Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые термины и понятия. Основной капитал



2015-11-07 603 Обсуждений (0)
Ключевые термины и понятия. Основной капитал 0.00 из 5.00 0 оценок




Капитал

Основной капитал

Оборотный капитал

Физический и моральный износ

Инвестирование

Экономическая, или чистая, прибыль

Предпринимательский доход

Процент

Ставка процента

Предельная норма окупаемости инвестиции

Предельная чистая окупаемость инвестиций

Полезный срок службы основного капитала

Инновации

 

Тема 14. Рынки земли и рента

Рынки земли. Спрос на землю и предложение земли. Цены на землю и факторы, влияющие на них.

Земельная рента, ее сущность и виды. Различия в ренте в зависимо­сти от плодородия, местоположения земельных участков и от интенсифи­кации производства. Альтернативное использование земли и издержки. Частная собственность на землю и рента. Аренда земли и арендная плата. Земельная реформа в России: результаты и проблемы.

 

Методические указания

Непременные условия производства составляют труд, капитал и ес­тественные факторы, важнейшим среди которых является земля. Владелец земли, отдавая ее в пользование, получает определенную денежную компенсацию, называемую рентой. Рента есть следствие монополии, точнее, естественной монополии. Землевладельцы могут требовать ренту за свои земли, потому что земля является товаром, в котором нуждаются многие, но никто не может его заполучить у кого-либо еще кроме землевладельца.

Земля среди всех факторов производства обладает уникальностью. Нужно выявить эту уникальность, благодаря которой складываются цены на землю. Земля приобретается ради дохода, поэтому цены на нее зависят от рента. Можно сказать, что цены на землю представляют собой дисконтированную стоимость будущей земельной ренты. Следовательно, при этом учитывается уровень процентной ставки.

Формула цены земли: RL = R/i, где R - годовая рента; i - рыночная ставка судного процента.

Существует рынок земли, на котором формируется спрос и предло­жение этого ресурса. Обратите внимание на то, что где бы практически ни использовалась земля, ее предложение всегда абсолютно неэластично. Фиксированный характер предложения земли означает, что спрос высту­пает единственным фактором, определяющим земельную ренту и цену земли.

Вопрос о ренте в социальном плане является дискуссионным. Со­циалисты давно говорят о том, что земельная рента - не заработанный до­ход, так как земля - бесплатный дар природы, поэтому должна быть на­ционализирована. Существует также идея единого налога на землю. Обе точки зрения имеют свои слабости. Необходимо рассмотреть проблему ренты в экономическом и социальном плане.

Далее обратим внимание на то, что земельные участки значительно отличаются по производительности. Эта разница в продуктивности проис­ходит из-за различий в плодородии почвы и климатических условий, и она порождает дифференциальную ренту.

Следует учесть, что рента может возникнуть и в результате вложе­ний капитала в улучшение земли, что делает данный участок земли более производительным и более доходным.

В первом случае земельную ренту присваивает землевладелец, во втором - землепользователь.

Нельзя забывать и об альтернативном использовании земли - для разработки полезных ископаемых, строительства дорог, предприятий, до­мов. Хотя с точки зрения общества земля есть бесплатный дар и не имеет издержек производства, но рентные платежи индивидуальных производи­телей выступают как издержки. В целом цена земли имеет тенденцию роста.

Необходимость земельной реформы в России определяется низкой эффективностью сельского хозяйства. Отсутствие рыночных отношений (конкуренции) привело в итоге к аграрному кризису. Необходимо кон­кретно проанализировать состояние сельского хозяйства и направления реформ, выявить препятствия на пути преобразований.

Ключевые термины и понятия

Земля как фактор производства

Цена земли

Рента

Дифференциальная рента

Арендная рента

Альтернативное использование земли

Аграрный кризис

Земельная реформа

 

Тема 15. Общее равновесие и экономическая эффективность

Анализ общего равновесия. Пути достижения общего равновесия. Эффективность при обмене. Выгода торговли для ее участников. Исполь­зование диаграммы, известной как "ящик Эджворта". Эффективное рас­пределение благ в обмене и кривая контрактов. Равновесие потребителей на рынке.

Справедливость и эффективное распределение на рынке. Использо­вание графика границ возможных полезностей. Парету-эффективный ре­зультат.

Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджвор­та. Эффективность вложений. Равновесие производителей на конкурент­ном рынке факторов. Граница производственных возможностей и эффек­тивность выпуска товаров.

Общий взгляд на эффективность конкурентных рынков. Эффектив­ность несостоятельных рынков. Рынки с асимметричной информацией. Простая модель сигналов на рынке. Влияние асимметричности информа­ции на уровень безработицы. Воздействие на рынки внешних эффектов и способы преодоления отрицательных эффектов.

 

Методические указания

Экономика состоит из множества рынков, взаимосвязанных в одну систему. Ранее рассматривалось равновесие на отдельных, изолированных рынках. Теперь необходим анализ общего равновесия, следовательно, не­обходимо рассматривать воздействие спроса, предложения и цен, имею­щихся на одном рынке, на равновесные цены и объёмы на всех рынках. При анализе общего равновесия рассматривают экономические взаимоза­висимости всех цен и решений с учетом эффекта обратных связей.

Нужно показать, в чем заключается этот эффект. Для того чтобы ра­зобраться, как осуществляется движение к общему равновесию на всех рынках, достаточно понять, как взаимодействуют два конкурентных рынка (например, видеокассет и видеомагнитофонов или автомобилей и бензина и т.д.). Если происходят изменения состояния одного рынка (например, введен налог), то они возникнут и на другом через эффект обратной связи. Взаимное воздействие будет многократно и приведет к общему равнове­сию. Полезно здесь построить графики взаимосвязанных рынков с измене­ниями их цен и объемов.

Вопрос об эффективности в условиях общего равновесия должен быть рассмотрен сначала для конкурентного рынка, а затем для рынков не­совершенной конкуренции. При этом нужно различать эффективность при обмене и в производстве.

 
 

Согласно общему правилу добровольная сделка двух человек взаи­мовыгодна, но это верно и для многих товаров и потребителей, если пре дельные нормы замены (МК.8) между любыми их парами одинаковы для всех потребителей. Для анализа выгодности обмена и эффективного рас­пределения товаров между потребителями необходимо использовать диа­грамму, известную как "ящик Эджворта" (рис. 15.1).

Рис. 15.1. Эффективность в производстве

 

Каждая точка на диаграмме представляет затраты труда и капитала для производства альтернативных продуктов А и В. Набор производствен­ных изоквант показывает уровни выпусков при различных комбинациях затрат. Распределение вложений в производство является технически эф­фективным, если выпуск одного товара не может быть увеличен без уменьшения выпуска другого.

Далее можно будет убедиться, что путем взаимовыгодной торговли из исходного распределения товаров может быть получено множество возможных эффективных распределений. На этой основе строится кривая контрактов, которая показывает все распределения, после которых невоз­можны дальнейшие взаимовыгодные сделки. Такие распределения называют Парето-эффективными. Распределение является Парето-эффективным (или Парето-оптимальным), если товары нельзя пе­рераспределить так, чтобы кому-то стало лучше, но никому - хуже.

Экономика совершенной конкуренции и порождает эффективное распределение, однако является ли оно справедливым? Среди экономистов нет единого мнения о том, как определить справедливость и квалифициро­вать ее. Взгляды на справедливость обычно разделяют на четыре группы - эгалитарные, роулсианские, утилитарные и рыночные. Необхо­димо дать им характеристику. Поскольку эффективные распределения не обязательно справедливые, общество должно в какой-то степени полагать­ся на государство, перераспределяющее доходы между гражданами по мо­тивам социальной справедливости.

Для анализа эффективности в производстве снова нужно использо­вать диаграмму Эджворта (затраты труда и капитала для производства двух видов товаров). Конкретное распределение вложений в производство является технически эффективным, если выпуск одного товара не может быть увеличен без уменьшения выпуска другого. Если рынки факторов конкурентные, то устанавливаются отношения обмена и достигается эф­фективность производства. Используйте при этом анализе график границы производственных возможностей, показывающий различные комбинации товаров (через норму трансформации). Учтем: чтобы производство товаров было эффективно, необходимо обеспечить не только минимум затрат, но и выпуск товаров такой структуры, которая отвечает желаниям людей запла­тить за них.

Общий взгляд на эффективность конкурентных рынков включает в себя равенство - в обмене, в использовании вложений в производство и эффективности на рынке продуктов. Необходимо вывести его.

Рынки, однако, могут быть несостоятельными по четырем причинам: рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и обществен­ные блага. Необходимо конкретно разобрать эти причины и указать на по­тери I эффективности. Следует учитывать монопольные цены, налоги, асимметричность информации, внешние воздействия (загрязнение окру­жающей среды и т.д.) и неконкурентность общественных благ. При анали­зе нужно использовать графические методы.

 



2015-11-07 603 Обсуждений (0)
Ключевые термины и понятия. Основной капитал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ключевые термины и понятия. Основной капитал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)