Методическое пособие по внешнеэкономической деятельности
Введение
Внешнеэкономическая деятельность является приоритетным направлением развития экономики страны, а также стимулом для международного сотрудничества, выраженного в торговых, политических, экономических и культурных связях с различными государствами. Любая форма сотрудничества между государствами подразумевает стратегическое планирование долговременных отношений, разработку непосредственной тактики ведения международного экономического сотрудничества, в том числе на уровне субъектов хозяйственной деятельности.
Курс «Внешнеэкономическая деятельность» призван дать учащимся знания о теории и практике осуществления международных коммерческих операций, процедуре подготовки международных торговых сделок, об условиях и технике их реализации. Особое внимание в курсе уделяется аппарату и методам государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью.
Основной задачей курса является изучение сложившейся техники ведения международного коммерческого дела, обозначение тенденций развития мирового хозяйства и специфики осуществления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь. Каждая тема курса условно подразделяется на две части: в первой части раскрывается мировая практика в определенной области, во второй — особенности ее использования в Республике Беларусь.
Курс состоит из двух разделов: «Организация внешнеэкономической деятельности» и «Управление внешнеэкономической деятельностью».
Первый раздел содержит темы: системы мирохозяйственных связей и внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь; подготовка международных торговых сделок; международные коммерческие операции; договоры международной купли-продажи товаров; международные встречные и торгово-посреднические операции; таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Второй раздел рассматривает аппарат государственного управления внешнеэкономической деятельности; методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
В ходе изучения курса учащиеся должны научиться составлять контракты купли-продажи с учетом специфики торговли различными товарами и услугами; обосновывать цены внешнеторговых сделок; определять базисные условия поставки; вести деловую переписку; составлять транспортные, таможенные, финансовые документы, необходимые при выполнении сделок; анализировать международный внешнеторговый опыт с целью его применения в Республике Беларусь; определять перспективы и условия экономического сотрудничества республики с другими странами мира.
В методическом пособии предоставлена тематика семинарских и практических занятий по курсу «Внешнеэкономическая деятельность» для учащихся дневной и заочной формы обучения, а также необходимая для подготовки по этим вопросам литература. Кроме того, пособие содержит варианты для написания домашней контрольной работы и вопросы к экзаменам по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» для учащихся заочного отделения специальности «Коммерческая деятельность».
В тематическом плане дан вариант распределения времени по темам для учащихся дневного и заочного отделения специальности «Коммерческая деятельность».
Методическое пособие по курсу «Внешнеэкономическая деятельность» позволяет достаточно углубленно рассмотреть и изучить вопросы дисциплины при ее изучении.
Примерный тематический план дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»
№ П.П.
| Наименование разделов и тем
| Всего
| Теория
| Практика
| Форма организации деятельности учащихся
| Заочное отделение
|
1.
| 1.Организация внешнеэкономической деятельности Введение
|
|
|
| Вводное занятие (2ч)
| -
|
2. 3.
| 1.1.Система мирохозяйственных связей и ВЭД РБ
1.1.1.Развитие мирохозяйственных связей 1.1.2.Оффшорный бизнес и иностранные инвестиции
|
|
|
| Вводная лекция (4ч)
| Обзорная лекция (2ч)
|
4.
5.
| 1.2.Подготовка международных торговых сделок
1.2.1.Понятие «коммерсант», выбор контрагента Практическая работа №1 Составление карты фирмы
|
|
| 2 2
| Лекция (2ч)
ПР№1
(2ч)
| ПР№1
|
6.
7. 8.
9.
| 1.3.Международные коммерческие операции
1.3.1 .Классификация международных коммерческих операций 1.3.2.Классификация внешнеторговых сделок 1.3.3. Методы осуществления международных коммерческих операций 1.3.4.Изучение коммерческих операций
|
2 2
2 2
|
2 2
2 2
|
| Лекция (4ч)
Семинар № 1 (4ч)
| Семинар № 1 2 ч)
|
10.
| 1.4. Договоры международной купли-продажи товаров
1.4.1 .Форма контракта купли-продажи
|
|
|
| Лекция (4ч)
| С гминар № 2 (2 ч)
|
11. 12. 13.
| 1.4.2.Виды и особенности контрактов купли-продажи 1.4.3.Понятие и виды условий поставки Практическая работа №2 Изучение условий поставки
| 2 2
| 2 2
|
| Семинар № 2 (2ч)
ПР№2 (2ч)
| ПР№2 (2 ч)
|
14. 15.
16.
17. 18.
| 1.5. Международные встречные и торгово-посреднические операции
1.5.1.Понятие, значение, особенности МВ и ТПО. 1.5.2.Изучение условий платежа внешнеторгового контракта. 1.5.3 .Международные торгово-посреднические операции. 1.5.4.Понятие биржевой торговли, аукциона. Практическая работа №З Изучение операций.
|
2 2
2 2
|
2 2
2 2
|
| Лекция (4ч)
Семинар № 3 (4ч)
ПР№3 (2ч)
| Лекция (2 ч)
|
19. 20. 21.
| 1.6. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД.
1.6.1 .Понятие таможни, таможенной политики. 1.6.2.Международные товарные номенклатуры. Практическая работа №4 Виды и обоснование таможенных цен.
|
2 2
|
2 2
|
| Семинар № 4 (4ч)
ПР№4
|
|
22. 23.
| 2.Управление ВЭД
2.1. Аппаратгосударствен ногоуправленич ВЭД. 2.1.1. Торговые представительства.
|
2 2
|
2 2
|
| Семинар № 5 (4ч)
|
|
24.
25.
| 2.2.Методы регулирования ВЭД.
2.2.1.Тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД. Практическая работа №5 Виды тарифных и нетарифных методов
вэд.
|
|
|
| Лекция (2ч)
ПР№5 (2ч)
|
|
Критерии оценки знаний учащихся по предмету «Внешнеэкономическая
Деятельность»
| Уровень
| Уровень
| Уровень
| Уровень
|
Отметка
| представления
| понимания
| применения
| творчества
|
в баллах
|
|
|
|
|
1 (один)
| Наличие
| Припоминание,
| Фрагментарность,
| Фрагментарность,
|
| многочисленных
| общее
| непрочность
| непрочность
|
| ошибок при
| представление,
| способов учебной
| способов учебной
|
| воспроизведении
| общая ориентация в
| деятельности
| и
|
| учебного
| учебном материале,
|
| профессионально
|
| материала,
| фрагментарность,
|
| й деятельности
|
| узнавание
| непрочность
|
|
|
| отдельных
| способов
|
|
|
| объектов, общее
| деятельности
|
|
|
| представление
|
|
|
|
2 (два)
| Наличие
| Припоминание,
| Непрочность
| Фрагментарность
|
| существенных
| общее
| способов учебной и
| способов
|
| ошибок при
| представление,
| профессиональной
| деятельности при
|
| воспроизведении
| ситуативное
| деятельности,
| выполнении
|
| учебного
| проявление интереса
| ситуативное
| задания
|
| материала,
| к изучаемому
| проявление интереса
| творческого
|
| припоминание,
| материалу
| к материалу
| характера
|
| различение
|
|
|
|
| отдельных
|
|
|
|
| объектов,
|
|
|
|
| ситуативное
|
|
|
|
| проявление
|
|
|
|
| интереса к
|
|
|
|
| изучаемому
|
|
|
|
| материалу
|
|
|
|
3 (три)
| Неполное, неточное
| Затруднения в
| Затруднения в
| Затруднения в
|
| воспроизведение
| применении
| применении
| применении
|
| учебного
| интеллектуальных
| интеллектуальных
| интеллектуальны
|
| материала,
| умений, стремление
| умений и
| х умений и
|
| усвоенного в
| к преодолению
| профессиональных
| профессиональны
|
| результате
| затруднений
| способов
| х способов
|
| механического
|
| деятельности
| деятельности
|
| апоминания,
|
|
|
|
| стремление к
|
|
|
|
| преодолению
|
|
|
|
| затруднений
|
|
|
|
| Неполное
| Неполное
| Неполное
| Недостаточная
|
(четыре)
| воспроизведение
| воспроизведение
| воспроизведение
| самостоятельност
|
| учебного
| учебного материала,
| алгоритма
| ь в применении
|
| материала, наличие
| наличие единичных
| практической
| практических
|
| единичных
| существенных
| деятельности,
| способов
|
| существенных
| ошибок, осмысление
| наличие единичных
| деятельности
|
| ошибок, проявление
| действий
| существенных
|
|
| интереса к учению,
|
| ошибок,
|
|
| осмысление
|
| недостаточная
|
|
| действий
|
| самостоятельность
|
|
5 (пять)
| Наличие
| Наличие
| Наличие
| Затруднения,
|
| несущественных
| несущественных
| несущественных
| недостаточная
|
| ошибок, которые
| ошибок,
| ошибок в способах
| самостоятельност
|
| устраняются при
| устраняемых при
| деятельности,
| ь в применении
|
| дополнительных
| дополнительных
| устраняемых при
| отдельных
|
| вопросах,
| вопросах,
| дополнительных
| способов
|
| осознанное
| воспроизведение
| вопросах,
| деятельности
|
| воспроизведение
| материала различной
| осознанное
|
|
| материала,
| степени сложности
| воспроизведение
|
|
| заинтересованность
|
| практических
|
|
| в изучении
|
| способов
|
|
| материала
|
| деятельности
|
|
| Наличие единичных
| Наличие
| Наличие
| Ситуативное
|
(шесть)
| несущественных
| несущественных
| несущественных
| проявление
|
| ошибок, которые
| единичных ошибок
| ошибок, полное
| творчества, за
|
| устраняются при
| при дополнительных
| воспроизведение
| счет присутствия
|
| дополнительных
| вопросах, полное
| способов
| информации о
|
| вопросах, полное
| воспроизведение
| деятельности,
| предмете
|
| воспроизведение
| учебного материала,
| применение
| деятельности
|
| материала,
| владение
| практических
|
|
| настойчивость и
| материалом в
| умений в
|
|
| стремление к
| знакомой типовой
| стандартной
|
|
| преодолению
| ситуации
| ситуации
|
|
| трудностей
|
|
|
|
7 (семь)
| Наличие единичных
| Наличие единичных
| Наличие единичных
| Наличие
|
| несущественных
| несущественных
| несущественных
| единичных
|
| ошибок, владение
| ошибок,
| ошибок,
| несущественных
|
| материалом
| устраняемых при
| устраняемых при
| ошибок,
|
| различной степени
| дополнительных
| дополнительных
| устраняемых при
|
| сложности,
| вопросах, владение
| вопросах, владение
| дополнительных
|
| оперирование им в
| материалом
| алгоритмом и
| вопросах,
|
| типовой ситуации
| различной степени
| способом
| проявление
|
|
| сложности, ведение
| практической
| стремления к
|
|
| диалога о предмете
| деятельности
| творческому
|
|
| изучения
|
| переносу
|
|
|
|
| способов
|
|
|
|
| деятельности
|
| Наличие единичных
| Наличие единичных
| Владение
| Наличие
|
(восемь)
| несущественных
| несущественных
| материалом и
| единичных
|
| ошибок (оговорок,
| ошибок,
| оперирование им в
| несущественных
|
| перенос смысла
| самостоятельно
| знакомой и
| ошибок,
|
| слов), которые
| устраняемых
| незнакомой
| самостоятельно
|
| устраняются
| учащимся, владение
| ситуации
| устраняемых
|
| самостоятельно
| и оперирование
|
| учащимся,
|
| самим учащимся,
| материалом в
|
| проявление
|
| владение
| знакомой и
|
| определенного
|
| материалом и
| незнакомой
|
| опыта творческой
|
| оперирование им в
| ситуации
|
| деятельности
|
| знакомой и
|
|
|
|
| незнакомой
|
|
|
|
| ситуации
|
|
|
|
| Наличие единичных
| Свободное владение
| Свободное
| Перенос
|
(девять)
| несущественных
| материалом
| оперирование
| освоенных
|
| ошибок, свободное
| различной степени
| практическими
| способов
|
| оперирование
| сложности в
| способами
| деятельности в
|
| учебным
| незнакомой
| деятельности
| новую
|
| материалом
| ситуации,
| различной степени
| нестандартную
|
| различной степени
| самостоятельное
| сложности в
| ситуацию,
|
| сложности
| установление
| незнакомой
| самостоятельное
|
|
| межпредметных
| ситуации
| выполнение
|
|
| связей
|
| заданий
|
|
|
|
| творческого
|
|
|
|
| характера
|
| Свободное
| Свободное владение
| Свободное владение
| Свободное
|
(десять)
| оперирование
| материалом
| практическими
| владение
|
| учебным
| различной степени
| способами
| материалом
|
| материалом
| сложности в
| деятельности
| различной
|
| различной степени
| незнакомой
| различной степени
| степени
|
| сложности в
| ситуации с
| сложности в
| сложности в
|
| незнакомой
| привлечением
| незнакомой
| незнакомой
|
| ситуации
| дополнительного
| ситуации,перенос
| ситуации,
|
|
| материала,
| алгоритмов из
| демонстрация
|
|
| проявление
| одного вида
| авторской
|
|
| творческого
| деятельности в
| позиции,
|
|
| отношения к учебе
| другой
| проявление
|
|
|
|
| целеустремленно
|
|
|
|
| сти,
|
|
|
|
| познавательности
|
Учебный модуль