Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ключевые термины и понятия. Чистая (совершенная) конкуренция





 

Чистая (совершенная) конкуренция

Несовершенная конкуренция

Средний, валовой и предельный доход

Кривая спроса конкурентной фирмы

Кривая предложения конкурентной фирмы

Максимизация прибыли

Минимизация убытков

Закрытие фирм

Правило: МR = MC

 

Тема 9. Чистая монополия и рыночная власть

 

Чистая монополия: сущность и условия ее образования. Барьеры для вступления в отрасль. Естественные монополии.

Монопольная власть и ее источники. Концентрация рынка и ее при­чины. Коэффициент концентрации рынка и индекс рыночной концентрации Герфиндаля. Прибыли как симптом монопольной власти. Индекс Лер-нера как показатель меры монопольной власти.

Спрос на продукт монополиста. Цена и предельный продукт при монополизме. Ценовая эластичность. Правило "большого пальца" при моно­полистическом ценообразовании.

Максимизация прибыли монопольными фирмами в краткосрочном плане. Монопольная прибыль. Уравнение предельного дохода и предель­ных издержек. Монопольное краткосрочное равновесие.

Долгосрочное монопольное предложение. Ценовая дискриминация и ее роль в увеличении прибыли монополиста. Монопольное и конкурентное равновесие.

Социальная цена монополии. Влияние монополии на использование ресурс»в, уровень издержек, темпы научно-технического прогресса и рас­пределение доходов.

Сдерживание монополистической власти. Антимонопольная полити­ка. Влияние налогов и регулирование цен. Реакция монополий на государ­ственное регулирование. Дерегулирование.

 

Методические указания

Понятие чистой монополии является абстракцией. Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец, но встреча­ются фирмы, весьма близкие к чистой монополии, т.е. обладают большой долей рынка. Суть дела в том, что фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией, но ограниченный монополист стремится к абсолютному монополизму. Степень, до которой отдельный монополист может использовать монопольную власть, зависит от наличия на рынке близких заменителей его продукта и от доли его в общих продажах на рынке. Существуют несколько методов диагностиро­вания монопольной власти. Среди них используются два главных. Первый - индекс Герфиндаля, с помощью которого определяется концен­трация рынка путем оценки доли рынка 8, измеренной в процентах поста­вок каждой фирмы для продажи на данном рынке, и последующего сумми­рования возведенных в квадрат долей рынка у
каждой фирмы:



где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;

S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т.д.

 

Рынок с Н = 1000 или ниже рассматривается как относительно не­концентрированный. Рынок, для которого Н = 1800 и более, считается рынком с высокой концентрацией и монополизацией.

Второй показатель монопольной власти - коэффициент Лернера:

L= (Р - МС)/Р, где Р - цена; МС - предельные издержки. Численное зна­чение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совер­шенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Обычно трудно получить реальные данные по предельным издерж­кам. Однако известно, что при равновесии в долгосрочном плане МС = АС. Тогда индекс L может быть записан следующим образом: L = (Р — АС)/Р.

Умножая уравнение на объем продаж, получаем:


Чем выше в долгосрочном периоде отношение прибыли к выручке от продаж, тем выше степень монополистической власти на рынке.

Крупная фирма, становясь монополией, устанавливает барьеры для входа в отрасль других фирм, поддерживающие ее монопольную власть. Это обладание патентами на изобретения, получение лицензий на род дея­тельности, собственность на важнейшие виды ресурсов, низкие издержки крупного производства и др.

Прибыль, которую может получить монополист, в первую очередь зависит от спроса на его продукт, а спрос зависит от изменения цен, кото­рые устанавливает монополист. Здесь следует обратить внимание на два обстоятельства: во-первых, спрос на продукт монополиста не является со­вершенно не эластичным — потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного продукта, переключаются на потреб­ление других товаров; во-вторых, монополист, стремясь расширить спрос, объем продаж, идет на понижение цен, поэтому предельный доход допол­нительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена, и зависит от це­ны товара и эластичного спроса (рис.9.1).

Это правило "большого пальца" для ценообразования.

Чем выше эластичность спроса, тем больше приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наобо­рот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможно­стей "взвинчивать" цены и получать монопольные доходы.

Вопросы о максимизации прибыли монопольными фирмами в крат­косрочном периоде связаны с тем, что они регулируют продаваемое коли­чество товара так, чтобы предельный доход уравнялся предельными из­держками. При этом максимизирующий прибыль монополист всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Только так он обеспечит монопольное равновесие. Нужно разли­чать монопольное и конкурентное равновесие. Лучше всего это показать с помощью графика.

 

 
 

Рис.9.1. Спрос для монополиста (D), предельный доход (МR), общий доход (ТR.) и эластичность (ЕЛ)

 

 
 

Имея информацию об эластичности спроса и предельных издержках, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции:

Далее нужно рассмотреть долгосрочное монопольное равновесие и яри этом учесть, что в данном случае максимизирующая прибыль монополия расширяет свои операции до тех пор, пока не выпускается количество товара, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (МR = LRМС). Когда существует чистая монополия, в долгосрочном периоде прибыль не в состоянии выполнить функцию "приманки" для новых фирм, как в случае с конкурентным рынком. Это нарушает ответную реакцию рыночного предложения и служит тому, что­бы удерживать цены выше, чем они были бы в случае совершенной конку­ренции. Необходимо построить графическую модель долгосрочного равновесия на монопольном рынке.

Рассматривая монопольное предложение, нужно учесть, что хотя монопольная фирма и имеет кривую предельных издержек, наклоненную вверх, та не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара, когда спрос на него возрастает. Изменение количества товара, предлагае­мого монополией, зависит от сдвига кривой предельного дохода.

При рассмотрении проблемы максимизации прибыли монополией нужно учесть роль ценовой дискриминации, т.е. продажу товаров данного качества и при данных затратах по различным ценам различным покупате­лям. Это дает возможность увеличить монопольную прибыль (рис.9.2).

 
 

 

 

Рис.9.2. Дискриминация и прибыль монополии. Прибыль без дискриминации - Р5ОЕР3, прибыль при дискриминации - Р5ОЕР

 

Среди монополий особое место занимают естественные монопо­лии. Они существуют в отраслях, обеспечивающих население такими важ­ными услугами, как электро-, водо-, газо-, теплоснабжение, транспорт и др. Большой масштаб производства обеспечивает им стабильность в по­ставках благ и низкие цены за счет низких издержек, что выгодно всем по­требителям.

Наконец, необходимо выявить социально-экономические последст­вия монополии: в использовании ресурсов, осуществлении научно-технического прогресса, перераспределении дохода, насыщении рынка то­варами и т.д. Социальная цена монополии является мерой потерь общест­вом чистой полезности, возникающих в результате уменьшения доступно­сти товара для потребителей, когда монополия максимизирует прибыль. Вопрос этот весьма актуален для России, на рынках которой монополизм сильнее, чем в развитых странах. Эту проблему можно подвергнуть специ­альному анализу, включая в него антимонопольную политику.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)