Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности недоверия



2018-07-06 492 Обсуждений (0)
Психологические особенности недоверия 0.00 из 5.00 0 оценок




Т.П. Скрипкина утверждает, что доверие осознаётся в тот момент, когда утрачивается, поэтому можно предположить, что оно, по сути, естественно для людей. Также она говорит о том, что доверие или недоверие всегда как бы априорно есть, будь то доверие к одному человеку, группе людей или всему обществу, в целом [30; 51].

Недоверие может быть желанием защитить себя. Поэтому недоверие не всегда плохо. И доверие не всегда находится на противоположном полюсе от недоверия. Как и повышение доверия может вполне себе не вести за собой снижение недоверия. Причина проста: в чём-то мы можем одновременно доверять и не доверять одному и тому же человеку [28]. Это могут быть разные его социальные роли. Например, мы можем доверять человеку как сотруднику (потому что он отлично справляется со своей работой), но совершенно не доверять ему в качестве студента (потому что он учится для того, чтобы получить диплом, а знания его совершенно поверхностны и не всегда правильны). Или же мы можем доверять человеку неодинаково в разных делах. Например, мы доверим этому человеку проверить текст на грамматические ошибки (потому что он на отлично знает и понимает большинство правил написания), но не доверим ему решать задачу по физике (потому что он не разбирается в данной области).

В.Н. Куликов называет недоверие формой психологической защиты. Было экспериментально доказано, что человек не доверяет тем фактам, которые не сходятся с его личными мнениями, убеждениями и взглядами [28].

С. Н. Ениколопов и Ю. М. Кузнецова говорят о том, что при недоверии ожидаются негативные последствия со стороны того, кому не доверяют. Этот кто-то вызывает чувства страха и опасности. Такой человек обесценивается и не является значимым [22; 39].

Существует такой феномен, как кризис доверия. Он не тождественен психологическому или личностному кризису, не является стимулом к развитию или переходом на следующий уровень. Не проявляет себя, когда доверия не было изначально к кому-то (к себе или окружающим) или чему-то (явлениям, событиям). Кризис доверия проявляется, когда доверие утрачивается. Он может ощущаться как полное отсутствие доверия или как осознание разницы между количеством доверия сейчас и в прошлом. Может иметь как повсеместный (абсолютный), так и локальный характер. При этом может происходить некая дизадаптация, проявляющаяся в невозможности или затруднении предсказания и контроля ситуаций[15].

Есть мнение о том, что недоверие можно рассматривать как нарушение коммуникации (понимания и взаимности). При этом ожидается негативный опыт от сотрудничества, поэтому он всячески избегается, а коммуникация становится вынужденной или непрямой. Иногда недоверие становится невозможно преодолеть. В таких ситуациях возникает поведение, которое снижает его уровень и увеличивает внутреннее спокойствие [20]. Например, человек не будет говорить что-то важное или волнующего его лично при ком-то, кому он не доверяет, чтобы снять возможный наплыв тревожности из-за того, что этот другой может рассказать информацию третьим лицам.

С этим можно бороться, прибегая к разным методам. Например, предлагая изменить отношение к ситуации недоверия, найти плюсы в том, что это происходит. Также можно учиться открыто говорить человеку о том, что возникают сомнения в его словах или действиях. Или можно подключить посредников, чтобы держать коммуникацию и не бояться чего-либо[20; 23].

Доверие начинает формироваться в самом раннем возрасте. И в этом же возрасте оно может подрываться, что приводит к очень серьёзным последствиям в будущем.

В раннем возрасте это напрямую зависит от взаимоотношений с матерью. Если она не даёт должного количества внимания или вовсе отсутствует рядом, это порождает депривацию, которая несёт за собой неумение быть привязанным к взрослому человеку, а потом подрывает доверие ко всему миру, в целом [54]. То есть, базисное доверие просто-напросто не развивается.

Конечно, в данном контексте, можно вспомнить о синдроме госпитализма. Безусловно, это гораздо более серьёзно, чем просто неразвитое базовое доверие к миру. Данный синдром можно описать через нахождение ребёнка в ситуации эмоциональной и тактильной депривации. Так как в детских домах всего несколько человек ухаживают за большим числом людей. И просто не хватает времени на то, чтобы обнять каждого и проявить заботу о нём. Такие дети развиваются медленнее тех, кому проявляют больше внимания, чуткости и заботы. Конечно же, вкупе со всем этим, подрывается доверие к другим людям и миру.

Словом, «недоверие» можно принимать за отдельное и самостоятельное образование. Оно имеет своё значение, свои функции. В первую очередь – это функции защиты и обособления. Недоверие, как и доверие, начинает развиваться в самом раннем возрасте при общении ребёнка с матерью, если речь идёт о базовом доверии человека к миру. Если подобного рода взаимодействие нарушено, появится неумение доверять взрослому и базовое недоверие к миру. При этом недоверие нельзя всегда ставить на противоположный полюс от доверия. Иногда и чрезмерное доверие может статься чем-то «плохим», а недоверие проявит себя как нечто положительное для отдельной личности.



2018-07-06 492 Обсуждений (0)
Психологические особенности недоверия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности недоверия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)