Механизм разрушения картеля
Несмотря на очевидную выгоду для участников, картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие его возникновению. Чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше их размер, чем более однородной является продукция и чем устойчивее спрос, тем выше вероятность картелизации отрасли. Напротив, при большом количестве фирм и низких отраслевых барьерах, высоких темпах роста отрасли и внедрения нововведений добиться координации деятельности фирм сложно и вероятность возникновения картеля падает. Во-вторых, даже в случае образования картеля возникает проблема обеспечения его стабильности, что представляет задачу куда более сложную, нежели его создание. В этом отношении важнейшей для сохранения картеля является проблема контроля за выполнением соглашения, тем более что внутри самого картеля заложен и механизм его разрушения (рис. 18.5). В случае конкурентного равновесия предложение отрасли составило бы Qk при цене Рk, а фирмы отрасли не получали бы экономической прибыли. При достижении картельного соглашения фирмы отрасли должны будут сократить предложение до Qkr и продавать свою продукцию по установленной картельным соглашением цене Рkr, что обеспечит им получение монопольной прибыли при МС = MRkr. Но это возможно только в том случае, если фирмы отрасли будут производить в объеме определенных для участников картеля квот qkr. Проблема, однако, состоит в том, что для отдельной фирмы, входящей в картель, прибыль максимизируется при Рkr = МС и она будет стремиться увеличить свой выпуск до q. Если все члены картеля поступят подобным образом, то рыночный объем вырастет до Q1, а рыночная цена упадет до Рk и экономическая прибыль фирм отрасли снова станет нулевой, что будет означать разрушение картеля. Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая же реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и наложения санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения. Механизм разрушения картеля · величина монопольной цены · число фирм на рынке · трансакционные издержки · дифференциация продукции · наличие избыточных мощностей
Модели олигополии без сговора. Модель ломаной кривой спроса Модель ценовой олигополии – фирмы принимают решение о цене. Используется в тех случаях, если фирма может быстро изменить объем поставок и завоевать рынок. Применение: розничная торговля, рынки услуг. Если одна из фирм изменит цену, то конкуренты выберут одну из двух стратегий. 1) Игнорирование. Если фирма повысит цену выше равновесной, то кривая спроса будет эластичной: если фирма немного повысит цену, она существенно снизит объем продаж. Если другие фирмы не последуют, то они будут ее вытеснять. 2) Следование. Если фирма понизит цену ниже равновесной, то спрос у этой фирмы будет не эластичным: снижение цены даст небольшой рост объема продаж. Другие фирмы последуют снижению цены, не допустят укрепление фирмы за их счет. Вывод:Кривая спроса ломанная. Разрыв в точке А (предельный доход) на участке ВС. Если МС возрастают в пределах ВС, то оптимальная цена останется прежней. Это гарантирует стабильность цен при небольшом изменении издержек. Максимум прибыли в точке А говорит о том, что у олигополиста нет стимула отходить от сговора.
Модель дуополии Курно
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4066)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |