Политическая система общества. Понятие, структура
Политическая система общества – система общества , которая связана с осуществлением политической власти , в том числе государственной , с деятельностью специальных государ- ственных органов управления и принуждения. - совокупность государственных и негосударственных институтов , посредством которых осуществляются политическая власть и управление об- ществом. Структура политической системы – способ связи ее элементов в единое, целостное си- стемное образование , т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы. Компоненты(подсистемы): А)институциональная(организационная) ,т.е. из каких институтов она состоит.Компоненты: -политические организации-государство ,политические партии,, политические движения. -Не собственно политические организации , которые формируются для активной деятельно- сти не в политической, а в других сферах жизни общества (профсоюзы, кооперативные орга- низации , творческие союзы ) - Организации ,которые имеют незначительный политический аспект,например,общества ну- мизматов , автолюбителей, клубы собаководства -Человек, как субъект политический системы , как первичный элемент политической систе- мы. -Религиозные организации и институт церкви (спорный вопрос) -СМИ -органы местного самоуправления , которые не являются государственными органами , но активно участвуют в управлении делами , имеющими местный характер. -Органы социального партнерства. -запрещенные ассоциации фашистского , экстремистского характера Б)Нормативная( регулятивная ): -Правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание -Корпоративные нормы политического характера - Политические традиции и политические обычаи -Правила политической этики В) функциональная: -функция политического руководства обществом и управления его делами -Интеграции -регулятивная (для регламентации политического поведения) -политико-идеологическая -информационная -мобилизационная -дистрибутивная ( предполагает распределение функциональной нагрузки между различны- ми политическими институтами и компонентами политической системы ) -поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы. Г)коммуникативная Д)политическая идеология Е) политическая культура В политическом процессе 4 стадии: 1) Конституирование политической системы 2) Воспроизведение компонентов и признаков политической системы . 3) Принятие и исполнение политико-управленческих решений . 4) Контроль за функционированием политической системы 34. Государство в политической системе общества. Государство занимает важное место в политической системе. Вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи. Овладение государственной властью ставят своей задачей многочисленные политические партии и движения. Особое место и роль госу- дарства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство: 1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от на- циональной, социальной, профессиональной и иной принадлежности; 2) выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом; 3) определяет основные направления развития и функционирования общества; 4) вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории; 5) обладает государственным суверенитетом, т.е. верховенством и независимостью от какой- либо иной власти; 6) является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответ- ствующую территорию; 7) располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами и учреждениями. Это придает государ- ству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан; 8) располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и дого- ворные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней, например порядок участия в избирательных кампа- ниях. Одновременно государство использует так называемое социальное партнерство ,т.е. при- влекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы и др. Тем самым расширяется социальная база государства и усиливаются процессы демократизации послед- него. Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, су- дебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на тер- ритории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочия- ми. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической пар- тии, корпорации и др.), они могут применить принуждение только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, наконец, они не вправе принимать общеобяза- тельные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачива- ют лишь добровольные членские взносы. Они не наделены суверенитетом, напротив, подчи- няются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство. Государство является собственно политической организацией и частью политической си- стемы. В литературе ведется спор о том, правильно ли считать государство главным, ключе- вым, центральным звеном политической системы. По мнению М.Н. Марченко и С.А. Комаро- ва, правильнее говорить, что государство особое, а не главное звено политической системы. Главным звеном они считают личность. Кроме того, рассмотрение государства как главного звена политической системы привело бы к смешению государства с такими разно поряд- ковыми явлениями, как экономические, социальные, идеологические основы политической системы. Однако эти доводы вряд ли убедительны. Представляется, что государство можно отнести к центральному, главному звену политической системы. Подчеркивание же особого места государства в этой системе, по существу, и означает выражение особости в его глав- ной роли среди других элементов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |