Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные показатели экономического и социального развития России



2020-03-18 211 Обсуждений (0)
Основные показатели экономического и социального развития России 0.00 из 5.00 0 оценок




 в 1992 – 1999 гг.

 

Годы

  1992 1995 1996 1998 1999
Объем промышленной продукции, млрд руб. (до 1998 г. – трлн руб.)   18,5   1108   1469   1707   3150
Продукция сельского хозяйства, млрд руб. (до 1998 г. – трлн руб.)   2,7   203,9   286,9   307,6   607,1
Ввод в действие общей площади жилых домов, млн кв. метров   41,5   41,0   34,3   30,7   32,0
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) в 26,1 раза в 2,3 раза   121,8%   184,4%   136,5%
Среднемесячная номинальная зарплата, руб. (до 1998 г. – тыс. руб.)   6,0   472,4   790,2   1051,5   1522,6
Численность безработных, тыс. чел. 3877 6712 6732 8902 9094

 

Независимость Е.М. Примакова и политическая борьба в верхних эшелонах власти привели в мае 1999 г. к отставке его правительства. Новым главой кабинета министров стал С.В. Степашин. Отсутствие собственной экономической концепции и нерешительность Степашина при отражении вторжения чеченских боевиков в Дагестан в августе 1999 г. стали причиной отставки его правительства. Кресло главы правительства занял В.В. Путин, которого
Б.Н. Ельцин назвал своим преемником на посту президента Российской Федерации.

Таким образом, к концу 1990-х гг. основные элементы административно-командной системы в экономике страны были ликвидированы. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство. Реальностью стала частная собственность. Сложился потребительский рынок, была обеспечена внутренняя конвертируемость рубля. Изменилась психология производителей, которые стали меньше надеяться на государство, а больше рассчитывать на свои силы и ориентироваться на рыночный спрос. Вместе с тем социально-экономическая ситуация в стране оставалась сложной. Общее падение объемов производства за годы реформ составило более 50%. В структуре промышленного производства преобладала продукция с низкой добавленной стоимостью, главным образом сырье. Деиндустриализация сельского хозяйства привела к увеличению доли ручного труда и архаичных технологий. Несовершенное законодательство, бюрократические препоны и коррупция создавали многочисленные препятствия для предпринимательской деятельности и притока иностранных инвестиций. Дальнейшие реформы затруднялись значительным нерыночным сектором, теневой экономикой и слабой банковской системой. Сохранение такого положения могло означать только одно – закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мировой экономики.

Нерешенность многих экономических проблем привела к тому, что государство оказалось не в состоянии выполнить социальные обязательства. Резко сократилось финансирование науки, образования, здравоохранения. В кризисном состоянии находилось жилищно-коммунальное хозяйство. Социальная структура российского общества приобрела признаки деградации. В связи с ростом безработицы, которая в 1999 г. превысила 9 млн человек, сократилась численность экономически активного населения. Одновременно увеличилось количество бездомных, нищих, иждивенцев. Резко усилилась дифференциация населения по уровню доходов.
В 1999 г. более 41 млн россиян, или 28,4% населения страны, имели доход ниже прожиточного уровня.  Властям удалось в сложный переходный период избежать серьезных социальных потрясений, но по основным социально-экономическим показателям Россия оказалась на уровне развивающихся стран, занимая 55-е место в мире.

 Формирование новой российской государственности. Конституционный кризис 1993 г. Вопрос о формировании российской государственности возник на рубеже 1980-х – 1990-х гг. в условиях кризиса союзного государства. В тот период Б.Н. Ельцин и его окружение стремились добиться независимости России от союзного центра. Первый съезд народных депутатов, новый высший орган законодательной власти Российской Федерации, 12 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете России и провозгласил приоритет российских законов над союзными. Ровно через год Б.Н. Ельцин был избран президентом Российской Федерации и, опираясь на поддержку демократических сил, сформировал новое правительство, другие органы власти и силовые структуры, провёл кадровые перестановки. Благодаря этому Ельцин нанес поражение ГКЧП, а затем, выйдя за рамки Конституции, распустил союзные структуры власти, подписал Беловежские соглашения, де-юре оформившие ликвидацию СССР.

В демократическом государстве одной из ветвей власти является самостоятельная судебная власть. Исходя из этой идеи, Верховный Совет РСФСР в июле 1991 г. принял Закон о Конституционном Суде РФ. В октябре 1991 г. были избраны 13 конституционных судей и председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин. Одновременно российский парламент одобрил концепцию судебной реформы в России. В последующие годы в рамках её реализации были приняты законы: «О статусе судей в Российской Федерации» (1992 г.), «Об адвокатуре в Российской Федерации» (1995 г.), «О судебной системе в Российской Федерации» (1996 г.), «О мировых судьях в Российской Федерации» (1998 г.), «О военных судах в Российской Федерации» (1999 г.). С 1993 г. началось поэтапное введение в процесс правосудия присяжных заседателей и восстановление института судебных приставов. Была проведена большая работа по кодификации законодательства, чтобы привести российское право в соответствие с новыми реалиями общественной жизни.

Предстояло также создать эффективную систему местного самоуправления, но решить эту задачу одновременно с проведением сложных рыночных реформ было непросто. В этих условиях Ельцин не решился начать радикальную реформу государственной системы. Выборы в республиканские, областные и местные Советы были отложены на неопределенный срок. На местах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Указом президента от 25 ноября 1991 г. был определен порядок назначения глав администраций. К началу 1992 г. новая власть утвердилась практически во всех российских регионах. Такая ситуация вполне устраивала старую советскую и хозяйственную номенклатуру, поскольку половина глав администраций была назначена из числа бывших руководителей органов исполнительной или законодательной власти, примерно пятая часть состояла из работников советского аппарата более низкого уровня и лишь треть состояла из новых назначенцев – директоров предприятий, работников научных учреждений и других представителей неполитической сферы. Президент Ельцин в условиях раскола демократических сил, при поддержке которых он пришел к власти, всё больше опирался на бывшую номенклатуру, которая сохранила свои позиции. Союз новой демократической и старой политической элит стал основой переходной российской государственности.

Однако такое положение не могло продолжаться долго. Радикальные социально-экономические реформы вызвали появление широкой политической оппозиции. Во главе ее выступила законодательная власть в лице Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР. В стане оппозиции оказались и бывшие соратники президента Б. Ельцина, видные политики – Председатель Верховного Совета Р. Хасбулатов и вице-президент А. Руцкой.
В октябре 1992 г. разноликая оппозиция создала Фронт национального спасения (ФНС). В феврале 1993 г. было объявлено о возобновлении деятельности Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ). Партию возглавил Г. Зюганов, который призывал к борьбе с «антинародным режимом Ельцина».

Спор с оппозицией велся теперь не только по проблемам экономической политики, но и по вопросу о принципах организации власти. Главным пунктом разногласий исполнительной (президент) и законодательной власти (народные депутаты) стал вопрос о принятии новой Конституции. Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, считая себя высшей властью в стране, то и дело вносили поправки в действующую советскую конституцию, ограничивали функции президента и наделяли себя дополнительными полномочиями. В то же время Верховный Совет блокировал принятие новой Конституции. В 1993 г. конфликт между исполнительной и законодательной властью вылился в настоящую «войну законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение двух ветвей власти не выполнялось. Одновременно между президентом и Верховным Советом РСФСР шла борьба за влияние при назначении глав региональных администраций.

Осенью 1993 г. политический кризис вступил в свою заключительную фазу. Противоборствующие стороны подготовили свои проекты Конституции, но достичь компромисса так и не смогли. Все чаще они апеллировали к народу, масла в огонь подливали средства массовой информации, что провоцировало экстремистские группировки к силовым методам разрешения противоречий. Реальной становилась угроза гражданской войны. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявивший о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, о ликвидации всей системы Советов и о проведении выборов в новый парламент. Указ президента формально противоречил действующей Конституции, но оставлял оппозиции право идти на выборы и добиться победы демократическим путем. Однако оппоненты Ельцина избрали другой путь. 22 сентября Верховный Совет принял постановление об отстранении Б.Н. Ельцина от власти и возложил обязанности президента на А.В. Руцкого. На стороне Верховного Совета оказался и Конституционный Суд, который признал действия Ельцина неправомерными. Поскольку силовые структуры поддержали Ельцина и здание Верховного Совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано милицией, оппозиция стала вооружать своих сторонников. 3 октября начались вооруженные столкновения отрядов оппозиции с правоохранительными органами. В ответ Ельцин объявил город на военном положении, в столицу были введены войска. 4 октября танки начали обстрел Белого дома, а к вечеру того же дня спецназ захватил здание парламента и арестовал руководителей оппозиции. Число жертв этих трагических событий точно не известно. По разным данным погибло от 200 до 1000 человек, сотни людей были ранены.

Закрепляя победу в конфликте с Верховным Советом, президент Б. Ельцин 7 октября 1993 г. издал указ «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономных округов, городов федерального значения». В указе говорилось, что главы администраций назначаются и освобождаются от должности президентом по представлению правительства Российской Федерации. Вслед за этим последовал указ президента от 26 октября, который прекратил деятельность советов всех уровней. 29 октября 1993 г. были утверждены «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления». Через несколько месяцев на основе этого документа в регионах прошли выборы и были сформированы новые органы власти.

Одновременно начался завершающий этап конституционной кампании. 12 декабря состоялся референдум по новой Конституции и прошли выборы в новый парламент - Государственную Думу. За принятие Конституции проголосовало 58,4% граждан, участвовавших в голосовании (32,3% от общего числа избирателей страны). Новая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным государством с республиканской формой правления и новым названием – Российская Федерация. Конституция установила принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых являлась самостоятельной. Главой государства стал президент, выступающий гарантом Конституции, прав и свобод граждан страны. Также его важнейшей прерогативой стало обеспечение функционирования и взаимодействия органов власти. Таким образом, президент был выведен за рамки трех ветвей власти и фактически контролировал их. Конституция подтвердила федеративное устройство Российского государства, определила права и обязанности граждан. Принятием нового Основного закона была подведена черта под советским периодом отечественной истории.

Политические процессы в России в 1994–1999 гг. Конституция 1993 г. упорядочила властные отношения, но не сняла остроты политического противостояния. Согласно новому избирательному закону, принятому в июне 1993 г., половина депутатов Государственной Думы избиралась в одномандатных округах по мажоритарной системе, вторая половина – по пропорциональной системе на основе партийных списков. Таким образом, избирательный закон, по замыслу его авторов, помимо прямого назначения, должен был способствовать возникновению общенациональных политических партий. В ходе подготовки к думским выборам сформировались три группы избирательных объединений. В качестве «партии власти» выступал блок «Выбор России», в который вошли политики, поддержавшие продолжение гайдаровских реформ. «Выбор России» поддерживали Российское движение демократических реформ (лидеры Г. Попов и А. Собчак) и Партия российского единства и согласия во главе с С. Шахраем. Политический центр был представлен Демократической партией России, Гражданским союзом, общественно-политическим движением «Яблоко», Либерально-демократической партией России. Влиятельными партиями радикальной оппозиции являлись КПРФ и Аграрная партия России.

Установленный законом 5%-ный барьер преодолели восемь избирательных объединений, но ни одно из них не получило абсолютного большинства. В новом парламенте «Выбор России» получил в общей сложности 96 мест, на втором месте сенсационно оказалась ЛДПР – 70 мест, КПРФ завоевала 65 мест, Аграрная партия России - 47, «Яблоко» - 26 мест. В целом итоги выборов показали, что избиратели поддерживают те политические силы, которые, с одной стороны, выступают за построение эффективной рыночной экономики, с другой стороны, выдвигают идею национально-государственного возрождения России. В то же время выявилась политическая поляризация российского электората. Северные и северо-восточные регионы, Москва и Санкт-Петербург придерживались демократической ориентации, тогда как южные республики и юго-западные регионы поддержали радикальную оппозицию.

После принятия Конституции и проведения парламентских выборов начался новый, постсоветский период в развитии российской государственности. По мнению ряда политологов, Конституция 1993 г. установила демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим. Осуществление власти в России 1990-х гг. было связано с рядом особенностей, которые входили в противоречие с конституционными положениями. Страна получила двухпалатный парламент, работавший на профессиональной основе. Нижняя палата, которой являлась Государственная Дума, принимала законы, утверждала государственный бюджет и контролировала его исполнение, участвовала в формировании правительства. Совет Федерации (верхняя палата парламента) представлял интересы 89 субъектов Российской Федерации. Его главной функцией являлось рассмотрение и утверждение законов, принимаемых нижней палатой. Ни одна из фракций в Государственной Думе не имела решающего большинства, что затрудняло ее законодательную деятельность. Большинство решений имело компромиссный характер. Депутатам удалось принять лишь несколько важных законодательных актов: гражданский кодекс, федеральные законы о выборах президента, об общих принципах устройства государственной власти, о местном самоуправлении.
В то же время радикальная оппозиция, имея сильные позиции в парламенте, продолжала конфронтацию с исполнительной властью. 23 февраля 1994 г. Дума объявила амнистию участникам событий 3–4 октября 1993 г. и августовских событий 1991 г., неоднократно поднимала вопрос об отставке Б. Ельцина и отмене Конституции.

В ситуации конфронтации с парламентом президент Ельцин стал активно укреплять вертикаль исполнительной власти, выдвигать на ведущие посты своих людей, использовать авторитарные методы правления. Среди властных институтов главную роль играла администрация президента, в недрах которой принимались важнейшие политические решения и происходили кадровые назначения.

По сути дела, власть сосредоточилась в руках узкого круга лиц из номенклатуры и крупных собственников, прочно укоренились неформальные властные отношения, широкие масштабы приобрела лоббистская деятельность различных московских и региональных группировок. Малочисленные и слабо организованные политические партии не могли эффективно играть роль связующего звена между властью и обществом. Положение мало изменилось после перехода к системе выборов руководителей исполнительной власти субъектов федерации. Указом президента от 17 сентября 1995 г.  выборы ранее назначенных президентом глав администраций субъектов федерации были назначены на декабрь 1996 г.

Весьма актуальной задачей для постсоветской России являлась кардинальная перестройка системы региональных и местных органов самоуправления. Создание подлинно демократической и эффективной системы местного самоуправления должно было способствовать формированию гражданского общества и улучшению условий жизни людей. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он установил общие принципы деятельности муниципальных образований, закрепил автономность местного самоуправления, декларировал гарантии экономической независимости федеральной, региональной и местной власти на основе самостоятельности бюджетов всех уровней. Предполагалось, что на основе этих полномочий местные власти будут лучше решать насущные потребности граждан, сократятся расходы на государственное управление.

Накануне парламентских выборов 1995 г. президент Б. Ельцин и премьер-министр В. Черномырдин попытались создать «партию власти», чтобы обеспечить себе более широкую политическую поддержку. В мае 1995 г. была создана организация «Наш дом - Россия», в которую вошли многие губернаторы, члены правительства, руководители крупных компаний, концернов, банков и другие влиятельные лица. Несмотря на все усилия властей, победу на выборах одержала КПРФ, которая получила в Государственной Думе второго созыва 157 мест. «Наш дом - Россия» завоевал
55 депутатских мандатов, ЛДПР и «Яблоко» – соответственно  51 и 45 мест. Председателем Думы был избран коммунист Г. Селезнёв, и левая оппозиция продолжила атаки на президента Ельцина.

Подготовка к президентским выборам 1996 г. проходила в обстановке глубокого социально-экономического и политического кризиса. С 1992 по 1996 г. президент сменил 40 вице-премьеров, около 150 министров, десятки губернаторов, генералов, прокуроров, советников и других высокопоставленных чиновников. Страну захлестнула волна заказных убийств, власть демонстрировала полную беспомощность в борьбе с чеченскими террористами. Задолженность государства по заработной плате, пенсиям и пособиям приобрела хронический характер, забастовки и другие акции протеста стали обычным явлением. Рейтинг Б. Ельцина был как никогда низок, а его основной конкурент в борьбе за пост президента лидер коммунистов Г. Зюганов уверенно набирал очки.

На помощь режиму Ельцина пришли олигархи, сколотившие капиталы в период «чубайсовской прихватизации» и боявшиеся их потерять в случае прихода коммунистов к власти. Во время Всемирного экономического форума в Давосе семь крупнейших российских бизнесменов заключили соглашение о финансовой поддержке ельцинской избирательной кампании. Руководителем избирательного штаба стал А. Чубайс, который привлек и другие ресурсы (средства массовой информации, популярных поп-звезд, общественных деятелей), а также широко использовал популистские обещания и т.д. Несмотря на серьезные проблемы с сердцем, Б. Ельцин энергично провел предвыборную кампанию под лозунгом «Голосуй сердцем!». Средства массовой информации, находившиеся под контролем властей, настойчиво внедряли в общественное сознание идею о том, что альтернативы Ельцину нет, поскольку победа левых сил вернет страну в коммунистическое прошлое. Несмотря на все усилия, Б. Ельцин не смог победить с первой попытки. В первом туре выборов он набрал 35% голосов, Г. Зюганов – 32%, а на третье место неожиданно вышел генерал А. Лебедь – 15%. Перед вторым туром выборов Б. Ельцину удалось привлечь А. Лебедя в свою команду, назначив его секретарем Совета безопасности и помощником президента по национальной безопасности. Этот политический маневр позволил Ельцину одержать победу во втором туре выборов.

После выборов 1996 г. политическая ситуация в России изменилась мало и характеризовалась продолжением кризиса власти. Кризис выражался в многочисленных фактах коррупции, в министерской чехарде, в продолжавшемся противостоянии парламента и президента. Болезненное состояние Ельцина не позволяло ему полностью контролировать положение дел в стране. Реальная власть сосредоточилась в руках ближайшего окружения президента, так называемой «семьи» или «домашнего политбюро», в котором главную роль играли Б. Березовский, А. Волошин, А. Чубайс и Т. Дьяченко. Сам Ельцин преодоление политического кризиса видел в передаче власти надежному преемнику. В итоге выбор пал на В.В. Путина.

 В. Путин в то время не относился к числу известных политиков. После окончания юридического факультета Ленинградского госуниверситета он был направлен на работу в органы КГБ.
В 1990–1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга под руководством А. Собчака. С 1996 по 1998 г. В. Путин занимал ряд руководящих должностей в администрации Президента РФ. В 1998 г. был назначен Директором ФСБ. В августе 1999 г. Б.Н. Ельцин отправил правительство С.В. Степашина в отставку и предложил Государственной Думе утвердить на посту председателя правительства РФ В.В. Путина. Дума без колебаний приняла кандидатуру Путина, поскольку многие рассматривали его фигуру как временную и переходную на период очередной избирательной кампании.

Однако в течение нескольких месяцев ситуация коренным образом изменилась. Решительные заявления и действия нового премьера в отношении исламских экстремистов, улучшение ситуации в экономике и социальной сфере создали В. Путину имидж жесткого и энергичного политика. Первой крупной политической победой В. Путина стали выборы в Государственную Думу третьего созыва (декабрь 1999 г.). За годы политических реформ парламентаризм постепенно укрепился на российской почве. Дума второго созыва отработала полный 4-летний срок, но постоянно находилась в состоянии конфронтации с президентом и правительством, что существенно затрудняло решение многих важных вопросов. Так, за 1996–1999 гг. Дума приняла 1036 федеральных законов, из которых только 716 вступили в силу, в частности, не были приняты новый Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс и т.д. Тем не менее, политическая обстановка менялась к лучшему. Хотя в обществе продолжались дискуссии о направлениях реформирования страны, но дистанция между правыми и левыми существенно сократилась. Практически все политические партии и объединения шли на выборы 1999 г. с программами, ориентированными на сохранение и развитие существующего экономического и политического строя. Уставшее от конфронтации общество было готово предоставить власти более широкие возможности для решения назревших проблем и укрепления российской государственности.

Учитывая эти настроения в обществе, Кремль за три месяца до выборов создал новую «партию власти» – избирательный блок «Единство», в который вошли М. Шаймиев, С. Шойгу, ряд известных политиков и губернаторов. Одновременно «Единство» должно было нейтрализовать избирательный блок «Отечество – вся Россия» во главе с Е. Примаковым и Ю. Лужковым, который, располагая мощными финансовыми и информационными ресурсами, мог реально претендовать на власть. Итоги выборов 19 декабря 1999 г. оказались неожиданными. Впервые за годы реформ россияне избрали парламент лояльный президенту и правительству. Больше всего голосов собрала КПРФ – 24,2%, за ней шли «Единство» – 23,4%, «Отечество – вся Россия» – 12,7%, Союз правых сил – 8,7%, ЛДПР и «Яблоко» – по 8,1%. «Единство», КПРФ, ЛДПР и около 30 независимых депутатов создали парламентское большинство и возглавили главные комитеты Думы.

Думские выборы 1999 г. изначально рассматривались как «пристрелка» к президентским выборам. Результаты выборов позволили В. Путину опереться на поддержку парламента и большинства населения страны. Теперь Б. Ельцин мог передать власть преемнику. За несколько часов до наступления нового 2000 г. президент выступил по телевидению и заявил о досрочном сложении своих полномочий. Согласно Конституции, исполняющим обязанности президента на период до новых выборов стал премьер-министр В.В. Путин. Выборы 26 марта 2000 г. доказали верность политического хода Б. Ельцина. В. Путин победил уже в первом туре выборов, набрав около 53% голосов. Его конкуренты существенно отстали: за Г. Зюганова проголосовало 29% избирателей, за Г. Явлинского – 5,8%, остальные претенденты на пост президента не смогли преодолеть трехпроцентный барьер.

Политическая система, сложившаяся в период президентства
Б. Ельцина, имела двойственный характер. Она не являлась диктаторской, но и демократической ее назвать трудно. Центральной фигурой в этой системе являлся президент, обладавший огромным объемом полномочий, опиравшийся на бюрократию и олигархические группировки. Управленческие структуры нередко воспроизводили практику прошлого, общество было отчуждено от власти, государство не могло обеспечить консенсуса по основополагающим вопросам общественно-политической жизни. В то же время в
1990-е гг. в России осуществлялись такие элементы современной либеральной демократии, как общероссийские и разных уровней региональные выборы, парламентский надзор, критика власти со стороны средств массовой информации и т.д. Такой режим политологи определяли по-разному: «авторитарная демократия»
(В. Рукавишников), «полудемократия» (Л. Гордон), «российский гибрид» (Л. Шевцова), «фасадная демократия» (Д. Фурман).

Таким образом, в конце 1990-х гг. завершилась «эпоха Ельцина». Первый президент России оставил неоднозначное «наследство», которое еще предстоит оценить историкам. Однако бесспорно одно: за 10 лет нахождения Б. Ельцина у власти страна стала
другой. Изменилась система политических институтов и экономических отношений, произошла полномасштабная социальная революция. Б. Ельцин больше преуспел в разрушении коммунистической системы, в созидательном плане ему удалось сделать меньше. Тем не менее, основные цели посткоммунистических преобразований были достигнуты, созданы условия для перехода к следующему этапу развития.

Национально-государственное строительство в постсоветской России в 1990-е гг. Одной из самых острых проблем переходного периода стала реформа государственного устройства Российской Федерации. Ведя борьбу с союзным центром за независимость России, Б. Ельцин стремился заручиться поддержкой российских национальных регионов. Отсюда его призыв: «Берите независимости столько, сколько сможете проглотить». Такая позиция российского руководства играла на руку сепаратистам всех мастей. Кризисные явления в экономике, обострение социальных проблем, слабость центра, также подталкивали местные власти к обособлению от других регионов. В результате после распада СССР российская государственность также оказалась под угрозой. Почти все автономии Российской Федерации заявили о суверенитете и повышении своего государственного статуса, а области и края требовали предоставить им равные права с национальными республиками. Десятки субъектов Российской Федерации (Татарстан, Якутия, Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области и др.) прекратили или задерживали отчисления налогов в федеральный бюджет. Усилился бытовой национализм, в ряде национальных республик наблюдалась дискриминация русского населения, принимались законы о национальных языках. Высказывались самые разные идеи по поводу будущего устройства России – от конфедерации до ликвидации национально-государственных образований и создания вместо них губерний.

Особенно острые формы конфликт федерального центра с местными сепаратистами приобрёл на Северном Кавказе. В 1990 г. в Чечено-Ингушской республике была создана националистическая организация – Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). В июне 1991 г. глава ОКЧН, бывший генерал советских ВВС, Д. Дудаев объявил о независимости Чечни, и в республике возникло двоевластие. Во время «августовского путча» в Москве Верховный совет ЧИАССР поддержал ГКЧП, что дало повод Дудаеву обвинить Москву в колониальной политике. В сентябре 1991 г. незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева разогнали Верховный Совет Чечено-Ингушской республики и объявили об отделении Чечни от России. 27 октября 1991 г. под контролем сепаратистов в Чечне состоялись президентские и парламентские выборы. Президентом Чечни был избран Джохар Дудаев.

Москва не признала законность этих выборов. 7 ноября 1991 г. президент Б. Ельцин издал указ о введении в Чечено-Ингушетии режима чрезвычайного положения. В ответ сепаратисты начали блокаду зданий МВД и КГБ, военных городков, железнодорожных станций, аэропортов. Разногласия в российском руководстве по поводу политики в Чечне сорвали выполнение режима чрезвычайного положения. Начался вывод российских войск из Чечни, который завершился летом 1992 г. При этом в руки сепаратистов попало огромное количество боевой техники, оружия и боеприпасов российской армии, в том числе 5 истребителей, 42 танка, 139 артиллерийских орудий, 28 установок «Град», 50 тыс. единиц стрелкового оружия, 27 вагонов боеприпасов. В результате Чечня стала фактически независимым, хотя и не признанной ни одной страной, государством.

Первым реальным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, работа над которым началась еще в 1990 г. В ходе обсуждения проектов договора стало ясно, что идея национальной государственности за годы Советской власти пустила глубокие корни и возврат к территориальным образованиям (губерниям) невозможен. В то же время не прошел и проект создания федерации национальных государств с минимальными полномочиями федерального центра. Важно подчеркнуть, что Федеративный договор заключали не суверенные субъекты права, а органы власти республик, краев, областей и автономных округов. Поэтому предметом договора стало не учреждение новой федерации, а «разграничение предметов ведения и полномочий».

31 марта 1992 г. Федеративный договор был подписан всеми субъектами федерации, кроме Татарстана и Чечни. Он разграничил предметы ведения между центром и органами власти субъектов федерации, а также внес изменения в структуру Российской Федерации. Наряду с 21 республикой субъектами федерации были признаны 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения. Договор приостановил распад России, но полностью не решил проблем ее политической и экономической интеграции. Республики имели привилегии по сравнению с другими субъектами федерации. Они получили право принять собственные конституции, участвовать в международных и внешнеэкономических соглашениях; земля, недра, воды, растительный и животный мир были объявлены собственностью народов, проживающих на территории республик. В парадоксальном положении оказалась Еврейская АО и национальные округа, которые стали полноправными субъектами федерации, но остались в составе краев и областей. Лидеры Башкирии, Ингушетии, Якутии и ряда других республик добивались от федерального центра новых экономических и политических уступок. Некоторые руководители субъектов федерации пыталась играть на противоречиях президента и Верховного Совета, используя их в своих интересах.

Принятие Конституции 1993 г. способствовало укреплению единого государства, поскольку она не предусматривала права выхода регионов из состава федерации. Однако она также была основана на политическом компромиссе. Конституция определила состав и важнейшие принципы организации федерации, но не завершила процесса ее формирования. Многие проблемы, не устраненные Федеративным договором, перекочевали в Основной закон. Так, в Конституции провозглашалось равенство субъектов федерации, но тут же закреплялись различия между республиками, имевшими свои конституции, и другими субъектами, имевшими лишь уставы. Фактически Конституция закрепила асимметричность федерации, поскольку узаконила три вида субъектов с различными статусами: национально-государственный (республики), административно-территориальный (края, области, Москва и Санкт-Петербург) и национально-территориальный (автономная область и автономные округа). Конституция также не разрешила проблему субъектов федерации сложного состава, так как семь субъектов федерации включили в свой состав девять других субъектов федерации. Например, в состав Тюменской области вошли обладавшие всеми правами субъектов федерации Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и т.д. Не внес ясности Основной закон и в такую юридическую и административную проблему, как «совместное ведение», порождавшую трудности регулирования правовых, экономических и других отношений центра и регионов.

15 февраля 1994 г. Кремлю удалось урегулировать отношения с Татарстаном, руководители которого подписали Федеративный договор, добившись дополнительных льгот для своей республики. Этот договор стал первым в серии аналогичных соглашений сначала с республиками, а затем с краями и областями, которые стали протестовать против ущемления своих прав. В апреле 1993 г. Вологодская и Томская области объявили себя суверенными государственными образованиями в составе Российской Федерации. Советы Приморского края, Архангельской и Челябинской областей приняли решения о повышении своего статуса до республиканского. Дальше всех пошли депутаты Свердловского областного совета, которые провозгласили Уральскую республику и приняли свою конституцию. Всего было заключено 46 договоров, которые, по сути дела, являлись формой политической сделки центра и регионов. В этом процессе региональным политическим элитам удалось отстоять свои позиции по многим вопросам, в том числе добиться права выборности губернаторов. Впоследствии это право, по мнению аналитиков, привело к потере «управляемости» федерацией по вертикали.

После принятия Конституции РФ Генеральная прокуратура
выявила около 3,5 тыс. несоответствий конституций и уставов субъектов федерации. По отдельным грубым расхождениям этих документов выносил решения Конституционный Суд, по противоречиям законов заявляла протесты Генеральная прокуратура. Однако в целом центральная власть закрывала глаза на очевидные отклонения от Основного закона в конституциях и законах национальных республик, поскольку была заинтересована в политической стабильности и использовании административного ресурса местных элит в период думских и президентских выборов. Результатом такой национальной политики стало установление в ряде республик и регионов режимов личной власти их руководителей, которые сращивались с местными олигархическими структурами, нарушали права и свободы граждан, использовали правоохранительные органы для борьбы с оппозицией. К концу 1990-х гг. усилилось отчуждение между населением и властью, которое затрудняло решение экономических проблем и грозило серьезными социальными потрясениями.

Первая чеченская кампания. Между тем ситуация на Северном Кавказе становилась всё напряжённее. Государственный режим самопровозглашённой Чеченской республики Ичкерии оказался неэффективным. Между чеченскими тейпами (группами родственников) началась борьба за сферы влияния. Представители криминального бизнеса и коррумпированные чиновники наладили связи с



2020-03-18 211 Обсуждений (0)
Основные показатели экономического и социального развития России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные показатели экономического и социального развития России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)