Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели социального развития России в 2000–2010 гг.



2020-03-18 472 Обсуждений (0)
Основные показатели социального развития России в 2000–2010 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Годы 2000 2004 2008 2012
Среднегодовая численность занятых в экономике, млн чел. 64,5 66,4 68,5 70,7
Численность безработных, млн чел. 7,1 5,8 4,8 4,5
Численность официально зарегистрированных безработных, млн чел.   1,0   1,9   1,4   1,1
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 2223 6740 17112 26629
Средний размер назначенной пенсии, руб. 694 1915 4904 9153
Величина прожиточного минимума (на душу населения), руб. 1285 2451 4693 6705

 

Вместе с тем власть понимала, что качественно новое состояние общества еще не достигнуто. Значительная часть работников сельского хозяйства, бюджетной сферы и пенсионеров оставалась за чертой бедности. Если в 2000 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 42,3 млн человек (29,0%), то в 2007 г. – 19 млн человек (13,4%). В связи с дороговизной жилья медленно шло улучшение жилищных условий граждан. Постоянно и высокими темпами росли тарифы на электроэнергию, газ, транспорт, коммунальные услуги. Уровень образования, медицинских услуг, социального обеспечения существенно уступал уровню развитых стран мира. В депрессивных
регионах и на селе высоким продолжал оставаться уровень безработицы. В существенном улучшении нуждалась социальная инфраструктура как в городах, так и в сельской местности.

В связи с этим президент В. Путин в очередном Послании Федеральному собранию в 2004 г. заявил о необходимости реализации приоритетных национальных проектов. Национальные проекты задумывались как способ решения насущных социально-экономических задач. В то же время национальные проекты имели сильный идеологический и политический подтекст. Идеологический подтекст выражался в том, что президент стремилась дать стране масштабную позитивную программу, которая бы объединила усилия власти и общества, поскольку все социальные слои заинтересованы в повышении качества жизни. Политический подтекст был обусловлен тем, что в начале 2005 г. правительство осуществило «монетизацию льгот», т.е. замену социальных льгот денежными выплатами. На фоне роста цен на услуги ЖКХ, повышения тарифов на электроэнергию, газ, проезд в общественном транспорте реформа вызвала сильное недовольство населения, особенно пенсионеров. Поэтому национальные проекты были призваны стабилизировать ситуацию, показать серьезность намерений президента и правительства решать социальные проблемы.

5 сентября 2005 г. В. Путин подписал указ о создании Совета по реализации приоритетных национальных проектов. Председателем Совета стал сам президент, вице-премьер Д. Медведев был назначен его заместителем. В состав этого органа вошли руководители думских фракций, полномочные представители президента в округах, ряд министров, губернаторов, мэров крупных городов. Изначально было определено четыре национальных проекта: «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Летом 2006 г. к ним добавился пятый – демографический.

Осуществление нацпроектов началось с 1 января 2006 г. и вызвало целый ряд вопросов и сомнений. В частности, появились новые бюрократические структуры, отсутствовала должная организационно-правовая форма нацпроектов, на их осуществление требовались колоссальные средства и т.д. В течение 2006–2008 гг. в рамках нацпроекта «Здоровье» началось обновление парка автомашин «Скорой помощи», повышена заработная плата участковым врачам, улучшилось оснащение поликлиник диагностическим оборудованием. Нацпроект «Образование» позволил поддержать лучшие образцы отечественного образования, начать внедрение
современных образовательных технологий, завершить компьютеризацию школ. Нацпроект «Развитие АПК» включил в себя три направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК; обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Первыми шагами по реализации этих направлений стали более доступные кредиты сельхозпроизводителям, увеличение поставок технологического оборудования для сельскохозяйственных предприятий, протекционистская таможенно-тарифная политика. Самым тяжелым оказался нацпроект по жилью, выполнение которого столкнулось с такими трудностями, как монополизация жилищного рынка во многих регионах, слабое развитие строительной индустрии, коррумпированность чиновников. В результате к 2005 г. улучшили условия 114 тыс. молодых семей, но более 250 тыс. таких семей стояли в очереди на улучшение жилищных условий.

По инициативе президента В. Путина государство осуществило ряд мер по улучшению демографической ситуации в стране. С января 2006 г. начала действовать программа «Родовые сертификаты», которая позволяет женщине выбрать учреждение здравоохранения и получить квалифицированную медицинскую помощь в период беременности, родов и послеродовой период. В 2007 г. вступил в силу ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», чаще именуемый как закон о материнском капитале. Согласно этому закону при рождении второго ребенка семья получала сертификат на сумму 250 тыс. руб., воспользоваться которым можно было после достижения ребенком трехлетнего возраста. Материнский капитал разрешалось потратить на приобретение жилья, на образование или направить на пенсионный счет. В 2010 г. в закон о материнском капитале были внесены некоторые изменения: сумма материнского капитала стала индексироваться (в 2013 г. – 408906 руб., в 2014 г. – 429408 руб.), 12 тыс. руб. из этой суммы можно потратить на любые нужды, общую сумму капитала разрешено использовать по частям, в том числе и на индивидуальное строительство. Одновременно был увеличен размер пособий по беременности, родам и по уходу за ребенком.

Таким образом, задачи, которые поставило перед собой государство в рамках осуществления национальных проектов, являются уникальными и практически не имеют аналогов в отечественной истории. Подводить итоги национальных проектов еще рано, поскольку они рассчитаны на длительный срок. По крайней мере, один положительный результат уже есть. Национальные проекты позволили властям основательно прозондировать состояние социальной сферы, точнее определить ее болевые точки и приобрести определенный опыт решения социальных проблем в современных условиях.

Каков уровень жизни в России по сравнению с другими странами мира? Существуют различные варианты и методики определения этого показателя. Ученые исследовательского института Legatum Institute предложили использовать «индекс процветания». При составлении рейтинга учитываются не только экономические показатели страны, но и уровень комфорта для жизни (климат, экология, различные свободы граждан, наличие инфраструктуры для отдыха и т.д.). Среди самых комфортных для жизни стран значатся Австралия, Финляндия, Швейцария, Австрия. В 2008 г. Россия занимала в этом рейтинге 57-е место из 104 стран. В 2010 г. наша страна опустилась на 69-е место, оказавшись между Тунисом и Турцией. По отдельным показателям, учитываемым в «индексе процветания», позиции России выглядят следующим образом: уровень экономического развития – 39-е место, уровень образования – 28-е место, уровень здоровья – 46-е место, уровень демократии, управления, коррупции – 85-е место, уровень безопасности – 99-е место. Несмотря на определенную условность рейтинга, он свидетельствует о том, что Россия существенно уступает многим странам мира и решение социальных задач должно стать важнейшей задачей властей на ближайшие годы.

 

Дополнительная литература

Аганбегян А. Кризис: беда и шанс для России. – М., 2009.

Дугин А. Г. Путин против Путина. Бывший будущий президент. – М., 2012.

Зенькович Н.А. Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники. М., 2006.

Иванов В.В. Партия Путина. История «Единой России». М., 2008.

Кива А. Несистемный режим. Что же построено в нашей стране? // Свободная мысль. 2004. № 9.

Колесников А. Раздвоение ВВП: как Путин Медведева выбрал. М., 2008.

Леонов Н. С. Что ещё может Путин? – М., 2012.

Медведев Д. Национальные приоритеты: статьи и выступления. М., 2008.

Медведев Р.А. Владимир Путин – действующий президент. М., 2002.

Никонов В. Путинизм // Современная российская политика: курс лекций / под ред. В. Никонова. М., 2003.

Петров Н. Медведев пришел, Путин остался // Независимая газета. 2008. 1 июля.

Пихоя Р.Г. Москва. Кремль. Власть. Две истории одной страны. Россия на изломе тысячелетий. 1985–2005. М., 2007.

Согрин В.В. 1985–2005: три превращения современной России // Отечественная история. 2005. № 3.

Фартышев В.И. Последний шанс Путина (Судьба России в XXI веке). М., 2004.



2020-03-18 472 Обсуждений (0)
Основные показатели социального развития России в 2000–2010 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели социального развития России в 2000–2010 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)