Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 11. Внешняя политика СССР и России в конце XX – начале XXI в.



2020-03-18 343 Обсуждений (0)
Лекция 11. Внешняя политика СССР и России в конце XX – начале XXI в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Новое политическое мышление в сфере международных отношений. Радикальные преобразования в советской внешней политике начались с первых месяцев перестройки. Они были обусловлены рядом причин. Во-первых, СССР, в экономике которого сектор «оборонки» составлял 34–36%,  был в значительной степени истощен гонкой вооружений. Во-вторых, курс на ускорение социально-экономического развития страны требовал внедрения новой техники и передовых технологий, которые Горбачёв надеялся получить от Запада. В-третьих, руководство СССР полагало, что благоприятная внешнеполитическая обстановка позволит успешнее осуществлять внутренние преобразования. Уже в начале 1986 г. М.С. Горбачёв в кругу ближайших соратников изложил новую внешнеполитическую концепцию. В дальнейшем она совершенствовалась и получила название нового политического мышления.

Новая доктрина провозгласила следующие основные принципы советской внешней политики:

- признание мира многообразным, но целостным и взаимосвязанным;

- необходимость учета интересов всех стран;

- невозможность решения международных проблем силовым путем, который угрожает гибелью всему человечеству;

- признание мирного сосуществования универсальным принципом международных отношений;

- приоритет общечеловеческих, гуманистических ценностей над классовыми, национальными, религиозными и т.д.

Вначале идея нового политического мышления была встречена лидерами Запада с изрядной долей подозрения. Она рассматривалась как пропаганда, рассчитанная на психологический эффект. Значительная часть аппарата международного отдела ЦК КПСС и Министерства иностранных дел также отнеслась к новациям Михаила Сергеевича настороженно. Однако Горбачёв подтвердил серьезность корректировки внешнеполитического курса кадровыми переменами. Министром иностранных дел СССР был назначен Э. Шеварднадзе, сменилось 10 из 12 заместителей министра. Международный отдел ЦК КПСС возглавил А. Добрынин, а идеологическое обеспечение внешней политики было поручено А. Яковлеву. Одновременно новый советский лидер демонстрировал предельную открытость по отношению к Западу и готовность преодолеть стереотипы «холодной войны». Сразу после прихода к власти Горбачёв объявил односторонний мораторий на проведение подземных ядерных испытаний, затем достиг с американцами соглашения о прекращении установки ракет средней дальности в Европе, а в январе 1986 г. изложил обширную программу всеобщего ядерного разоружения. М.С. Горбачёв также стал активно использовать фактор личных встреч с руководителями ведущих стран Запада. Новый советский лидер в сопровождении дипломатов и министров совершал многочисленные поездки и визиты, приобрел высокую популярность за рубежом.

Основные направления внешней политики СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Приоритетным направлением внешней политики СССР в годы перестройки стало улучшение отношений с США и борьба за сокращение ядерных вооружений. Первая встреча М.С. Горбачёва с президентом США Р. Рейганом состоялась в ноябре 1985 г. в Женеве. Она не привела к конкретным результатам, но позволила лидерам двух стран лучше узнать друг друга. Они обсудили возможность разоружения в ближайшей перспективе и заявили о том, что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом».

 На следующей встрече в Рейкьявике в октябре 1986 г. Горбачёв предложил на 50% сократить ядерные арсеналы двух стран и полностью ликвидировать советские и американские ракеты в Европе. США должны были также отказаться от реализации проекта СОИ. Горбачёв надеялся на эффект неожиданности, но просчитался. Американцы оказались не готовы к обсуждению столь радикальных предложений, которые требовали тщательной проработки.

 После Рейкьявика между СССР и США начались трудные переговоры на уровне министров иностранных дел и экспертов. Они велись по четырем группам проблем: разоружение; региональные конфликты, права человека; двухсторонние отношения. Итогом этих переговоров стала подготовка ряда важных соглашений. В декабре 1987 г. во время визита М.С. Горбачёва в США в Вашингтоне был подписан Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. СССР обязался в течение трех лет демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, США – 869 ракет. Важным элементом этого договора было положение о взаимном контроле за процессом уничтожения ядерного оружия.

В июле 1991 г. состоялся визит нового президента США Дж. Буша в Советский Союз. В Москве был подписан договор о сокращении ядерных вооружений на одну треть (не более 1600 носителей и не более 6 тыс. ядерных боезарядов для каждой стороны). СССР и США договорились также о сокращении обычных вооружений. При этом советская сторона приняла решение о сокращении в одностороннем порядке Вооруженных сил на 500 тыс. человек и сокращении военных расходов.

Второе направление внешней политики СССР  касалось отношений с развитыми странами Западной Европы. В ходе встреч с главами западноевропейских стран Горбачёв обосновал концепцию общеевропейского дома. Европа – наш общий дом, подчеркнул советский лидер. В нем живут разные народы. Им необходимо сотрудничать и налаживать коммуникации. Инициативы Горбачёва сдвинули с мертвой точки переговоры между Варшавским договором и НАТО, которые велись в Вене в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1989 г. были подписаны итоговые документы, которые зафиксировали равенство в вооруженных силах двух блоков на более низком уровне, устранили дисбалансы по отдельным видам вооружений, наметили меры по взаимному контролю и обмену информацией о состоянии вооруженных сил. Активизировались связи СССР с ЕЭС, был подписан ряд соглашений об экономическом сотрудничестве, Советский Союз вступил в Международный валютный фонд.

Третьим направлением внешней политики СССР являлось развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В последней трети XX в. в АТР произошли глубокие перемены. Япония превратилась в новый мощный экономический центр, рядом с ней появилась целая группа новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, успешно осуществлял модернизацию своей экономики Китай. Уже к середине 1980-х гг. страны региона вышли на лидирующие позиции по перспективным направлениям научно-технического прогресса: электротехника, аэрокосмические технологии, освоение новых источников энергии и богатств Мирового океана. В июле 1986 г. М.С. Горбачев выступил с речью во Владивостоке, в которой обнародовал новую схему советской восточной политики. Советский Союз выразил желание урегулировать региональные конфликты, выступил за сокращение вооруженных сил и вооружений в Азии и на Дальнем Востоке, предложил начать переговоры по выработке мер доверия и неприменения силы в
регионе.

Эти предложения Горбачёва плохо сочетались с нахождением советских войск в Афганистане. Уже в начале 1980-х гг. советское руководство стало понимать, что афганский вопрос не может быть решен военным путем. На XXVII съезде КПСС (1986 г.) Горбачёв публично заявил о необходимости вывода советских войск из Афганистана. Начались поиски приемлемого решения афганской проблемы и уточнения сроков вывода советских войск из этой страны. 14 апреля 1988 г. в Женеве при содействии ООН состоялось подписание пяти основополагающих соглашений с Пакистаном и США по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Согласно этим договоренностям вывод советских войск начался в мае 1988 г. и завершился 15 февраля 1989 г. Афганская авантюра дорого обошлась стране: 14 597 убитых, более 53 тыс. раненых, около 150 тыс. солдат и офицеров были поражены тяжелыми инфекционными заболеваниями.

Решение афганской проблемы позволило активизировать нормализацию советско-китайских отношений. В мае 1989 г. состоялся официальный визит М.С. Горбачёва в Китай и его переговоры с главным архитектором китайских реформ Дэн Сяопином. Принципиально важными явились договоренности о начале переговоров по сокращению уровня военного противостояния в сопредельных районах, возобновлению диалога по пограничным проблемам, развитию экономического сотрудничества.

Отношения СССР с Японией по-прежнему оставались сложными. Между двумя странами накопилось немало проблем, главными из которых являлись территориальные претензии Японии и отсутствие мирного договора. Во время визитов в Москву бывшего премьер-министра Японии Я. Накасонэ и министра иностранных дел Т. Накаямы советское руководство пыталось заинтересовать японцев развитием экономических, туристических, спортивных и культурных отношений. В апреле 1991 г. состоялся официальный визит М.С. Горбачёва в Японию. В ходе переговоров японская сторона настаивала на возвращении четырех островов Курильской гряды. Советская сторона признала наличие спорных территорий и предложила искать новые пути решения этой проблемы.

Серьезные изменения произошли в отношениях СССР с государствами Восточной Европы. С начала 1980-х гг. в этих странах нарастали кризисные явления. Все отчетливее проявлялась неэффективность экономики, нарастал разрыв в уровне жизни населения Западной и Восточной Европы, падало доверие граждан к
политическому руководству, усиливались оппозиционные настроения. В отличие от прежней эпохи СССР не стремился подавить силой антикоммунистические движения в Восточной Европе, отказался от роли «старшего брата». В этих условиях быстро обнаружился кризис сталинской модели общественного развития.
В течение 1989–1990 гг. в результате «бархатных революций» один за другим рухнули коммунистические режимы и мировое социалистическое содружество фактически распалось. В 1991 г. официально прекратили свое существование Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Для советского руководства острой являлась германская проблема. Вначале Горбачёв вынашивал планы создания объединённой нейтральной Германии вне рамок НАТО. Однако осенью 1989 г. события развивались стремительно, что повлиять на них советскому руководству было крайне сложно. Поскольку руководство ГДР во главе с Э. Хонеккером противилось переменам, из страны началось массовое бегство граждан в Западную Германию. 9 ноября 1989 г. Хонеккер был смещен, а Берлинская стена, разделявшая немецкий народ, разрушена. Горбачёв пытался включить германский вопрос в русло общеевропейского урегулирования, но в условиях развала государственных структур Восточной Германии поддержки от стран Запада не получил. Переговоры между СССР, США, Англией и Францией завершились подписанием в Москве 12 сентября 1990 г. «Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии». 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии, которая стала членом Североатлантического союза.

Внешняя политика М.С. Горбачёва получила признание за рубежом. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Однако в нашей стране его внешняя политика вызывала и вызывает противоречивые оценки. Оппоненты упрекают Горбачёва в чрезмерных уступках Западу, в поспешном процессе разоружения, в развале социалистического лагеря и т.д. Не отрицая ряда ошибок и просчетов советского руководства, следует заметить, что они во многом были обусловлены объективными причинами. Нарастание экономических трудностей, кризис коммунистической идеологии, усиление национализма и сепаратизма резко ослабили позиции СССР на международной арене. Раздираемый внутренними противоречиями, Советский Союз стремительно терял признаки сверхдержавы и не мог твёрдо отстаивать свои геополитические интересы. В то же время стратегия нового политического мышления была верна. Горбачёв угадал движение мира к новым международным отношениям, основополагающими принципами которых должны стать безопасность, разоружение, диалог, коллективное решение сложных мировых проблем. Горбачёв положил начало прекращению гонки вооружений и реальному сокращению ядерных арсеналов, которые завели СССР в тупик, разрушил «железный занавес» и положил конец самоизоляции страны. Все это способствовало прекращению противоборства двух противоположных лагерей и означало окончание «холодной войны».

Изменение геополитической ситуации после распада СССР. Распад СССР и падение коммунистических режимов в Восточной Европе коренным образом изменили геополитическую ситуацию в мире. Во-первых, была подведена черта под периодом «холодной войны». Уже в период перестройки СССР отказался от глобального противостояния с Западом, от поддержки коммунистических режимов, пошёл на сокращение ядерного оружия, выразил готовность к урегулированию региональных конфликтов. Роспуск ОВД, вывод советских войск с территории иностранных государств, а затем и распад СССР означали реальное прекращение противоборства Востока и Запада. 1 февраля 1992 г. Россия и США подписали символическую декларацию о прекращении «холодной войны». Во-вторых, рухнула двухполюсная система послевоенного мира. США остались единственной сверхдержавой, сохраняя свое военное присутствие в 45 странах мира. Российское руководство не сразу осознало и признало этот факт, хотя по сравнению с СССР территория Россия сократилась на ¼, население – наполовину, экономический потенциал был несопоставим с экономическим потенциалом многих европейских стран. В-третьих, резко ослабли военно-стратегические позиции России. Страна сохранила ядерное оружие, но была разрушена единая система ПВО, утрачено большинство важных военных баз (Кронштадт, как и в XVIII в., стал передовым бастионом на западе), бывшие союзники по социалистическому лагерю заявили о желании вступить в НАТО, а отношения со странами СНГ и Балтии складывались весьма напряжённо.

Положение постсоветской России на международной арене имело свои плюсы и минусы. Россия как правопреемница СССР унаследовала от Союза отлаженную систему дипломатических связей с внешним миром, сохранила место в Совете Безопасности ООН. Россия взяла на себя выплату внешнего долга СССР в размере 64,3 млрд долл., но вместе с тем приобрела право на получение долгов, которые другие страны обязаны были вернуть Советскому Союзу. Только Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия задолжали СССР более 20 млрд долл., а общий долг развивающихся стран оценивался примерно в 130 млрд долл. Кроме того, Б. Ельцин надеялся, что в ответ на военно-политические уступки России Запад окажет ей существенную финансово-экономическую помощь.

Однако Запад помогать России не спешил, а использовал фактор долга для давления на нашу страну. Члены так называемого Парижского клуба (крупнейшие страны-кредиторы) навязали России кабальные условия новых займов, обслуживание которых в 1990-е гг. обходилось российскому бюджету в 13–14 млрд долл. ежегодно. Одновременно они добивались от российского руководства списания сумм, которые ранее выделялись развивающимся странам под лозунгами «братской помощи государствам социалистической ориентации» и «борьбы с мировым империализмом». Суть антироссийской политики стран Запада откровенно выразил З. Бжезинский, который заявил: «С русскими лучше говорить с позиции силы. Им надо дать понять, что Россия сегодня – не партнёр, а клиент». Дальнейшее развитие событий показало, что с распадом СССР мир не стал более спокойным и безопасным. Напротив, устранение Советского Союза с международной арены нарушило баланс сил, породило новые конфликты и локальные войны. Появились новые угрозы, из которых самыми серьезными стали рост исламского экстремизма и международного терроризма. Дальнейшее развитие получили процессы глобализации, которые требовали взаимодействия всех государств мира. Объективно эти обстоятельства создавали предпосылки для того, чтобы Россия заняла достойное место в мировом сообществе и участвовала в решении жизненно важных для судеб планеты проблем.

За годы независимого существования России ее внешняя политика постепенно эволюционировала, преодолев путь от романтизма и атлантических иллюзий к осознанию своих национальных интересов и прагматизму. Поэтому во внешней политике России конца XX – начала XXI в. можно условно выделить три периода: «романтический» (1992 г. – январь 1996 г.); «прагматический» (январь 1996 г. – январь 2007 г.); «наступательный» (с февраля 2007 г.). Изменились и основные направления внешней политики России. До распада СССР существовали такие направления внешней политики, как отношения со странами социалистического лагеря, с развитыми странами Запада и со странами третьего мира. Ликвидация СССР, образование СНГ и изменение идеологии внешней политики привели к формированию двух новых направлений во внешней политике России: первое – отношения со странами дальнего зарубежья; второе – со странами СНГ и Балтии (ближнее зарубежье).

Отношения России со странами дальнего зарубежья. Начало 1990-х гг. было сложным периодом для российской дипломатии. Процесс адаптации России к новым реалиям оказался длительным и болезненным. Внешняя политика России в первой половине 1990-х гг. во многом являлась продолжением перестроечной дипломатии М. Горбачёва. Её цель заключалась в интеграции страны в западное сообщество и мировые экономические структуры.
На первых порах президент Б. Ельцин и министр иностранных дел А. Козырев находились в состоянии эйфории и испытывали иллюзии в отношении перспектив России на международной арене. Страны Запада воспринимались в качестве надежных союзников, США рассматривались как стратегический партнер, практически были заморожены отношения с бывшими союзниками (Кубой, КНДР, Ираком, Вьетнамом), отсутствовали серьезные попытки на новой основе наладить отношения со странами Восточной Европы.

Результатом такой стратегии стала политика открытости и уступок со стороны России:

– в январе 1993 г. Россия и США подписали договор ОСНВ-2 и обязались к 2003 г. сократить свои арсеналы до 3,5 тыс. ядерных боеголовок (при этом Россия сокращала ракеты шахтного базирования с РГЧ, которых не было у США);

– в ноябре 1993 г. российское руководство объявило о новой военной доктрине, согласно которой у России отсутствует вероятный противник и ее ракеты не нацелены на конкретные объекты;

– Россия поддержала санкции против Югославии и Ирака, хотя эти действия нанесли прямой политический и экономический ущерб нашей стране;

– в 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнёрство ради мира», рассчитывая, что этот шаг воспрепятствует расширению Североатлантического блока на восток.

Такая политика позволила России укрепить свои позиции в мировом сообществе. Наша страна вступила в МВФ, МБРР (1992 г.) и Парижский клуб (1997 г.), которые являются крупнейшими международными финансовыми структурами, а в 1996 г. стала 39-м членом Совета Европы. В декабре 1992 г. в Брюсселе была принята «Совместная политическая декларация о партнёрстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом». Российское руководство пыталось наладить отношения с Североатлантическим альянсом, чтобы предотвратить его продвижение на восток. Однако вскоре стало ясно, что Запад вовсе не желает усиления России, а стремится закрепить за ней роль своего сырьевого придатка. США и их союзники также не собирались учитывать национальных интересов России. Они активно осваивали постсоветское пространство, поддерживали антироссийские настроения правящих элит в ряде бывших советских республик, с удовлетворением воспринимали стремление стран Восточной Европы вступить в НАТО, пытались вмешиваться во внутренние дела России в связи с событиями на Северном Кавказе.

Постепенно российское руководство стало сознавать пагубность односторонней ориентации на Запад. К тому же парламентарии все настойчивее критиковали действия внешнеполитического ведомства России. В январе 1996 г. Б. Ельцин отправил А. Козырева в отставку, а новым министром иностранных дел был назначен известный востоковед академик Е.М. Примаков. Назначение
Е. Примакова главой МИД ознаменовалось поворотом во внешней политике России. Новый министр иностранных дел среди первоочередных задач своей деятельности назвал отстаивание национальных интересов страны и активизацию внешней политики на всех направлениях. При этом Е. Примаков подчеркнул, что внешняя политика России будет базироваться на принципах уважения международного права, партнёрства, стремления к многополюсному миру. В 1997 г. на саммите в Денвере (США) «большая семёрка» была официально преобразована в «большую восьмёрку» с Россией в качестве полноправного члена. Линия на укрепление позиций России и повышение ее роли в решении важнейших международных проблем была продолжена И.С. Ивановым, назначенным на пост министра иностранных дел в сентябре 1998 г.

В отношениях со странами Запада Россия стремилась теперь занять более самостоятельную позицию. Однако слабость ее экономического и военного потенциала не позволяла Москве добиться от США и их союзников учета своих интересов. В 1997 г. был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО». В документе подчеркивалось, что «Россия и НАТО не рассматривают себя как противников», и подтверждалось окончание 50-летней «холодной войны» между Востоком и Западом. Далее выражалось намерение участников соглашения обеспечивать создание «стабильной, мирной и неразделенной Европы, единой и свободной, на благо всех народов». Однако в 1998 г. вопреки протестам России Чехия, Венгрия и Польша стали членами НАТО. Москве удалось лишь добиться согласия НАТО не размещать ядерное оружие на территории новых членов альянса. В 1999 г. Североатлантический блок в связи с обострением ситуации в Косово грубо нарушил международное право и осуществил военную операцию против Югославии. В результате к концу 1990-х гг. в отношениях между Россией и Западом наметились признаки кризиса. Надежды на взаимопонимание и партнерство не оправдались. Началось сокращение сфер сотрудничества, нарастало взаимное недоверие и раздражение.

Во второй половине 1990-х гг. значительно выросла внешнеполитическая активность России в отношении стран Востока. В апреле 1996 г. главы пяти государств (России, Китая, Казахстана, Таджикистана и Киргизии) подписали в Шанхае Соглашение об укреплении мер доверия в военной области. В 1997 г. состоялись визиты российских руководителей разного уровня в Индию, Китай, Вьетнам, Японию, Южную Корею, в ходе которых были подписаны документы об экономическом и культурном сотрудничестве.
В частности, Россия возобновила связи с Индией в области металлургии и энергетики, в 1998 г. при участии российских фирм началось строительство АЭС в штате Тамил-Наду. Позитивные сдвиги наметились в отношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Часть этих стран (Лаос, Вьетнам, КНДР) нуждалась в российском оборудовании и технологиях, другая часть (Южная Корея, Таиланд, Филиппины) была заинтересована в рынках сбыта, закупках оружия и военной техники. Россия снова активизировалась на Ближнем Востоке, стремясь играть роль посредника между Израилем и арабским миром.

С приходом к власти В. Путина прагматический подход к внешней политике России получил логическое завершение. Руководство страны отказалось от завышенных глобальных амбиций, не имеющих ресурсного обеспечения, но заявило о намерении жёстко отстаивать национальные интересы страны. Ключевым моментом стало выступление В. Путина в феврале 2007 г. на саммите «восьмёрки» в Мюнхене. Президент России подчеркнул неприемлемость для России однополярного мира с гегемонией США; отверг попытки западных стран учить Россию демократии; резко осудил расширение НАТО на восток, заявив, что этот процесс снижает уровень доверия в отношениях России и стран Запада. Затем президент России напомнил Западу, что ООН – это единственная инстанция, которая может решать вопрос о применении силы, и тем самым косвенно осудил вторжение в Ирак и операцию НАТО в Косово. В заключение своей речи В. Путин указал, что Россия не стремится к конфронтации с Западом, но требует учёта своих национальных интересов.

Основные задачи и принципы внешней политики России нашли отражение в ряде важных документов, принятых в 2000 г.: Концепции национальной безопасности РФ, Доктрине информационной безопасности, Военной доктрине РФ и Концепции внешней политики РФ. Среди главных приоритетов внешней политики России в начале XXI в. были названы: развитие отношений со странами СНГ; интеграция в мировое сообщество; налаживание стратегического партнерства с ведущими центрами силы и влияния (США, Евросоюз, Китай); защита прав и интересов российских граждан за рубежом; формирование стабильного и предсказуемого миропорядка на основе действующего международного права.
В июле 2008 г. президент Д. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики РФ, которая дополняет и развивает основные положения предыдущего документа. Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами – участниками СНГ названо приоритетным направлением внешней политики России. В вопросе российско-американских отношений, подчеркнуто в документе, Россия учитывает их огромный потенциал не только для взаимовыгодного сотрудничества, но и ключевое влияние на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом. Позиция по отношению к НАТО заключается в том, что Россия будет выстраивать отношения с учетом степени готовности альянса к равноправному партнёрству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации.

Российско-американские отношения в XXI в. Российско-американские отношения в начале XXI в. характеризовались нестабильностью, взлетами и падениями. Ответственность за такое развитие событий лежит, в первую очередь, на администрации Дж. Буша, внешнеполитическая концепция которой была нацелена на обеспечение глобального лидерства США. Правда, после террористических актов 11 сентября 2001 г. руководители России и США заявили о стратегическом партнёрстве. Однако на практике такого партнёрства не получилось, поскольку США по-прежнему использовали тактику двойных стандартов. Соединённые Штаты готовы были сотрудничать с Россией в борьбе с международным терроризмом, но проигнорировали позицию ООН, России и ряда других стран, осуществив вторжение в Ирак. В 2002 г. США вышли из договора по ПРО и приняли программу модернизации своих ядерных сил, поддержали расширение блока НАТО за счёт ряда стран Восточной Европы и Балтии, вынашивали планы размещения на территории Польши и Чехии элементов системы ПРО, в течение нескольких лет вооружали Грузию, а после поражения режима Саакашвили пытались добиться изоляции России.

Учитывая такие действия США, руководство России заняло более жёсткую позицию. В ряде своих выступлений В. Путин откровенно заявил, что будет оценивать государства-партнёры по реальным делам, а не по политическим декларациям. В отличие от 1990-х гг. российское руководство не ограничилось риторикой.
В августе 2008 г. Россия дала решительный отпор агрессии Грузии, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии. В ответ на планы размещения элементов американской системы ПРО на территории Чехии и Польши с АПЛ «Тула» в октябре 2008 г. был осуществлен пуск баллистической ракеты «Синева», которая, преодолев расстояние в 11,5 тыс. километров, успешно поразила учебную цель. Россия возобновила свое военное присутствие в стратегически важных регионах планеты. В сентябре 2008 г. российские стратегические бомбардировщики ТУ-160 приземлились на территории Венесуэлы, а группа военных кораблей во главе с флагманом «Петр Великий» провела совместные маневры с ВМФ этой страны. В результате российско-американские отношения оказались на уровне периода «холодной войны».

С приходом к власти в США демократа Б. Обамы в ноябре
2008 г. появилась надежда на улучшение российско-американских отношений. Во время встречи в Вашингтоне в марте 2009 г. министр иностранных дел РФ С. Лавров и госсекретарь США
Х. Клинтон заявили о «перезагрузке» двусторонних отношений.
В апреле 2009 г. в рамках саммита «большой 20-ки» состоялась первая встреча Д. Медведева и Б. Обамы. После 10-летнего перерыва стороны договорились возобновить переговоры о сокращении ядерных вооружений. В июле 2009 г. президент США Б. Обама прибыл с официальным визитом в Москву. Данный визит не ознаменовался прорывом, но улучшил климат российско-американских отношений. Стороны подписали рамочное соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, Россия разрешила транзит американских грузов в Афганистан через свою территорию, США отказались от планов размещения элементов системы ПРО в Чехии и Польше. В июне 2010 г. президент Д. Медведев совершил ответный визит в Вашингтон. Главной темой российско-американских переговоров стало вступление России в ВТО, также обсуждался широкий круг вопросов об экономическом и политическом сотрудничестве двух стран. В октябре
2010 г. США и Россия осуществили совместную антинаркотическую операцию в Афганистане, уничтожив четыре нарколаборатории, 932 килограмма героина и 150 килограммов опиума.

Важнейшим результатом потепления российско-американских отношений стало подписание в Праге 8 апреля 2010 г. нового договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Этот договор, получивший название СНВ-3, заменил как подписанный в 1991 г. СССР и США договор СНВ-1, срок действия которого истёк в декабре 2009 г., так и подписанное в 2002 г. соглашение России и США о СНП. Договор ограничил ядерные потенциалы сторон цифрой в 1550 боевых зарядов, а число развернутых носителей – пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжёлых бомбардировщиков в 700 единиц для каждой из сторон. Помимо количественных показателей, СНВ-3 определил ряд других условий, касающихся ядерного потенциала обеих стран. Новый договор не ограничил районы боевого дежурства подвижных грунтовых ракетных комплексов (типа «Тополь», «Тополь-М», «Ярс»). Стороны свободны в определении структуры ядерной триады и могут развертывать новые типы ракет и носителей, уведомляя об этом друг друга. В договоре отсутствуют ограничения на развёртывание ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). В то же время договор запрещает базирование СНВ вне национальной территории сторон, что гарантирует от повторения инцидентов наподобие Карибского кризиса и облегчает контроль за стратегическими вооружениями друг друга. СНВ-3 не ограничивает развитие систем ПРО США, но Россия оставила за собой право выйти из договора, если развитие американских систем ПРО будет представлять для неё угрозу. Уже в декабре 2010 г. Сенат США ратифицировал договор СНВ-3, в январе 2011 г. он был ратифицирован и Государственной Думой. Большинство аналитиков полагает, что в целом договор является выгодным как для США, так и для России. Укреплению международной безопасности способствовало бы присоединение к этому договору других ядерных держав.

Политика России в Европе. Отношения России со странами Евросоюза также развивались достаточно сложно. Незадолго до вступления В. Путина на пост президента Россия и Европейский Союз обменялись документами, декларирующими основные принципы политической стратегии в отношении друг друга. ЕС принял «Общую стратегию по отношению к России» (Кёльн, 3–4 июня 1999 г.), а Россия – «Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.)», подписанную в Хельсинки 22 октября 1999 г. В последнем документе значилась задача «придания партнёрству Россия – ЕС стратегического характера». Одновременно делалось уточнение, что партнёрство РФ и ЕС «в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения России к Европейскому Союзу. В течение 2000–2002 гг. президент В. Путин совершил рабочие визиты в Великобританию, в Италию, встретился с Федеральным канцлером ФРГ Г. Шрёдером,  участвовал в римском саммите НАТО – Россия, принял в Москве премьер-министра Испании и т.д. В ходе этих встреч обсуждался широкий круг вопросов, касающихся политической, экономической и культурной интеграции России и Евросоюза. В 2001 г. в рамках саммита Россия – ЕС началась разработка концепции «общего европейского экономического пространства», цель которой заключалась в развитии сотрудничества в области энергетики, транспорта, экологии, в упрощении торговых, финансовых, таможенных процедур.

1 мая 2004 г. в Европейский союз вступили 10 новых членов: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. После его расширения доля торгового оборота России со странами ЕС увеличилась почти в два раза – с 30 до 50%. Значимость взаимоотношений значительно увеличилась, однако общий политический фон сильно осложнился откровенно антироссийским настроем части «новобранцев». Руководство Польши даже предлагало ввести экономические санкции против России (в качестве повода было использовано убийство журналистки
А. Политковской и гибель А. Литвиненко). Более конструктивно по отношению к России были настроены Германия и Финляндия, которые пытались содействовать интеграционным процессам, рассматривая их как базу для углубления демократических и рыночных реформ в России.

В целом страны ЕС стремились проводить в отношении России консолидированную политику. Однако различные страны по-разному смотрят на свою и общеевропейскую политику в отношении России, и эти различия довольно существенны. В исследовании Европейского совета по внешним отношениям (2007 г.) страны ЕС были поделены по отношению к России на пять групп: 1) «солдаты холодной войны» (Польша и Литва), нацеленные на усиление конфронтационного характера отношений; 2) «троянские кони России» (Греция и Кипр), защищающие позиции России;
3) «стратегические партнёры» (Германия, Франция, Италия и Испания) с особыми двусторонними отношениями с Кремлём;
4) «дружественные прагматики» (Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия), ставящие экономическую выгоду выше политических интересов; и 5) «холодные прагматики» (Великобритания, Чехия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Швеция и Румыния), поддерживающие экономические связи с Москвой, но постоянно критикующие Россию. В целом отношения между Россией и западными странами более успешно развивались по таким направлениям, как урегулирование международных кризисов, предотвращение распространения оружия массового поражения, борьба с наркоманией и организованной преступностью, ликвидация последствий стихийных бедствий. Россия вышла на третье место среди внешнеторговых партнеров Евросоюза. В то же время сохраняются противоречия в сфере энергетики, интересы России и ЕС сталкиваются на постсоветском пространстве, негативно влияет на российско-европейские отношения критика России за ущемление демократии и прав человека.

В политическом отношении для России крайне важно обеспечить свою безопасность и наладить отношения с Североатлантическим альянсом. Не сумев заблокировать вступление в НАТО новых членов, российское руководство стало искать другие пути нейтрализации угроз со стороны Запада. С этой точки зрения важное значение имел саммит Россия – НАТО, который состоялся в Лиссабоне в ноябре 2010 г. Центральной темой встречи стало обсуждение предложения российского президента Д. Медведева о создании единой системы ПРО в Европе. Своей инициативой Россия фактически предложила НАТО отношения, близкие к союзническим.
Со стратегической точки зрения реализация предложения России позволила бы ей избежать нацеливания натовской системы ПРО на свою территорию и получить хотя бы частичный контроль над одним из компонентов коллективной обороны альянса. С политической точки зрения создание единой системы ПРО позволило бы России и НАТО строить дальнейшие отношения не на основе стратегического бал<



2020-03-18 343 Обсуждений (0)
Лекция 11. Внешняя политика СССР и России в конце XX – начале XXI в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 11. Внешняя политика СССР и России в конце XX – начале XXI в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)