Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные экономические показатели развития России в 2000 – 2008 гг.



2020-03-18 843 Обсуждений (0)
Основные экономические показатели развития России в 2000 – 2008 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторые показатели экономического развития России

Годы

2000 2002 2004 2006 2008
Валовой внутренний продукт, млрд руб.   7306   10831   17048   26781   30760
Основные фонды в экономике, млрд руб.   17464   26333   34873   47489   74471
Продукция сельского хозяйства, млрд руб.   315   1028   1345   1617   2603
Грузооборот транспорта, трлн тонно-км   3,5   3,8   4,4   4,6   4,9
Оборот розничной торговли, млрд руб.   2352   3765   5642   8690   13853
Инвестиции в основной капитал, млрд руб.   1165   1762   2865   4580   8607
Внешнеторговый оборот, млрд долларов США   149,9   168,3   280,6   468,4   710,6
Уровень инфляции в течение года, в процентах   20,2   15,1   11,7   9,0   13,3

 

 

Наблюдался рост ВВП, достаточно устойчиво развивались промышленность и транспорт, оживилась строительная индустрия. Если в 2003 г. объемы строительно-монтажных работ составили чуть более 1 млрд руб., то в 2007 г. превысили 3,3 млрд руб. Объемы производства сельскохозяйственной продукции испытывали незначительные колебания: в 2003 г. прирост составил 1,3%,
в 2004 г. – 3,0%, в 2005 г. – 2,4%, в 2006 г. – 2,8%. Российская экономика стала более привлекательной для инвесторов. Инвестиции в основной капитал достигли в 2008 г. 8,6 трлн руб. Большую часть прироста дали частные и иностранные инвестиции. Среди иностранных инвесторов лидировали Англия, Кипр, Нидерланды, а общая сумма иностранных инвестиций в 2007 г. составила
120,9 млрд долл. Объем инвестиций стран СНГ по-прежнему был невелик, в 2007 г. – 467 млн долл.  

Однако эти успехи были достигнуты не в результате структурных реформ, а в основном благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке. Экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа, составлявший в 1999 г. 44% всего российского экспорта, увеличился к 2007 г. до 70%. При этом потребление нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке сократилось. Это свидетельствовало о том, что потребности страны всё в большей степени обеспечивались за счет импорта, а не развития собственного производства. Так, в 2006 г. Россия выпустила металлообрабатывающего оборудования в 82 раза меньше, чем Япония, в 50 раз меньше, чем Германия, в 31 раз меньше, чем Китай. Производство гражданских лайнеров сократилось в 100 раз (выпускается 5 – 8 самолётов в год). Большинство отечественных автозаводов перешло на сборку автомобилей западных корпораций. В глубоком кризисе оказалась лёгкая промышленность, её доля в промышленном производстве страны составляет чуть более 1%.

 Продолжало снижаться исторически необходимое для России сельскохозяйственное производство. С 2000 по 2006 г. посевные площади сократились с 74,2 до 58,9 млн га. Сохранялась тенденция к падению уровня механизации сельского хозяйства. С 2000 по 2006 г. количество тракторов и зерноуборочных комбайнов сократилось в 1,7 раза, льноуборочных комбайнов – в 2 раза, плугов, сеялок, косилок – в 1,5 – 1,8 раза. К 2007 г. по численности поголовья крупного рогатого скота (21 млн) Россия сравнялась с Францией, а по численности поголовья свиней (13 млн) – с Данией.  Продовольственные потребности городского населения более чем на 60% обеспечивались импортом. В Москве и Санкт-Петербурге импортное продовольствие составляло не менее 80%.

Таким образом, руководство государства не смогло использовать благоприятные возможности для осуществления модернизации экономики. Экономический рост России в 1999 – 2007 гг. наполовину был связан с повышением цен на энергоносители и сырьё. Остальная доля роста пришлась в основном на традиционные отрасли – торговлю и сферу услуг, транспорт, пищевую промышленность. Доля инновационных отраслей в подъёме экономики страны была минимальной, заметное развитие получила только мобильная связь. Мировой финансово-экономический кризис наглядно продемонстрировал все слабости российской экономики.

Россия в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Интеграция нашей страны в мировую экономику усилила ее зависимость от глобальных экономических процессов. В 2008 г. Россия столкнулась с финансово-экономическим кризисом, который охватил весь мир. Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма. Мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому, поскольку исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на систематическом снижении реальной заработной платы с одновременным стимулированием потребления. Падение потребления в развитых индустриальных странах привело к потере эффективности экономической модели, основанной на эксплуатации дешевой рабочей силы в «третьем мире» (дальнейшее снижение товарных цен за счет сверхэксплуатации рабочей силы невозможно, её ресурсы также почти исчерпаны). Еще одной причиной кризиса стал провал сложившейся мировой финансовой системы, которая фактически контролируется США.

Непосредственным предшественником общего финансового и банковского кризиса в США стал кризис ипотечных кредитов, которые выдавались лицам с низкими доходами и плохой кредитной историей. Ипотечный кризис в США, разразившийся в 2007 г., спровоцировал через несколько месяцев кризис ликвидности мировых банков. Испытывая нехватку наличных денег, банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Вслед за этим началось снижение спроса на металл и падение цен на нефть. Из сферы недвижимости кризис перекинулся в реальный сектор экономики, началась рецессия, спад производства. По мнению экспертов Международного валютного фонда (МВФ), развитые страны мира столкнулись с самой глубокой рецессией после Второй мировой войны.

Российские чиновники, банкиры и бизнесмены вплоть до октября 2008 г. заявляли, что России нечего бояться глобального финансового кризиса, так как она, по их мнению, развивается сама по себе, слабо связана с мировой экономикой и будет в состоянии пережить любой шторм. Данный оптимизм базировался также на том, что к 2008 г. Россия подошла с неплохими показателями.
По объему ВВП наша страна поднялась на 6-е место в мире. Золотовалютные резервы достигли 597 млрд долларов, большая часть которых была направлена на создание стабилизационного фонда. Окрепла банковская система России, внешний долг страны сократился со 158 млрд до 40 млрд долл. Вместе с тем в 2008 г. внешнеторговый оборот России достиг 762 млрд долл., т.е. около 50% общего объема ВВП. Объём иностранных инвестиций с 2000 г. увеличился в 11 раз. Эти факты свидетельствуют о том, что российская экономика стала частью мировой экономической системы и, следовательно, подвержена влиянию глобальных процессов. Мировой финансово-экономический кризис со всей очевидностью это подтвердил.

Первым признаком начинающегося кризиса в России стало ухудшение ситуации на российских фондовых рынках. В июле – августе 2008 г. произошел обвал котировок акций крупнейших российских компаний. Кризис ликвидности в российских банках, падение цен на экспортную продукцию (энергоресурсы, сырье и металл) в октябре - ноябре 2008 г. стали сказываться на реальном секторе экономики. Произошел резкий спад промышленного производства, прошла первая волна сокращений рабочих мест. Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие огромного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долл., что было сопоставимо со всем объемом золотовалютных резервов России. По данным Центрального банка России в IV квартале 2008 г. российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам 47,5 млрд долл.; в 2009 г. сумма внешних выплат должна была составить 115,7 млрд долл. Другим негативным фактором для России как экспортера углеводородного сырья стало резкое падение цен на нефть: в октябре 2008 г. цена нефти марки Urals упала ниже
70 долларов за баррель - уровня, исходя из которого бюджет на 2009 г. был рассчитан как бездефицитный. Одновременно снизились цены на газ, уголь, металл, древесину. В связи с этим бюджет России недополучил в 2009 г. около 2,5 трлн руб., у правительства возникли проблемы с выполнением социальных обязательств.

В ноябре 2008 г. российское руководство признало наличие кризиса в реальном секторе экономики России. Согласно официальным данным в декабре 2008 г. падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007 г., что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 г. падение промышленного производства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. В отличие от западных стран, где кризис привел к уменьшению инфляции и даже снижению цен, в России он сопровождался стагфляцией. Стагфляция – это экономический феномен, возникший в 60-е – 70-е гг. XX в. и характеризующийся значительным ростом в цен в условиях спада производства и роста безработицы. Стагфляция привела к снижению уровня жизни большинства россиян. Реальные доходы населения снизились в ноябре 2008 г. на 6,2%, в декабре – еще на 11,6%. Безработица превысила 6,3 млн человек, достигнув 8,4% от численности самодеятельного населения.

В условиях углубления кризиса политические и финансовые круги ведущих стран мира попытались выработать согласованные меры по его преодолению. В октябре 2008 г. на совещании в Вашингтоне министры финансов и главы центральных банков стран Клуба семи и представлявший Россию А. Кудрин утвердили антикризисный план. Он предусматривал использование любых имеющихся средств для поддержания системно важных финансовых институтов и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц. В ноябре 2008 г. глава российского правительства В. Путин утвердил «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Документ из 55 пунктов был рассчитан на первую половину 2009 г. и предусматривал оказание финансовой помощи банковской системе и отдельным предприятиям, поддержку инвестиционных программ естественных монополий и крупнейших госкорпораций, формирование государственного заказа, корректировку таможенных пошлин на нефть, кредитование предприятий среднего и малого бизнеса и т.д. Была создана правительственная комиссия, которая приступила к осуществлению намеченных мер. К январю 2009 г. на реализацию антикризисных мероприятий из Резервного фонда и Фонда народного благосостояния было направлено 7,5 млрд руб. 19 января 2009 г. В. Путин поручил Минфину изменить федеральный бюджет 2009 г., исходя из новых макроэкономических параметров, представленных Минэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) – 41 доллар за баррель, сокращение ВВП – на 0,3%, инфляция - на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 рублей за доллар. Исходя из этих показателей дефицит федерального бюджета в 2009 г. планировался в объеме 5% ВВП.

К середине 2009 г. антикризисный план правительства, направленный на спасение экономики страны и защиту граждан, был в основном выполнен. Принятые меры позволили не допустить разрастания кризиса и его перехода в формы, которые бы угрожали основам функционирования экономической системы. В июне 2009 г. правительство России приняло второй антикризисный план. Его отличие от первого антикризисного плана заключалось в том, что он был нацелен не только на решение текущих антикризисных задач, но и на создание условий для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. В новой программе правительства были определены главные приоритеты его деятельности в условиях кризиса: 1) выполнение в полном объеме социальных обязательств государства, сдерживание безработицы, модернизация пенсионной системы; 2) сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, оказание поддержки предприятиям, ориентированным на производство конкурентоспособной продукции; 3) активизация спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста; 4) стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики, развитие высокотехнологичных отраслей; 5) создание благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса;
6) формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Несмотря на принятые меры, инерция кризисных явлений была велика. В 2009 г. ВВП России по сравнению с 2008 г. сократился с 18,6 млрд руб. до 17,1 млрд руб., или на 7,9%, что стало одним из худших показателей динамики ВВП в мире. Однако к середине 2009 г. экономический спад в России был преодолен, а в третьем и четвертом кварталах рост ВВП составил соответственно 1,1% и 1,9%. В 2010 – 2011  гг. российская экономика восстановилась за счёт внутреннего потребления: ВВП рос на 4,3% в год, объёмы промышленного производства увеличились соответственно на 4,7% и 2,6%. Безработица сократилась до 5,6 млн человек (7,5% активного населения страны). Правда, уже в 2012 г. темпы роста ВВП составили 3,5%, а в 2013 г. – 1,3%, что ниже запланированных.  По мнению экономистов, на замедлении темпов развития российской экономики сказываются последствия глобального экономического кризиса. Однако главные причины носят не внешний, а внутренний характер. Задачи по модернизации экономики решаются крайне медленно и непоследовательно. Чрезмерное вмешательство государства в частный бизнес, высокий уровень коррупции, неэффективные государственные расходы, слабая инфраструктура, недостаток квалифицированной рабочей силы затрудняют создание подлинно инновационной экономики, которая могла бы вывести Россию в число передовых стран мира.

Социальная политика правительства. Национальные проекты. В условиях стабилизации экономики правительство стало активнее заниматься решением социальных проблем. Актуальность этой задачи была обусловлена тем, что в ходе рыночных реформ усилилась дифференциация населения по уровню доходов. При этом уровень жизни многих людей, в первую очередь инвалидов, пенсионеров, работников ряда бюджетных отраслей, сельского хозяйства существенно снизился. Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, были значительно ниже официально установленного прожиточного минимума. Так, в 2002 г. минимальный размер оплаты труда составлял 16,1% от величины прожиточного минимума, размер базовой части трудовой пенсии – соответственно 34,3%, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 29,0%, стипендии студента вуза – 10,7%. В результате более трети населения страны оказалось за чертой бедности.

Для повышения доходов населения правительство в 2000-е гг. практически ежегодно повышало минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В 2000 г. он составлял 132 руб. в месяц, в 2003 г. - 600 руб. в месяц, в 2006 г. – 1100 руб., в 2009 г. – 4300 руб. С 01.01.2014 г. МРОТ установлен в размере 5554 руб. В ряде регионов России МРОТ он выше, чем в целом по стране. Так, для Москвы МРОТ вырастет до 12,6 тыс. руб., для Санкт-Петербурга – до 8,3 тыс. руб., для жителей Мурманской области – до 10,7 тыс. руб. Одновременно росла и средняя заработная плата. С 2009 г. начался переход бюджетной сферы на новую систему оплаты труда. Вместо ЕТС была введена отраслевая тарифно-квалификационная система. Особенность новой системы оплаты труда заключается в том, что оплата труда работника состоит из двух частей. Первая часть представляет собой должностной оклад, вторая – состоит из надбавок и премий за эффективную и качественную работу. Предполагалось, что новая система оплаты труда заметно увеличит доходы работников бюджетной сферы, но в условиях кризиса 2008–2009 гг. этого не произошло.

 В 2002 г. была проведена пенсионная реформа. Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установили новый порядок пенсионного обеспечения граждан. Основная цель реформы – достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. С 2002 г. государственная трудовая пенсия граждан стала формироваться в системе обязательного социального страхования и состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной. Базовая часть устанавливается в фиксированных размерах. Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа работы. Накопительная часть – зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. С 2002 г. граждане России получили право распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии путем перевода накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или в частную управляющую кампанию. Кроме того, с 2009 г. начала действовать новая система добровольных взносов граждан в накопительную часть пенсии, которая основана на участии государства в софинансировании пенсионных накоплений. Особенность этой системы заключается в том, что если гражданин осуществляет дополнительные взносы в накопительную часть пенсии, то государство удваивает эту сумму.

В 2010 г. была проведена валоризация, т.е. повышение пенсий людям, работавшим в советское время. За трудовой стаж с 1991 по 2001 г. пенсионный капитал был увеличен на 10%, а также добавлен 1% за каждый год стажа работы до 1991 г. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился от 700 до 1300 руб. Таким образом, в социальной сфере началось решение проблем, которые на протяжении 1990-х гг. практически не решались. Благодаря росту заработной платы и пенсий, а также сокращению безработицы материальный уровень жизни россиян к 2010 г., даже с учётом кризиса, заметно вырос (см. табл. 4).

 

Таблица 4



2020-03-18 843 Обсуждений (0)
Основные экономические показатели развития России в 2000 – 2008 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные экономические показатели развития России в 2000 – 2008 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)