Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики изучения семьи



2015-11-07 1417 Обсуждений (0)
Методики изучения семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкретизация и выявление проблем в семье наиболее успешно достигается благодаря конкретным психологическим методам. Мы рассмотрим две из них, как наиболее результативные методики в работе с семьей на начальном этапе.

Проективный тест "Семейная социограмма" и метод "Семейной генограммы".

Проективный тест "Семейная социограмма" относится к рисуночным проективным тестам.

Тест "Семейная социограмма" позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Инструкция: "Перед вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите имена". Члены семьи выполняют задание, не советуясь друг с другом.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис предлагают критерии, по которым производится оценка результатов тестирования.

1. число членов семьи, попавших в площадь круга;

2. величина кружков;

3. расположение кружков относительно друг друга;

4. дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее обращается внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок "Я" говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший - о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное "слипание", когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности "Я" у членов семьи, наличии симбиотических связей.

По мнению С.И. Чаевой (1994), психологическая проективная методика "Семейная социограмма" может использоваться в семейной психотерапии для экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, но использование её в качестве методики научного исследования затруднительно.

К диагностическим методам, позволяющим в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье, относится метод "Семейной генограммы" (Papp P . 1983; Nikols M., 1984; Richardson R. W., 1994).

Психолог предлагает каждому члену семьи изобразить графически свое представление о семье с помощью определенных символов. Генограмма включает имена и возраст всех членов семьи. В ней даются даты рождения, смертей, браков, разводов и разрывов в отношениях. В свою очередь, психолог на основании расспросов и наблюдения составляет генограмму семьи. Генограмма помогает изучить ход семейной истории, моделей поведения, передающихся из поколения в поколение, событий, которые происходят в семье и влияют на развитие личности. Она показывает семейную информацию графически, что позволяет быстро охватить сложные системы взаимоотношений в ней. Генограмма может стать источником гипотез о том, как складывались отношения между поколениями и как эти отношения актуализируются в настоящем. Изучая свою семью с помощью генограммы, родители убеждаются в том, что то, какое положение они занимали в своей семье, влияет на их актуальную ситуацию и на характер общения с ребенком.

Установлено, что основой успешного брака является повторяемость положения, которое каждый из супругов занимал среди братьев и сестер. Вводится понятие комплиментарный брак, при котором супруги дополняют друг друга. Старший в семье брат и младшая в семье сестра легче договорятся, нежели супруги, бывшие в семье двумя старшими или младшими детьми. Некомплиментарный брак – это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. Частично комплиментарный брак – это брак, при котором один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами.

Основные обозначения используемые при составлении генограммы:

 

Типы взаимодействий:

 

Благодаря вышеописанным методам, психолог может сделать важные выводя, связанные с истоками возникших проблем и с причинами не позволяющими найти семье конструктивный выход, решение.

 



2015-11-07 1417 Обсуждений (0)
Методики изучения семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики изучения семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)