Родительские коррекционные и профилактические группы
Одной из разновидностей работы психолога семьей, являются родительские коррекционные и профилактические группы, которые на сегодняшний день получают все большее распространение, связанное с высокой эффективностью данной работы. Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой, причем задачи личностного развития членов группы не ставятся. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течении четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 часов. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей от семи до десяти лет. В родительской группе могут быть использованы следующие методы коррекции: Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим её просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание» (Н.В. Самоукина). Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка. Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре. Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка. Метод анализа коммуникаций «Ребенок - родитель» (РБК - Р)при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты: РБК - Р - проблема (проблема ребенка, родители - препятствие к её решению); Р-РБК - проблема (проблема родителя, ребенок-препятствие к её решению); РБК - проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется); Р - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается); Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?» психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу: пассивное слушание (прояснение проблемы); активное слушание (декодирование чувств ребенка); обучение ребенка анализу проблемы и поиску её решения. Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального сомнения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях. Таким образом, после того как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, начинаются коррекционные мероприятия. Всю совокупность проблем возникающих при этом можно разделить на три группы: 1)формирование правильного отношения семьи к семейной психокоррекции (в частности, создание мотивов к участию в ней); 2) общие черты организации и проведения психотерапии; 3) методики семейной психотерапии. Задачи членов семьи участвующих в психокоррекции: 1. организационные: а) найти время и возможности для участия в работе коррекционной группы (работа проводится вечером, когда все члены семьи свободны). б) не пропускать назначенные психологом встречи. 2. эмоциональные: а) преодоление чувства неуверенности, неопределенности, сопротивления. б) происходит актуализация семейной неудовлетворенности и конфликтных взаимоотношений. 3. интеллектуальные: а) приходится участвовать в обсуждении ситуаций. б) выполнять различные задания в том числе домашние. Данная форма работы получила широкое распространение в различных образовательных учреждениях, особенно ДОУ, заслужив должное признание среди основных участников данной работы – родителей, которые замечают улучшение взаимоотношений и достижение взаимопониманий уже после первой встречи. Итак, психология семьи, сложное и многофункциональное образование, оказывающее колоссальное воздействие на личные психические составляющие каждого конкретного человека. Знание структурных компонентов и закономерностей поможет психологу поддержать и направить семью на конструктивное взаимодействие и ощутить радость совместной жизни, увидеть и почувствовать жизнь во всей её полноте и красе.
Литература: 1. Агеев В.С. Психологические и социальные факторы полоролевых стереотипов, // Вопросы психологии. 1987. №2. 2. Белкин А.С. Внимание ребенок. - Свердловск. 1981. 3. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование. Ситуационные задачи. - Киев.1996. 4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. 5. Заслужнюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М.,1996. 6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995. 7. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996. 8. Популярная психология для родителей /Под ред. А.С. Спиваковской, - СПб. 1997. 9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 10. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие.- М.: Изд-во Московского-психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
Словарь:
Аффективная вовлеченность - характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней. Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Деструктурированная семья - в семье нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем. Дефицитная информация - информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения. Интуитивная таксономия - подход характерный для начальных стадий изучения какой-либо сферы социальной деятельности. Созданные на основе интуитивной таксономии типологии помогают психологу, активизировать семейную интуицию, столь важную для понимания семейной ситуации. Коммуникационный барьер - особенности члена семьи, имеющего потребность, и других её членов (от действия которых зависит её удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной. Комплиментарный брак -при котором супруги дополняют друг друга. Старший в семье брат и младшая в семье сестра легче договорятся, нежели супруги, бывшие в семье двумя старшими или младшими детьми. Кризисы семейной жизни– этокритические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Кровнородственная семья- сожительство между братьями и сестрами. Матриархальная семья - власть принадлежит жене. Моногамная семья -союз пары раз и на всю жизнь. Нарушения функций семьи - особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций. Некомплиментарный брак – это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. Патриархальная семья- брак одного мужчины с несколькими женщинами. Позже, отцовская власть, превосходство старших в семье. Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Промискуитет- беспорядочность половой жизни (антич. понятие). Психология семьи и брака –междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и т.д. Пуналуальная семья- групповой союз между мужчинами и женщинами разных родов. Развитие коммуникационной проблемы - это совокупность процессов, которые возникают под её воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. Развод – это процесс, направленный на расторжение брака, на разрыв (прекращение) отношений. Распадающаяся семья – семья конфликтная, с высоким риском развода. Ригидная псевдосоциальная семья – семья, в которой имеет место доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера. Роль - это нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений. Семейная адаптируемость - это характеристика того, насколько гибки или, наоборот, стабильны отношения в семье. Семейная генограмма - диагностический методам, позволяющим в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье. Семейная социограмма - тест позволяющий выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, определить характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. Семейные проблемы - это ситуации, в которых семье необходимо принять определенное решение и принятие этого решения или его исполнение сталкивается со значительной для данной семьи трудностью. Семейный диагноз -метод идентификации семьи как психологической общности изнутри и извне, способ определения ее психосоциальной организации и психического функционирования. Семейный сценарий- это представления индивида об определенных типичных (повторяющихся) ситуациях. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. синдиасмическая (парная) семья- базируется на союзе отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. Частично комплиментарный брак – это брак, при котором один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами. Эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.
Список основной литературы: 1. Аккерман Н. Диагноз невротического семейного взаимодействия // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1990. 3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб: Питер, 2002. 4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методологические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии - 1985. - № 5. 5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.М. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - № 2. 6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. 7. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии - 1987. - № 4. 8. Николс М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000. 9. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - № 2. 10. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. - Спб, 1994. 11. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии - 1985. - № 4. 12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистика, 1983. 13. Уэддел М. Семья и ее динамика // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000. 14. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии - 1986. - № 1. 15. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие.- М.: Изд-во Московского-психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 16.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. Дополнительная литература: 1. Антонов А. И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. – М., 1973. 2. Антонов А. Российская семья и потенциал домашней экономики: кризис социальной политики. М., 1983. 3. Антонов А.И. Социология рождаемости. - М., 1980. 4. Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1985. 5. Байярд Д. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. 6. Баландина Л.Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002. 7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001. 8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990. 9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. 10. Бойко В.В. Малодетная семья. – М., 1988. 11. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1976. Т.15, т.19. 12. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1991. Т.1., т.2. 13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М., 1990. 14. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал.- 2000.- №2. 15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 1999. 16. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990. 17. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб., 2001. 18. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М., 1986. 19. Варга Д. Радости родительских забот. – М., 1983. 20. Васелюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та. 21. Василев К. Любовь. М., 1982. 22. Винникот Д. В. Разговор с родителями. М.: Независимая фирма «Класс», 1994, 112с. 23. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М.,1998. 24. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. - М., 1982. 25. Головина А. Г. Характеристика родительских семей подростков, больных шизофренией // Семейная психология и психотерапия. – 2001. - №1. 26. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб., 1996. 27. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства.//Социс, 2000. - №11. 28. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей //Социс,1996. №3. 29. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс,1997.- №11. 30. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2001. - №1. 31. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблема научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики. - М.,1993. 32. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи // Демографическое развитие семьи. - М., 1979. 33. Дети ради детей. Программа социальной защиты защиты детей в деятельности детских организаций. - М.,1996. 34. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Отв. Ред. И.В.Дубровина. - М., 1987. 35. Дорога – это то, как ты идешь по ней…Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка /Под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой – Саратов, 1996. 36. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000. 37. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. - 1995. - №3. 38. Заслужнюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М.,1996. 39. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1996. 40. Ивин А.А. Философия любви, т.1. - М., 1990. 41. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987. 42. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988. 43. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1996. 44. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. - Б. м., 1905. 45. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-летнего ребенка // Вопросы психологии. - 1989. - №4. 46. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988. 47. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. 48. Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000. 49. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1953. 50. Крен В.Ю. Функциональные роли родительства. – М., 2001. 51. Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи //Семья в России. – М.,1996, №1 52. Кукса Л.П. Российская семья: социологическая модель развития.//Семья в России. – 1996. - №1. 53. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992. 54. Ловцова Н.И. Три понятия системной теории семьи по Дэвиду Олсону. //Семья. Дети. Общество. Анализ отношений и образовательных программ. - Саратов, 1994. 55. Майерз Р. Пора детства: к созданию равных возможностей развития детей. – М.,1992. 56. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М., 1968. 57. Матейчик З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. - М., 1992. 58. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). - М., 1987. 59. Милюкова Е.В. К вопросу о переживании родительской любви // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002. 60. Морозов И.А. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены учение Св. Иоанна Златоуста. - М., 1990. 61. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1993. 62. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. М., 1998. 63. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995. 64. Нарциссов Р.П. О материнстве. - Пущино, 1985. 65. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999. 66. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. 67. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М., 1999. 68. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996. 69. Овчарова Р.В. Семья как воспитательный микросоциум // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002. 70. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. 71. Павлов Б.С. Матери. Отцы. Дети. – М.,1985. 72. Павлова Л. Ждем ребенка // Дошкольное воспитание. - 1990.- №1. 73. Парсонс Т.Американская семья //Соц. Журнал. – 1996. - №4. 74. Пезешкиан Н Позитивная семейная психотерапия. - М., 1994. 75. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. - 2001. - №1. 76. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Я. Карповой. – М., 1998. 77. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1999. 78. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регионального съезда психологов. Научный ред. Р.В.Овчарова. – Курган, 2002. 79. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. 80. Семенов Ю.И. Происхождение семьи и брака. – М.,1974. 81. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989. 82. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. - Минск, 1989. 83. Соловьев В.С. Смысл любви. - Киев, 1991. 84. Солодовников В.В. Дети развода //Социс. – 1988- №4. 85. Спиваковская А.С. Как быть родителями? - М., 1986. 86. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2000. 87. Спок Б. Разговор с матерью: Пер. с англ. / Вступ. ст. Ю.П. Азарова; Общ. Ред. В.С. Мухиной. - М., 1987. 88. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. 89. Теории любви / Под ред. Савельевой С.М. – Минск, 2000. 90. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 1988. 91. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991 . 92. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1990. 93. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979. 94. Хорват. Ф. Любовь, материнство, будущее. - М,1982. 95. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1993. 96. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапии //Семейная психотерапия. Приложение к журналу. - М., 1997. 97. Щербич Л. И., Кузнецова Н. В. Семья и общество // Социальная работа. – 1993. - №7. 98. Эпштейн М. Отцовство. – М., 1992. 99. Galdwell J. C. Toward a Restatement of Demografic Transition Theory. // Population and Development Review. – vol. 2, №3, 4. – 1979. 100. Hyodo M.D. Ryodoraku treatment and objective approach to acupuncture. Osaka. 1975. 101. Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. – USA: Basicbooks, 1995. 102. Parsons T., Bales R. Family Socialization and Interaction Process. – Glencoe, 1955. 103. Westoff Ch. The predictability of Fertility in developed countries. // Population Bulletin of the United Nations. - №11. – 1978. 104. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. - USA: Basicbooks, 1956.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |