Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих



2020-03-18 240 Обсуждений (0)
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих 0.00 из 5.00 0 оценок




С.Г. КАРПОВ

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

(1985–2013 гг.)

 

 

Учебное пособие для студентов

исторического факультета

 

Вологда

2014

УДК 94(47)084.8

ББК 63.3(2)64                                        Печатается по решению УМС ВГПУ

    К 26                                                       от 00. 00. 2014 г.

 

 

Рецензенты:

д. и. н., профессор кафедры отечественной истории ВГПУ

Т.М. Димони;

к. и. н., доцент кафедры философии и истории ВИПЭ
ФСИН России А.Л. Кузьминых

 

 

Ответственный за выпуск:

зав. кафедрой отечественной истории,

д. и. н., профессор М.А. Безнин

 

 

Карпов С.Г.

К 26   История России (1985–2013 гг.): учебное пособие для сту-

дентов исторического факультета / С.Г. Карпов; Мин-во образования и науки РФ; Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда: ВГПУ, 2014. – 190 с.

ISBN 978-5-87822-452-9

 

УДК 94(47)084.8

ББК 63.3(2)64  

 

 

ISBN 978-5-87822-452-9                                                                                       © ВГПУ, 2014

 

Данное учебное пособие предназначено для студентов исторического факультета, изучающих курс новейшей истории России конца XX – начала XXI в. Пособие подготовлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и программой курса, утвержденной кафедрой отечественной истории ВГПУ. Пособие предназначено для студентов бакалавриата 4-го курса исторического факультета.

Учебное пособие построено по проблемно-хронологическому принципу. Исходя из существующей периодизации истории развития страны, лекционный курс разделен на три части (модуля). Первая часть курса посвящена периоду перестройки (1985–1991 гг.), во второй части  излагаются события 1990-х гг., в третьей части - рассматривается развитие России в первое десятилетие XXI в. В рамках трех основных этапов развития страны в новейший период истории последовательно освещаются особенности её социально-экономического развития, анализируется характер государственной власти, рассматриваются изменения политических и общественных институтов, проблемы взаимоотношений властных структур и общества. Отдельные лекции посвящены особенностям демографических и социальных процессов, международного положения и внешней политики СССР и России, развития культуры, науки и образования в нашей стране.

В пособии учтены новейшие достижения отечественной историографии, особенности школьной программы и новых школьных учебников по отечественной истории. Книга содержит таблицы, позволяющие студентам самостоятельно проследить динамику основных экономических, социальных, демографических процессов, а также списки дополнительной литературы для самостоятельного и углубленного изучения тех или иных проблем новейшей истории России. Данное пособие может быть полезным для учителей истории и студентов неисторических специальностей, изучающих отечественную историю.

 

 

Лекции 1–3. Социально-экономическое и политическое
развитие СССР  во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

 

СССР к середине 1980-х гг. Предпосылки, сущность и основные этапы перестройки. К середине 1980-х гг. положение СССР казалось достаточно прочным. Советский Союз являлся самым крупным по территории (1/6 часть суши) и третьим по численности населения (по переписи 1989 г. – 286,7 млн. человек) государством в мире. Страна обладала огромными природными ресурсами, по валовым экономическим показателям СССР уступал только США, а его доля в мировом промышленном производстве составляла 20%. В 1970-е гг. СССР по уровню жизни населения вошёл в десятку развитых стран мира, хотя сохранялся дефицит продуктов питания, остро не хватало жилья, неразвитой оставалась сфера услуг.

 Незыблемыми выглядели позиции Советского Союза на международной арене. Был достигнут паритет с США по ракетно-ядерным вооружениям, СССР возглавлял Организацию Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи, в которые входило большинство стран Восточной Европы. Целый ряд государств Азии, Африки и Латинской Америки рассматривался как ближайший резерв мировой системы социализма. Идеологическим обоснованием существовавшей в СССР общественной системы являлась концепция развитого социализма, согласно которой Советский Союз достиг высокого уровня развития и является примером для всего прогрессивного человечества.

Между тем реальная ситуация в стране была далека от той, которую рисовала официальная пропаганда. Экономика, построенная на командно-административных подходах, была относительно эффективной на ранних стадиях индустриализации. Однако она оказалась плохо восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, не давала стимулов для сбережения материальных и трудовых ресурсов. Темпы экономического роста с середины
1970-х гг. стали снижаться, а крупные капиталовложения, особенно в сельское хозяйство, не давали должной отдачи. Экономика страны приобретала все более затратный характер: на производство единицы продукции в СССР требовалось сырья в 1,6 раза, электроэнергии в 2,1 раза, транспортных услуг в 2 раза больше, чем в США. Противостояние с Западом и гонка вооружений истощали страну. Уровень жизни населения снижался, на фоне усиления коррупции и разложения партийно-государственного аппарата в обществе нарастало недовольство властью.

В стране назревал системный кризис, и хотя советская система обладала значительным запасом прочности, но перспектив она уже не имела. Этот факт осознала и правящая элита. В марте 1985 г. произошла смена партийного руководства, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. Уже в апреле 1985 г. новый лидер страны предложил политику, получившую название «перестройка». За годы реформ концепция перестройки неоднократно менялась, и сам М.С. Горбачёв вкладывал в это понятие разный смысл. В настоящее время в историографии преобладает точка зрения, согласно которой перестройка была последней попыткой здравомыслящей части правящей элиты спасти советскую систему путем соединения «социализма и демократии».

Перестройка прошла несколько этапов. На первом этапе (весна 1985 – конец 1986 г.) М.С. Горбачёв с помощью административно-командных методов пытался осуществить «стратегию ускорения» социально-экономического развития страны, не выходя за рамки прежней системы. Решить эту задачу предполагалось путем коренной реконструкции промышленного производства, укрепления производственной и исполнительской дисциплины. Горбачёв также сменил часть руководящих партийно-хозяйственных кадров в центре и на местах, пытался активизировать «человеческий фактор». На XXVII съезде КПСС (февраль – март 1986 г.) Горбачёв обещал к 2000 г. удвоить экономический потенциал СССР, ликвидировать дефицит продуктов питания и предметов потребления, обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.

 Однако реформаторские замыслы и обещания столкнулись с реальной действительностью, которая показала исчерпанность модернизационных возможностей административно-командной системы. М.С. Горбачёв не сразу осознал этот факт. Причины неудач он увидел в сопротивлении консервативной части партийно-государственного аппарата. На втором этапе перестройки (начало 1987 – середина 1988 г.) Горбачёв предложил новую концепцию и стратегию реформ. Она заключалась в том, что в политической сфере была предпринята попытка демократизации КПСС, а в общественную жизнь страны стала внедряться гласность. В сфере экономики была сделана попытка возродить идеи нэпа и создать конкурентную среду. Государственные предприятия переводились на хозрасчёт, план заменялся контрольными цифрами, продукция, произведенная сверх госзаказа, могла реализовываться по свободной цене, основным показателем успешной работы предприятий стала прибыль. Экономические реформы столкнулись с сопротивлением министерств и ведомств, которые не хотели терять контроль за предприятиями. В то же время демократизация и гласность способствовали активизации общественной жизни, появлению разных точек зрения на темпы, характер и цели перестройки.

 Третий этап перестройки (вторая половина 1988 – первая половина 1990 г.) ознаменовался тем, что Горбачёв и его сторонники решили соединить социализм с рынком. В экономику страны стали постепенно внедряться рыночные элементы: была разрешена индивидуальная трудовая деятельность и отменена монополия внешней торговли, началось создание кооперативов и коммерческих банков, появились предприятия с участием иностранного капитала. Одновременно были приняты меры по дальнейшей демократизации общественной жизни. XIX Всесоюзная партийная конференция (1988 г.) приняла решения, направленные на преобразование политической системы советского общества. Реформы предполагали формирование нового высшего органа законодательной власти – Съезда народных депутатов, переход к альтернативным выборам народных депутатов, разделение функций партийных и государственных органов и, в конечном счете, создание в Советском Союзе правового демократического государства.

Однако недостаточно продуманные и противоречивые попытки совместить элементы рынка с планово-распределительной хозяйственной системой привели к ухудшению экономического положения. Одновременно усилилась борьба различных политических сил. М.С. Горбачёв, несмотря на его избрание Президентом СССР (март 1990 г.) и наличие широких полномочий, всё больше терял популярность и подвергался критике с разных сторон.  

На четвёртом этапе перестройки (вторая половина 1990 –
1991 г.) ситуация в стране резко обострилась. Правительственная комиссия во главе с Л. Абалкиным предложила поэтапный переход к рыночным отношениям при сохранении регулирующей роли государства в экономике. Однако для реализации этой программы требовались время и политическая стабильность. Ни того ни другого у «архитекторов перестройки» уже не было. Рыночные механизмы ещё не работали, а централизованное плановое руководство народным хозяйством резко ослабло. Реформирование экономики не было доведено до логического завершения, в 1990 г. началось снижение объемов производства во всех отраслях народного хозяйства, тотальный характер приобрел дефицит самых необходимых продуктов питания и предметов потребления. Уменьшились реальные доходы большинства населения, остались нерешёнными многие социальные проблемы.

На фоне нарастания экономического кризиса обострились национальные противоречия. Руководство страны не смогло вовремя осознать опасность национализма для судеб единого союзного государства. В национальных республиках всё активнее разворачивались процессы суверенизации. Демократические реформы в политической сфере привели к ослаблению власти КПСС. В стране возродилась многопартийность, появилась реальная оппозиция существующей власти. В лагере сторонников перестройки произошёл раскол, М.С. Горбачёв все больше терял контроль над экономическими и политическими процессами в стране. Во всех сферах общественной жизни началось нарастание кризисных явлений, которые привели к распаду СССР.

Замыслы и результаты экономических реформ М.С. Горбачёва. Смена руководства страны породила в обществе надежды на лучшее. От нового лидера ждали решительных действий, и многим казалось, что М.С. Горбачёв способен оправдать эти ожидания. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Горбачёв провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Для достижения этой цели он использовал привычные административно-командные методы. Ключевой задачей 12-й пятилетки было название развитие машиностроения для кардинального обновления материально-технической базы промышленности. Предстояло за пять лет в 1,5 – 2 раза ускорить темпы развития отрасли, быстро перейти на производство нового поколения машин и оборудования. Инвестиции в тяжелую промышленность составили гигантскую сумму – более 200 млрд руб. В зарубежных странах закупались целые заводы, но при этом организация производства не менялась, главным показателем работы предприятий по-прежнему оставался объём выпущенной продукции, а не внедрение новых технологий. Введение госприёмки с целью улучшения качества продукции также не дало желаемых результатов, поскольку привело к росту материальных затрат и увеличению управленческого аппарата.

 Другим масштабным мероприятием Горбачёва на первом этапе перестройки стала антиалкогольная кампания. 17 мая 1985 г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о борьбе с пьянством и алкоголизмом, дополненный вскоре рядом постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Основным методом проведения этой кампании также стал административный нажим. Производство спиртных напитков сократилось в несколько раз, были закрыты многие винно-водочные магазины и отделы, спиртные напитки запрещались на официальных приемах. Статистика показала, что в 1986 – 1987 гг. несколько снизилась смертность и увеличилась рождаемость, уменьшилось количество некоторых видов преступлений. Однако негативных последствий этой грубой и примитивной кампании было намного больше. Увеличилось количество смертей от употребления суррогатов, из продажи исчез сахар, использовавшийся в самогоноварении, выросла контрабанда спиртными напитками, в очередях за алкогольной продукцией терялись миллионы рабочих часов в год. Лишь в сентябре 1988 г. Политбюро приняло решение о прекращении антиалкогольной кампании, но восстановить урон, нанесенный отрасли, удалось не скоро. Общие потери бюджета страны по этой статье в 1985 – 1990 гг., по подсчётам некоторых экономистов, составили около 100 млрд долларов.

Вскоре после XXVII съезда КПСС прошла кратковременная, но весьма интенсивная кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Инициатором кампании стал ЦК КПСС, который 15 мая 1986 г. принял постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», которое вскоре было дополнено Указом Президиума Верховного Совета СССР, имевшего силу закона. Авторы этих документов неправомерно расширили понятие «нетрудовые доходы», включив в него не только все виды и формы «теневой экономики», но и все виды неофициальной трудовой деятельности граждан. Под запретом или жёстким контролем оказались занятия кустарно-ремесленным промыслом, частные транспортные и медицинские услуги, сдача в наём жилплощади в городах и курортных районах и т. д. Существенные ограничения были введены в сфере торговли – торговать на городских рынках разрешалось только продуктами, выращенными самим продавцом. Необоснованные репрессии обрушились на садово-огородные участки многих горожан. На таких участках запрещались жилые строения, сносились теплицы, сельскохозяйственную продукцию разрешалось использовать только для нужд самой семьи. Майский указ был отменен в ноябре 1986 г., но нанес существенный ущерб экономике страны и вызвал недовольство населения.

Таким образом, в самом начале перестройки новое руководство страны допустило серьезные просчёты в экономической политике. Теоретически курс на обновление материально-технической базы промышленности и повышение качества продукции был верным, но требовалось 10 – 15 лет для того, чтобы получить отдачу от новых технологий и современных мощностей. Актуальными являлись задачи по укреплению производственной дисциплины и стимулированию трудовой активности людей. Но привычные для советского руководства административно-командные методы решения социально-экономических проблем в новых условиях не дали желаемых результатов. Позднее М.С. Горбачёв признавал, что перестройку следовало начинать с решения неотложных социальных проблем, насыщения рынка товарами. Это позволило бы простым людям ощутить реальные перемены в повседневной жизни, а инициаторам перестройки получить широкую общественную поддержку.

На ухудшение ситуации в экономике повлияли и другие факторы: падение цен на нефть на мировом рынке, авария на Чернобыльской АЭС, крупное землетрясение в Армении. В результате, несмотря на призывы и лозунги руководства страны об ускорении экономического развития, валовой национальный доход в 1985 г. увеличился всего на 2,3%, в 1986 г. – на 3,3%. Объем промышленной продукции в эти же годы увеличился соответственно на 3,5% и 4,4%, а объем продукции сельского хозяйства – на 0,2% и 5,3%. Реальные доходы населения в 1985 – 1987 гг. увеличивались в среднем на 2% в год. Эти показатели существенно уступали планам 12-ой пятилетки. Дефицит товаров и услуг в государственном секторе начал увеличиваться, одновременно росли цены в теневом секторе экономики.

Неудачи первого этапа перестройки заставили руководство страны искать новые пути решения проблем. К этому подталкивали и объективные обстоятельства, прежде всего углублявшийся экономический и финансовый кризис. В январе 1987 г. промышленное производство сократилось сразу на 6% по сравнению с декабрем 1986 г. Стремительно таял золотой запас, скрытая инфляция достигла 7 – 7,5% в год, дефицит государственного бюджета, который в 1985 г. составлял 1,4 млрд руб., в 1987 г. превысил 52 млрд руб.

Правящая элита стала склоняться к более решительному реформированию экономики. Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС принял постановление «О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой». Решения Пленума ЦК были подкреплены рядом законов и постановлений органов государственной власти. Важнейшим из них стал Закон о государственном предприятии (объединении), принятый Верховным Советом СССР 30 июня 1987 г. и вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон существенно расширил самостоятельность предприятий, переведя их на полный хозрасчет, самофинансирование и частичное самоуправление. Предприятия получили право определять численность работников, фонд заработной платы, выбирать хозяйственных партнеров. Новый закон гласил, что «на государственном предприятии трудовой коллектив использует общенародную собственность как хозяин». В порядке эксперимента многим предприятиям было рекомендовано провести выборы хозяйственных руководителей разных уровней.

Одновременно руководство страны попыталось найти пути улучшения ситуации на потребительском рынке. В мае 1987 г. начал действовать Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который расширил возможности проявления частной инициативы. Индивидуальная трудовая деятельность существовала и ранее, поскольку Конституция СССР 1977 г. допускала индивидуальный труд, основанный на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и т. д. Существовал и мощный теневой сектор советской экономики. По некоторым оценкам в этом секторе было занято 10 – 12% самодеятельного населения, а доходы советских семей от частного сектора составляли от 28 до 33%. Новый закон разрешал индивидуальный труд как основную форму деятельности, а не только в свободное от работы время. Допускалось также привлечение в качестве помощников других граждан, создание небольших товариществ и кооперативов.

Произошла либерализация внешнеэкономических связей. Право непосредственного выхода на мировой рынок было предоставлено 20 министерствам и 70 крупным предприятиям и объединениям. Со странами СЭВ большинство крупных предприятий и строительных организаций могли сотрудничать без посредников. Было создано несколько совместных предприятий с участием западных фирм. Московские станкостроители сотрудничали с германскими партнерами, эстонские фармацевты и текстильщики установили связи с финнами, в Иркутске были созданы советско-японские предприятия по обработке древесины.

Эти робкие шаги в сторону рыночных отношений не могли коренным образом улучшить экономическую ситуацию в стране. Закон о государственном предприятии так и не заработал, поскольку перевод предприятий на хозрасчёт не был подкреплен изменениями на всех уровнях экономики. В СССР отсутствовала рыночная инфраструктура, которая позволила бы производителям получить реальную самостоятельность. Кроме того 30% предприятий страны являлись убыточными, а еще 25% имели очень небольшую прибыль. Переход на хозрасчёт и самофинансирование грозил им банкротством, что было предусмотрено законом. Однако эта статья встретила мощное противодействие, как со стороны директорского корпуса, так и трудовых коллективов и на практике не применялась.

Свобода без рынка привела к тому, что государственные предприятия сократили производство относительно дешёвой продукции, повысили оптовые цены, увеличили фонды оплаты труда. Полученную прибыль руководство предприятий пускало не на развитие производства, а на увеличение зарплаты и премии. В то же время вышестоящие ведомства сохранили за собой право размещать на фабриках и заводах государственный заказ в размере до 100% объема выпускаемой продукции, что ограничивало самостоятельность предприятий. Не было также ясно, каким образом трудовые коллективы могли реализовать свои права по управлению предприятиями. Закон о государственном предприятии юридических норм и механизмов по реализации этих прав не содержал.

Несмотря на множество решений и кадровые перестановки, показатели 1987 г. оказались ниже, чем в 1986 г. Валовой национальный продукт вырос на 2,9%, объём промышленной продукции – на 3,8%, а объём сельскохозяйственной продукции даже сократился на 0,6%. Розничный товарооборот увеличился на 1,1%, а оборот внешней торговли – только на 0,6%.

На третьем этапе экономических реформ руководство страны сделало попытку более активного внедрения элементов рыночной экономики в советскую хозяйственную систему. В мае 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», согласно которому «кооперативные предприятия (организации), далее именуемые «кооперативы», наряду с государственными предприятиями (объединениями) являются основным звеном единого хозяйственного комплекса. Труд в кооперативах почетен, престижен и всемерно поощряется государством». Закон гласил, что кооперативы могут создаваться и действовать в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и социально-культурной жизни.

Формально закон установил равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Расчёт заключался в том, что кооперативы будут производить необходимую людям продукцию, насытят рынок разнообразными товарами и услугами, составят конкуренцию госпредприятиям. В 1989 г. в стране работало уже 200 тыс. кооперативов, в которых было занято около 3 млн человек. Однако решить проблем советской экономики кооперативы не смогли. На практике отсутствие легитимных источников сырья и других ресурсов вынуждало кооператоров нарушать закон или заниматься торгово-посреднической деятельностью. Через кооперативы шло отмывание капиталов, нажитых криминальным путем, и перевод безналичных денег в наличные, что усилило инфляцию.

7 апреля 1989 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР». Согласно этому документу, коллективы государственных предприятий получили право арендовать имущество и на правах самостоятельного юридического лица осуществлять хозяйственную деятельность. В сельском хозяйстве была разрешена аренда земли, техники и животноводческих помещений, началось создание первых фермерских хозяйств. Закон об арендных отношениях способствовал тому, что начался скрытый процесс перехода государственной собственности в частные руки, в первую очередь в руки руководителей предприятий, внедривших арендные отношения. Итогом третьего этапа экономических реформ стало дальнейшее ухудшение экономического и финансового положения страны. В 1989 г. ВВП СССР в денежном исчислении увеличился на 3,7%. Но в натуральном выражении рост был ниже, а в ряде отраслей наблюдалось снижение показателей. На 2 – 3% уменьшилось производство турбин, металлорежущих станков, древесины, бумаги, на 6 – 7% сократились железнодорожные перевозки, на 3 – 4% упала производительность труда. Рост розничных цен превысил 10%, а дефицит платежного баланса достиг астрономических размеров – более 11 млрд руб.

Затянувшийся экономический кризис и нерешительные действия правительства по переходу к рынку усилили его критику, как со стороны политиков, так и со стороны учёных-экономистов. На четвёртом этапе перестройки группа экономистов во главе с директором Института экономики РАН, академиком Л. Абалкиным рекомендовала сократить военные расходы, развивать кооперацию, начать выпуск акций и облигаций, предоставить больше прав союзным республикам и регионам, осуществить повышение цен на большинство товаров, ограничить рост заработной платы. М. Горбачёв предложил Л. Абалкину на практике осуществить эту программу. Академик был назначен первым заместителем Председателя Совета Министров СССР и председателем комиссии по экономической реформе, в которую вошла группа ведущих экономистов страны – А. Аганбегян, Г. Арбатов, О. Богомолов и другие.

К маю 1990 г. была завершена разработка правительственной программы перехода к рынку. Она являлась не только концепцией, но и содержала поэтапный план перехода к рыночным отношениям при сохранении регулирующей роли государства в экономике. До конца 1990 г. предлагалось осуществить ряд мер по стабилизации экономической ситуации в стране: умеренно повысить цены и тарифы, привлечь избыток доходов в акции предприятий, сократить бюджетный дефицит, существенно увеличить производство товаров народного потребления. На втором этапе реформы (1991 – 1993 гг.) предполагалось запустить механизмы сочетания рынка и государственного регулирования экономики, на третьем этапе (1994 – 1995 гг.) – провести глубокие структурные преобразования и осуществить полномасштабный переход к регулируемой рыночной экономике.

К сожалению, время для постепенного реформирования экономики было упущено. Осенью 1990 г. в условиях «парада суверенитетов» и обострения борьбы за власть между М. Горбачёвым и Б. Ельциным активизировались радикальные группы политиков и экономистов, которые стали предлагать авантюрные проекты быстрого перехода к рынку без снижения жизненного уровня населения. Группа радикалов-рыночников под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского разработала альтернативный вариант реформ, получивший название «500 дней». В отличие от плана правительства, программа «500 дней» предлагала быстрый и решительный переход к рынку. Однако она являлась не столько экономическим, сколько политическим документом, поскольку не давала ответов на некоторые принципиальные вопросы и отличалась популизмом. После некоторых колебаний М.С. Горбачёв остановился на компромиссной программе академика А. Аганбегяна, которая предусматривала сохранение административных рычагов в руках государства и откладывала переход к рынку на неопределенное будущее. В результате реформирование экономики не было доведено до логического конца, что обернулось дальнейшим ухудшением ситуации во всех отраслях народного хозяйства.

Социальная политика государства в 1985–1991 гг. Одной из особенностей советской экономики была диспропорция между мощным развитием тяжёлой промышленности (отрасли группы «А») и относительно слабым развитием производства потребительских товаров (отрасли группы «Б»). Хронически отстающей отраслью по материально-техническому обеспечению, по производительности труда, по объему производства являлось сельское хозяйство. Весьма неразвитой оставалась сфера услуг. Эти обстоятельства существенно затрудняли рост жизненного уровня советских людей. Несмотря на то, что руководство страны постоянно декларировало заботу о народе, основная масса советских людей по меркам развитых стран мира жила в бедности. Независимые расчеты отечественных и зарубежных экспертов показывали, что по величине ВВП на душу населения СССР к середине 1980-х гг. уступал 19 из 20 главных капиталистических стран.

Начиная перестройку, М.  Горбачёв, безусловно, имел в виду и повышение жизненного уровня советских людей. При этом он обещал быстрое решение самых сложных проблем советского общества. За двенадцатую пятилетку планировалось увеличить национальный доход на 20–22%, объем промышленной продукции – на 21–24%, объем продукции сельского хозяйства – вдвое. На этой основе предполагалось к 1990 г. ликвидировать дефицит продовольственных и промышленных товаров, а к 2000 г. обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом, повысить уровень образования, здравоохранения, культуры.

Реально вторая половина 1980-х гг. была отмечена самыми высокими темпами роста заработной платы за весь послевоенный период. Динамика роста зарплаты и ее соотношение по разным отраслям народного хозяйства представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих



2020-03-18 240 Обсуждений (0)
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)