Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. Общие проблемы экономического развития





ЭКОНОМИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

для студентов направления подготовки 270800.62 «Строительство»

всех форм обучения

 

Тюмень, 2014

 

Ческидов В. В. Экономическая теория: методические к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов специальности 270800.62 «Промышленное и гражданское строительство» обучающихся по направлению «Строительство» всех форм обучения / В.В.Ческидов.- Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2014.-

 

Методические указания разработаны на основании рабочих программ дисциплины «Экономика» ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ» специальности 270800.62 «Промышленное и гражданское строительство» всех форм обучения.

Данная дисциплина изучается во втором семестре. Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны содержание тем учебных дисциплин, тематический план по видам практических учебных занятий, даны рекомендации по подготовке к практическим занятиям

 

Рецензент:

 

 

Тираж: экз.

 

Заказ №

 

 

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

Ческидов В.В.

 

Редакционно-издательский отдел ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение4

Содержание практических занятий5

Тема 1. Предмет, основные этапы развития и методы экономической теории6

Тема 2. Проблемы ограниченности выбора13

Тема 3. Собственность в системе экономических отношений22

Тема 4. Механизм функционирования рынка27

Тема 5. Ценовая эластичность и реальные проявления35

Тема 6. Поведение потребителей и максимизация полезности42

Тема 7. Издержки производства49

Тема 8. Фирма в условиях совершенной конкуренции56

Тема 9. Монополия. Определение цены и объема производства61

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия67

Тема 11. Рынки факторов производства72

Тема 12. Национальная экономика: результаты и измерение. Система национальных счетов78

Тема 13.Макроэкономическое равновесие и его обеспечение84



Тема 14. Макроэкономическая нестабильность: безработица и

инфляция 89

Тема 15.Рынок денег и его взаимодействие с рынком благ95

Тема 16. Финансовая система и финансовая политика государства101

Тема 17. Совокупные доходы и социальная политика государства106

Тема 18. Переходная экономика и ее особенности в России. Экономический рост111

Библиографический список115

 

 

Введение

 

Методические указания предназначены для выполнения практических заданий студентами, обучающимися по направлению «Строительство» очной формы обучения. Дисциплина «Экономика» включена в гуманитарный, социально – экономический блок в качестве элемента федерального компонента. Изучение «Экономической теории» осуществляется после усвоения таких дисциплин, как «История», «Правоведение», «Математика». Полученные в ходе изучения «Экономической теории» знания и сформированные умения используются студентами при дальнейшем освоении профильных дисциплин и написания выпускной квалификационной работы.

Практические занятия призваны обеспечить развитие творческого профессионального мышления, познаний и профессионального использования знаний «Экономической теории» в учебных условиях. Профессиональное использование знаний языком «Экономической теории», научная точность, оперирование формулировками, понятиями, определениями, научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владение умениями и навыками постановки и решения проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстрации достижений подготовки – это главная цель практических занятий.

Эта цель достигается через выполнение следующих задач:

• Соблюдение единства теории и практики в изучении «Экономической теории».

• Использование знаний полученных на лекциях или самостоятельных занятиях при решении практических заданий.

• Интенсивное использование самостоятельной работы студентов.

• Использование коллективной формы работы на семинарском занятие и их разнообразие.

• Процесс выполнения заданий направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

• (ОК-7) способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

• (ОК-11) готовность применять экономические законы и теории, определять экономические показатели.

• (ПК-1) способность применять основные законы социально-экономических, гуманитарных и естественных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования. Теоретического и экспериментального исследования, владение математическим аппаратом при решении профессиональных проблем.

 

Содержание практических занятий

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На практических занятиях нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение тестов. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

• Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

• Беглый опрос.

• Решение 1-2 типовых тестов у доски.

• Самостоятельное решение тестов.

• Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий имеется большой банк заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от темы можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество тестов для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время тестов.

2. Выдавать задания с тестами разной трудности и оценку ставить за трудность решенного теста.

По результатам самостоятельного решения тестов следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам темы целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по теме подвести итоги ее изучения (например, провести контрольную работу в целом по теме или разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждый тест студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения теста преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении тестов. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Тема 1. Предмет, основные этапы развития и методы экономической теории.

Учебные цели:

1.Понять, что изучает теоретическая экономика.

2.Изучить методы экономического анализа.

3.Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой.

4.Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом.

5.Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели.

6.Выявить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития.

7.Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений

 

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Предмет экономической теории.

2.Методы познания экономических явлений.

3.Функции экономических наук

4.Три основных вопроса экономической системы.

 

Контрольные вопросы:

1.Что изучает экономическая теория?

2.Сформулируйте основную проблему экономической теории.

3.Противоречат ли друг другу, по вашему мнению, два варианта определения экономической системы, данные в лекции.

4.Назовите главные признаки классификации экономических систем.

5.В чем заключается проблема выбора для экономической системы?

6.Раскройте содержание главных вопросов экономической системы ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО? Могли бы вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ваш ответ.

7.Какова взаимосвязь между микро – и макроэкономикой?

8.В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

9.Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой?

10.Сформулируйте основные задачи экономической политики.

11. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими факта- ми, теорией и экономической политикой.

 

Темы рефератов и докладов:

1.Меркантилизм в российской государственной экономической политике.

2.Применение политики протекционизма в современном мировом хозяйстве.

3.Монетаризм в постсоциалистических странах.

4.Предмет экономики в работах институционалистов.

5.Теория народонаселения в работах экономистов 19 века.

Проверьте, как вы усвоили следующие основные термины и понятия:

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами найдите соответствующий термин или понятие.

а. Редкость

б. Предмет теоретической экономики

в. Нормативная экономика

г. Позитивная экономика

д. Микроэкономика

е. Макроэкономика

ж. Индукция

з. Дедукция

и. Гипотеза

к. Принципы (законы)

л. Корреляция

м. Логически ошибочное построение «post hoc. ergo propter hoc»

н. Допущение «при прочих равных условиях»

о. Экономическое мышление

 

1. Метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальным экономическими фактами.

2. Допущение, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные.

3. Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

4.Ограниченность ресурсов, необходимых для удовлетворения безграничны: материальных потребностей общества.

5. Изучение эффектного использования ограниченных производственных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

6. Обобщения, характеризующие мотивы и практику поведения индивидов и институтов.

7. Часть теоретической экономики, которая исследует экономику как целостную систему, формирует цели экономической политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.

8. Направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономической развития и экономическая политика.

9. Принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

10. Часть теоретической экономики, которая исследует, во-первых, обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, семейные хозяйства) во-вторых, отдельные рынки, конкретные цены; она формулирует принцип эффективного поведения продавцов и покупателей.

11. Анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принцип экономического поведения.

12. Некорректный ход рассуждений, согласно которому одно событие, предшествующее другому, рассматривается как его причина.

13. Систематическая и обусловленная связь между двумя видами явлений.

14. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее и проверки на опыте, и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной теорией

 

Вопросы и учебные задания.

1. В настоящее время основное течение экономической мысли трактует экономическую теорию как науку:

а)о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ;

б) о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, науку о богатстве;

в) изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов;

г) о рациональном поведении экономических агентов в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов;

д) определения нет.

2. Какие из приведенных ниже утверждений являются позитивными, а какие нормативными? Объясните почему.

а) Темп инфляции упал почти до нуля.

б) Темп инфляции упал почти до нуля, и самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.

в) Уровень доходов в России выше, чем на Украине.

г) Русские счастливее китайцев.

д) Поскольку людям не следует пит, мы должны увеличить налоги на крепкие напитки.

е) Если мы увеличим налоги на крепкие напитки, то снизим объем их потребления в обществе.

3. Экономическая школа, считавшая источником богатства общества торговлю

а) классическая политэкономия

б) кейнсианство

в) меркантилизм

г) марксизм

4. Проверка практикой полученных результатов (теорий, гипотез, концепций) обязательна для такого направления экономической теории, как:

а) позитивизм

б) нормативизм

в)диалектизм

5. В качестве главной задачи государственной экономической политики представители______________________выделяли стабилизацию денежной массы путем ежегодного прироста ее величины в пределах 3 – 5% .

а) монетаризм

б) кейнсианство

в) институционализма

г) физиократов

6. Именно __________________функция экономической теории делает ее основой всего комплекса экономических наук.

а) методологическая

б) познавательная

в) идеологическая

г) практическая

7. Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых – экономистов хiх века - _________________

а) Карл Маркс

б) Адам Смит

в)Давид Рикардо

г) Альфред Маршалл

8. Преимуществом интенсивного типа экономического роста является _____________

а) повышение наукоемкости производства

б) создание условий для относительно высокой занятости

в) исчерпание природных ресурсов

г) усиление затратного характера производства

9. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) Описательным.

б) Гипотетическим.

г) Дедуктивным.

д) Индуктивным.

10. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов.

а) Достижение полной занятости.

б) Поддержание экономического роста.

в) Экономическая безопасность.

г ) Экономическая эффективность.

11. Экономическая модель не является:

а) Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.

б) Инструментом для экономических прогнозов.

в) Комплексом экономических принципов.

г) Объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

12. Временами в обществе растет неприязнь к экономистам, им приписываются все сложности и провалы в экономике. Это объясняется тем, что:

а) Их теории и анализ чрезмерно усложнены.

б) Они руководствуются в первую очередь своими профессиональными интересами.

в) Они не обращают внимания на политические издержки своих рекомендаций, разрушая достигнутый ранее консенсус различных политических сил.

г) Все предыдущие ответы верны.

13. В экономике с древнегреческого термин «экономика» означает

а) законы хозяйства

б) торговля

в) рынок

г) производство

14. Экономическая система может быть

а) традиционной

б) рыночной

в) индустриальной

г) промышленной

15. Исторически первым технологическим способом производства было производство _____________________ характера.

а) присваивающего

б) инструментального

в) машинного

г) автоматизированного

16. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) Эффективное использование ресурсов.

б) Неограниченные производственные ресурсы.

в) Максимальное удовлетворение потребностей.

г) Материальные и духовные потребности.

д) Редкость блага.

17. Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) Производство в масштабе всей экономики.

б) Численность занятых в хозяйстве.

в ) Общий уровень цен.

г) Производство сахара и динамику его цены.

18. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) Микроэкономика.

б) Макроэкономика.

в) Менеджмента.

г) Международных финансов.

19. Методом исследования экономических процессов, при котором познание идет от общего к частному, является:

а) Дедукция.

б) Эксперимент.

в) Синтез.

г) Индукция.

20. «За последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции».

«Необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции».

Дайте свой комментарий и определите, какое заключение является позитивным и какое – нормативным.

21.«Структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей».

«Осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

Определите позитивное и нормативное утверждение, дайте свой комментарий.

22. Определите утверждения, относящиеся к микро – и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б)отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) минимальный уровень пенсий с ноября 2014 г. На территории России составляет рублей;

г) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или от личного дохода студента;

ж) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

Сформулируйте на основе проведенного анализа определение микроэкономики и макроэкономики.

23. В индийской притче о Будде и его ученике говорится: «Будда спросил ученика: «Кто там идет по дороге?» - «Красивая молодая женщина», - «Точнее!» - «Женщина». – «Точнее!». – «Человек». – «Точнее!» - «Скелет».

При каком ответе ученика теряется, на Ваш взгляд, познавательная ценность абстракции? Почему?

24. Экономику можно определить как:

а) науку о биржевом рынке;

б) науку о том, как общество решает вопросы «что», «как», и «для кого» производить;

в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка;

г) науку о том, как улучшить личное финансовое положение.

25. Что из нижеследующего неверно в отношении экономической модели? Экономическая модель:

а) отражает основные экономические принципы;

б) может объяснить, как функционирует реальная экономика;

в) часто основывается на упрощенных предложениях;

г) является идеальным отображением сложной экономической деятельности.

26. Все нижеследующие утверждения относятся к позитивной, за исключением того, что:

а) в августе 2014 г. Федеральная резервная система (Fed) снизила учетную ставку до 10%;

б) уровень безработицы в 2014 г. превысил 6%;

в) федеральный подоходный налог является несправедливым по отношению к семьям со средним уровнем дохода;

г) налог по социальному страхованию теперь превышает 40000 руб.

27. Микроэкономика изучает все нижеследующее, кроме:

а) общего объема производства предприятий;

б) увеличения или уменьшения уровня безработицы;

в) влияние на продажи повышения федерального акцизного налога на бутылку виски;

г) числа рабочих, занятых в определенной отрасли промышленности.

Список используемой литературы.

Основная:

1) «Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю,М.:Республика, 2005 стр.18-36

2) Вводный курс по экономической теории,Г.Н. Журавлева. стр.5-6

3) «Введение в рыночную экономику», под ред.А.П. Лит,

И.Н.Никулиной стр.440

4) Курс экономической теории, под ред. Чепурина, Киселевой. стр.37-39

5)Н.М. Зубко «Экономическая теория» стр.13-22

6) И.П. Николаева, Москва «Экономическая теория» стр.5-9

7) В.З.Баликоев, «Общая экономическая теория». стр.16-43

8) Курс экономики.Райсберг Б.А. стр.7-10

9) «Экономическая теория»,Е.Ф. Борисов, стр.35-60

10) «Вводный курс по экономической теории», под ред. Журавлевой стр.5-23

11) «Экономическая теория», К.Ховард, Г.Журавлева, Н.Эриашвили, стр.39-44

 

Дополнительная:

 

12) «Экономика», Самуэльсон Г.А. стр.5-15

13) «Экономическая теория»,В.Д.Камаева стр.9-17

14) ЭКОНОМИКА, Под редакцией А.С Булатова стр.1-4

15) Экономический образ мышления,Пол Хейне стр.26-17

16)Е.Ф. Борисов, «Основы экономических знаний» стр.13-20

17)«Микроэкономика.Глобальный подход»,Сакс Д.Д., Ларен Ф.б. стр.20-39

 

Тема 2. Общие проблемы экономического развития.

Учебные цели:

1.Сформулировать три основные проблемы, которые должна решать любая экономическая система, независимо от ее социальных характеристик и политической ориентации.

2. Показать механизм решения этих проблем в различных экономических системах.

3. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы принципы их классификации.

4. Раскрыть понятие «экономическая эффективность».

5. Уяснить, что представляют собой модель и кривая производственных возможностей, каковы их основные функции в экономическом анализе.

6. Раскрыть с помощью кривой производственных возможностей сущность альтернативных издержек и закона убывающей производительности факторов производства.

7. Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Основы экономической теории.

2.Граница производственных возможностей и альтернативные издержки.

3.Экономический рост и будущее.

 

Контрольные вопросы:

1.Сформулируйте основную проблему экономической теории.

2.Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей? Чем определяется динамика редкости ресурсов?

3.Что включает в себя понятие «экономические ресурсы»? Какие свойства товаров и услуг вы можете перечислить?

4.Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста. Объясните, почему так.

5.Объясните, что понимают экономисты под «редкостью» и под «свободными товарами».

6.Если количество земли увеличивается путем ряда последовательных приращений, а количество труда остается неизменным, то можно ли сказать, что и в этом случае действует закон убывающей доходности? Проиллюстрируйте и объясните это.

7.Опишите и сопоставьте:

а)закон убывающей доходности;

б)тенденцию к возрастанию доходности в связи с увеличением масштаба.

8.Экономисты часто пытаются вычислить стоимость 1 часа рабочего времени через размер зарплаты или уровень средних зарплат. Если судить по этим переменным, то стоимость единицы рабочего времени постоянно растет. Как рост стоимости единицы времени влияет на разные виды новых товаров и услуг? Как рост стоимости рабочего времени связан с широким распространением микроволновых печей, видеомагнитофонов, автоответчиков в банках?

 

Темы рефератов и докладов:

1.Объективные условия и противоречия экономического развития. 2.Современные производственные альтернативы и будущий рост.

3.Эффективность использования ограниченных ресурсов.

Проверьте, как вы усвоили следующие основные термины и понятия:

Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами найдите соответствующий термин или понятие:

• Экономические проблемы

• Производственные ресурсы

• Труд

• Капитал

• Земля

• Предпринимательский талант

• Потребительские товары

• Средства производства

• Экономическая эффективность

• Полная занятость

• Кривая (или линия) производственных возможностей

• Альтернативные издержки

• Экономический рост

• Рыночная система

• Командная экономика

• Традиционное общество

• Смешанная экономика

• Технология

 

1. Экономическая система, основанная на частной собственности, хозяйственное развитие которой регулируется исключительно ценовым механизмом.

2. Увеличение реального объема продукции и/или его рост на душу населения.

3. Уровень занятости, который предполагает фрикционную и структурную безработицу, но исключает циклическую ее форму.

4. Отношение между затратами редких ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.

5. Техника и способы производства товаров и услуг.

6. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные, ресурсы).

7. Кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов (групп продуктов) в условиях полной занятости и полного использования других факторов производства в экономике, технологическая основа и запас ресурсов которой постоянны.

8. Оборудование, орудия труда, машины, сырье, с помощью которых производятся товары и услуги.

9. Способность человека рационально использовать производственные ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь рисковать и выигрывать.

10. Экономическая система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.

11. Издержки (убытки), связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов. Эти издержки измеряются потерями вследствие отказа от альтернативных вариантов применения упомянутых ресурсов.

12.Товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности людей.

13.Экономическая система, основанная на государственной собственности и централизованных методах управления.

14. Экономическая система, в которой традиции, обычаи, опыт определяют практическое использование производственных ресурсов.

15. Факторы производства, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

16. Физические и умственные способности человека, которые затрачиваются при производстве товаров и услуг. '

17. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей.

18. Что производить, как, для кого.

 

Вопросы и учебные задания:

1.Предположим, вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 100 руб., и узнаете, что в магазине в двух милях отсюда его можно купить за 50 руб. Поедите ли вы туда покупать его? Сколько вы выгадаете от такого решения? Каковы альтернативные издержки вашего решения? Теперь предположим, что вы приходите в магазин, собираясь заплатить за товар 6000руб., но узнаете, что в другом магазине он стоит 5950 руб. Примите ли вы то же решение, что и раньше?

2.Альтернативные издержки получения образования не включают в себя:

а) заработную плату, которую бы вы получали, если бы вам не надо было учиться в университете;

б) деньги за учебники;

в) деньги на еду;

г) плату за обучение.

3.Кривая производственных возможностей (КПВ) выражает:

а) взаимозависимость двух факторов производства;

б) максимальный объем производства двух благ при данных ресурсах;

в) соотношение между производственными мощностями и объемом выпуска;

г) дополнительный выпуск при изменении объема ресурсов.

4.Совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы для создания товаров и услуг, называются

а) ресурсами

б) благами

в) товарами

г) продуктами

5.Совокупность всего того, что используется человеком в процессе производства, в экономической теории обозначается понятием

а) «технология производства»

б) «средства труда»

в) «производительные силы»

г) «средства производства»

6.Невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме определяется в экономической теории как:

а)ограниченность ресурсов

б) чрезмерность потребностей

в) доминирование псевдопотребностей

г) отсутствие природных ресурсов

7.«Земля» как ресурс и фактор производства в экономической науке означает

а) все используемые в производстве природные ресурсы

б) земельные площади, пригодные для использования человеком

в) земельные площади и полезные ископаемые

г) земельные площади, пригодные для сельского хозяйства

8.Ветка железной дороги, подведенная к предприятию, относится к такому фактору производства, как

а) капитал

б) земля

в) труд

г) предпринимательские способности

9.Примером экономического материального блага является

а) лес

б) проезд в троллейбусе

в) мировой океан

г) солнечный свет

10.Представьте экономику с пятью работниками, каждый из которых за день может произвести либо четыре торта, либо три рубашки.

а)Начертите границу производственных возможностей такого общества.

б) Сколько тортов могло потребить общество, если бы оно было готово обходиться без рубашек

в) Отметьте точки на вашем графике, соответствующие неэффективным методам производства

г)Технология производства рубашек усовершенствовалась и теперь один работник в течение дня может произвести пять рубашек начертите новую кривую производственных возможностей

11.Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

а) Полная занятость.

б) Полное использование производственных ресурсов.

в) Или полная занятость, или полное использование остальных ресурсов.

г) И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.

12.Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) Оплата его охраны и другого персонала.

б) Цена строительства стадиона в будущем году.

в) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительства этого стадиона.

13.Линия производственных возможностей показывает:

а) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

б) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.

в)Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.

г) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

14.Соотнесите виды товаров со следующими товарами:

а) инвестиционный товар длительного пользования;

б) инвестиционный товар кратковременного пользования;

в) потребительский товар длительного пользования;

г) потребительский товар кратковременного пользования;

• Административное здание промышленной компании.

• Нефть как исходный материал для пластмассы.

• Матрас в плавательном бассейне.

• Сигаретный автомат на автомобильном заводе.

• Смазочное масло в авторемонтной мастерской

• Квартиры для сдачи в наем.

• Теннисные мячи игрока – профессионала.

• Грузовик транспортного предприятия.

• Картофель в домашнем хозяйстве.

• Квартиры жилищного товарищества.

• Хлопок в прядильной мастерской.

15.В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства. Каким образом в этих условиях поддерживается экономический рост:

а) Потребуется все меньше и меньше производственных ресурсов.

б) Прирост дополнительных ресурсов не увеличит, а уменьшит общий объем производства.

в) Необходим прирост ресурсов, но цена дополнительной единицы ресурсов будет возрастать.

г) Потребуется все больше и больше ресурсов.

16. В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

а) Постройте кривую производственных возможностей по данным таблицы.

Варианты Тракторы Минометы Альтернативные издержки
А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  
З  

б) Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже ?

в) Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на линии производственных возможностей?

г) Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы.

д) Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются) ?

17.Допустим, год назад вы имели возможность вложить 50 тыс. руб. в акции трех предприятий, а также положить деньги в банк под 200% годовых. Вы купили за 50 тыс. руб. одну-единственную акцию предприятия А и теперь можете подвести итоги:

Предприятие Цена одной акции (в тыс.руб.) Дивиденты на одну акцию(в тыс.руб.)
А  
Б
В

Сколько у вас было конкурентоспособных альтернатив год назад?

Сколько вы проиграли по сравнению с лучшей альтернативой? Можно ли назвать этот проигрыш ценой выбора? Если уровень цен вырос за год в 20 раз, то какова прибыльность лучшего варианта?

18.Фермер может выращивать на своем участке картофель или клубнику. Альтернативные комбинации производства представлены в таблице:

Клубника, кг. Картофель, кг.

а) Определить альтернативную стоимость 1 кг. клубники.

б)Какие условия должны быть соблюдены, чтобы точка, характеризующая комбинацию производства находилась на линии производственных возможностей?

19. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 1,2 тыс. руб. в месяц или от работы референтом за 1 тыс. руб. в месяц. Иван поступил в ТГАСУ, где плата за обучение составляла 600 руб. в месяц. Какова альтернативная стоимость его решения?

а) 1,8 тыс.руб.

б) 1,2 тыс.руб.

в) 2,8 тыс.руб.

г) 0,6 тыс.руб.

д) 2,2 тыс.руб.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.082 сек.)