Ключевые термины и понятия. Альтернативная стоимость использованных ресурсов
Альтернативная стоимость использованных ресурсов Экономические (временные) издержки Нормальная и экономическая прибыль Функция издержек Совокупные издержки Переменные издержки Средние переменные издержки Средние постоянные издержки Предельные издержки Краткосрочная и долгосрочные издержки Изокоста Траектория роста Тема 8. Чистая конкуренция
Четыре модели рынка. Предпринимательские фирмы, их функции и виды. Корпоративные и некорпоративные фирмы. Отрасли. Спрос на продукт конкурентной фирмы. Средний, валовой и предельный доход. Графическое изображение. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции. Валовой доход, совокупные издержки и экономическая прибыль. Предельный анализ максимизации прибыли. Предложение в краткосрочном периоде. Влияние закона уменьшающейся предельной производительности на закон предложения. Факторы, влияющие на краткосрочное рыночное предложение. Изменение цены и выигрыш производителя. Предложение в долгосрочном периоде и максимизация прибыли. Конкурентное равновесие в долгосрочном плане. Характеристика долгосрочного конкурентного равновесия. Приспособление отрасли к увеличению и уменьшению спроса. Долгосрочная кривая отраслевого предложения при постоянных, возрастающих и убывающих издержках. Изменение прибыли и убытков. Чистая конкуренция и эффективность. Производственная эффективность Р= АС.
Методические указания Современный рынок обладает сложной структурой. Можно выделить два типа рыночной структуры: совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию. Последний тип рыночной структуры делится на три вида (модели): монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. С точки зрения теоретической первостепенное значение имеет анализ рыночной подели чистой конкуренции, т.е. без присутствия элементов монополизму так как выявленные принципы функционирования этой модели имеют место во всякой другой, где действуют конкурентные начала. С точки зрения практической это тоже важно, поскольку общество с рыночной экономикой осуществляет постоянную заботу о сохранении и развитии конкурентных отношений. Из вышеизложенного ясно, что свойства чистой конкуренции должны быть изучены особенно хорошо. Необходимо начать с анализа спроса конкурентной фирмы, имея в виду, что кривая спроса на ее продукцию является в то же время кривой дохода. То, что является ценой за единицу продукции для покупателя (его расход), служит средним дохода для продавца, а от объема проданной продукции будет зависеть валовой доход. Необходимо отметить, что в этой модели предельный доход, т.е. дополнение к валовому доходу на каждой добавочно проданной единице продукции, равен среднему доходу и цене товара. Это равенство является "несущей конструкцией" модели чистой конкуренции. Далее очень важно показать, как фирма определяет объем производства в краткосрочном периоде, иначе говоря, как она строит свою кривую предложения. Проблема решается на основе выбора ситуации, в.которой фирма максимизирует свою прибыль (или минимизирует убытки, если таковые возникают). Экономисты выработали два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки: сопоставление валового дохода с валовыми издержками и сравнение предельного дохода с предельными издержками. При каждом подходе решаются вопросы: 1) Какой объем продукции выгодно производить фирме? 2) Как лучше достичь максимума возможной прибыли? 3) Как удержать фирму «на плаву», если возникают убытки, и когда ее следует закрывать? Ответы на эти вопросы получают на основе анализа информации о положении фирмы при различных уровнях выпуска продукции, результаты сводятся в таблицы. Однако наглядность достигается с помощью графических методов. Нужно уметь строить графики для различных состояний фирмы: максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия фирмы. При этом нужно сохранить принцип рассмотрения производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде фирма стремится максимизировать прибыль путем снижения издержек и выбора оптимального объема производства (рис.8.1). Рис. 8.1. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) дохода и издержек: ТК - валовой доход; ТС - валовые издержки; точки А и В называются критическими, так как за их пределами фирма убыточна; МП - предельный доход; МС - предельные издержки
В долгосрочном периоде фирма более свободна в выборе хозяйственных решений, вплоть до ухода с рынка. Здесь все издержки являются переменными. В долгосрочном периоде ни одна из фирм не может работать с убытками. Если некоторые фирмы данной отрасли станут убыточными, они свернут свое производство, уйдут с отраслевого рынка, что приведет к снижению общего рыночного предложения до уровня спроса. Возникнет равновесие, при котором экономическая прибыль равна нулю. Если на рынке отрасли возникнут повышенный спрос и экономическая прибыль, то в отрасль войдут новые фирмы, которые увеличат выпуск продукции и предложение ее. В результате цена снизится и экономическая прибыль ликвидируется. Следовательно, в долгосрочном периоде устойчивое равновесие возможно, если экономическая прибыль фирмы равна нулю. Совокупное предложение при этом равно совокупному спросу. Условие долговременного устойчивого равновесия достигается, когда цена продукта равна предельным издержкам и минимуму средних издержек длительного периода: Ключевой вопрос темы: является ли чистая конкуренция эффективной? Экономисты сходятся на том, что она эффективна. С одной стороны, конкуренция подталкивает фирмы снижать издержки путем введения новшеств, т.е. она стремится, чтобы средние издержки были не выше рыночной цены:
С другой стороны, при чистой конкуренции происходит быстрый перелив ресурсов из отраслей, продукция которых имеет низкий спрос, в отрасли с высоким спросом. Эта эффективность распределения ресурсов для фирм выражается в том, чтобы предельные издержки были бы выше рыночных цен (Р = МС), тогда ресурсы останутся в данной фирме, и она сохранит свои позиции на рынке. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост доходов по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто равенство предельного дохода и предельных издержек (МR=МС). То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 8.1, б, объем Qо). Объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, называется точкой оптимального выпуска. Убытки могут возникать при снижении цены, тогда фирма должна будет минимизировать убытки, но тоже в точке, где МR = МС пока Р > АVС. Однако если цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, т.е. Р < АVС, фирма вынуждена будет закрыться. Учитывая указанные условия, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рис.8.2).
Рис.8.2. График предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде Фирма начинает производство при цене не ниже минимума средних переменных издержек (Р1) и будет продолжать увеличивать выпуск до Q3 при цене Р3, минимизируя убытки, затем при росте цены до Р4 и далее до Р5 будет производить от Q3 до Q5, максимизируя прибыль. Кривая Х1Х2 будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от Р1 до Р5.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |