Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РСФСР по отраслям народного хозяйства (руб.)



2020-03-18 221 Обсуждений (0)
РСФСР по отраслям народного хозяйства (руб.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Годы

  1980 1985 1986 1987 1988 1989
Все народное хозяйство 177,7 201,4 207,8 216,1 235,2 260,0
Промышленность 191,3 217,9 223,5 230,3 250,3 276,0
Сельское хозяйство 156,8 198,4 211,0 219,8 232,7 255,0
Строительство 210,8 247,4 256.5 271,1 306,6 346,0
Здравоохранение 133,7 141,1 143,6 153,1 165,3 176,0
Образование 139,9 154,8 161,5 170,2 177,6 184,0
Культура 116,4 122,9 124,4 128,3 135,3 144,0

 

С 1986 г. осуществлялось поэтапное повышение заработной платы врачам, другим работникам здравоохранения и социального обеспечения. В 1987 г. было завершено повышение заработной платы учителям и другим категориям работников народного образования. В ряде отраслей материального производства были введены доплаты за работу в вечернюю смену и повышены доплаты за работу в ночное время, увеличены тарифные ставки рабочим отдельных профессий легкой промышленности.

Одновременно с ростом заработной платы увеличивались выплаты и льготы из общественных фондов потребления (ОФП). Так, в 1989 г. выплаты и льготы, полученные рабочими и служащими из ОФП в месяц на одного работающего (без учета оплаты отпусков), составили 106,5 руб., колхозниками – 109,3 руб. За счет общественных фондов потребления в стране обеспечивалось бесплатное образование и повышение квалификации, оказывалась бесплатная медицинская помощь, выплачивались пособия, пенсии, стипендии учащимся, предоставлялись бесплатные или по льготным ценам путевки в санатории и дома отдыха и т.д.  Расходы государства на одного учащегося в расчете на год составляли: в общеобразовательных школах – свыше 290 руб., в средних специальных учебных заведениях – 914 руб., в вузах – свыше 1400 руб. На содержание одного ребенка в дошкольных учреждениях государство расходовало 571 руб. в год, при этом родители оплачивали лишь 15% этих расходов. С 1 октября 1989 г. минимальные размеры пенсий по возрасту были повышены до 70 руб., по инвалидности I и II групп – до 85 и 70 руб. соответственно; ликвидированы различия в пенсионном обеспечении колхозников, рабочих и служащих.

Согласно официальной статистике в стране продолжалось наращивание производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения. Однако в условиях быстрого роста доходов населения, относительной стабильности розничных цен и перекачки дешевых товаров в кооперативный сектор стал нарастать дефицит. На рубеже 1980-х – 1990-х гг. товарный кризис принял обвальный характер, и власти на местах стали вводить нормированное распределение продуктов и самых необходимых товаров. Правительство прибегло к крупным внешним займам, был включен печатный станок, что окончательно подорвало финансовую систему. По официальным данным, внутренний государственный долг увеличился в 1985 – 1988 гг. с 141,6 млрд руб. до 398,2 млрд руб., а внешний долг достиг 25 млрд долларов и продолжал расти. В конечном счёте, снижение темпов развития экономики, а затем ее кризис сделали выполнение широковещательных социальных программ абсолютно не реальным.

Политические реформы М.С. Горбачёва. Кризис перестройки. Начиная перестройку, М.С. Горбачёв основное внимание уделил проблемам экономического развития. Политические преобразования на первом этапе перестройки не носили радикального характера. Был обновлен состав Политбюро и ЦК КПСС, в руководство страны вошли Е.К. Лигачёв, Н.И. Рыжков, В.М. Чебриков, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцин и другие. Председателем Президиума Верховного Совета СССР по предложению Горбачёва был избран А.А. Громыко. Руководить идеологической работой, которая являлась одной из важнейших функций КПСС, было доверено А.Н. Яковлеву. Новым явлением в политической жизни страны стал прямой диалог политического руководства с народом. Большой общественный резонанс вызвали поездки М.С. Горбачёва в Ленинград и Днепропетровск в мае – июне 1985 г. Выступая в трудовых коллективах, он призывал активнее перестраиваться, осваивать новые подходы в работе. В средствах массовой информации появились новые темы, зазвучала критика отдельных сторон советской действительности.

Отсутствие позитивных результатов в реформировании советской экономики побудили М.С. Горбачёва изменить тактику. Неудачи экономических реформ он объяснил сохранением административно-командной системы и засильем бюрократов в партийно-государственном аппарате. В связи с этим на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС генсек предложил проводить прямые и альтернативные выборы секретарей партийных организаций с широким обсуждением программ их действий. Новые кадры управленцев должны были сломать механизм торможения, ликвидировать деформации социализма и осуществить необходимые преобразования. Результатом перестройки, по мнению М. С. Горбачёва, должна была стать ленинская модель социализма, сущность которой заключалась в демократизации общественной жизни. Предполагалось непосредственное участие трудящихся в управлении производством, в государственной жизни и даже в правотворчестве. В соответствии с этой логикой реформ на втором этапе перестройки наступило золотое время гласности.

Развитие гласности высветило проблему сохранения в СССР политических заключенных, которых к концу 1986 г. насчитывалось около тысячи человек. После смерти в тюрьме правозащитника А. Марченко за рубежом начались акции протеста, побудившие советское руководство ускорить процесс освобождения «узников совести». В конце декабря 1986 г. из ссылки в Москву вернулся опальный академик А.Д. Сахаров. Затем были освобождены из лагерей священник Г. Якунин, журналист Л. Тимофеев, руководители независимого профсоюза Л. Волхонский и В. Сквирский, а также латышские, эстонские и украинские диссиденты, обвиненные в национализме. К концу 1987 г. в связи с амнистией по случаю 70-летия Октябрьской революции были освобождены остальные правозащитники.

Уже на втором этапе реформ М.С. Горбачёв столкнулся с левой и правой оппозицией своему курсу. Настроения «левых» осенью 1987 г. выразил первый секретарь МГК КПСС Б.Н. Ельцин. В своем письме Горбачёву Ельцин выразил недовольство медленными темпами перестройки, отсутствием реальных сдвигов в экономике и социально-политической жизни страны и просил освободить его от обязанностей секретаря МГК КПСС и кандидата в члены Политбюро. Эту угрозу М.С. Горбачёв отразил довольно легко. Октябрьский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, обвинив Ельцина в безответственности, нигилизме и политических ошибках, отправил его в отставку.

Критика сталинизма, а затем и реальностей социализма, развернувшаяся в т. н. «демократической печати» вызвала оппозицию «справа» в лице ортодоксальных коммунистов. Их настроения выразила преподаватель одного из ленинградских вузов Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами», опубликованной в марте 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор статьи обвинила «архитекторов перестройки» в подрыве позиций социализма и насаждении в стране чуждой идеологии, выступила в защиту Сталина и его политики. Статья получила одобрение второго человека в партии Е.К. Лигачёва, который полагал, что кампания по дискредитации исторического прошлого СССР наносит ущерб перестройке и играет на руку антисоциалистическим силам. Публикацию Н. Андреевой поместили местные газеты, и многие граждане восприняли этот факт как указание на свертывание перестройки. Возвращение Горбачёва из зарубежной поездки расставило всё на свои места. В редакционной статье газеты «Правда», подготовленной А. Яковлевым разъяснялось, что цель перестройки не реставрация капитализма, а возвращение к ленинским принципам социализма.

Сопротивление консервативной части партийного аппарата демократическим преобразованиям вынудило М. Горбачёва предпринять более активные шаги по реформированию политической системы. К этому верховную власть вынуждали и другие обстоятельства. В 1988 г. в разных регионах страны проходили многотысячные митинги под демократическими лозунгами, возникали массовые народные фронты, начиналось забастовочное движение. Поэтому М. Горбачёву и его сторонникам важно было по-прежнему оставаться во главе перестроечных процессов.

Третий этап политических реформ открыла XIX Всесоюзная партийная конференция (июль – август 1988 г.), которая декларировала передачу власти Советам, разграничение полномочий партийных и государственных органов, проведение демократических выборов народных депутатов. Стратегический замысел Горбачёва заключался в том, чтобы объединить «социалистические ценности» с элементами западной демократии. Одновременно главный «прораб перестройки» стремился укрепить свои позиции путем перемещения части властных функций из партийных структур в государственные. Он надеялся, что новый парламент, в отличие от консервативного партийного аппарата, будет активнее поддерживать перестройку. В целом М. Горбачёву удалось добиться принятия нужных ему решений, но, как показали дальнейшие события, эти радикальные по советским меркам нововведения привели к краху административно-командной системы и коммунистического режима в целом.

В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР одобрил установки XIX партийной конференции и внес в действующую Конституцию поправки, касающиеся порядка проведения выборов и структуры высших органов власти страны. Мартовские выборы 1989 г. прошли на альтернативной основе, хотя и не являлись подлинно демократичными: 1/3 народных депутатов СССР избиралась по территориальным округам, 1/3 – от национальных образований, 1/3 – от общественных организаций (КПСС, ВЛКСМ, профсоюзы и т. д.). Тем не менее, представители партийно-государственного аппарата в ряде случаев потерпели чувствительное поражение. В то же время, несмотря на бюрократические препоны, народными депутатами были избраны независимые кандидаты – Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Болдырев, А. Сахаров и другие.

Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который избирался на 5 лет и состоял из 2250 депутатов. Съезд народных депутатов принимал важнейшие законы, выбирал или назначал высших должностных лиц (главу государства, председателя правительства, генерального прокурора). Он же формировал из своего состава Верховный Совет СССР, которому отводилась роль парламента. В его составе на постоянной основе работало 450 депутатов, 1/5 часть которых ежегодно обновлялась. Верховный Совет СССР утверждал министров, осуществлял контроль за исполнением бюджета, принимал большую часть законов и т. д. Руководящим органом Верховного Совета являлся его Президиум во главе с председателем.

Изменения произошли и в местных органах власти. Выборы, прошедшие весной 1990 г., в ряде регионов принесли победу радикальным демократам, создавшим избирательный блок «Демократическая Россия». Они по собственной инициативе и нередко вопреки действующей Конституции стали по-новому организовывать власть на местах. Так Г. Попов и А. Собчак, избранные председателями городских Советов Москвы и Ленинграда, добились того, что исполнительная власть в этих городах перешла от исполкомов к мэриям, а сами они возглавили новые органы власти.

25 мая 1989 г. I Съезд народных депутатов СССР начал свою работу. М.С. Горбачёв сохранял лидерство в перестроечном процессе и подавляющим большинством голосов был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Без особых проблем он сформировал первый состав Верховного Совета СССР. Однако обсуждение других вопросов выявило наличие в составе делегатов съезда группы радикально настроенных депутатов. Вскоре они объединились в Межрегиональную депутатскую группу (МДГ), которая стала официальной оппозицией Горбачёву. Духовным лидером оппозиции являлся А. Сахаров, активную роль в МДГ играли А. Адамович, Б. Ельцин, А. Собчак, Ю. Черниченко. Ко II Съезду народных депутатов оппозиция пришла сплоченной и с развернутой программой действий. Радикалы требовали отменить 6-ю статью Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС, перейти к многоукладной экономике, обновить федеративные отношения, активизировать борьбу с бюрократией и привилегиями номенклатуры.

В преддверии выборов Съезда народных депутатов России и местных органов власти радикалы изменили тактику. Они решили бороться за власть в России, чтобы ускорить проведение демократических реформ, которые, по их мнению, тормозились консервативным большинством народных депутатов СССР. Для достижения этой цели в январе 1990 г. в Москве был создан предвыборный блок «Демократическая Россия». Мозговой центр «Демократической России» составили депутаты МДГ, которые продолжали пропаганду своей программы. Одновременно с учреждением «Демократической России» была создана еще одна радикальная политическая организация – «Демократическая платформа в КПСС». Главную роль в этой организации также играли лидеры МДГ, которые рассчитывали постепенно завоевать ключевые позиции в КПСС или выйти из нее с разделом имущества.

М.С. Горбачёв оказался перед выбором между консерваторами и радикалами. Верный своей тактике, он и в этих условиях пытался проводить компромиссную политику. Против радикалов началась кампания в средствах массовой информации, а около 30 сторонников «Демократической платформы» были исключены из КПСС. В то же время на III Съезде народных депутатов СССР Горбачёв дал согласие на отмену 6-й статьи Конституции СССР. Обострение политической борьбы вынуждало Горбачёва считаться с настроениями различных депутатских групп, но как Генеральный секретарь он зависел от партийного аппарата, в котором все сильнее проявлялись консервативные тенденции. В то же время в условиях обострения экономического и политического кризиса в общественном мнении постепенно утверждалась точка зрения о необходимости введения поста Президента СССР. М.С. Горбачёв поддержал эту идею, но не рискнул идти на всенародные выборы по причине снижения своей популярности. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачёв был избран Президентом Советского Союза.

Ликвидация монополии КПСС на власть привела к возрождению многопартийности. В 1990 г. в СССР насчитывалось несколько десятков политических партий, которые по идейно-политическим платформам делились на три основные группы: либеральные, социалистические и национал-государственные. Среди первых политических партий заметную роль в общественной жизни страны играли Демократический союз, Демократическая партия России, Либерально-демократическая партия, Республиканская партия и ряд других. В условиях складывания многопартийной системы КПСС переживала кризис, который выражался в размежевании коммунистов, в массовом выходе членов партии из ее рядов. Фактически в партии сформировалось три течения: консервативное, центристское во главе с М. Горбачёвым и радикальное. Таким образом, третий этап политических реформ ознаменовался серьезными изменениями в структуре органов государственной власти, возрождением многопартийности, появлением организованной оппозиции, ослаблением авторитета КПСС и самого Горбачёва.

 

Четвертый этап перестройки начался в условиях острой политической борьбы. Стремительный подъем радикального движения по сути дела застал Горбачёва врасплох. Генеральному секретарю не удалось справиться с радикалами с помощью привычных методов увещеваний и компромиссов. «Мягкотелость» Горбачёва вызывала все большее раздражение партийных консерваторов. На очередном Пленуме ЦК КПСС в феврале 1990 г. они обвинили Горбачёва в том, что в стране создан режим неограниченной свободы для деятельности антисоциалистических, экстремистских и националистических группировок. Кризис доверия к Горбачёву и в обществе, и в партии привел к тому, что возникла идея создания Коммунистической партии Российской Федерации. Сторонники создания КП РСФСР хотели, таким образом, решить две задачи: консолидировать коммунистов против «Демократической России» и создать организацию оппозиционную Горбачёву. В июле 1990 г. состоялся Учредительный съезд КП РСФСР. Вновь созданная партия заявила, что остается в составе КПСС. В целом она занимала консервативные позиции и критиковала Горбачёва за его уступки демократам.

Попытка «взорвать» КПСС изнутри была предпринята радикалами на XXVIII съезде партии (июль 1990 г.). Б. Ельцин, выступивший на съезде, предложил переименовать КПСС в партию демократического социализма, допустить в ней свободу фракций, провести ряд реформ, инициированных «Демократической платформой». После того как эти предложения были отклонены, Ельцин и его сторонники заявили о выходе из КПСС и покинули съезд. Выход радикалов из КПСС означал коренной поворот в российском демократическом движении. До середины 1990 г. это движение в целом поддерживало идею социализма с «человеческим лицом», разногласия касались темпов перестройки и методов ее осуществления. После XXVIII съезда КПСС радикалы объявили себя приверженцами либеральной идеологии, а по сути дела перешли на позиции антикоммунизма. Под влиянием средств массовой информации и на фоне ухудшения социально-экономической ситуации идеалы западной цивилизации все больше проникали в массовое общественное сознание. Социологические опросы, проведенные в 1991 г., свидетельствовали, что большинство россиян образцом для подражания считали именно развитые страны Запада. Таким образом, перестройка, начавшаяся под лозунгом совершенствования социализма, завершалась полной сменой общественно-политических ориентиров. Страна сделала выбор в пользу либеральной модернизации по западному образцу. 

Обострение межнациональных отношений. Национальный вопрос считался в СССР решённым. Поэтому первые признаки обострения межнациональных отношений не вызвали серьезного беспокойства у руководства страны. Между тем первый сигнал о неблагополучии в этой сфере прозвучал уже в мае 1986 г. в Якутии. Банальная ссора на катке между русскими подростками и студентами-якутами привела к беспорядкам и демонстрациям. В местном университете состоялся митинг, на котором в адрес русских звучали обвинения в шовинизме, в том, что они захватили Якутию. В декабре 1986 г. аналогичные события произошли в Казахстане. Здесь причиной недовольства молодежи стала отставка первого секретаря ЦК КП Казахстана Д. Кунаева и назначение на этот пост русского Г. Колбина. В Алма-Ате начались митинги и демонстрации с националистическими лозунгами. На борьбу с митингующими были брошены войска. В ходе столкновений три человека погибло, более 1200 обратились за медицинской помощью.

Крупнейший этнический конфликт, существенно повлиявший на судьбу СССР, разгорелся на Кавказе. Причиной стал спор между Арменией и Азербайджаном о Нагорном Карабахе, армянском анклаве со статусом автономной области в составе Азербайджана. В январе 1990 г. делегация армян Нагорного Карабаха обратилась в ЦК КПСС и Верховный Совет СССР с просьбой о воссоединении этой территории с Арменией. Обещание центральной власти «рассмотреть» этот вопрос, вызвало резкие протесты руководства Азербайджана, которое отказалось даже обсуждать проблему. Широкое освещение в средствах массовой информации карабахского конфликта еще более накалило ситуацию. В феврале 1988 г. в Сумгаите начались погромы армянского населения. С помощью войск в городе удалось навести порядок, но проблема не была решена. В 1988 – 1989 гг. кровавые столкновения на национальной почве имели место в Баку, Фергане, Душанбе, Сухуми, Тбилиси.

На фоне карабахских событий начались сепаратистские и националистические движения в других республиках. Вначале требования республик были умеренными. Так Литва добивалась предоставления лишь большей экономической самостоятельности. Однако со второй половине 1988 г. ситуация стала быстро меняться. Во многих союзных республиках были созданы массовые общественные организации – народные фронты, руководство которых все более ориентировалось на достижение полного суверенитета и создание независимых государств. Такие настроения были характерны, прежде всего, для Прибалтики, где местные жители были обеспокоены массовым притоком населения из других регионов, интенсивным промышленным строительством и ухудшением экологической обстановки. Поэтому стремление националистических сил полностью освободиться от диктата центра находило мощную поддержку у коренного населения. В свою очередь местная партийно-хозяйственная элита также считала невыгодным для себя сохранять полную зависимость от Москвы и нередко поддерживала сепаратистские движения. С весны 1990 г. в стране начинается процесс, получивший название «парад суверенитетов».

Процесс суверенизации не обошел стороной и Россию. Российская Федерация занимала особое место среди других союзных республик, будучи своеобразной несущей конструкцией огромного государства. Такая роль России была обусловлена ее территорией (¾ территории СССР), богатыми природными ресурсами, развитой экономикой (61% национального дохода страны), высоким уровнем науки и культуры. Однако Россия, как и другие союзные республики, была абсолютно бесправна перед центральными ведомствами. В ведении российского правительства находилось лишь 4% производимой в республике продукции, остальной распоряжались союзные министерства. В России складывалась неблагоприятная демографическая ситуация, обострились экологические проблемы, обеспеченность населения продуктами и товарами была хуже, чем в большинстве других союзных республик. Тем не менее, в СССР росли антирусские настроения, практически во всех союзных республиках существовало мнение, что они «кормят» Россию, которая отождествлялась с имперским центром.

Стремясь улучшить ситуацию в республике, I Съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о суверенитете, согласно которой российские органы власти получили право решать все вопросы государственной и общественной жизни, кроме тех, которые добровольно передавались в ведение Союза ССР. Декларация разграничила полномочия центра и республики и формально не выходила за рамки Конституции СССР. Однако фактически был запущен механизм распада страны, поскольку без России, игравшей роль объединяющего начала, Советский Союз существовать просто не мог.

Вскоре народные депутаты сделали еще один шаг в сторону укрепления независимости России. 31 октября 1990 г. Верховный Совет принял Закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Согласно этому Закону земля, её недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие сырьевые ресурсы, расположенные на территории России, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, художественные и культурные ценности являются национальным богатством народов России. Позиции России, как суверенного государства, еще более укрепились после избрания в июне 1991 г. Б.Н. Ельцина Президентом Российской Федерации.

В 1990 г. политическая ситуация обострилась и в других союзных республиках. На мартовских выборах в Литве победу одержало националистическое движение «Саюдис». Новый литовский парламент большинством голосов принял декларацию «О восстановлении независимости Литовского государства» и заявил, что решения центра не имеют теперь юридической силы. Союзное руководство прибегло к политическому давлению и экономическим санкциям, но на более решительные действия Горбачёв долго не решался. Лишь в январе 1991 г., когда в Литве начались столкновения между сторонниками «Саюдиса» и коммунистами, Горбачёв дал согласие на применение военной силы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. в Вильнюс были введены войска, которые захватили телецентр и ряд административных зданий. Танки и десантники намеревались штурмовать литовский парламент, но остановились перед толпой его защитников. А утром 13 января войска получили приказ вернуться в казармы. После событий в Литве выход прибалтийских республик из СССР стал делом времени.

В этой сложной обстановке М.С. Горбачёв поддержал идею о проведении референдума по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. В январе 1991 г. Верховный Совет СССР разработал и принял инструкции о порядке проведения всесоюзного референдума. Однако в ходе подготовительной работы возникли сложности. Отказались участвовать в референдуме республики Прибалтики, Армения, Грузия и Молдавия. 17 марта 1991 г. референдум все же состоялся. В нем приняло участие 80% граждан страны, 76% из числа голосовавших высказались за сохранение единого государства.

Референдум в отличие от опросов имеет силу закона. Поэтому союзное руководство получило достаточно полномочий для сохранения Советского Союза и строительства государства на новой основе. В апреле 1991 г. президент СССР и руководители 9 республик заявили о намерении в кратчайшие сроки разработать и подписать новый Союзный договор. В подмосковной резиденции Горбачёва Ново-Огарёво начались непростые переговоры. С участием юристов, работников аппарата ЦК КПСС, представителей союзных и автономных республик было подготовлено несколько вариантов Союзного договора. В конце июля 1991 г. доработанный проект договора получил одобрение Горбачёва и других участников переговоров. Согласно этому документу основная часть прав переходила к республикам. Центр превращался из управляющей в координирующую структуру, в ведении союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики и внутренних дел. В связи с этим многие союзные министерства и ведомства должны были прекратить свое существование. 2 августа 1991 г. М. Горбачёв выступил по телевидению с обращением к населению страны. Он заявил, что Союзный договор «открыт к подписанию», поэтому вопрос о сохранении союзной государственности решен положительно. Через день Горбачёв отбыл на отдых в свою резиденцию в Форосе в Крыму. После его возвращения из отпуска планировалось подписание Союзного договора.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консервативные силы в высшем руководстве СССР к активным действиям. Другой причиной стал указ Б.Н. Ельцина от 20 июля 1991 г. о департизации госучреждений. Указ наносил удар по КПСС, первичные организации которой имелись практически во всех государственных органах и учреждениях. Консерваторы поняли, что Горбачёв не способен защитить КПСС и ради сохранения своей власти готов пойти на любые уступки руководителям союзных республик. Вечером 17 августа на секретном объекте КГБ в Москве состоялось совещание с участием председателя КГБ В. Крючкова, премьер-министра В. Павлова, вице-президента СССР Г. Янаева, министра обороны Д. Язова, секретаря ЦК КПСС О. Шенина и других лиц. Участники совещания приняли решение направить к Горбачёву делегацию, чтобы убедить его отложить подписание Союзного договора.

 18 августа делегация во главе с секретарем ЦК КПСС О. Баклановым прибыла в Форос и встретилась с М. Горбачёвым. Впоследствии участники встречи выдвинули разные версии развития событий. По словам Горбачёва члены делегации заявили, что страна находится на грани катастрофы и потребовали от него введения чрезвычайного положения. После того как Горбачёв категорически отверг это предложение, заговорщики изолировали резиденцию президента СССР от внешнего мира и вернулись в Москву. Его оппоненты, наоборот, утверждали, что президент СССР по сути дела одобрил их план по введению в стране чрезвычайного положения. Независимые историки, изучавшие эти события, полагают, что Горбачёв четко не обозначил свою позицию по вопросу введения чрезвычайного положения и, видимо, рассчитывал выиграть при любом развитии событий. Поэтому, узнав о позиции Горбачёва, «путчисты» в Москве решили действовать по намеченному плану.

 19 августа 1991 г. страна узнала о создании Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент СССР Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и другие высокопоставленные чиновники. В «Заявлении» ГКЧП говорилось, что президент СССР М. С. Горбачёв по состоянию здоровья не может исполнять свои обязанности и власть переходит в руки комитета. В Постановлении ГКЧП № 1 излагалась его идеология и программа деятельности, утверждалось, что перестройка потерпела крах, экстремистские силы в лице демократов хотят захватить власть и разрушить СССР. Члены ГКЧП заявили о своем желании остановить хаос и развал страны, в кратчайшие сроки решить острые проблемы общественной жизни. В ряде регионов страны было введено чрезвычайное положение, запрещены митинги и демонстрации, прекращен выпуск газет демократического направления.

Несмотря на жесткие заявления и ввод в Москву бронетехники и армейских подразделений ГКЧП, действовал крайне нерешительно и продержался у власти только три дня. «Путчистам» не удалось привлечь на свою сторону руководство союзных республик, госаппарат и армию, которые заняли выжидательную позицию. В то же время руководство России во главе с Б.Н. Ельциным решительно осудило действия ГКЧП и призвало народ выступить в защиту конституционного строя. В Москве и других крупных городах страны состоялись акции протеста против действий ГКЧП. Вокруг Белого дома на Краснопресненской набережной в Москве, где располагался российский парламент, началось строительство баррикад.

В этих условиях «путчисты» не решились применить военную силу. 21 августа участники заговора были арестованы, на следующий день в Москву вернулся М.С. Горбачёв. Но страна была уже другой. Провал попытки государственного переворота коренным образом изменил ситуацию. Реальная власть оказалась в руках Президента России Б. Ельцина, который не был намерен с кем-либо ее делить. 23 августа во время встречи с депутатами Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин подписал указ о приостановке деятельности КПСС на территории России. Под давлением Б. Ельцина и Верховного Совета РСФСР М. Горбачёв отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС, распустил кабинет министров и другие союзные структуры. Здание ЦК КПСС на Старой площади в Москве было захвачено сторонниками Б. Ельцина, под контроль Президента РФ перешли Вооруженные силы, КГБ и МВД.

Августовские события в Москве привели к тому, что союзные республики одна за другой стали объявлять о независимости. 24 августа официально заявила о независимости Украина, 27 августа – Белоруссия и Молдавия, 30 августа – Азербайджан, 31 августа – Узбекистан и Киргизия, 9 сентября – Таджикистан, 23 сентября – Армения, 27 октября – Туркмения. Фактически это означало «смерть» СССР, хотя М.С. Горбачёв еще пытался сохранить единое государство в форме конфедерации. По его предложению были созданы Государственный совет, в который вошли руководители союзных республик, Межгосударственный экономический комитет, Союзно-республиканский валютный комитет, Межреспубликанская продовольственная комиссия и т. д. Однако все эти органы практически бездействовали.

До середины ноября 1991 г. руководители новых независимых государств продолжали обсуждать варианты Союзного договора. Однако на фоне развития кризиса во всех республиках росло стремление к политической изоляции и разрыву экономических связей. 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 70% населения высказалось за полную независимость республики. Российское руководство с пониманием отнеслось к выбору Украины, указав, что теперь отношения славянских республик будут строиться на основе партнёрства двух суверенных государств. Украинский референдум и позиция руководства России и Белоруссии, не видевших после этого возможностей сохранения единого государства, окончательно поставили крест на надеждах президента СССР сохранить союзное государство.

8 декабря 1991 г. в резиденции «Вискули» под Брестом состоялась встреча руководителей Белоруссии, России и Украины. С. Шушкевич, Б. Ельцин и Л. Кравчук заявили, что переговоры о создании нового союзного государства зашли в тупик, а выход республик из состава СССР стал реальным фактом. В связи с этим они констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Одновременно было объявлено о создании Содружества независимых государств (СНГ) открытого для вступления в него других республик. 10 декабря Соглашение о создании СНГ было ратифицировано законодателями Украины и Белоруссии, а 12 декабря – Российской Федерации. При этом в Верховном Совете РСФСР Беловежские соглашения поддержали, как сторонники Б. Ельцина, так и коммунисты. Против соглашения проголосовало только шесть депутатов.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате прошла встреча лидеров 11 независимых государств, которые подтвердили факт ликвидации СССР и подписали Декларацию о создании СНГ. Под документом не было подписей руководителей Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, поскольку они считали включение своих государств в состав Советского Союза незаконным. Не было и подписи президента М.С. Горбачёва, который выступал против ликвидации СССР. На встрече в Алма-Ате были урегулированы проблемы обладания ядерным оружием, внешнего долга, собственности за границей и ряд других. 23 декабря 1991 г. РСФСР официально заняла место СССР в Совете безопасности ООН. 25 декабря Верховный Совет РСФСР утвердил новое название государства – Российская Федерация. Россия объявила себя правопреемником Советского Союза.

25 декабря 1991 г. президент СССР М.С. Горбачёв официально сложил свои полномочия, а над его резиденцией в Кремле был поднят российский триколор.

По поводу распада СССР существуют самые разные точки зрения. Одни авторы указывают на неизбежность краха СССР, как тоталитарного и имперского государства, другие – акцентируют внимание на ошибках Горбачёва и его окружения, третьи – ищут причины ликвидации союзного государства в происках мирового империализма и западных спецслужб. Исследователи, которые пытаются более объективно подойти к изучению этой проблемы, полагают, что крушение СССР не было неизбежным. Многонациональное союзное государство можно было сохранить при более разумном руководстве и лучшем понимании проблем и противоречий советского общества. Нарастанию центробежных тенденций способствовали такие причины, как чрезмерная поспешность демократических реформ, отсутствие убедительной концепции реформирования экономики, идеологическая слабость команды Горбачёва, отсутствие единства в действиях союзного и российского руководства, соперничество Ельцина и Горбачёва, рост национализма в союзных республиках, стремление элит в национальных регионах использовать ослабление центральной власти в собственных интересах. Комплекс этих причин и привел к распаду СССР.

 

Дополнительная литература

Алексеев В.В. Распад СССР в контексте теорий модернизации и имперской эволюции // Отечественная история. 2003. - № 5.

Брутенц К.Н. Развал Союза: был ли неизбежен распад СССР // Свободная мысль – XXI. 2005. - № 1.

Герасимов Г.И. История современной России: поиск и обретение свободы. 1985 – 2008: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2003. ‒ № 7.

Медведев Р.А. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец советской империи. – М., 2010.

Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х – 1991 гг. ‒ М., 2009.

Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя (критический анализ) / Сост. В.Б. Кувалдин. ‒ М., 2005.

Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: от Гор



2020-03-18 221 Обсуждений (0)
РСФСР по отраслям народного хозяйства (руб.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РСФСР по отраслям народного хозяйства (руб.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)