Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И особенности экономического развития



2020-03-18 207 Обсуждений (0)
И особенности экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Мероприятия В.В. Путина по укреплению вертикали власти и изменения в политической системе страны. В.В. Путин возглавил страну в сложный период. Объективно перед новым Президентом России стояли три задачи, решать которые предстояло одновременно: навести в стране элементарный порядок и укрепить российскую государственность; обеспечить стабильный, пусть и не самого высокого качества, уровень жизни народа; оправдать ожидания тех политических сил, которые привели его к власти. В. Путину предстояло выстроить предельно взвешенный политический курс, который бы сочетал мероприятия и мобилизационного и стабилизационного характера. При этом потенциал власти В. Путина в первые годы его президентства был существенно ограничен. Часть правящей элиты в центре и на местах поддержала нового президента, но в «наследство» В. Путину достались такие влиятельные фигуры из «семейного клана» Ельцина, как глава кремлевской администрации А. Волошин и новый глава правительства М. Касьянов. Эти представители «семейного клана» вместе с олигархами должны были гарантировать преемственность власти, следить за тем, чтобы В. Путин не нарушил баланс политических, лоббистских и олигархических группировок и не допустил передела собственности. Фактически В. Путину было доверено управлять страной под контролем «семейного клана» Ельцина и поддерживавших его олигархических группировок.

Как показали дальнейшие события, главным делом В. Путина стало строительство т. н. «вертикали власти». В мае 2000 г. он подписал указ о создании семи федеральных округов с полномочными представителями президента. Федеральные округа стали связующим звеном между центром и регионами, позволили Кремлю лучше контролировать ситуацию в субъектах федерации. Это позволило остановить центробежные тенденции в регионах и начать процесс приведения регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Так, в Уральском федеральном округе из 1,5 тыс. законодательных актов было отменено 214, в Москве – аннулировано 35 законов. Выполнив свою основную задачу по приведению регионального законодательства в соответствие с общероссийским, федеральные округа не были ликвидированы, а продолжают выполнять контрольно-надзорные функции.

 Почти одновременно с созданием федеральных округов была осуществлена реформа Совета Федерации. Первый состав Совета Федерации был выборным, а с 1996 г. он формировался из числа глав законодательной и исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации. Такой состав верхней палаты парламента являлся серьёзным противовесом президенту. Руководители субъектов федерации надолго уезжали в Москву, нередко вместо законодательной деятельности лоббировали интересы своих регионов, конфликтовали с президентом и правительством. По предложению В. Путина с 2001 г. Совет Федерации стал формироваться из представителей регионов, которые должны были работать на постоянной основе (при этом одного из них назначал губернатор, другого – орган законодательной власти региона). Таким образом, руководители субъектов федерации были лишены возможности заниматься политической деятельностью на федеральном уровне. В качестве компенсации для них был создан Государственный совет с совещательными функциями, который периодически собирается в Москве для обсуждения актуальных вопросов государственной жизни.

Важным шагом в строительстве путинской вертикали власти стало усиление контроля властей над средствами массовой информации. В качестве «козла отпущения» была избрана телекомпания НТВ, созданная олигархом В. Гусинским на средства «Газпрома». НТВ открыто пропагандировала прозападные взгляды, критиковала внешнюю и внутреннюю политику российских властей. Сигналы из администрации президента умерить критику властей, руководством телекомпании были проигнорированы. Тогда власти прекратили финансирование НТВ, в офисе телекомпании прошли обыски, В. Гусинский бежал за границу. Менеджмент во главе с Е. Киселёвым был отправлен в отставку. Новое руководство НТВ изменило политику вещания, и телеканал наряду с ОРТ стал рупором официальных властей.

Отсутствие у В. Путина своей команды затрудняло проведение реформ, поскольку в составе правительства М. Касьянова оказалось лишь два «питерца» - Г. Греф и А. Кудрин. Поэтому президент начал постепенно вводить во властные структуры своих единомышленников. Первые перестановки коснулись силовых структур. В марте 2001 г. кадровый разведчик С. Иванов сменил на посту министра обороны И. Сергеева, а новым министром внутренних дел был назначен Б. Грызлов. Оба назначенца являлись выходцами из Петербурга, связей с московскими олигархами не имели, и были призваны навести порядок в армии и МВД. Федеральную службу безопасности с 1999 г. возглавлял Н. Патрушев, которого В. Путин хорошо знал по совместной работе в Петербурге и администрации Б. Ельцина. В октябре 2003 г. руководителем Администрации президента был назначен еще один выходец из Петербурга - Д. Медведев.

В марте 2004 г. была проведена так называемая административная реформа. Суть реформы заключалась в распределении основных функций центральных органов исполнительной власти. Вместо 59 прежних министерств было создано 14 федеральных министерств, 34 федеральные службы и 28 федеральных агентств. Министерства отвечали за реализацию стратегии развития отрасли и разрабатывали приказы, инструкции в рамках своей компетенции. Федеральные агентства осуществляли руководство предприятиями и учреждениями в своей отрасли, оказывали услуги гражданам и управляли государственным имуществом. Федеральным службам было поручено контролировать исполнение законодательства, выдавать лицензии, следить за качеством работы подведомственных учреждений. Новое правительство возглавил ещё один «питерец» М. Е. Фрадков.

Одновременно изменились функции высших органов исполнительной власти. Администрация президента превратилась в главную структуру, обеспечивающую паритет внутри президентской команды между так называемыми «силовиками» и «либералами». Совет безопасности, ранее игравший важную роль в выработке политических решений, утратил своё значение. Обновленный кабинет министров был отстранен от решения политических проблем и превратился в техническую инстанцию, которая занималась социальной сферой, контролировала макроэкономическую ситуацию в стране и осуществляла рутинную внешнеполитическую деятельность. При этом в правящих структурах резко возросла доля военных: в высшем руководстве – 43,5%, в правительстве – 34,2%.

Опираясь на силовые структуры и послушную законодательную власть, В. Путин приступил к завершению строительства своей «вертикали власти». Серия террористических акций, проведенная исламскими экстремистами летом – осенью 2004 г., позволила президенту России обосновать меры по усилению центральной власти. В. Путин предложил: заменить выборы губернаторов их назначением по решению президента; изменить систему выборов в Государственную Думу (отказаться от одномандатных округов и перейти к выборам на пропорциональной основе по спискам политических партий); укрупнить субъекты Российской Федерации. Поскольку часть общества восприняла новации президента как антидемократические, В. Путин в порядке компенсации в сентябре 2005 г. подписал указ о создании Общественной палаты из 126 человек. Основными задачами этого органа являлись: выдвижение и поддержка гражданских инициатив, проведение экспертизы федеральных законов и законопроектов, осуществление общественного контроля за деятельностью правительства.

Мероприятия В. Путина и его команды по укреплению вертикали власти вызвали недовольство политических сил, которые хотели привести к власти своего кандидата. В стране стала складываться коалиция из представителей «семейного клана», части олигархов и региональных лидеров под лозунгом борьбы за «попранные Путиным права и свободы». Один из самых богатых и влиятельных олигархов, владелец нефтедобывающей компании «ЮКОС» М. Ходорковский стал активно финансировать политические партии, имевшие шанс пройти в Думу. В перспективе это могло открыть для него хорошие возможности в борьбе за пост главы правительства и даже президента. В преддверии думских выборов  В. Путин решил нанести удар по самому опасному конкуренту в борьбе за власть и одновременно решить две задачи: нейтрализовать Ходорковского и представить себя и партию «Единая Россия» активными борцами против олигархов. В октябре 2003 г. в офисе «ЮКОСа» были изъяты документы, на основании которых против владельца  компании  М. Ходорковского было заведено уголовное дело. Власти обвинили Ходорковского в финансовых нарушениях, что было характерно для всего отечественного бизнеса в 1990-е гг. и осудили олигарха на длительный срок тюремного заключения. Зато в отношении лояльных к президенту олигархов политика была иной. В 2005 г. В. Путин сделал крупнейшим собственникам бесценный подарок – внёс в Государственную Думу закон об амнистии итогов приватизации. Согласно этому закону (ФЗ № 109 от 21.07.2005 г.) все имущественные приобретения признавались законными. В судебном порядке могли быть оспорены только сделки, проведенные в течение трёх лет после принятия закона, т. е. после июля 2002 г.

Предоставив имущественные гарантии правящему классу крупной буржуазии, В. Путин позаботился и о том, чтобы оградить его от социальных потрясений. Ещё в 2002 г. был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором кроме типичных форм проявления экстремизма (подрыв безопасности страны, попытка захвата власти, террор, расовая, национальная или религиозная нетерпимость) были названы и другие. Закон, в частности, отнёс к экстремизму «возбуждение социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию» и любые действия «по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы». В 2006 г. Государственная Дума приняла новую, более жёсткую редакцию этого закона. Под закон о противодействии экстремизму можно подвести практически любых политических оппонентов существующей власти. Кроме того, закон предусматривает строгое наказание для всех, кто в той или иной степени способствовал реальной или мнимой экстремистской деятельности.

В июне 2004 г. Государственная Дума приняла закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который жёстко регламентировал порядок проведения таких мероприятий, предоставив власти, право решать вопрос о месте, времени, количестве участников и других условиях проведения массовых акций. В частности, организаторы обязаны за 15 дней до его проведения уведомить власти о проведении мероприятия, что исключает возможность стихийных акций протеста против действий правительства.

Трудовой кодекс, принятый в 2002 г., также существенно ограничил возможности трудящихся для защиты своих прав путём забастовки. Статья 37 Конституции РФ гарантирует право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Однако объявление забастовки связано с огромным количеством обязательных процедур. Так в уведомлении о забастовке необходимо указать: кто ею руководит, на какой срок она рассчитана, какие разногласия послужили причиной остановки работы и т. д. В то же время закон требует, чтобы даже во время забастовки работники выполняли минимум необходимых работ «в интересах общества и граждан», иначе забастовка будет признана незаконной. Полностью запрещены забастовки в таких сферах и учреждениях, как энергообеспечение, тепло- и газоснабжение, транспорт, связь, больницы.

Параллельно со строительством вертикали власти шёл процесс создания единой политической партии российской буржуазии. Такие попытки предпринимались и ранее, но закончились неудачно в силу разобщенности класса новой российской буржуазии. К началу XXI в. большая часть государственной собственности была поделена и причин для крупных конфликтов не осталось. На первое место вышли задачи по обеспечению стабильности и обеспечения гарантий необратимости победы буржуазии. Основные группы нового правящего класса сошлись во мнении, что Путин в лучшей степени может выражать и защищать их интересы. Для его поддержки необходима политическая партия, которая завоюет большинство в Думе и будет проводить политику в интересах господствующего класса.

 К моменту прихода В. Путина к власти на политической сцене России действовали десятки политических партий. Согласно федеральному закону, принятому в 1995 г., в выборах могли участвовать любые общественные объединения, если в их уставах предусматривалась возможность выдвижения избирательных списков. На основании этого закона в избирательной кампании 1999 г. участвовало 139 общественно-политических объединений. Пытаясь завоевать популярность избирателей и привлечь спонсоров, политические партии объединялись в блоки, выдвигали популистские лозунги, но не участвовали в формировании исполнительной власти, не оказывали влияния на ее политический курс и, следовательно, не несли никакой ответственности за свои программы и обещания. Многие партии имели в своем составе по несколько десятков человек и были известны лишь по именам своих лидеров. Кроме того, большинство партийцев проживало в Москве, лишь КПРФ и ЛДПР имели разветвленную сеть региональных организаций.

Исходя из этой ситуации, администрация В. Путина приняла законодательные меры по устранению с политической арены мелких партий повышению управляемости партийно-политической системы. В июле 2001 г. Государственная Дума одобрила новый закон «О политических партиях». Согласно принятому закону в качестве партии могла быть зарегистрирована организация с численностью не менее 10 тыс. человек. При этом в более чем половине субъектов Российской Федерации требовалось иметь региональные отделения с численностью не менее 100 членов. Закон ввел различия между политическими партиями, которые могли участвовать в выборах, и общественными объединениями, призванными решать другие задачи. Запрещалось создание партий по признакам профессиональной, расовой, национальной и религиозной принадлежности, а также образование партийных структур в органах государственной власти и местного самоуправления, в армии, правоохранительных и иных государственных органах. Вместе с тем закон гарантировал зарегистрированным партиям государственную финансовую поддержку и доступ к средствам массовой информации. Эти условия серьезно сократили список претендентов. Если до принятия закона в Минюсте РФ было зарегистрировано 199 общероссийских политических объединений, то в 2002 г. только 43 из них смогли преобразоваться в политические партии.

27 октября 2001 г. было объявлено о создании партии «Единая Россия» путем объединения избирательных блоков «Единство» и «Отечество – вся Россия». Объединение двух группировок буржуазии в одну партию позволило «единороссам» создать самую крупную фракцию в Государственной Думе – 138 депутатов (до объединения в Думе преобладали коммунисты – 113 депутатов). Получив большинство в парламенте, «Единая Россия» с помощью администрации президента осуществила смену руководства обеих палат Федерального Собрания. Совет Федерации, вместо считавшегося левым Е. Строева, возглавил С. Миронов, а на посту спикера Государственной Думы коммуниста Г. Селезнёва сменил «единоросс» Б. Грызлов. Идеология «Единой России» представляла собой набор популярных лозунгов из арсенала левых и национал-патриотических партий в сочетании с идеями строительства рыночной экономики, укрепления государства и правопорядка. Важным фактором в укреплении позиций «Единой России» стала поддержка партии В. Путиным.

 В декабре 2004 г. Государственная Дума по инициативе «Единой России» приняла поправки к закону, которые еще более ужесточили требования к партиям. Согласно поправкам численность партии должна быть не менее 50 тыс. человек, минимальная численность региональных отделений – 250 человек. Выполнить эти требования предлагалось в течение одного года. Одновременно были повышены требования к отчетности партий, которую проверяла Федеральная регистрационная служба. В случае несоответствия закону партии распускались в судебном порядке. К концу 2006 г. число официально зарегистрированных партий сократилось до 37.

Параллельно с ужесточением закона о партиях Кремль несколько раз пересматривал законодательство о выборах. Закон 2005 г. отменил смешанную и ввел пропорциональную систему выборов, повысил барьер прохождения партий в Государственную Думу с 5 до 7%. Из избирательных бюллетеней была изъята строка «против всех», что лишило избирателей возможности выразить свое отношение к кандидатам в депутаты. На основании того, что часть электората безразлично относилась к региональным и местным выборам, был отменен порог явки избирателей. Депутатам Государственной Думы и региональных законодательных органов запрещено переходить в другую фракцию или партию. Также запрещена критика соперников по предвыборной кампании в эфире. Многие из этих новаций носившие радикальный характер, вряд ли можно назвать демократическими, осуществлялись они вопреки мнению оппозиции и были направлены на укрепление существующей партийной системы с доминирующей ролью одной партии.

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва в декабре 2003 г. принесли несколько политических сенсаций. Резко ослабли левый и правый фланги политических сил. «Яблоко» и СПС не прошли 5% барьер, а коммунисты набрали всего лишь 12,7% голосов. Победу же одержала «Единая Россия» (37,1%), Вошли в четверку лидеров ЛДПР – 11,6% и партия «Родина» (9,0%), которая, по мнению экспертов, была создана при участии Кремля для уменьшения влияния коммунистов на электорат. Секрет успеха «единороссов» во многом объясняется тем, что партия изначально сделала ставку не на программу, а на поддержку президента В. Путина, имевшего высокий уровень доверия избирателей.

По мере приближения срока президентских выборов 2008 г. в СМИ возрастал поток прогнозов по поводу того, кто будет новым президентом России. Высказывалось мнение о том, что В. Путин изменит Конституцию, чтобы пойти на третий срок президентства, либо возглавит Совет Федерации, либо станет руководителем крупной государственной корпорации. Однако события пошли по другому сценарию. В правительстве М. Фрадкова были введены должности двух вице-премьеров, которые заняли Д. Медведев и С. Иванов. По мнению аналитиков, этими назначениями В. Путин обозначил преемников на пост президента и создал им равные возможности в борьбе за высший государственный пост.

Осенью 2007 г. в России начался заключительный этап событий, связанных со сменой власти. В начале октября В. Путин выступил на съезде партии «Единая Россия» и заявил, что возглавит ее список на декабрьских выборах в Государственную Думу, а в случае победы «единороссов» может занять пост премьер-министра. 2 декабря 2007 г. состоялись выборы в Государственную Думу пятого созыва. Как и ожидалось, они принесли уверенную победу «Единой России», которая набрала 63,4% голосов избирателей, конкуренты значительно отстали: КПРФ – 11%, ЛДПР – 10%, «Справедливая Россия» - 8% голосов. Через две недели после думских выборов на съезде «Единой России» Д. А. Медведев был выдвинут кандидатом на пост Президента Российской Федерации. 2 марта 2008 г. состоялись очередные президентские выборы. Уже в первом туре победу одержал Д. Медведев, за которого проголосовало 70,3% избирателей. 8 мая 2008 г. премьер-министром был утвержден В. Путин. Вскоре глава правительства провел реорганизацию кабинета. В новом составе правительства появилось семь вице-премьеров, причем ключевые должности заняли чиновники из администрации бывшего президента.

Политические реформы В. Путина укрепили российскую государственность, центральная власть восстановила контроль за субъектами федерации и добилась политической стабильности. При этом демократические свободы ельцинского периода были существенно урезаны, фактически ликвидирована политическая конкуренция. В результате в России вновь утвердилась традиционная для неё авторитарная форма правления, которую политологи определяют по-разному: «бюрократически-авторитарный режим» (Л. Шевцова), «управляемая демократия» (А. Яковлев), «путинизм» (В. Никонов) и т. д.

Политический курс президента РФ Д.А. Медведева. Третий российский президент Д. Медведев позиционировал себя как либерала, заявив, что «свобода лучше, чем несвобода». Большой резонанс имело его заявление о том, что дальнейший прогресс страны должен базироваться на 4-х «и»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. В программу 4-х «и» Д. Медведев вложил не только экономический, но и политический смысл, подразумевая курс на модернизацию страны во всех сферах общественной жизни.

Однако практические шаги нового президента были направлены в первую очередь на дальнейшее укрепление государственной власти. В своем первом Послании Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. он предложил увеличить срок президентства в Российской Федерации до 6 лет, полномочий депутатов – до 5 лет, наделить Федеральное Собрание функцией контроля за правительством и осуществить ряд мер в сфере обеспечения избирательных прав граждан, совершенствования деятельности политических партий и функционирования органов местного самоуправления. Вскоре Государственная Дума и Совет Федерации одобрили первые из предложенных законопроектов и внесли соответствующие поправки в Конституцию. «Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума – сроком на пять лет», – говорится теперь в Основном законе страны. Конституция дополнена также нормой о ежегодных отчетах правительства РФ перед депутатским корпусом о результатах своей деятельности, «в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой».

Продолжая курс на укрепление российской государственности, администрация президента Д. Медведева большое внимание уделяет вопросам совершенствования государственного управления.
С 2007 г. началось принятие административных регламентов, в которых определены процедуры действий чиновников и время принятия решений по тем или иным вопросам. Для удобства граждан с 2008 г. в российских регионах началось создание многофункциональных центров по оказанию государственных услуг, вводятся автоматизированные и электронные системы обслуживания физических и юридических лиц. 3 января 2011 г. Д. Медведев подписал указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Документ предусматривал поэтапное сокращение численности работников центрального аппарата и территориальных органов исполнительной власти: в 2011 и 2012 гг. – по 5% и в 2013 г. – еще на 10%.

Продолжались поиски наиболее оптимальной структуры органов исполнительной власти. Так, в марте 2010 г. было принято решение о ликвидации Федерального агентства по образованию, функции которого перешли к Министерству образования и науки РФ. Ранее были ликвидированы такие управленческие структуры, как Роспром, Росстрой, Росспорт, Росэнерго. В феврале 2009 г. на встрече с руководством Совета Федерации Президент РФ выразил недовольство действиями ряда должностных лиц в условиях финансово-экономического кризиса и заявил о необходимости ротации кадров. Вслед за этим последовали отставки губернаторов Воронежской, Орловской, Псковской областей, Ненецкого автономного округа и других регионов. В сентябре 2010 г. Д. Медведев подписал указ об отрешении от должности мэра Москвы
Ю. Лужкова в связи с утратой доверия президента. За 2008–2010 гг. сменилась треть губернаторского корпуса страны. Кремль определил критерии, на основании которых губернаторы могут оставаться на своих постах: возраст до 70 лет, хорошее здоровье, благополучное развитие региона, высокий рейтинг на основе социологических опросов. Одновременно шёл поиск талантливых людей, которые могли бы стать руководителями новой формации. На сайте кремлевской администрации был опубликован список первой сотни кадрового резерва российского президента, в который вошли государственные служащие, предприниматели, представители науки, образования и общественных организаций.

Серьезной проблемой современного российского общества является высокий уровень преступности. По официальной статистике в 2009 г. в России было зарегистрировано 2 млн 64 тыс. преступлений, из них более 565 тыс. – тяжкие и особо тяжкие. Общий уровень преступности по сравнению с 2008 г. сократился на 7,5%, но при этом возросло количество преступлений, связанных с оборотом наркотиков. Большую общественную опасность представляет организованная преступность, которая активно сращивается с государственным аппаратом и правоохранительными органами. Для повышения эффективности борьбы с преступностью в 2007 г. был создан Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ.
В то же время свои следственные органы продолжали функционировать в ФСБ, МВД и госнаркоконтроле, что нередко вело к ведомственной разобщенности. 15 января 2011 г. президент Д. Медведев подписал закон, в соответствии с которым Следственный комитет стал самостоятельным ведомством во главе с А. Бастрыкиным. По мнению руководства страны, самостоятельный Следственный комитет повысит управляемость и эффективность работы следственных органов, будут преодолены межведомственные барьеры, сократится сокрытие преступлений, при этом удастся избежать «обвинительного уклона», нередко свойственного следователям в зависимости от принадлежности к тому или иному ведомству.

Врагом «номер один» российского общества президент Д. Медведев назвал коррупцию. Оценку президента подтверждали данные независимых экспертов, по мнению которых, именно коррупция является главным препятствием на пути экономического роста России. По расчетам фонда ИНДЕМ только в деловой сфере России среднегодовой объем коррупции между 2001 и 2005 г. вырос с 33 до 316 млрд долл., а по уровню коррупции Россия занимала в 2008 г. 147-е место из 180 мест в мире. Оценки зарубежных экспертов совпадают с данными российских правоохранительных органов. За один только 2008 г. органами милиции и ФСБ было выявлено около 30 тыс. случаев коррупции и пресечена деятельность более 10 крупных организованных преступных групп.

Исходя из этого, в июле 2008 г. президент России подписал Национальный план противодействия коррупции и внес соответствующий пакет документов в Государственную Думу. Характеризуя свою инициативу, Д. Медведев подчеркнул, что эти документы нацелены на устранение причин коррупции, на создание атмосферы «невыгодности коррупционного поведения». 19 декабря 2008 г. парламент принял закон «О противодействии коррупции», в котором были определены следующие меры: предоставление государственными и муниципальными служащими деклараций о доходах и имуществе; соблюдение государственными и муниципальными служащими правил поведения на службе; уголовное наказание за злоупотребление полномочиями лицами, исполняющими управленческие функции и т.д.

К сожалению, принятия одних законодательных актов оказалось недостаточно. Выступая на заседании Госсовета в январе 2011 г.,
Д. Медведев признал, что в борьбе с коррупцией «успехов почти нет», и выразил недовольство слабой борьбой с коррупцией и высоким уровнем преступности в правоохранительных органах. Мнение президента подтвердил глава следственного комитета
А. Бастрыкин, который сообщил, что 31% выявленных случаев коррупции приходится на МВД, следственные органы и судебную систему, 15% - на Вооруженные силы, на третьем месте по коррумпированности находятся органы местного самоуправления.
По инициативе президента в феврале 2011 г. состоялось Всероссийское координационное совещание с участием глав регионов страны, представителей всех ветвей власти, прокуратуры, правоохранительных органов и силовых структур. Выступивший на совещании президент Д. Медведев обозначил несколько первоочередных задач, стоящих перед органами правопорядка: 1) повышение уровня антитеррористической безопасности на основе согласованной работы МВД, МЧС, министерства транспорта РФ, силовых ведомств и хозяйствующих субъектов; 2) более результативная борьба с организованной преступностью; 3) усиление мер по профилактике преступности, особенно среди несовершеннолетних;
4) повышение эффективности охраны общественного порядка;
5) расширение масштабов борьбы с коррупцией. Президент особо подчеркнул, что «законы должны быть едины для всех. И те, кто их преступает, должны нести ответственность независимо от занимаемой должности, где бы они ни работали».

Укрепление органов государственной власти Д. Медведев пытался сочетать с развитием демократии. В одном из своих выступлений президент отметил, что монополия на власть одной партии ведет к застою. Действительно, к 2010 г. в России официально действовало только семь партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». При этом «единороссы» имели подавляющее преимущество как в парламенте, так и в региональных органах законодательной власти. В июне 2010 г. в закон «О политических партиях» были внесены поправки, которые несколько смягчили законодательство о партийном строительстве. Согласно этим поправкам минимальная численность партии с 1 января 2012 г. может составлять
40 тыс. человек, а численность ее региональных организаций –
400 человек. Президент Д. Медведев заявил также о необходимости гарантировать представительство в Государственной Думе и в законодательных органах субъектов федерации тем политическим партиям, которые получат на выборах от 5 до 7% голосов избирателей.

Относительно политического курса Д. Медведева современные политологи высказывают противоположные точки зрения. Часть политологов полагает, что Д. Медведев постепенно освобождается от влияния В. Путина и формирует свой курс, который способствует совершенствованию российской государственности. При этом отмечается, что у нового президента очень ограниченная команда, поскольку Д. Медведев никогда не был первым лицом: ни на уровне региона, ни на уровне корпорации или государственной структуры. Согласно второй точке зрения политические реформы Д. Медведева не изменили конфигурацию российской власти, заложенной отчасти в ельцинской Конституции, но гораздо больше - в практике ее применения В. Путиным. В России по-прежнему сильны традиции абсолютной, фактически пожизненной верховной власти. Увеличение срока президентства при отсутствии реального влияния всех остальных ветвей власти на положение дел в стране стало прямым и явным закреплением этой традиции.

Поэтому проведенная под лозунгом «укрепления стабильности власти» в России политическая реформа Д. Медведева стала логическим развитием путинской политической конструкции. Предложения Д. Медведева не устранили и принципиальных внутренних противоречий, заложенных в путинской конструкции власти. Суть ее заключается в создании системы сверхуправляемой демократии. При таком положении дел «подковерная борьба» теневых политических кланов, ориентирующихся на Кремль или Белый дом (правительство), по-прежнему остается ключевым содержанием реальной политики в стране. Таким образом, «конституционная реформа» Д. Медведева есть лишь попытка более жесткой и системной фиксации путинской вертикали власти, что вовсе не гарантирует сохранения этой конструкции под гнетом реальных политических и экономических вызовов, стоящих перед Россией.

Совершенствование законодательства и реформирование институтов российского общества. Укрепление российской государственности сопровождалось реформированием самых разных сфер общественной жизни. В течение 2000-2003 гг. удалось существенно продвинуться вперед в осуществлении правовой реформы. Законодатели изменили Уголовный кодекс, приняли новый Трудовой кодекс, вторую часть Налогового и третью часть Гражданского кодекса. Были приняты поправки к законам «О Конституционном Суде», «О статусе судей», «О судебной системе», вступил в действие закон «О гражданстве Российской Федерации». Большое значение имела разработка нового процессуального законодательства: были приняты Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессу-альный, Арбитражно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях.

Так, новый Уголовно-процессуальный кодекс уравнял права обвинения и защиты, сузил полномочия прокуратуры (содержание под стражей, обыск, прослушивание телефонных разговоров стало осуществляться по решению суда), ввел институт сделки с правосудием по нетяжким преступлениям, отменил возврат дел на доследование и т.д. Новый Арбитражно-процессуальный кодекс заметно улучшил правовую защищенность предпринимателей. Ранее по одному и тому же хозяйственному спору можно было получить противоположные решения арбитражного суда и суда общей юрисдикции. Теперь же экономические споры были отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов и отдельные акционеры не могли блокировать деятельность компаний через суды общей юрисдикции.

Важным элементом судебной реформы являлось введение института мировых судей. Нагрузка судей в федеральных судах общей юрисдикции уменьшилась, сократились сроки рассмотрения исков по гражданским делам. Однако во многих регионах Российской Федерации введение мировой юстиции сдерживалось из-за нехватки кадров, недостаточного финансового и материально-технического обеспечения. Медленно внедрялся в практику судопроизводства институт присяжных заседателей. Как правило, дело упиралось в отсутствие помещений и денежных средств. Много нареканий вызывала пенитенциарная система страны. После перевода этой системы из ведения МВД в подчинение Министерству юстиции ситуация несколько улучшилась. Однако условия содержания заключенных по-прежнему не соответствовали международным нормам.

Таким образом, к 2003 г. создание новой судебной системы в России в основном было завершено. Она стала в большей степени соответствовать международным нормам. Возрос уровень правосознания в обществе. Граждане стали чаще использовать свое право на судебную защиту. В то же время, в деятельности судебной системы сохраняются недостатки. Встроенность российской судебной системы в вертикаль власти делает ее зависимой от чиновников, порождает факты коррупции на самом высоком уровне.

При В. Путине были приняты меры по совершенствованию местного самоуправления. В октябре 2003 г. вступил в силу Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому были созданы новые формы муниципальных образований: городское или сельское поселение; муниципальный район, объединяющий городские и сельские поселения; городской округ – отдельное образование, не входящее в муниципальный район; внутригородская территория (для городов федерального значения, Москвы и Петербурга). Одновременно закон разграничил полномочия между уровнями власти и впервые закрепил за каждым из них налоги и другие доходы. В связи с этим были внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, устанавливающие принципы межбюджетных отношений - перераспределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Замысел реформы заключался в том, чтобы заинтересовать местные власти в более эффективном использовании, принадлежащей им собственности, расширении налоговой базы, рациональном использовании трансфертов от государства. Предполагалось, что эти меры обеспечат более или менее равные условия жизни для граждан, проживающих в разных регионах страны, заработает механизм поддержки нижестоящих бюджетов вышестоящими. Однако реформа не решила всех проблем местного самоуправления. Её результатом стало двукратное увеличение (с 12 до 24 тыс.) низовых муниципальных образований и рост числа депутатов муниципальных собраний. Это приблизило органы местной власти к гр<



2020-03-18 207 Обсуждений (0)
И особенности экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И особенности экономического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)