Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэтапная процедура изучения семьи





Обратимся к конкретной методике изучения семьи, представляющей оптимальный и доступный вариант исследовательской работы.

Методика «Поэтапная процедура изучения семьи» представляет собой описание сменяющих друг друга этапов диагностического изучения семьи, в которое включается характеристика основных целей каждого этапа, встречающихся трудностей и путей их решения.

Этап 1. Установление необходимости психологического изучения семьи. Предварительное знакомство. Продолжительность этапа - первые 10-15 мин знакомства с семьей, точнее с теми её членами, которые обратились к психологу (либо были направлены). Необходимо установить наличие внешних признаков существования каких-либо проблем: нарушения семейных взаимоотношений и жизнедеятельности семьи в целом; заболевание одного из членов семьи, в этиологии которого возможно участие семьи, - прежде всего различные формы неврозов и психосоматических развитий, острые аффективные реакции, нарушения половой функции, алкоголизм, суицидальное поведение и другие нервно-психические расстройства, общей особенностью которых является то, что их источником может быть психическая травматизация (Канторович Н.В., 1967); при наличии других заболеваний учитывается возможная роль семьи в их хронификации или в ходе коррекции.

В беседе выясняется уровень конфликтности, напряженности, тревожности, степень взаимопонимания и удовлетворенности семейной жизнью, характеристика эмоциональных взаимоотношений; наличие внешних признаков связи между нервно-психическим расстройством и проявляющимися нарушениями в жизни семьи (в частности, соответствие между характером заболевания и нарушениями в семье).

Этап 2. Общее знакомство с семьёй.

Основная цель этапа - формирование у психолога верного представления о семье, способности правильно представлять себе различные стороны жизни семьи и взаимоотношений её членов. Основным средством достижения этого понимания является беседа. В одних случаях - свободная, когда психолог предоставляет возможность члену семьи взять инициативу в свои руки; в других случаях задаются вопросы. Опыт показывает, что на практике чрезвычайно трудно и вряд ли целесообразно стремиться выдержать определенное направление и рамки беседы. Диагностические схемы на этом этапе полезны тем, что дают возможность психологу контролировать объем своих знаний о семье, устанавливать, что он уже знает, а о чем пока не получил сведений. Можно получать сведения при помощи анкеты.



Этап 3. Выявление психотравмирующей ситуации.

Психолог, опираясь на имеющееся у него достаточно надежное и полное представление о семье, сосредотачивает свои силы на выявлении психотравмирующей ситуации. Он старается ответить дать ответ на вопрос: какие из многочисленных сторон семейных отношений воздействуют на индивида негативным образом?

На данном этапе изучения семьи весьма важно выявить и проверить все потенциальные психотравмирующие ситуации. Оценка их осуществляется путем выдвижения и проверки диагностических гипотез. Рассматривая каждую потенциально психотравмирующую ситуацию, психолог старается ответить на вопрос: "Что должно наблюдаться в жизни данной семьи и в поведении её членов, если источником психической травматизации является именно эта ситуация?" Выдвижение и проверка диагностических гипотез не только дают возможность "локализовать" психотравмирующую ситуацию и выявить, какие именно из многочисленных потенциальных травмирующих факторов действительно имеют место, и представляют материал для того, чтобы ярко представить себе чувства пациента в этой ситуации.

Этап 4. Коррекционный семейный диагноз.

К началу 4 этапа психолог хорошо представляет себе семью клиента и психотравмирующую ситуацию. Цель этапа - ответить на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятию её травматичности. Ведущим методом является мысленное экспериментирование. психолог отвечает на следующие вопросы:

1. При каком состоянии основных семейных систем (представлений о семье, коммуникаций, эмоциональной идентификации, структурно-ролевых отношений) могут возникнуть условия для успешного разрешения психотравмирующей ситуации? Что может произойти, например, в данной семье, если взаимопонимания супругов станет лучше? Сохранится или нет психотравмирующая ситуация?

2. Чем обусловлено неудовлетворительное состояние семейной системы, которыую необходимо подвергнуть коррекции? Если в результате диагностического исследования оказывается, что желательная коррекция системы межличностной коммуникации, то необходимо ответить на следующий вопрос: каковы барьеры коммуникации, факторы, затрудняющие её, делающие её менее эффективной? Если же желательная коррекция системы семейной интеграции, возникает вопрос: что ей мешает?

Некачественное выполнение и завершение любого из этапов - источник ошибок в диагностике.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)