Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные условия возникновения монополии и ее виды




 

Совершенная конкуренция хотя и определяет исходную модель для анализа рыночного поведения предприятий, но это абстрактная модель, которая на практике встречается очень редко. А поскольку на рынке существуют продавцы и покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля над ценами и концентрации рынка в условиях несовершенной конкуренции, можно выделить такие ее формы как чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одно предприятие является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких заменителей.

Она характеризуется:

- наличием единственного производителя данного товара;

- отсутствием хороших или близких заменителей производимого товара, продукция монополиста уникальна;

- заблокированным вступлением в отрасль (непреодолимые барьеры).

К непреодолимым барьерам относятся:

* исключительные права, полученные от правительства;

* патенты и авторские права, которые предоставляют право контролировать производство продукта;

* собственность на ресурсы;

* низкие издержки крупного производства, обусловленные монополизацией рынка (эффект от масштаба производства);

* ограниченный доступ к информации о ценах, технологии, количестве выпуска и т.п.

 

Существует три вида монополии:

 

1. Закрытые монополии, которые защищены от конкурентов с помощью юридических ограничений.

2. Естественные монополии – защищены эффектом экономии в масштабах производства.

3. Открытые монополии – не обладают специальной защитой от конкурентов.

 

Поскольку предприятие-монополист является единственным производителем данной продукции, то спрос на ее продукцию будет совпадать с рыночным спросом. Поэтому и кривая спроса на выпуск продукции предприятием-монополистом совпадает с кривой рыночного спроса. Особенностью этой кривой является то, что она убывающая: объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены.



 

Существует три следствия нисходящей кривой спроса:

1. Цена превышает предельный доход. Нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену за единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

Предположим, что монополист желает продать дополнительную третью единицу своей продукции. В нашем примере, для этого монополист должен понизить цену с 10 грн. До 9, 75 грн. (см. рис. 7.1.) на все три единицы товара.

 

 

 

Рисунок 7.1. Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

 

В результате снижения цены на свою продукцию монополист одновременно получает и теряет доход. Полученный доход составляет 9, 75 грн. При этом, следует заметить, что цена равна этому полученному доходу. Потерянный доход составляет 0, 50 грн.

Предельный доход, представляющий собой изменение валового дохода от реализации дополнительной единицы продукции, в данном случае равен разнице между полученным и потерянным доходами, поскольку цена равна полученному доходу, а предельный доход – разнице между полученным и потерянным доходом (9, 75-0,5=9,25 грн.).

В результате, предельный доход будет меньше, чем цена для каждого уровня выпуска, кроме первого, и кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, т.е. Р >MR.

Если спрос представлен в виде прямой наклонной линии, предельный доход будет составлять половину угла наклона линии спроса и делить отрезок, заключенный между кривой спроса и горизонтальной осью координат строго посредине (см. рис. 7.1.).

 

2. Монополист диктует цену. В отличии от предприятий, соглашающихся с ценой в условиях совершенной конкуренции, монополист выбирает такую комбинацию «цена-количество», которая приносит максимальную прибыль.

 

3. Ценовая эластичность. На нижеприведенном рисунке продемонстрирована взаимосвязь спроса, валового дохода и предельного дохода в условиях чистой монополии (см. рис. 7.2.).

 

 

Рисунок 7.2. Эластичность спроса на монополистическом рынке

 

 

Так как предприятие должно снизить цену, чтобы увеличить свои продажи, кривая предельного дохода МR в условиях чистой монополии лежит ниже кривой спроса Д. Валовой доход ТR увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума, а затем – понижается. Поскольку МR есть изменение величины ТR, связанной с реализацией дополнительной единицы товара, следовательно, существует тесная связь между предельным доходом и валовым. При движении вниз по эластичному отрезку кривой спроса, валовой доход возрастает, и, следовательно, предельный доход является положительным.

Кривая предельного дохода всегда пересекает отрезок горизонтальной оси, заключенный между кривой спроса и вертикальной осью, точно всередине, если кривая спроса имеет вид прямой линии.

Когда валовой доход достигает своего максимума, предельный доход равен нулю. И при движении вниз по неэластичному отрезку кривой спроса валовой доход снижается так, что предельный доход становится отрицательным. Монополист никогда не захочет понижать цену на неэластичном отрезке кривой спроса, потому что, поступая так, он одновременно будет сокращать валовой доход и увеличивать издержки производства, таким образом, понижая прибыль.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)