Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И создание новой российской государственности



2020-03-18 225 Обсуждений (0)
И создание новой российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Начало рыночных реформ в России: ожидания и результаты . Распад СССР значительно обострил социально-экономи-ческое положение на всем постсоветском пространстве. Россия не являлась исключением среди других республик бывшего Союза.
В 1991 г. по сравнению с 1990 г. ВВП России сократился на 20%, объем промышленного производства в различных отраслях – на
15–20%, капиталовложения – на 14–15%, государственный план по закупке хлеба был выполнен только на 47%. Рубль быстро обесценивался, торговля все более приобретала бартерный характер, а полки магазинов окончательно опустели. Внешний долг страны за годы перестройки вырос с 20 до 76 млрд долларов, а золотой запас уменьшился с 1,5 тыс. тонн до 290 тонн. Внешэкономбанк вынужден был прекратить платежи за границу, кроме выплат процентов по займам.

Положение стало критическим. Президент Б.Н. Ельцин получил от Съезда народных депутатов дополнительные полномочия и в ноябре 1991 г. сформировал новое правительство, ключевые посты в котором заняли молодые экономисты-рыночники П. Авен,
А. Нечаев, А. Шохин, А. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен Е.Т. Гайдар (с 15 июня по 14 декабря 1992 г. – Председатель правительства). Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом из США.

Перед правительством была поставлена задача – осуществить быстрый и радикальный переход от планово-распределительной системы к рыночной экономике. Такой путь  во многом был вынужденным, поскольку время для постепенного вхождения в рыночную экономику было упущено, а слабая государственная власть не могла жестко регулировать социально-экономические процессы. Поэтому программа реформ правительства Гайдара не была оригинальной, ее основные положения совпадали с программами Международного валютного фонда, разработанными для стран «третьего мира» еще в начале 1970-х гг.

Программа Гайдара основывалась на принципах шокотерапии и монетаризма. Первый принцип предполагал, что реформы будут проводиться быстро и последовательно, невзирая на тяготы для населения. Второй принцип означал фактический отказ государства от регулирования экономических процессов. Роль регулятора экономики отводилась рынку. Предполагалось последовательное проведение следующих мероприятий: либерализация оптовых и розничных цен, введение свободной торговли, приватизация государственной собственности, финансовая стабилизация и структурная перестройка экономики. При этом правительство возлагало большие надежды на финансовую помощь Запада. Предупреждения ряда отечественных и зарубежных экспертов о том, что рекомендации МВФ не учитывают специфику российской экономики, были проигнорированы. Вне поля зрения реформаторов осталась и социальная сфера. Единственной мерой правительства в условиях неизбежного роста цен стало повышение на 70% размера заработной платы бюджетников, пенсий и пособий.

Был ли другой вариант реформ в сложившейся ситуации? Оппоненты Гайдара считают, что реальным являлся восточноевропейский вариант перехода к рынку. Он заключался в том, что либерализация цен компенсировалась возвращением гражданам конфискованной у них собственности (земли, предприятий и т. д.) или выдачей им государственных обязательств. Наличие собственности у большинства населения стимулировало хозяйственную активность и создавало предпосылки для формирования гражданского общества. Российские реформаторы рассматривали этот вариант, но отвергли его, стремясь сделать победу рынка быстрой и необратимой.

С 1 января 1992 г. в России началось осуществление рыночных реформ. Как и планировалось, в первую очередь были отпущены цены (государство некоторое время продолжало регулировать цены на газ, электроэнергию, сельскохозяйственную продукцию) и введена свободная торговля. Эти меры привели к некоторым положительным результатам: полки магазинов заполнились продуктами и товарами, стал исчезать дефицит, началось формирование рыночной инфраструктуры, активизировались связи России с мировой экономикой.

Вместе с тем реформа выявила массу негативных моментов: за один год цены выросли в 100–150 раз, продолжала раскручиваться спираль инфляции, наблюдался дальнейший спад промышленного производства, под угрозой банкротства оказались целые отрасли.
В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. Сотни тысяч высококлассных специалистов были вынуждены уйти в другие отрасли хозяйства, прежде всего в торговлю. Повышение цен на горючее, технику, удобрения вызвали повышение цен на продукцию сельского
хозяйства. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что привело к сокращению поголовья скота, к снижению производства мяса, молока и других продуктов питания. Не оправдались надежды правительства на иностранную помощь. Вместо обещанных 24 млрд долларов Россия получила 12,5 млрд в форме кредитов для закупки продовольствия у тех же западных стран.

Особенно больно реформы ударили по социальной сфере. Многократный рост цен обесценил вклады населения (118 млн вкладов на сумму 192 млрд руб.). Резко сократилось финансирование образования, здравоохранения, культуры, армии. Рост заработной платы и социальных выплат отставал от роста цен. Уровень жизни населения существенно снизился, более половины населения оказалось за чертой бедности. Социологические опросы показали, что в 1992 г. более 80% респондентов выражали недовольство своим материальным положением. VII Съезд народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) признал работу правительства неудовлетворительной, а Е. Гайдар был отправлен в отставку.

Экономическое и социальное развитие России в 1993–1999 гг. В результате компромисса между президентом РФ Б.Н. Ельциным и Верховным Советом главой российского правительства стал
В.С. Черномырдин. В новом правительстве, кроме либералов-рыночников, были представлены коммунисты и аграрии, что затрудняло выработку и проведение единой экономической политики. Поэтому правительство Черномырдина стремилось в первую очередь поддержать на плаву государственные предприятия, обеспечить сбор налогов, обеспечить финансирование социальной сферы. Особенно трудной проблемой для правительства являлся высокий уровень инфляции. С одной стороны, сказывалось давление директорского корпуса, который требовал выделения дешевых кредитов и раздувал инфляцию. С другой стороны, продолжала существовать единая рублевая зона, что позволяло центробанкам бывших союзных республик бесконтрольно выдавать безналичные рублевые кредиты и также усиливать инфляцию. В июле 1993 г. правительство Российской Федерации заменило советские рубли российскими. Это помогло укрепить российский рубль, но привело к разрушению единого рублевого пространства, разрыву хозяйственных связей с бывшими союзными республиками, что усилило общий спад производства.

Несмотря на углубление экономического кризиса, правительство в июне 1992 г. утвердило программу приватизации. К этому времени номенклатурная приватизация, начавшаяся еще в период «перестройки», шла полным ходом. К началу 1992 г. в России насчитывалось 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума, которые объединяли наиболее значимые государственные предприятия. Фактически они уже находились в руках частных владельцев – министров, крупных чиновников, директоров предприятий, банкиров. Кроме того, в 1992 г. завершилась т. н. «малая приватизация», в результате которой было приватизировано 75% предприятий в сфере торговли, 66% - в сфере общественного питания, 76% - в сфере обслуживания. Их собственниками, как правило, становились руководители или работники этих предприятий. Теперь реформаторы заявили, что в России будет проведена «народная приватизация», которая позволит создать в стране класс собственников – основу социальной стабильности и порядка.

Мировой опыт приватизации свидетельствует о том, что для справедливой передачи государственной собственности в частные руки необходимо, по крайней мере, соблюсти четыре условия: провести инвентаризацию имущества, определить его реальную стоимость, принять правила и юридические процедуры приватизации, обеспечить открытость и гласность этого процесса. Ни одно из этих условий в России не было полностью выполнено. Согласно схеме А. Чубайса балансовая стоимость всех российских предприятий (1,5 трлн руб.) была поделена на 148 млн россиян, включая детей. Каждый гражданин получил приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Ваучеры можно было использовать при проведении чековых аукционов, разместить в чековых инвестиционных фондах (ЧИФах), продать или передать другим лицам. В условиях инфляции стоимость ваучеров быстро падала, и многие люди стремились от них избавиться. Этим воспользовались разного рода дельцы, чиновники, руководители предприятий, иностранцы, которые сосредоточили у себя большую часть приватизационных чеков. Акции ЧИФов и предприятий, приобретенные на ваучеры, дивидендов не давали. В результате многие россияне чувствовали себя обманутыми такой приватизацией.

С 1995 г. начался второй, денежный этап приватизации, целью которого являлось получение средств для инвестирования их в экономику. Наряду с продажей акций предприятий широкое распространение получили залоговые аукционы. Механизм таких аукционов  заключался в передаче контрольных пакетов акций государственных предприятий в доверительное управление на определенный срок победителям тендеров. Поскольку подавляющая часть населения свободных денег для покупки акций не имела, собственность все больше концентрировалась в руках немногих. На проведение залоговых аукционов сильное влияние оказывала коррупция. Бизнесмены, близкие к семье Б. Ельцина (Б. Абрамович, Б. Березовский, В. Потанин и др.), за бесценок получали самые прибыльные предприятия и компании российской экономики.

«Приватизация по Чубайсу» способствовала возникновению многоукладной, рыночной экономики в России. Однако основная часть государственной собственности оказалась в руках 10% населения, что привело к резкому социальному расслоению. В ходе приватизации были расхищены огромные национальные богатства, экспортный капитал от продажи нефти, газа, цветных металлов не возвращался в отечественную экономику. По самым скромным подсчетам только за 1992–1996 гг. в западных банках осело не менее 100 млрд долл., вывезенных из России. Усилилась криминализация экономики, в 1990-е гг. страну сотрясали финансовые аферы, возникло более 500 финансовых пирамид, обманувших миллионы вкладчиков.

Особенно сильно затяжной экономический кризис поразил реальный сектор экономики – промышленность и сельское хозяйство. В СССР 60% индустрии работало на оборону, гражданское машиностроение было развито слабо. В условиях перехода к рынку расходы на закупку вооружений сократились на 85%, а к выпуску конкурентоспособной продукции гражданского назначения предприятия ВПК оказались не готовы. Падение мировых цен на энергоресурсы и сокращение валютных поступлений ударило по топливно-энергетическому комплексу. Резкое увеличение импорта дешевой зарубежной продукции привело к сокращению выпуска многих отечественных товаров: сложной бытовой техники, одежды, обуви, тканей и т.д. В результате целые отрасли, игравшие важную роль в российской экономике и формировании бюджета (машиностроение, оборонная и легкая промышленность), оказались в состоянии упадка. При этом нередко утрачивались передовые технологии, снижалась культура производства, сокращались квалифицированные кадры. 

Сельское хозяйство традиционно являлось отстающим сектором народного хозяйства. II Съезд народных депутатов РФ в конце 1990 г. наметил основные направления аграрной реформы, которые предусматривали постепенное формирование многоукладной аграрной экономики, существование в ней разных организационно-производственных форм (колхозы, совхозы, кооперативы, фермерские хозяйства), развитие социальной сферы села. Однако осуществление аграрной реформы шло медленно. С одной стороны, руководители коллективных хозяйств не хотели, чтобы рядом создавались частные хозяйства, с другой стороны, приученные за долгие годы работать под руководством «начальства» люди в большинстве своем и не стремились к самостоятельности. С 1 января 1991 г. вступил в действие закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», но за год в стране было создано лишь 44,5 тыс. фермерских хозяйств, а многие колхозы и совхозы по-прежнему имели низкую рентабельность.

Чтобы ускорить процесс, президент Б.Н. Ельцин 27 декабря 1991 г. издал указ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Работники колхозов и совхозов, а также пенсионеры и представители сельской социальной сферы получали земельные доли (паи) от одного до нескольких гектаров. В зависимости от трудового вклада устанавливался имущественный пай, который мог быть востребован работником при выходе из колхоза или совхоза. Указ предписывал колхозам и совхозам осуществить реорганизацию и привести свой статус в соответствие с законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». На основе этих документов началась административная реорганизация колхозов и совхозов, зачастую без наличия должных предпосылок и желания людей. К 1994 г. реорганизация общественных хозяйств завершилась. Из них 2/3 были преобразованы в новые сельскохозяйственные структуры: коллективные, акционерные, кооперативные и частные предприятия, треть хозяйств сохранила свой прежний статус колхозов и совхозов. По формам собственности сельскохозяйственные предприятия разделились на государственные – 27%, муниципальные – 3%, частные – 65%, смешанной формы собственности – 5%. Одним из результатов аграрной реформы стало значительное увеличение доли хозяйств населения в сельскохозяйственном производстве и продовольственном обеспечении общества. Если в 1990 г. доля продукции личных подсобных хозяйств населения составляла 26%, то к 1999 г. достигла 59,8%.

Надежды реформаторов-рыночников на быстрый подъем сельского хозяйства в условиях рыночной экономики не оправдались. Меры государства по регулированию агропромышленного комплекса были запоздалые и недостаточные. К середине 1990-х гг. кризис в сельском хозяйстве продолжал углубляться. С 1992 по 1998 г. посевные площади во всех категориях хозяйств сократились на 20%, поголовье крупного рогатого скота – с 52,2 до 28,5 млн голов, свиней – с 31,5 до 17,2 млн голов, овец и коз – с 51,4 до 15,6 млн Поставки тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники резко сократились, в результате чего доля ручного труда по разным видам работ увеличилась с 15–20% до 52–58%.

В конце 1995 г. завершилась «пятилетка рыночных реформ». Ее итого были весьма неутешительны. Хотя правительству удалось существенно снизить инфляцию, но реальный сектор экономики по-прежнему находился в состоянии кризиса. По сравнению с 1990 г. объем промышленного производства составил 43–46%, объем сельскохозяйственного производства – 64–65%, объем капиталовложений – 28–30%. Импорт продовольствия достигал 50% потребностей страны, а внешний долг превысил 140 млрд долларов.

 Экономический кризис и спад производства крайне негативно отразились на социальной сфере. В стране наблюдался высокий уровень безработицы. Значительная часть населения, в первую очередь, бюджетники, пенсионеры, работники сельского хозяйства, имели доходы ниже прожиточного минимума. На многих предприятиях и в учреждениях систематическими стали многомесячные задержки заработной платы. Страну сотрясали стихийные забастовки и массовые митинги протеста против антинародных реформ. Пиками протестной волны стали 1992, 1995 и 1997 гг. Только в 1997 г. состоялось более 17 тыс. забастовок. В забастовочных акциях приняли участие коллективы таких крупнейших российских производственных объединений, как Балтийский и Кировский заводы в Петербурге, Ростсельмаш, Норильский горно-металлургический комбинат и ряд других предприятий федерального значения. Со второй половины 1990-х гг. в стачечную борьбу всё активнее стали втягиваться работники непроизводственных отраслей, в первую очередь представители образовательной сферы. Забастовки 1990-х гг. отличались высокой активностью, бескомпромиссностью и наступательным порывом. Наряду с социально-экономическими требованиями звучали и политические лозунги, призывы к акциям гражданского неповиновения. Так работники Смоленской АЭС провели двухнедельный марш протеста, шахтёры Воркуты и Кузбасса устраивали голодовки под землей, захватывали заложников из числа администрации предприятий.  

В марте 1998 г. правительство В.С. Черномырдина ушло в отставку. Новое правительство возглавил С.В. Кириенко, который предложил ужесточить кредитную политику, сократить бюджетные расходы, усилить контроль над экспортно-импортными операциями и навести порядок в приватизации государственного имущества. Однако осуществить эту программу правительство не успело. В августе 1998 г. разразился финансовый кризис. К его возникновению привели следующие причины: снижение мировых цен на нефть, газ, металл; падение курса акций российских компаний; крах пирамиды ГКО. Правительство было вынуждено объявить дефолт (прекращение платежей) с 17 августа по 14 ноября 1998 г. Кризис в очередной раз ударил по населению страны. Реальные доходы граждан сократились в три раза, вновь усилилась инфляция.

Президент Б. Ельцин отправил правительство С. Кириенко в отставку, а 11 сентября 1998 г. новым главой правительства был утверждён академик Е.М. Примаков. Главными принципами его политики стало усиление государственного регулирования экономики, ограничение денежной эмиссии, снижение налогов для отечественных производителей, увеличение экспорта российской продукции. Улучшению ситуации в экономике способствовал рост цен на нефть на мировом рынке и девальвация рубля, позволившая отечественным товаропроизводителям восстановить свои позиции на внутреннем рынке. Результатом принятых мер и благоприятной конъюнктуры на мировом рынке стало оживление экономики.
В 1999 г. объем промышленной продукции вырос на 8%; инфляция вместо ожидаемых 45–66% составила 37%; бюджет был выполнен с профицитом в 2%; положительное сальдо внешней торговли достигло 33 млрд долл.; в экономику страны снова начался приток иностранных инвестиций.

Некоторые показатели социально-экономического развития России в 1990-е гг. представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 



2020-03-18 225 Обсуждений (0)
И создание новой российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И создание новой российской государственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)