Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние способа приобретения на экономическую эффективность грузового автомобиля в эксплуатации




 

УДК 656.136: 658.53

 

Р. Б. Баязитов

Уфимский филиал Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации

Х. А. Фасхиев, доктор технических наук, профессор

Уфимский государственный авиационный технический университет

[email protected]

 

 

Выявлены преимущества и недостатки различных способов приобретения грузовых автомобилей. Разработана методика оценки влияния способа приобретения грузового автомобиля на его экономическую эффективность в эксплуатации за жизненный цикл. Практическое применение методики показано на примере расчета экономической эффективности двух развозных автомобилей, приобретенных в лизинг, за счет собственных и кредитных средств. Расчеты произведены для покупателя юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Ключевые слова: грузовой автомобиль, экономическая эффективность, лизинг, лизинговый платеж, кредит, денежный поток, чистый дисконтированный доход.

 

Введение

При обновлении парка транспортных средств у менеджмента организации возникает естественный вопрос по выбору способа приобретения подвижного состава. Основные фонды могут быть куплены за счет собственных средств, в кредит или лизинг. В публикациях на вопрос, какой способ приобретения основных фондов наиболее выгодный, невозможно получить однозначный ответ. Например, в работах [1–3] при анализе способов приобретения автотранспортных средств перечислены в сравнительном аспекте преимущества и недостатки той или иной схемы в момент приобретения объекта. При этом этап эксплуатации транспортного средства, где проявляются особенности схем покупки автомобиля, авторами не рассматривается. Такой подход к принятию управленческих решений может привести к существенным потерям хозяйствующего субъекта. Экономическая эффективность коммерческого транспорта определяется на основе расчета денежных потоков при его эксплуатации, а способ приобретения непосредственно сказывается в денежных потоках [4]. Такая зависимость обусловлена, в частности, особенностями налогообложения объекта лизинга, применением в лизинговых схемах финансирования инвестиций ускоренной амортизации, принадлежностью объекта лизинга лизингодателю и др. При финансовом лизинге лизингополучатель окупает сумму, равную авансовому платежу, остальная часть стоимости объекта в виде амортизационных отчислений входит состав лизингового платежа. Лизинговые платежи относятся к себестоимости продукции или услуг. Следовательно, налогооблагаемая прибыль при лизинговом и кредитном финансировании инвестиций будут отличаться. Кроме того, условия покупки по разным схемам многообразны, имеют свои специфические особенности. Так, лизингодатели часто предоставляют лизингополучателям скидки, чего может не быть при приобретении того же объекта в кредит. Некоторые производители продукции, например, ПАО «КамАЗ», имеют дочерние лизинговые компании, которые предоставляют существенные льготы получателям лизинга, оказывают сопутствующие услуги по обслуживанию лизингового оборудования. Лизинговая компания «КамАЗ», например, сейчас реализует акцию «Легкий старт», по которой на семейство самосвалов КамАЗ-6520 предоставляется скидка в размере 350 тыс. руб., на семейство КамАЗ-65115 – 250 тыс. руб. Кроме того, на эти автомобили снижена ставка лизинга, клиенту предоставляется бонус на выбор – топливная карта или лизинговые каникулы.






Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)