Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Совершенствование процедуры введения закона в действие



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Совершенствование процедуры введения закона в действие 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Принятый закон подлежит промульгации. «Юридический энциклопедический словарь» определяет этот термин (от лат. promulgatio- объявление, обнародование) как «официальное провозглашение (обнародование) закона, принятого парламентом. Означает санкционирование законопроекта главой государства в установленные конституцией сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном вестнике»[62].

Такое объяснение не вполне соответствует тому употреблению термина, которое имеет место на практике. В данном случае следует вести речь об издании специального акта, постановляющего об опубликовании принятого законодательным (представительным) органом законодательного акта и предлагающего органам исполнительной власти соблюдать предписания данного акта. Промульгация осуществляется обычно актом высшего должностного лица – указом, постановлением, распоряжением, приказом и т.д., в котором предписывается специализированным службам опубликовать закон.

К сожалению, на практике данной процедуре уделяется недостаточно внимания, что нередко влечет негативные последствия. Так, например, Закон Ярославской области от 5 мая 1999 года № 10-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»[63] был опубликован без указания его номера.

На наш взгляд, этого можно было бы избежать, если бы специализированные службы органов исполнительной власти, отвечающие за опубликование правовых актов, действовали бы каждый раз на основании письменного акта, в котором в обязательном порядке указывалось на ответственного за опубликование. В обязательном порядке необходимо привлечение к направлению на опубликование правовых актов юридических служб.

Опубликование закона – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Дата опубликования имеет огромное значение для действия закона: нередко от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления закона в силу (введения в действие).

В соответствии с положениями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации все законы подлежат опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Такое же правило установлено Законом Ярославской области от 12.09.95 № 10-з «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области»[64].

Необходимо обратить особое внимание на то, что в Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 15) говорится об обязательности не просто официального опубликования законов, а об опубликовании для всеобщего сведения. В комментарии к Конституции Российской Федерации говорится о том, что данное положение означает, что полные и точные тексты должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов, которые должны распространяться по подписке.[65] На наш взгляд, в целях информирования населения о принятых законах должна осуществляться и розничная реализация подобных печатных изданий, использоваться средства те-


ле- и радиовещания, иные электронные средства массовой информации.

В некоторых субъектах Российской Федерации в случае, если в установленные сроки закон не подписывается и не направляется для официального опубликования высшим должностным лицом, то законы направляются для опубликования руководителями законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (например, в Ярославской и Вологодской областях). Указанный порядок опубликования законов субъектов Российской Федерации признан не соответствующим законодательству Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. В частности, в своем заключении на проект закона Ярославской области «О Государственной Думе Ярославской области» Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации указало на то, что положение, при котором председатель Думы области вправе опубликовать закон без подписи Губернатора области не соответствует Конституции Российской Федерации. «Такая норма не соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, так как такой закон области не имеет юридической силы, поскольку не соблюден порядок промульгации (утверждения и подписания) и опубликования (обнародования) закона области органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно: губернатором области».[66] Заключение Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации подтверждается рядом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края»[67], от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области»[68] прямо указывается на неконституционность полномочия председателя законодательного (представительного) органа подписывать законы субъекта Российской Федерации, в случаях, когда это исключает промульгацию соответствующих законов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, подпись председателя законодательного (представительного) органа может иметь значение удостоверения подлинности текста закона и является свидетельством принятия его законодательным органом субъекта Федерации.

Учитывая, по-видимому, данный факт, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в принятом 16 сентября 1998 года в первом чтении федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установила, что подписание и официальное опубликование закона субъекта РФ в обязательном порядке производится не иначе как высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

*              *   *   *   *

Подводя итог вышесказанному, необходимо особое внимание обратить на следующее:

- деятельность высшего должностного лица на завершающей стадии законодательного процесса должна быть направлена на выявление и отсечение правовых актов, содержащих правовой, технический, политический брак;

- требуется четкая правовая регламентация в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством процедур подписания, промульгации и опубликования законодательных актов, в т.ч. должно быть исключено из практики подписание законов руководителями представительных органов; должны быть созданы механизмы возвращения без подписания законов, содержащих технические ошибки; повсеместно реквизитами законов должны стать их номера и даты подписания высшим должностным лицом; требуется издание актов о направлении законов для опубликования;

- официальное опубликование законов субъектов Российской Федерации должно осуществляться в изданиях, распространяемых не только по подписке, но и в розницу, тираж изданий должен позволять соблюдать требование Конституции Российской Федерации об опубликовании подобных актов для всеобщего сведения.

Санкционирование, промульгация и опубликование закона являются последней стадией законодательного процесса. Для дальнейшего совершенствования закона, внесения в него изменений и дополнений, отмены закона необходимо пройти заново всю законодательную процедуру.

 

 


Заключение

 

Законотворчество субъекта Российской Федерации многогранный и очень сложный управленческий процесс.

Проведенный анализ законодательства ряда субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время уже сложились различные подходы к построению системы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, жителей субъектов Российской Федерации в законодательном процессе как процессе принятия одного из важнейших управленческих решений в сфере государственного управления – закона.

Насколько эффективно осуществляется управление законодательным процессом на уровне субъекта Российской Федерации зависит не в последнюю очередь и от того, в какой степени достигло совершенства законодательство субъектов Российской Федерации в данной сфере.

Необходимо учитывать, что федеральное и региональное законодательство в этой области находится в постоянном развитии. Нередко направления его развития определяются политическими процессами, происходящими как на уровне Российской Федерации, так и её субъектов.

Принятие федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» придаст новый импульс к развитию законодательства субъектов Российской Федерации.

Несомненно, что развитие законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы законотворчества, должно быть направлено на преодоление правового нигилизма, встречающегося у некоторых должностных лиц субъектов Федерации[69], обеспечение действия Конституции


Российской Федерации на всей территории Федерации, верховенства закона и построения единой непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации.

Законодательный процесс в субъекте Российской Федерации как порядок деятельности по созданию закона должен регламентироваться уставами (конституциями) субъектов Российской Федерации, а также законами соответствующих субъектов Федерации, при этом обязательной стадией законодательного процесса в субъекте Российской Федерации должна являться стадия подписания, промульгации и официального опубликования закона. При этом закон должен опубликовываться в изданиях, распространяемых как по подписке, так и в розницу.

Под правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации следует понимать внесение в указанный орган предложений по принятию правовых актов, которые могут иметь различную форму в соответствии с законодательством.

Правом законодательной инициативы в обязательном порядке должны быть наделены депутаты соответствующего представительного органа, высшее должностное лицо (орган исполнительной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципальные образования. При этом ведущая роль должна принадлежать высшему должностному лицу и (или) органу исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации, которые должны стать главными разработчиками и инициаторами законодательной деятельности.

Законодательный процесс в субъекте Российской Федерации должен быть направлен на решение насущных проблем регионов, а не на реализацию сиюминутных политических, экономических интересов различных групп[70]. Для этого должна существовать концепция развития законодательства не только Российской Федерации, но и ее субъектов, необходимо создание механизмов определения проблем, требующих законодательного решения.

На всех без исключения стадиях законодательного процесса должны учитываться интересы различных социальных групп, требуется правовая регламентация лоббистской деятельности.

Помимо сказанного, деятельность органов государственной власти РФ и ее субъектов в настоящее время должна быть прежде всего направлена на искоренение встречающихся недостатков и сложностей в правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.

В частности, необходимы совершенствование правовой базы законодательной деятельности; повышение профессионального уровня специалистов, готовящих законопроекты, и всего депутатского корпуса; формирование единого информационного пространства в части законодательства Российской Федерации и ее субъектов; создание эффективного механизма учета и контроля за законодательством субъектов Российской Федерации; переориентация работы федеральных органов государственной власти с отмены уже принятых актов на работу с субъектами Федерации по разработке нового законодательства, в т.ч. координация законопроектных работ на федеральном уровне; развитие федерального коллизионного права; установление и усиление ответственности за нарушение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, другие меры.[71]

Опыт правового регулирования деятельности в законодательном процессе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и высших должностных лиц субъектов РФ может быть учтен в законодательстве Ярославской области, в частности, при разработке закона Яро-


славской области «О нормативных правовых актах Ярославской области».

В заключение следует указать на необходимость постоянного поиска новых форм и методов сотрудничества сторон законодательного процесса между собой, со специалистами, учеными, участвующими в работе над законопроектами на разных стадиях его разработки.

Настоящая работа не претендует на исчерпывающий анализ проблем управления законодательным процессом, в ней отражены лишь некоторые, на наш взгляд, наиболее актуальные.

 


Список использованной литературы

*

*    *

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря;

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107(часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16. ст. 1451;

3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700.;

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 18. 1996. ст. 2253;

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409;

6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5877;

7. Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации». 1995. №35. Ст. 3506;

8. Закон Ярославской области от 12.09.95 № 10-з «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1995. 17 октября;

9. Закон Ярославской области от 5 мая 1999 года № 10-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1999. 5 мая;

10. Закон Ярославской области от 04.03.99 № 3-з «О государственном бюджете Ярославской области на 1999 год» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1999. 15 марта;

11. Постановление Губернатора Ярославской области от 2 февраля 1998 № 754 «О Плане законодательных инициатив Губернатора Ярославской области на 1999 год» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1998. 15 декабря;

12. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.99 № 2263 – ГБ «К постановлению Правительства Российской Федерации от 20.12.98 № 1529»;

*

*    *

1. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. I4 декабря;

2. Англо-русский словарь. М., 1981. 360 с.;

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. 752 с.;

4. Белкин А.А. Оглашение законов (новое и старое в законодательстве) // Правоведение. № 2. 1995. С. 3 - 18;

5. Васильев Р.Ф. Профессионализм представительных органов власти и их правотворческая деятельность // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 81 - 88;

6. Варникова Е.С. О проблемах регионального законодательства. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 148 – 150;

7. Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания // Государство и право. 1998. № 8. С. 33-38;

8. Зеликов А. По белгородскому «уставу», но по российским заповедям // Российская Федерация. 1998. № 7. С. 41- 43;

9. Иванов И.В. Областное законотворчество – ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. № 8. С.59 – 65;

10. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. № 7. 1997. С. 13 - 15;

11. Казьмин И.Ф., Поленина С.В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 3 - 10;

12. Клеандров М.И. О методологии законотворчества субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. Ч. 1. 451 с.;

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. 458 с.;

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. 778 с.;

15. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997. 702 с.;

16. Котенков А.А. Президент-парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9. с. 5-8.;

17. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10. С.15 - 17;

18. Котенков А.А. Проблемы «финансовоёмких» законопроектов в законодательной процедуре // Государство и право. 1998. № 11. С. 5-7;

19. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. 544 с.;

20. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. 360 с.;

21. Любимов А.П. Институт лоббизма и законодательный процесс в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 44- 53;

22. Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. № 2. 1995. С. 18-28;

23. Малый А.Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. № 8. 1998. С. 52 – 59;

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 702 с.;

25. Надеев Р.Ф. Принятие законов в Российской Федерации. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 37 - 44;

26. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. 256 С.;

27. Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция. № 8. 1998. С. 19 – 24;

28. Павлов В.Г. Инициативный законопроект о лоббизме. // Государство и право. № 12. 1998. С. 47-54.;

29. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. 145 с.;

30. Сарычева И.А. Проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 107 - 111;

31. Советское законодательство: пути перестройки./Под ред. А.В. Мицкевича, А.С. Пиголкина. М., 1989. 43I с.;

32. Тазартукова Ф., Батчаев Ю. Спикер – это звучит гордо // Российская Федерация. № 14. 1998. С. 53- 54;

33. Фейгин М. Кому писать муниципальные законы? // Российская Федерация. № 13. 1998. С. 40.

34. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1993. 344 с.;

35. Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2. С. 57- 68;

36. Щербакова Н.В. К вопросу о сущности представительной власти. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 29- 33;

37. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. 176 с.;

38. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. 416 с.


[1] Российская газета. 1993. 25 декабря.

[2] См., напр.: Клеандров М.И. О методологии законотворчества субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. Ч. 1. С. 77;

[3] Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.99 № 2263 – ГБ «К постановлению Правительства Российской Федерации от 20.12.98 № 1529»;

[4] См. напр.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 695; Варникова Е.С. О проблемах регионального законодательства. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 148 – 150;

[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 195;

[6] Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 304;

[7] Там же;

[8] См. напр.: Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 304; Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 122;

[9] Малый А.Ф. О статусе законодательных органов краев и областей // Журнал российского права. № 8. 1998. С. 52;

[10] См. напр.: Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 138;

[11] См. напр.: Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 316; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. С. 493;

[12] См. напр.: Белкин А.А. Оглашение законов (новое и старое в законодательстве) // Правоведение. № 2. 1995. С. 14;

[13] См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 № 4. Ст. 409; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5877;

[14] См., напр.: Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989. С.290;

[15] Общая теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С.123;

[16] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С.115;

[17] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 7. Ст. 700;

[18] Подробнее об этом см.: Казьмин И.Ф., Поленина С.В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 3 - 10;

[19] Котенков А.А. Президент-парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9. С. 8;

[20] Постановление Губернатора Ярославской области от 02.12.98 № 754 «О Плане законодательных инициатив Губернатора Ярославской области на 1999 год» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1998. 15 декабря;

[21] См., напр.: Общая теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С.123; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. С. 493; Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 316; Надеев Р.Ф. Принятие законов в Российской Федерации. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 39;

[22] Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997. С. 439;

[23] Федеральный закон от 28.08.95 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст. 3506;

[24] Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997. С.437;

[25] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1997. С. 514;

[26] Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. № 7. 1997. С. 14;

[27] Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2. С. 59;

[28] Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2. С. 59;

[29] Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992.I4 декабря;

[30] Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2. С. 61;

[31] Казьмин И.Ф., Поленина С.В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания. // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 9;

[32] Советское законодательство: пути перестройки./Под ред. А.В. Мицкевича, А.С. Пиголкина. М., 1989. С.5;

[33] Казьмин И.Ф., Поленина С.В. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания. // Советское государство и право. 1989. № 12. С. 9;

[34] Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С.115;

[35] См. напр.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. С. 503;

[36] Материалы заседания Государственной Думы Ярославской области 29 декабря 1998 года;

[37] Подробнее об этом см.: Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 82;

[38] Подробнее об этом см.: Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993. С. 111;

[39] Котенков А.А. Проблемы «финансовоёмких» законопроектов в законодательной процедуре // Государство и право. 1998. № 11. С. 6;

[40] Котенков А.А. Проблемы «финансовоёмких» законопроектов в законодательной процедуре // Государство и право. 1998. № 11. С. 8;

[41] Там же;

[42] Там же;

[43] Чехарина В.И. Федеральное Собрание: законодательный процесс // Конституционный строй России. М., 1995. Вып. 2. С. 67;

[44] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5, 107(часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 16. ст. 1451;

[45] Щербакова Н.В. К вопросу о сущности представительной власти. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 32;

[46] Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 88;

[47] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. С. 464;

[48] Англо-русский словарь. М., 1981. С.187;

[49] Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция. № 8. 1998. С. 19;

[50] Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. № 2. 1995. С. 19;

[51] Любимов А.П. Институт лоббизма и законодательный процесс в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 45;

[52] Павлов В.Г. Инициативный законопроект о лоббизме. // Государство и право. № 12. 1998. С. 49;

[53] Любимов А.П. Институт лоббизма и законодательный процесс в Российской Федерации // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 51;

[54] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. М., 1996. С. 510;

[55] Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. № 7. 1997. С. 14;

[56] Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10. С.15;

[57] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 18. 1996. ст. 2253;

[58] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 18. 1996. ст. 2253;

[59] Подробнее об этом см.: Белкин А.А. Оглашение законов (новое и старое в законодательстве) // Правоведение. № 2. 1995. С. 13;

[60] Закон Ярославской области от 04.03.99 № 3-з «О государственном бюджете Ярославской области на 1999 год» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1999. 15 марта;

[61] См. напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 № 4. Ст. 409;

[62] Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С.303;

[63] Закон Ярославской области от 5 мая 1999 года № 10-з «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1999. 5 мая;

[64] Закон Ярославской области от 12.09.95 № 10-з «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области» // Приложение к Ярославской областной газете «Губернские вести» «Документ». 1995. 17 октября;

[65] Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С.49;

[66] Заключение Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации на проект закона Ярославской области «О Государственной Думе Ярославской области» (письмо от 27.04.98 № А6-1-3-83);

[67] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Алтайского края» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 № 4. Ст. 409;

[68] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5877;

[69] См. напр.: Зеликов А. По белгородскому «уставу», но по российским «заповедям» // Российская Федерация. 1998. № 7. С. 7;

[70] См. напр.: Иванов И.В. Областное законотворчество – ключ к решению насущных проблем региона // Журнал российского права. 1998. № 8. С.59;

[71] Подробнее об этом см.: Сарычева И.А. Проблемы соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 107 – 111; Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. 256 С.; Васильев Р.Ф. Профессионализм представительных органов власти и их правотворческая деятельность // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. М., 1998. С. 81 – 88.



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Совершенствование процедуры введения закона в действие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Совершенствование процедуры введения закона в действие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)