитета ООН против пыток не произошло существенных улучшений институционального характера.

Не создано независимых органов для проведения эффективного расследования сообщений о пытках. Создание Управления собственной безопасности в структуре системы Министерства внутренних дел, призванного расследовать сообщения о пытках, не повлияло на ситуацию по причине очевидной внутриведомственной корпоративности.

Более того, несмотря на передачу системы следственных изоляторов Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции, следственные изоляторы органов национальной безопасности так и остались в ведении Комитета национальной безопасности РК.

Созданный в 2002 году институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) не соответствует Парижским принципам, касающимся статуса национальных учреждений по правам человека, создан подзаконным актом, а не Законом, ограничены в компетенции и полномочиях.

В соответствии с международными стандартами, установленными ООН, и рекомендациями ОБСЕ деятельность института Омбудсмена должна соответствовать Парижским принципам, устанавливающим общие критерии независимости и эффективности функционирования национального института по правам человека. Национальные учреждения, созданные не в соответствии с Парижскими принципами, считаются зависимыми и не пользуются достаточным доверием со стороны международного сообщества.

В связи с этим институт Омбудсмена должен быть создан в соответствии с Конституцией либо отдельным Законом, то есть быть независимым, с четко отраженной юрисдикцией и полномочиями. При этом процедура назначения Омбудсмена должна производиться по Закону с участием Парламента страны. Действующее законодательство Казахстана позволяет в равной мере участие Президента и Парламента в назначении Уполномоченного по правам человека без внесения изменений в Конституцию, и дает возможность принять новый Закон об Омбудсмене. К примеру, кандидатура Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) выдвигается Президентом страны и утверждается Мажилисом Парламента либо Парламентом в целом, что соответствует общепризнанным Парижским принципам ООН и рекомендациям ОБСЕ.

Необходимость принятия Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» неоднократно подчеркивалась в итоговых документах международных конференций по правам человека, проведенных Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан совместно с международными организациями, и доведенных до сведения соответствующих уполномоченных государственных органов.

В настоящее время в связи с предстоящим председательствованием Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году назрела необходимость разработки и принятия Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан».

Принятие такого Закона позволило бы повысить статус казахстанского Омбудсмена в соответствии с международными стандартами, и он как «народный адвокат» эффективно защищал бы нарушенные права конкретного человека, считающего себя жертвой несправедливых действий со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, других организаций. Это исключило бы критику деятельности казахстанского института Омбудсмена со стороны международных и правозащитных организаций.

Проводящие расследования по жалобам о пытках Управления собственной безопасности в системе органов внутренних дел и органы прокуратуры, которые санкционируют следственные действия и поддерживают обвинение в суде, являются органами, связанными корпоративностью и своими функциями, и не предполагают независимого и эффективного расследования сообщений о пытках. Также не существует независимых медицинских служб для независимого освидетельствования жертв пыток, а медсанчасти мест лишения свободы и мест предварительного заключения существуют в системе, соответственно, пенитенциарной системы и органов внутренних дел.

В ноябре 2008 года в Комитете ООН против пыток состоялось рассмотрение второго доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции ООН против пыток. Неправительственные правозащитные организации Казахстана также представили свой альтернативный доклад.

В Заключительных замечаниях Комитета ООН против пыток по результатам рассмотрения второго доклада Республики Казахстан с учетом положений альтернативного доклада содержится более 20 рекомендаций, касающихся законодательных, институциональных и процедурных моментов предупреждения и эффективной борьбы с пытками.

Основными из этих рекомендаций являются:

- открыто и недвусмысленно осудить практику пыток во всех ее
формах, адресовав такое осуждение прежде всего сотрудникам полиции и
тюрем, сопроводив его ясным предупреждением, что любое лицо, совершающее такого рода деяния или иным образом соучаствующее или принимающее участие в пытках, будет признано несущим личную ответственность перед законом за такие деяния и наказано в уголовном порядке соразмерно тяжести преступления;

- привести определение пыток в полное соответствие со статьей 1 Конвенции против пыток для обеспечения того, чтобы уголовному преследованию по статье 347-1 Уголовного кодекса могли подвергаться все должностные лица,  и провести различие между выражающимися в пытках деяниями, которые совершаются должностным лицом, по его подстрекательству, с его ведома или молчаливого согласия или любым другим лицом, выступающим в официальном качестве;

- внести поправку в часть первую статьи 347-1 Уголовного кодекса  для обеспечения того, чтобы все наказания за акты пыток были соразмерны тяжести преступления в соответствии с требованиями Конвенции; подозреваемые должны в обязательном порядке отстраняться от исполнения обязанностей или переводиться на другую должность до окончания следствия и не должно допускаться того, чтобы те, кому было вынесено дисциплинарное взыскание, оставались на своих должностях;

- обеспечивать, чтобы все акты пыток преследовались согласно соответствующей статье Уголовного кодекса, чтобы они не квалифицировались как преступления малой или средней тяжести и чтобы за них выносились соответствующие приговоры, а также обеспечить обязательный характер непрерывного обучения всех судей, прокуроров и адвокатов в интересах обеспечения осуществления новых законов и поправок;

- принять меры по обеспечению на практике своевременных, беспристрастных и эффективных расследований всех утверждений в отношении пыток и плохого обращения и уголовного преследования и наказания виновных, включая сотрудников правоохранительных органов и других лиц, причем такие расследования должны проводиться полностью независимым органом;

- своевременно принимать эффективные меры по обеспечению того, чтобы человек не подвергался фактически негласному задержанию и чтобы все задержанные подозреваемые на практике обеспечивались всеми основными правовыми гарантиями в течение времени содержания под стражей. К их числу относятся, в частности, - начиная с фактического момента лишения свободы - право на доступ к адвокату, право на независимое медицинское освидетельствование, право уведомить родственника, право на то, чтобы быть информированным о своих правах в момент задержания, в том числе в отношении предъявляемых обвинений, а также право на то, чтобы своевременно предстать перед судьей. Всем задержанным должно быть гарантировано право эффективно и оперативно оспаривать законность их задержания на основании процедуры хабеас корпус;

- внести поправку в Уголовно-процессуальный кодекс РК для обеспечения того, чтобы никакие исключительные обстоятельства не могли использоваться для отказа задержанному в его праве уведомить своих родственников о своем местонахождении;

- обеспечить обнародование всех правил и инструкций в отношении содержания под стражей, задержания и допросов лиц, подвергаемых любой форме ареста или задержания, и обеспечить, чтобы каждое задержанное лицо могло осуществить право на доступ к адвокату, независимому врачу и родственнику и другим правовым гарантиям, чтобы обеспечить эффективную защиту от пыток, с момента задержания;

 - обеспечить подготовку сотрудников правоохранительных органов с целью повышения их профессиональной квалификации для работы с подростками, обеспечить, чтобы лишение свободы, включая задержание до суда, имело наименьшую возможную продолжительность, и разработать и использовать альтернативные лишению свободы меры;

- изменить систему служебной аттестации следователей с тем, чтобы устранить любой стимул к получению признаний, и принять дополнительные меры по ознакомлению сотрудников полиции с правами человека.

- принять законодательные акты, регламентирующие порядок высылки, возвращения и выдачи, позволяющие ему выполнять обязательства, закрепленные в статье 3 Конвенции против пыток; обеспечить, чтобы положения Конвенции имели приоритет над любыми менее полными двусторонними или многосторонними соглашениями о выдаче, и гарантировать, чтобы лица, чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены, могли подать эффективную апелляцию; обеспечить полное соблюдение обязательств в соответствии со статьей 3 Конвенции во всех случаях высылки, возвращения и выдачи; обеспечить, чтобы ни одно лицо не высылалось, не возвращалось или не выдавалось в страну, если существуют серьезные основания полагать, что ему/ей может угрожать там применение пыток, и чтобы лица, чьи ходатайства о предоставлении убежища были отклонены, могли подать эффективную апелляцию с приостановлением действия принятого решения;

- утвердить программу дальнейшего развития уголовно-исправительной системы, аналогичную той, которая осуществлялась в период 2004-2006 годов, в целях приведения ее в полное соответствие с
принятыми Организацией Объединенных Наций Минимальными
стандартными правилами обращения с заключенными;

- продолжать готовить специалистов в пенитенциарной системе и
обеспечивать, чтобы все лица, находящиеся в контакте с задержанными,
были знакомы с международными стандартами в области защиты прав
человека и обращения с заключенными;

- сократить переполненность мест заключения, в том числе путем
строительства новых пенитенциарных учреждений и применения
предусмотренных законом мер, являющихся альтернативой тюремному
заключению;

- ограничить применение изоляции в качестве крайней меры на как можно более короткий срок под строгим надзором и с возможностью пересмотра решений в порядке судебного надзора;

- установить причины, побуждающие заключенных совершать такие акты отчаяния, как членовредительство, и обеспечить надлежащие меры
защиты;

- создать службу здравоохранения, которая была бы независима от
Министерства внутренних дел и Министерства юстиции, для проведения
освидетельствований задержанных при аресте и освобождении как на
регулярной основе, так и по их просьбе, и обеспечить, чтобы судьи
принимали к рассмотрению доказательства применения пыток и
жестокого обращения с заключенными, назначали независимое
медицинское обследование или возвращали дела для проведения
дополнительного расследования;

- обеспечить своевременное, независимое и всестороннее расследование всех случаев смерти во время содержания под стражей и уголовное преследование лиц, которые признаны виновными в любой такой смерти в результате пытки, плохого обращения или умышленной халатности,
повлекших за собой любую такую смерть;

- гарантировать общественным наблюдательным комиссиям неограниченное право проводить проверки всех мест содержания под стражей в стране без предупреждения и обеспечить, чтобы задержанные, вступающие в контакт с членами комиссий, не подвергались каким-либо формам репрессий;

- как можно скорее создать или назначить национальный превентивный механизм в целях предотвращения пыток и принять все необходимые меры к обеспечению его независимого характера в соответствии с положениями Факультативного протокола к Конвенции;

- преобразовать должность Уполномоченного по правам человека в полноправный национальный правозащитный институт, который действует на основании принятого Парламентом закона, имея в своем распоряжении соответствующие людские, финансовые и иные ресурсы, и в соответствии с Парижскими принципами.

В соответствии с вышеизложенным и рекомендациями, представленными Комитетом ООН против пыток, а также с тем, что по ряду рекомендаций Республика Казахстан должна представить отчет о выполнении до конца 2012 года, а всеобъемлющий доклад об имплементации Конвенции против пыток в 2012 году, Национальный план действий в области прав человека содержит ряд следующих мероприятий, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в области защиты от пыток и других видов жестокого обращения и наказания:

 

№№ Мероприятия Сроки Исполнители
1. Подготовить и принять постановление Правительства РК о реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток 2-ой квартал 2009 г. Министерство юстиции
2. Проведение международной конференции по обсуждению рекомендаций Комитета ООН против пыток по результатам рассмотрения доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции против пыток и возможных моделей национальных превентивных механизмов предотвращения пыток, создание которых в течение года предусмотрено Факультативным протоколом к Конвенции против пыток 3-ый квартал 2009 г. Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в РК, МИД РК с участием правозащитных НПО
3. Разработать законодательные предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан, в том числе по приведению определения «пытки» в соответствие со ст.1 Конвенции против пыток, гарантиям соблюдения всех прав задержанных с момента задержания, обеспечению эффективных средств правовой защиты лиц, которым угрожает выдворение, депортация, высылка или выдача 2-ой квартал 2010 года Министерство юстиции при участии Верховного Суда и Генеральной прокуратуры РК
4. Разработка законодательных предложений (проекта Закона) по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток 4-ый квартал 2009 г. Министерство юстиции с участием Генеральной прокуратуры РК, Комиссии по правам человека и Уполномоченного по правам человека    
5 Разработать проект Закона по приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека 4-ый квартал 2009 года Министерство юстиции
6. Разработка инструктивного и методического материала для сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, общественных мониторов, касающегося деятельности национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток.  4-ый квартал 2009 г. Министерство юстиции с участием МВД РК, Генеральной прокуратуры РК, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции)
7. Обсуждение проектов законов по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток и приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека с проведением круглого стола (конференции)  1-ый квартал 2010 г Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан
8. Создание национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток в соответствии с обязательствами Республики Казахстан по Факультативному протоколу к Конвенции против пыток 2010 г. Министерство юстиции
9. Осуществление комплексного обучения сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, прокуратуры, судебных органов, общественных мониторов в рамках национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток международным стандартам и процедурам защиты от пыток 2009 – 2011 гг. Министерство юстиции, Комиссия по правам человека с участием МИД РК, Программы Развития ООН в Казахстане (по согласованию), Центра ОБСЕ в Астане (по согласованию), Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии (по согласованию).
10. Проведение широкой разъяснительной кампании по разъяснению порядка создания и принципов деятельности национальных превентивных механизмов по предупреждению пыток 2009-2011 гг. Министерство юстиции, Комиссия по правам человека, Уполномоченный по правам человека с участием правозащитных НПО

 



2020-02-03 240 Обсуждений (0)
Проблемы институционального характера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы институционального характера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)