Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность предприятия в долгосрочном периоде



2015-11-07 2146 Обсуждений (0)
Деятельность предприятия в долгосрочном периоде 4.67 из 5.00 3 оценки




Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа предприятий в отрасли. Новые предприятия будут вступать в отрасль, если прибыль в ней превышает ту, которую они могут получить в других отраслях.

Если же экономическая прибыль в отрасли имеет отрицательное значение и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же в отрасли экономическая прибыль равна нулю, то предприятия не получают стимула для того, чтобы входить в отрасль или покидать её.

Совершенно конкурентное предприятие производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек.

Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток предприятий из отрасли. Когда же достигается равенство цены и минимально возможных в долгосрочном периоде средних издержек, то стимул для новых предприятий вступать в отрасль, а для функционирующих предприятий – увеличивать объём производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.

Это условие можно записать так: P = LMC = min ATC = min LATC

Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что здесь все затраты принимают переменный характер. Могут также меняться масштабы производства, так как фирма может расширить свои производственные мощности. В долгосрочном периоде могут приниматься такие принципиальные решения, как сворачивание производства того или иного товара, изменение профиля предприятия, освоение новых рынков. Если фирма планирует остаться на данном рынке, то она должна определить, при каком объёме продукции она максимизирует свою прибыль.

 

Цена и издержки

 

 

 
 


ATC

LATC

LMC

D,MR

P = LMC = ATC = LATC

 

 

Q0 Q

 

Рисунок 6.7. Рыночное равновесие в долгосрочном периоде

 

Допустим, что фирма максимизирует экономическую прибыль в краткосрочном периоде при объёме выпуска Q1 (рис.6.8).

Кривые LMC и LATC отражают предельные и средние затраты в длительном периоде. Пересечение линии цены с LMC даёт объём производства, при котором фирма в долгосрочном периоде максимизирует прибыль (Q2). В первом случае величина прибыли выражалась площадью прямоугольника РЕАВ, а во втором варианте величина прибыли значительно увеличилась (площадь прямоугольника PKCD). Любое отклонение от объёма производства Q2 в долгосрочном периоде уменьшит получаемую фирмой прибыль. Следовательно, в долгосрочном периоде фирма максимизирует свою прибыль при таком объёме производства, при котором долгосрочные предельные затраты равны цене продукции на рынке.

 

Основные условия совершенной конкуренции дают богатые возможности перелива капитала из одной отрасли в другую. Но, в то же время, необходимо понимать, что любая фирма, занявшая определённый сегмент рынка, не спешит его покинуть. Для получения прибыли любому предприятию необходимы стабильность и устойчивость. Как его добиться в условиях совершенной конкуренции?

Если фирмы в длительном периоде в какой – либо отрасли получают высокую прибыль, то это, безусловно, привлечёт на этот рынок другие фирмы. Увеличение общего числа продаж может снизить цену на товар, что приведёт к тому, что мелкие фирмы с нетехнологичным производством выйдут из дела. До каких пор будут происходить подобные колебания? До тех пор, пока цена на рынке не установится на уровне минимального значения средних общих затрат в длительном периоде. В таком случае, данный рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут получать нулевую прибыль.

 

Q1 Q2

 

Рисунок 6.8. Выбор фирмой объёма производства, максимизирующего прибыль в долгосрочном периоде

 

Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это будет означать, что они будут получать бухгалтерскую прибыль, но не получат прибыль экономическую, которая включает неявные затраты. Поэтому стимула для выхода из дела у них не будет.

 

Можно отметить три момента, которые лежат в основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке:

1. Спрос на рынке совпадает с предложением, и образующаяся равновесная цена устраивает как продавцов, так и покупателей.

2. Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, то есть находятся в равновесии.

3. Все фирмы получают нулевую прибыль.

Перечисленные три условия создаются в течение длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать достаточно высокую экономическую прибыль.

Если речь идёт об отрасли с постоянными затратами, это означает, что расширение отрасли вследствие вхождения в неё новых фирм или сужение отрасли путём выхода фирм не влияет на цены ресурсов, а значит, и на затраты производства. Графически вхождение или выход фирм не изменяет положение кривых долгосрочных средних общих затрат отдельных фирм в отрасли. В каких случаях это происходит? В основном тогда, когда отраслевой спрос на ресурсы незначительный по сравнению с общим спросом на эти ресурсы. Это типовая ситуация, когда отрасль использует неспециализированные ресурсы, которые необходимы и многим другим отраслям. Одним словом, если спрос конкретной отрасли на ресурсы составляет незначительную часть общего спроса на эти ресурсы, отрасль может расширяться или сужаться, существенно не влияя на цены ресурсов и затраты.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с постоянными затратами совершенно эластична.

 

Однако отрасль с постоянными затратами – редкий случай. Большинство отраслей – отрасли с возрастающими затратами, то есть, их кривые средних общих затрат перемещаются вверх, если отрасль расширяется, и вниз, если отрасль сокращает производство. Обычно вхождение новых фирм в отрасль повышает цены ресурсов и потому увеличивает затраты на единицу продукции отдельных фирм в отрасли. Когда отрасль использует значительную часть какого-либо ресурса, общую величину предложения которого не легко увеличить, вхождение новых фирм будет увеличивать спрос на ресурс относительно его предложения и увеличит цену на него. Это прослеживается в отраслях, которые используют специализированные ресурсы, предложение которых нельзя быстро увеличить. Более высокие цены ресурсов приведут к более высоким средним общим затратам фирм отрасли в долгосрочном периоде. Более высокие затраты означают перемещение вверх кривой долгосрочных средних общих затрат фирмы

Рост спроса на продукт обеспечивает экономические доходы и вхождение новых фирм в отрасль, но возникает двустороннее давление на доходы, которое будет их устранять. Вхождение новых фирм будет увеличивать рыночное предложение продукта и снижать его цену; вся кривая средних общих затрат будет перемещаться вверх. Равновесная цена возрастёт. Отрасль будет производить больший объём продукции только по более высокой цене, потому как расширение отрасли увеличивает средние общие затраты, а в долгосрочном периоде цена продукта должна покрывать эти затраты. Кривая предложения отрасли с возрастающими затратами будет восходящей.

В отраслях, известных как отрасли с уменьшающимися затратами, фирмы могут встретиться со снижением затрат при расширении отрасли.

Модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью – либо долю в получении результата уже невозможно увеличить, не сократив другую. Общество находится на границе полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве предприятия выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.

Определяя основные достоинства совершенно конкурентной рыночной модели, следует обратить внимание на её слабые стороны. В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль страхование чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

 

1.Что такое конкуренция?

 

2. Какие модели рынка, рыночные структуры имеются в рыночной экономике? Приведите примеры отраслей, которые бы соответствовали каждой из них.

 

3. Назовите характерные черты совершенной конкуренции.

 

4.Объясните, почему предприятие на совершенном конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов.

 

5.Будет ли кривая спроса конкурентного предприятия горизонтальной линией, если покупатели этого предприятия не знают цены у других предприятий?

6. На конкурентном рынке каждое предприятие, продающее свой продукт, принимает цену как заданную. Если ни одно из предприятий не может влиять на цену, как изменяется цена в ответ на изменения в издержках?

 

7. Единицы продукции 100ден.ед. и выпуске от 1 до 8 штук. Начертите график валового, среднего и предельного доходов предприятия.

 

8. Какую форму имеет график предельной выручки отдельного продавца на чисто конкурентном рынке?

 

9. Почему в условиях совершенной конкуренции график цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

 

10. Вы - совершенный конкурент ("ценополучатель"). Если рыночная цена на помидоры установилась на уровне 50 ден.ед./кг, каков будет Ваш предельный доход (MR) при объеме продаж 100 кг; 1 кг; 20 кг? Каков при этом будет Ваш средний доход (AR)?

 

11. На рис. 6.1. приведено изображение линии валового дохода (TR) фирмы совершенного конкурента. Чем определяется угол наклона этой кривой? При каких условиях линия TR будет более крутой или более пологой (пунктирные линии)?

 

 

Рисунок 6.1.

 

12. Какие существуют способы определения оптимального объема производства?

 

13. При каком объеме продаж (объеме производства) продавец (производитель) получает максимальную прибыль?

 

14. Чему равны предельные издержки при получении предприятием максимальной прибыли в условиях чистой конкуренции?

 

15. До каких пор (до какого уровня цены) предприятие получает прибыль?

 

16. В каком случае прибыль предприятия нулевая?

 

17. В каком случае предприятие, неся убытки, вынуждено продолжать работу? При каком объеме продаж (производства) предприятия? При каком объеме продаж (производства) предприятие будет минимизировать свой убыток?

 

18. В каком случае предприятие вынуждено прекратить свою деятельность в определенной сфере бизнеса?

 

19. Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах?

 

20. Объясните, почему цена может быть заменена на предельный доход в правиле MC==MR (МС - предельные издержки, MR - предельный доход), его можно заменить ценой Р, когда отрасль является чисто конкурентной?

 

21. Предположим, производитель не может повлиять на цену своей продукции. Рыночная цена равна 10 ден.ед. Допустим, увеличение выпуска на 1 изделие вызывает рост общих затрат производителя на 6 ден.ед. Что Вы можете ему посоветовать?

 

22. Известное правило Р = МС - это правило выбора цены, равной предельным издержкам? Или это проблема выбора фирмой уровня предельных издержек, равной цене? Напомним, что речь идет о фирме совершенном конкуренте.

 

23. На рис. 6.2. показаны кривые издержек предприятия, действующего в конкурентной отрасли. ОР - текущая рыночная цена.

 

 

Рисунок 6.2. Кривые издержек конкурентной фирмы.

 

а) покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль предприятия максимальна;

б) отметьте на графике площадь, представляющую, объем прибыли предприятия при данных уровнях цены и выпуска;

в) допустим, что эта отрасль находится в равновесии. Подумайте, какое это может быть равновесие: в краткосрочном или долгосрочном периоде? Обоснуйте ответ;

г) как может повлиять на данное предприятие уменьшение рыночного спроса на товары, производимые отраслью?

 

24. Следует ли предприятию уменьшать либо увеличивать производство, если:

а) рыночная цена порции мороженного 60 ден.ед., а при увеличении производства мороженного на единицу издержки производителя возрастают на 35 ден.ед.; 50 ден.ед.: 60 ден.ед.; 75 ден.ед.

б) издержки производителя картофеля увеличились на 1500 ден.ед. при увеличении производства на 100 кг, а рыночная цена установилась на уровне 60 ден.ед.; 5 ден.ед.; 150 ден.ед.

 

25. Кривая предложения предприятия в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой ее предельных издержек на участке, лежащем выше кривой средних переменных издержек. Поясните это утверждение. Проиллюстрируйте графически.

 

26. Когда достигается долгосрочное равновесие для предприятия в условиях совершенной конкуренции?

 

 

Задачи

Задача № 1. По данным таблицы 6.1. определите тот объем продукции, при котором доход будет максимальным.

Таблица 6.1.

Количество продукции Предельные издержки Предельный доход Прибыль или убытки
  - 35
- 19
- 35
- 10

Сформулируйте условие максимизации дохода. Почему предельные издержки изменяются неравномерно, какой закон находит здесь выражение?

 

Задача № 2. Издержки производства продукции сгруппированы в таблице 6.1. Допустим, что цена одной единицы продукции сначала - 40 ден.ед., затем падает до 30 ден.ед. Доход предприятия снижается. Затем цена падает до 25 ден.ед., и, наконец, до 20 ден.ед. Как долго должно предприятие производить продукцию в условиях падения цен? Когда ему целесообразно прекратить свое существование? Сформулируйте условие минимизации убытков. Объясните, почему фирма должна производить, а не закрываться в ситуации, когда цена хотя бы на одну единицу больше средних переменных издержек.

 

Задача № 3. На основании приведенных данных о средних постоянных и средних переменных издержках предприятия при различных объемах производства ответьте на следующие вопросы. Будет ли предприятие производить, если рыночная цена установится 110 ден.ед.? Какой объем производства выберет предприятие? Что станет ее задачей: максимизация прибыли или минимизация убытков? Как поступит фирма, если цена упадет до 32 ден.ед.; до 72 ден.ед.?

Таблица 6.2.

Выпуск продукции, шт.
Переменные издержки, тыс.ден.ед.

 

Постоянные издержки составляют 200 ден.ед./шт.

 

Задача № 4. Имеется следующая информация об издержках и доходах предприятия, оперирующего на рынке совершенной конкуренции:

Переменный ресурс (N) изменяется от 0 до 10 ед.

Выпуск продукции (Q) в соответствии с изменением переменного ресурса составляет:

0; 5; 15; 30; 50; 75; 95; 110; 120; 125; 125.

Цена переменного ресурса (Pn) - 20 ден.ед.

Цена единицы продукта (Pq) - 2 ден.ед.

Общие постоянные издержки (TFC) - 150 ден.ед.

Используя эту информацию, выполните следующие задания:

а) рассчитайте: доход общий (TR), средний (AR) и переменный (MR);

издержки общие (ТС), постоянные (TFC), переменные (TVC), средние издержки

(АТС), постоянные (АFС), переменные (AVC); предельные издержки (МС), оформите все расчеты в предварительно составленную таблицу;

б) при каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?

в) постройте кривые AR, MR, АТС, AVC, AFC,МС. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.

Задача № 5. Рассчитайте объем выручки от продажи и прибыли до и после снижения цен в условиях совершенной конкуренции. Средняя рыночная цена единицы изделия 2500 ден.ед. Объем продаж по этой цене 1 млн.шт. Общие издержки на производство и сбыт составляют 2300 млн.ден.ед. при соотношении постоянных и переменных издержек 20:80.

Проиллюстрируйте правильное ли решение принял производитель о снижении цен на единицу своего товара на 100 ден.ед. при показателе эластичности спроса на товар 15.

 

Задача № 6. Предприятие выпускает пять различных моделей. Подсчитайте общую сумму и уровень прибыли по предприятию. Проанализируйте ситуацию по каждому изделию. Что произойдет с прибылью предприятия, если Вы полностью откажетесь от производства самого неэкономичного товара?

Таблица 6.2.

 

Показатели Т1 Т2 Т3 Т4 Т5 Итого
Выручка от продажи товаров  
Переменные расходы  
Постоянные расходы          
Прибыль            
Уровень рентабельности в % к издержкам обращения            

 

Задача № 7. Плановый объем производства составляет 200 тыс.шт. по цене 2 ден.ед. за единицу продукции. Капиталовложения в производство и сбыт составляют 200 тыс.ден.ед., постоянные издержки - 1б0 тыс. ден.ед., переменные издержки - 1 ден.ед. на единицу продукции. Рассчитайте влияние четырех факторов на прибыль предприятия при условии:

 

Вариант 1 Уменьшение цены на 10% Увеличение объема производства на 12 % Увеличение переменных издержек на 4% Увеличение постоянных издержек на 5% Вариант 2 Увеличение цены на 10 % Уменьшение объема производства на 12 % Уменьшение переменных издержек на 4 % Уменьшение постоянных издержек на 5 %

 

Расчеты представьте в таблице 6.3. и произведите анализ соотношения между доходом, издержками, объемом производства и прибылью предприятия.

Таблица 6.3.

Показатели Вариант 1 План Вариант 2
Объем выпуска, шт.    
Выручка от реализации      
Переменные издержки      
Постоянные издержки      
Прибыль      
Прибыль на ед. выпущенной продукции      
Прибыль на инвестированный капитал, %      

Задача № 8. Консервный завод выпускает рыбные консервы "Ужин бизнесмена". Структура затрат консервного завода следующая: аренда здания завода обходится в 120000 ден.ед. в месяц; амортизация оборудования, почти полностью изношенного за долгие годы эксплуатации, составляет 20000 ден.ед. в месяц; на одну консервную банку тратится жести на 15 ден.ед.; этикетка стоит 5 ден.ед.; фонд заработной платы директора завода, бухгалтерии и отдела кадров вместе с необходимыми отчислениями на социальное страхование составляет 100000 ден.ед. в месяц; затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальное страхование рабочих составляют 2000 ден.ед. при производстве первой тысячи банок консервов, при производстве второй тысячи банок консервов на зарплату рабочих тратится на 6000 ден.ед. больше, при производстве третьей - на 4000 ден.ед. больше, чем второй тысячи, четвертой - на 2000 больше, чем предыдущей, пятой - на 6000 больше, шестой - на 10000, седьмой - на 14000, восьмой - на 34000, девятой - на 54000, десятой - на 74000;

затраты на содержание здания завода и заводоуправления составляют 30000 ден.ед. в месяц; цена кг рыбы составляет 160 ден.ед.; в отрасли считается, что нормальная прибыль составляет 20 % по отношению к бухгалтерским издержкам.

Учитывая, что емкость консервной банки составляет 250 г, а предприятие действует в условиях чистой конкуренции, дайте ответы на вопросы:

1. Сколько тысяч банок консервов должен произвести консервный завод, чтобы при цене 150 ден.ед. за банку получить максимальную прибыль?

2. При какой цене предприятие получит нулевую экономическую прибыль. Какой этому соответствует объем производства?

До какого уровня падение цены не приведет к остановке консервного завода? Какой объем производства соответствует этому уровню цены?

 




2015-11-07 2146 Обсуждений (0)
Деятельность предприятия в долгосрочном периоде 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Деятельность предприятия в долгосрочном периоде

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)