Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые термины и понятия. Альтернативная стоимость использованных ресурсов




Альтернативная стоимость использованных ресурсов

Экономические (временные) издержки

Нормальная и экономическая прибыль

Функция издержек

Совокупные издержки

Переменные издержки

Средние переменные издержки

Средние постоянные издержки

Предельные издержки

Краткосрочная и долгосрочные издержки

Изокоста

Траектория роста

Тема 8. Чистая конкуренция

 

Четыре модели рынка. Предпринимательские фирмы, их функции и виды. Корпоративные и некорпоративные фирмы. Отрасли.

Спрос на продукт конкурентной фирмы. Средний, валовой и пре­дельный доход. Графическое изображение.

Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции. Валовой доход, совокупные издержки и экономическая прибыль. Предельный ана­лиз максимизации прибыли.

Предложение в краткосрочном периоде. Влияние закона уменьшаю­щейся предельной производительности на закон предложения. Факторы, влияющие на краткосрочное рыночное предложение. Изменение цены и выигрыш производителя.

Предложение в долгосрочном периоде и максимизация прибыли. Конкурентное равновесие в долгосрочном плане. Характеристика долго­срочного конкурентного равновесия. Приспособление отрасли к увеличе­нию и уменьшению спроса. Долгосрочная кривая отраслевого предложе­ния при постоянных, возрастающих и убывающих издержках. Изменение прибыли и убытков.

Чистая конкуренция и эффективность. Производственная эффектив­ность Р= АС.

 

Методические указания

Современный рынок обладает сложной структурой. Можно выделить два типа рыночной структуры: совершенную (чистую) и несовершенную конкуренцию. Последний тип рыночной структуры делится на три вида (модели): монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. С точки зрения теоретической первостепенное значение имеет анализ ры­ночной подели чистой конкуренции, т.е. без присутствия элементов моно­полизму так как выявленные принципы функционирования этой модели имеют место во всякой другой, где действуют конкурентные начала. С точки зрения практической это тоже важно, поскольку общество с рыноч­ной экономикой осуществляет постоянную заботу о сохранении и разви­тии конкурентных отношений. Из вышеизложенного ясно, что свойства чистой конкуренции должны быть изучены особенно хорошо. Необходимо начать с анализа спроса конкурентной фирмы, имея в виду, что кривая спроса на ее продукцию является в то же время кривой дохода. То, что яв­ляется ценой за единицу продукции для покупателя (его расход), служит средним дохода для продавца, а от объема проданной продукции будет зависеть валовой доход. Необходимо отметить, что в этой модели предельный доход, т.е. дополнение к валовому доходу на каждой добавочно проданной единице продукции, равен среднему доходу и цене товара. Это равенство является "несущей конструкцией" модели чистой конкуренции.



Далее очень важно показать, как фирма определяет объем производ­ства в краткосрочном периоде, иначе говоря, как она строит свою кривую предложения. Проблема решается на основе выбора ситуации, в.которой фирма максимизирует свою прибыль (или минимизирует убытки, если та­ковые возникают).

Экономисты выработали два подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки: сопоставление валового дохода с валовыми издержками и сравнение предельного дохода с предельными издержками. При каждом подходе решаются вопросы: 1) Какой объем продукции вы­годно производить фирме? 2) Как лучше достичь максимума возможной прибыли? 3) Как удержать фирму «на плаву», если возникают убытки, и когда ее следует закрывать? Ответы на эти вопросы получают на основе анализа информации о положении фирмы при различных уровнях выпуска продукции, результаты сводятся в таблицы. Однако наглядность достига­ется с помощью графических методов. Нужно уметь строить графики для различных состояний фирмы: максимизации прибыли, минимизации убыт­ков и закрытия фирмы.

При этом нужно сохранить принцип рассмотрения производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В краткосрочном периоде фирма стремится максимизировать при­быль путем снижения издержек и выбора оптимального объема производ­ства (рис.8.1).


Рис. 8.1. Выбор объема производства фирмой путем сопоставления вало­вых (а) и предельных (б) дохода и издержек: ТК - валовой доход; ТС - валовые издержки; точки А и В называются критическими, так как за их пределами фирма убыточна; МП - предельный доход; МС - предельные

издержки

 

В долгосрочном периоде фирма более свободна в выборе хозяйст­венных решений, вплоть до ухода с рынка. Здесь все издержки являются переменными. В долгосрочном периоде ни одна из фирм не может рабо­тать с убытками. Если некоторые фирмы данной отрасли станут убыточ­ными, они свернут свое производство, уйдут с отраслевого рынка, что при­ведет к снижению общего рыночного предложения до уровня спроса. Воз­никнет равновесие, при котором экономическая прибыль равна нулю.

Если на рынке отрасли возникнут повышенный спрос и экономиче­ская прибыль, то в отрасль войдут новые фирмы, которые увеличат выпуск продукции и предложение ее. В результате цена снизится и экономическая прибыль ликвидируется.

Следовательно, в долгосрочном периоде устойчивое равновесие воз­можно, если экономическая прибыль фирмы равна нулю. Совокупное предложение при этом равно совокупному спросу.

Условие долговременного устойчивого равновесия достигается, ко­гда цена продукта равна предельным издержкам и минимуму средних из­держек длительного периода:

 
 

 
 

Ключевой вопрос темы: является ли чистая конкуренция эффектив­ной? Экономисты сходятся на том, что она эффективна. С одной стороны, конкуренция подталкивает фирмы снижать издержки путем введения нов­шеств, т.е. она стремится, чтобы средние издержки были не выше рыноч­ной цены:

 

С другой стороны, при чистой конкуренции происходит быстрый пе­релив ресурсов из отраслей, продукция которых имеет низкий спрос, в от­расли с высоким спросом. Эта эффективность распределения ресурсов для фирм выражается в том, чтобы предельные издержки были бы выше ры­ночных цен (Р = МС), тогда ресурсы останутся в данной фирме, и она со­хранит свои позиции на рынке.

До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост доходов по сравнению с ростом издержек, фирма будет на­ращивать производство. Когда дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. Переломной точкой станет момент, когда будет достигнуто ра­венство предельного дохода и предельных издержек (МR=МС). То количе­ство продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет вы­брано фирмой (рис. 8.1, б, объем Qо).

Объем производства, при котором предельный доход равен предель­ным издержкам, называется точкой оптимального выпуска.

Убытки могут возникать при снижении цены, тогда фирма должна будет минимизировать убытки, но тоже в точке, где МR = МС пока Р > АVС.

Однако если цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, т.е. Р < АVС, фирма вынуждена будет закрыться.

 
 

Учитывая указанные условия, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рис.8.2).

 

Рис.8.2. График предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде

Фирма начинает производство при цене не ниже минимума средних переменных издержек (Р1) и будет продолжать увеличивать выпуск до Q3 при цене Р3, минимизируя убытки, затем при росте цены до Р4 и далее до Р5 будет производить от Q3 до Q5, максимизируя прибыль. Кривая Х1Х2 будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от Р1 до Р5.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)