Ключевые термины и понятия. Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене Коэффициент эластичности по цене Перекрестная эластичность спроса по цене Эластичность спроса по доходу Краткосрочный, среднесрочный и долговременный рыночные периоды Эластичность предложения по цене
Тема 5.Теория потребительского поведения Исследование соотношения потребностей и спроса. Принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Принцип редкости, связанный с ограниченным производством того или иного товара. Принцип функциональных связей. Потребности и полезность. Общая и предельная полезность. Два объяснения закона спроса: с помощью эффекта дохода и закона убывающей полезности. "Законы Госсена". Потребительский выбор и кардиналистская функция полезности. Правше максимизации полезности. Кривые безразличия и бюджетные линии. Предельная норма замещения одного продукта (набора) другим. Ординалистская функция полезности. Равновесие потребителя. Движение от порядковой полезности к качественной как развитие ординалистского подхода. Излишек потребителя: его природа и два способа определения. Суммарная полезность и суммарный излишек потребителей. Налоги, дотации и излишки. Потребительский выбор во времени. Ценность времени. Кривые безразличия и временной горизонт потребителя. Линия возможностей потребителя (линия трансформации).
Методические указания Любой человек на рынке осуществляет потребительский выбор, который он делает на основе принципов рационального поведения. Нужно учесть, что потребитель осуществляет выбор в зависимости от полезности для него покупаемых благ, от уровня цены и величины собственного дохода. Комбинации этих категорий могут приносить различные результаты для потребителя — большее или меньшее удовлетворение потребностей. В последней трети XIX в. несколько ученых предложили количественную теорию полезности, полагая, что полезности различных благ можно соизмерить. Так сформировался количественный (кардиналистический) подход теории потребительского поведения. Необходимо вникнуть в содержание этого подхода, научиться свободно использовать его методику анализа и инструменты для того, чтобы подойти к проблеме максимизации полезности. В центре внимания должны быть понятия общей и предельной полезности, а также принцип убывающей предельной полезности. Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. Утверждение, что предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага которым располагает потребитель, называют "законом"убывающей предельной полезности (кавычки выражают гипотетический характер этого закона, его аксиоматическую сущность). Г. Госсен обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Смысл первого "закона" Госсена выражается в двух положениях: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого объекта убывает;
Рис. 5.1. Убывание полезности в одном непрерывном акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б) Второй «закон» Госсена гласит: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность. Однако, осуществляя выбор благ, потребитель учитывает не только их полезность, но также цены на продукты и величину своего бюджета. Беря во внимание эти три фактора, потребитель стремится максимизиро-, вать удовлетворение своей потребности. Правило максимизации заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором отношения предельных полезностеи отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через М11 (англ. таг§ша1 иШу), получим равенство:
С помощью правила максимизации легко объяснить нисходящий характер кривой спроса индивида. Нужно учитывать действие эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на какой-либо товар у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц благ. Эффект замещения заключается в том, что потребитель стремится покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею более дорогие товары. Количественная теория полезности встретила серьезную критику. Была создана порядковая теория полезности, или ординалистский подход, при котором полезности благ не измеряются в каких-то искусственных единицах, а устанавливается "предпочтительность" товарных наборов. В этой теории используются более совершенные инструменты анализа: кривые безразличия и бюджетные линии. Необходимо тщательно изучить свойства этих инструментов и учесть, что основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения. Предпочтения человека можно представить в графической форме, задавая вопросы о том, как этот человек ранжировал бы альтернативы двух товаров (или наборов). Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации продуктов X У, дающие потребителю равный объем удовлетворения, или полезности. Набор кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называется картой безразличия. Она содержит полную информацию о системе предпочтения потребителя. Можно выявить некоторые свойства кривых безразличия. Свойство 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон по той причине, что продукты X и У обладают полезностью для потребителя. Чтобы сохранить тот же общий уровень полезности набора при уменьшении товара X, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением потребления товара У. Свойство 2. Две кривых безразличия не могут пересекаться, так как один набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями Полезности. Свойство 3. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Предельная норма замещения У на X (МRSХY) - количество товара У, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара X, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:
Выбор потребителя определяют система предпочтений (субъективный фактор), цены товаров и бюджет потребителя (объективные факторы). Цены и бюджет характеризуются с помощью бюджетной линии, которая демонстрирует, что доступно покупателю. Бюджетная линия показывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Расположение бюджетной линии меняется при изменении цен и бюджета, а наклон ее зависит от соотношения цен двух товаров (Рх : Ру). Теперь, чтобы определить выбор потребителя, карта кривых безразличия и бюджетная линия накладываются на одну систему координат. Оптимальный выбор потребителя выявится в точке касания бюджетной линии кривой безразличия. Эта точка касания определяет равновесие потребителя (рис. 5.2).
Рис. 5.2. График потребительского выбора. Оптимум потребителя (точка Е)
Основным вопросом в данной теме является потребительский излишек. Это выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой. Выигрыш потребителя появляется в результате действия "закона" убывающей предельной полезности, так как цена спроса для некоторого объема благ совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Следует графически показать образование излишка потребителя, используя кривые спроса или безразличия.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (756)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |