Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Доверие: понятие, виды и функции



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Доверие: понятие, виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок




ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

 

Факультет психологии и педагогики

Кафедра практической психологии личности и индивидуального консультирования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа)

ТЕМА: «Субъективное восприятие феномена доверия в межличностных отношениях»

Руководитель ВКР (научный руководитель): Трубицына Людмила Валентиновна уч. степень, звание: канд. психол. наук.   «_____»__________ 20 ___ г.   __________ (подпись)   Выполнена студенткой 4 курса Фроловой Анастасией Александровной форма обучения очная направление подготовки 37.03.01 Психология «_____»__________ 20 ___ г.   __________ (подпись)

 

 

Заведующий кафедрой практической психологии

личности и индивидуального консультирования

Ракитина О.В.

 

«_____»_________ 20 ___ г.

 

___________

 

(подпись)

 

Дата защиты ВКР Оценка

“_____”_____________20___ г. “______________________”

Председатель ГЭК _______________________

(подпись)

 

 

2018 год

 

СОДЕРЖАНИЕ

   
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемыфеномена доверия
  1.1. Доверие: понятие, виды и функции
  1.2. Психологические особенности недоверия
  1.3. Проблема доверия в межличностных отношениях
  1.4. Методы изучения доверия
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое качественное исследование субъективного восприятия феномена доверия с помощью качественного слабоструктурированного интервью    
  2.1. Организация и проведение исследования
  2.2. Качественный анализ результатов интервьюирования
Выводы по главе 2
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования субъективного восприятия феномена доверия в межличностных отношениях
  3.1. Организация и проведение исследования
  3.2. Выборка
  3.3. Процедура проверки гипотезы 1:результаты, анализ, интерпретация
  3.4. Процедура проверки гипотезы 2:результаты, анализ, интерпретация
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Поэтому в фокус внимания попадали проблемы доверия в области бизнеса, политики, рекламы (доверие к политическим фигурам, партиям, информации). Хотя, можно отметить, что даже в данных областях нет единого определения понятий, классификаций видов, форм, факторов и критериев доверия. Поэтому исследования в данной области представляются актуальными.

Значительно меньше исследован феномен доверия в повседневных межличностных отношениях. Причём в существующих исследованиях, как правило, специалисты ограничивались какими-то узкими сферами.В тоже время проблема доверия/нарушения доверия постоянно возникает в процессе любой психологической консультации. Таким образом, потребности практики при недостаточной разработанности проблемы делают наше исследование особенно актуальным.

Проблемой доверия занимались такие отечественные психологи, как А.Б.Купрейченко, Е.П. Ильин, Т.П.Скрипкина, В.П. Зинченко, И.В. Антоненко, А.Л. Журавлев, П.Н.Шихирев, В.И. Лебедев, В.Н. Куницина, Е.А. Холмогоров, и такие зарубежные психологи,как Э.Эриксон, Ф. Фукуяма, Дж. Роттер, У. Фей, М. Розенберг, Дж. К. Рэмпл и Дж. Ж. Холмс, М. Стивенсон и Б. Банкер, Р.С. Мейер и Дж. Г. Дэвис и многие-многие другие.

Объектисследования:феномен доверия.

Предметисследования: субъективное восприятие феномена доверия в межличностных отношениях.

Цельисследования: исследовать субъективное восприятие феномена в межличностных отношениях.

Задачиисследования:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по теме исследования;

2. Провести качественное феноменологическое исследование представлений о доверии в межличностных отношениях;

3. На основе результатов качественного слабоструктурированного интервью разработать опросник, подготовить шкалы и их факторный анализ;

4. Исследовать связи личностных особенностей и факторов межличностного доверия.

Гипотезы:

1. Можно выделить различные факторы, характеризующие субъективное восприятие феномена доверия в межличностных отношениях.

2. Существует связь между личностными особенностями человека (известными, как факторы «Большой пятёрки» иуровенем субъективного контроля) и восприятием межличностного феномена доверия;

Теоретико-методологической базойданного исследования явились работы Е.П. Ильина, А.Б. Купрейченко, Т.П. Скрипкиной, Ф. Фукуямыи других по проблеме доверия и С. Квале по проблеме качественных исследований.

Эмпирическая программа исследования включает следующие методы: качественное слабоструктурированное интервью; авторский опросник доверия, составленный на основе интервью; методика оценки доверия/недоверия личности другим людям А.Б. Купрейченко; пятифакторный опросник личности 5PFQ ХийджироТcуйи (HeijiroTsuji) (в адаптации А. Б. Хромова) и опросник «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).

Основные результаты исследования прошли конкурсный отбор и были представлены на следующих научно-практических конференциях:

1. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2018»;

2. Шестая международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Социальное управление в XXI веке: личность, общество, бизнес, власть».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Доверие: понятие, виды и функции

Прежде, чем говорить непосредственно о феномене доверия в межличностных отношениях, определённо стоит затронуть феномен доверия в целом и такие темы, как психология доверия и недоверия, о чём и пойдёт речь в данной главе.

Доверие стало изучаться в отечественной психологии относительно недавно: в 1990-е гг. До этого времени оно рассматривалось в качестве предмета исследований в других областях знания социально-гуманитарных наук[22].

Данной проблемой в той или иной мере занималось большое число авторов: Ф. Фукуяма[56], С. Робинсон, Дж. Роттер, Э. Ульман-Маргалит, А.Ю. Алексеева [1; 2], Е.С. Синельникова [49], А.Л. Ахтулов[5], Д. Руссо, Д.А. Ерошин [16], С. Ситкин, М.А. Бендюков [8],А. Селигмен[48],Р. Берт, К. Камерер, Р.Б. Шо,Э.Эриксон, М. Дойч, И.В. Глушко[10; 11],А.П. Мальцева [35;36], Н.Б. Астанина [4], С.В. Гельфанова [9], Н.А. Романович [46], Р. Хардин, С.Д. Гуриева [13], Н.В. Погукаева[42], Н. Луман, Т.В. Гущина [14], Р. Левицки, М. В. Барановский[6], Д. Макалистер, Л. Хосмер, Э. Гидденс, Б. Банкер, С.К. Летягина[34], А.Б. Купрейченко [28; 29], Е.П. Ильин[22], Т.П. Скрипкина [50; 51; 52; 53], В.П. Зинченко [20; 21], Л.Н. Ожигова [40], М.Р. Савова [47], И.В. Антоненко[3], П.Штомпка[58], Е.И. Кузьмина, В.А.Холмогоров[27], И.Ю. Леонова [31; 32; 33], Т.В. Филипьева [55]и др. При этом эмпирических исследований гораздо больше, чем теоретических, а проблема так и остаётся не до конца изученной и открытой для исследований.

Для начала коснемся вопроса определения доверия. Как и многие термины в области психологического знания, «доверие» не имеет единого определения.Не существует чёткого разведения понятия доверияи понятий«уверенность», «доверчивость», «вера», «доверительность»[7; 28]. А учёные лишь стараются выделять те критерии, которые отличают изучаемую проблему от иных явлений [32]. Разные энциклопедии и словари дают крайне разнообразные варианты данного определения. Ключевое и схожее в них –уверенность в порядочности, честности и правоте человека, которому доверяют [22].

Говоря о том, что доверие могут путать со схожими явлениями, есть смысл в том, чтобы развести понятия «вера» и «доверие». Например, Е.П. Ильин выделил основные различия:

• доверие конкретно, а вера абстрактна (мировоззрение);

• для доверия желательны доказательства или проверки, для веры они совершенно не нужны;

• вера существует без сомнений, а в доверии оно может появиться;

• для доверия главное – правдивость, для веры же – истинность;

• доверие – это отношение, а вера – убеждение и др[22].

Есть ещё такой термин, как «уверенность». Его тоже часто ошибочно отождествляют как с «доверием», так и с «верой». Уверенность появляется из-за знаний о ком-то или чём-то с опорой на прошлый опыт.

Если наглядно представлять разницу между этими тремя терминами, она будет выглядеть следующим образом (Рис. 1):

Рис. 1. Расположения терминов «вера», «доверие», «уверенность» на шкале с полюсами «тотальное знание» и «тотальное незнание».

 

То есть, «вера» – это нечто совершенно абстрактное, не требующее совершенно никаких подтверждений, «уверенность» – это что-то очень конкретное, нуждающееся в точностях, опыте, фактах. А «доверие» - это нечто такое, что находится ровно посередине между данными понятиями. Доверие может нуждаться в подтверждении или проверки, а может существовать и без него. Может быть объективным и субъективным, рациональным и иррациональным.

В отечественной психологии доверие понимается через отношение к человеку или людям, но это отношение является личностным, а, соответственно, субъективным [32].

Кроме словарей, определения дают и авторы. Например, Ф. Фукуямабольше касается вопросов не межличностного, а группового доверия. И, на его взгляд, это что-то такое, что возникает у одних людей по отношению к другим. Это некое ожидание определённого поведения: честного и предсказуемого, понимающего и внимательного, принимающего нормы и ценности, традиции и обычаи[56]. Как видно, подобное понимание доверия может распространяться и на взаимодействие двух людей. Хотя в своей работе он рассуждает именно о коллективном доверии.

Также он отмечает, что здесь признание норм – это не только что-то общественное вроде «хорошо» и «плохо», но и профессиональные стандарты. Это когда мы доверяемся психологу, рассчитывая на то, что он будет соблюдать этический кодекс. Или врачу, думая о том, что специально причинять вред он не станет, потому что это противоречит правилам поведения в его профессии и клятве, которую он давал[56].

Так как речь у него идёт о групповом доверии, Ф. Фукуяма подчёркивает, что нормы и ценности для всех членов группы должны быть общими или принятыми всеми. Словом, чтобы каждый член группы соблюдал эти правила. Только после этого доверие станет обезличенным исможет использоваться и в качестве характеристики группы[56].

Дж. Роттер предполагает, что доверие может формироваться только в межличностном взаимодействии, а Э. Ульман-Маргалит, что только по отношениюк кому-нибудь.Также Дж. Роттер считает, что доверие существует, когда нет причин для того, чтобы не верить. Д. Руссо, Р. Берт,С. Ситкин, К. Камерер говорят, что доверие – это психологическое состояние, условие или явление, которое толкает на поведение и выбор, а также является чем-то очень важным.Для Д. Левиса, С. Робинсона,А. Вейгертадоверие – это признание перед кем-то другим собственной уязвимости. Р.Б. Шосвязывает доверие с надеждой на оправдание ожиданий, проявлением заботы, честностью и порядочностью [32; 33].

Есть личностные качества, которые могут быть связаны с доверием. Среди прочих, изучена эта связь с уровнем субъективного контроля, общительностью, а также готовностью доверять миру и людям [32]. А, по мнению А.Л. Журавлёва, доверие довольно сложно изучать по причине наличия чрезвычайно большого числа факторов, влияющих на него, а также слишком сильной динамики.

Наличие доверия может порождать любовь, а его дефицит – ненависть [54]. Чрезмерное доверие может оказаться чем-то негативным. Тут речь идёт о ситуации обмана доверия. Здесь, конечно, нельзя сказать, что чем больше доверия, тем лучше [12; 33].

У человека должно быть базовое доверие к миру. Его отсутствие рождает враждебность и замкнутость, агрессивность и подозрительность, а также постоянное чувство страха и тревоги [38].

Когда речь касается доверия, в кругу учёных пропадает единство в отношении не только его понимания, но и его классификаций, видов, критериев и форм. Поэтому их очень много. И каждый автор старается внести что-то своё, какое-то своё понимание данной проблемы.

Если посмотреть на работы многих авторов, можно увидеть великое множество видов доверия:

1) доверие к миру;

2) доверие к себе;

3) межличностное доверие;

4) социальное доверие (не к конкретному человеку, обобщённое, общественное);

5) социокультурное;

6) деперсонифицированное доверие (доверии социальным ролям);

7) политическое доверие; правовое доверие;

8) экономическое доверие;

9) организационное доверие;

10) психологическое доверие;

11) нравственное доверие;

12) доверие к информации и др[24; 26; 32; 51].

У доверия есть функции, которые оно выполняет[18]. По мнению Т.П. Скрипкиной, оно связывает человека с миром, выступает стимулом к развитию, саморазвитию, даёт человеку почувствовать себя целостным, способствует нормальной жизнедеятельности, помогает ставить цели и задачи, принимать решения, выбирать поведение [52].

А.Б. Купрейченко и С.П. Табхарова высказывают мнение о том, что доверие может оказывать на личность как положительное, так и негативное влияние. То есть, оно может как толкать к развитию, так и направлять в сторону регресса. И они также выделяют функции доверия:

• защита и эмоциональный комфорт;

• самопознание и самоопределение;

• взаимосвязь с миром и его познание;

• становление и улучшение взаимодействий с людьми и др[29].

При этом Т.П. Скрипкина утверждает, что в отечественной психологии есть три концепции доверия, которые являются общепризнанными:

1) концепция доверия\недоверия А.Б. Купрейченко;

2) концепция доверительных отношений личности Т.П. Скрипкиной;

3) социально-психологическая концепция доверия И.В. Антоненко [51].

Также Т.П. Скрипкина делает акцент на том, что у доверия есть компоненты (и их тоже три):

1) когнитивный (это представления о себе и о другом, а также ожидания);

2) эмоциональный (это эмоциональная оценка);

3) поведенческий (это готовность к действиям: своим и другого человека) [51].

На становление доверия могут влиять внешние факторы, такие, как первое впечатление. Оно возникает, когда мы впервые видим человека, которого ранее не знали. В этот момент происходит оценивание следующих факторов:

• пол;

• возраст;

• телосложение;

• внешний вид и особенности поведения;

• запахи;

• принадлежность к социальным группам;

• национальность и раса;

• социальный статус;

• знания о том, лжёт человек или не лжёт и многое другое[41].

Всё это может вызывать такой феномен, как моментальное, мгновенное доверие (здесь-и-сейчас). У некоторых людей оно проявляется, у некоторых нет. Кто-то может сказать, что чувствовал подобное и по мимике, жестам и манере разговора мог начать доверять хотя бы в каком-то определённом вопросе совершенно незнакомому человеку. Это может вести дальше и присутствовать в качестве начала в феномене «случайного попутчика», о котором речь пойдёт немного позже.

По мнению Г. Джонса и Дж. Джорджа, существуют следующие типы доверия:

1) безусловное (полное и независимое от внешних факторов, основывается на совпадении норм, ценностей, взглядов и симпатии);

2) условное (формальное доверие, существующее только до тех пор, пока соблюдаются те или иные условия)[22; 32].

Бункер (Bunker) и Левицки (Lewicki) рассматривают три типа доверия (они относятся к деловым отношениям):

• по расчёту (в деловых отношениях – первый возникающий тип доверия);

• основанное на знании (в его основе частые контакты с людьми, а знание появляется о личностных характеристиках этих людей);

• по тождеству (полная уверенность в другом, потому что этот другой имеет схожесть в интересах, мировоззрении, нормах и ценностях) [22].

И.В. Антоненко предлагает типы (виды) доверия:

• Личностное,

• Межличностное,

• Социальное,

• Предметное,

• Абстрактное,

• Общее,

• Частное[2; 22].

Кроме того, есть факторы, которые влияют на формирование доверия, которые также выделяет И.В. Антоненко:

1) субъектные (объясняются свойствами субъекта);

2) объектные (объясняются свойствами объекта);

3) ситуационные (это такие внешние факторы, которые работают только в определённой ситуации);

4) факторы среды (это внешние факторы, которые действуют в течение длительного времени) [2; 22].

На основе представленного выше, можно сделать вывод о том в психологии нет общепринятого понятия доверия, кроме того, оно часто путается со схожими по названию терминами («вера», «уверенность»). В целом, можно сказать, что в отечественной психологии доверие понимается через отношение к человеку или людям, но это отношение является личностным, а, соответственно, субъективным. Кроме этого, разные авторы представляют разные классификации видов, форм, факторов, критериев доверия. И единой модели тоже не существует. Каждая относится к своей области, имеет под собой разные основания. Это говорит о том, что данная область открыта для изучений и инноваций. Что является крайне положительным для исследовательской деятельности.



2018-07-06 1097 Обсуждений (0)
Доверие: понятие, виды и функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Доверие: понятие, виды и функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)