Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешние функции государства



2016-01-26 586 Обсуждений (0)
Внешние функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом.

 

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

 

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности.

 

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и др. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями.

 

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни.

Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.

Функция обороны основывается в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Отсюда вытекает, что вооруженные силы нужны государству для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства;

б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших размерах конверсию оборонной промышленности.

 

 

33. Формы осуществления функций государства: понятие и виды. Методы осуществления функций государства

Функции государстваэто главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Существенными признаками функций государства являются:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в функционировании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических методов управления, в том числе властно-принудительных.

Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей государства и общества, его нравственного, культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому ключевое значение приобретает экономическая функция, на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политической функции государственной власти.

Выполнение функций государства возлагается на государственные органы, их должностных лиц, государственные учреждения и организации. Они главные субъекты реализации функций государства. Однако в осуществлении этих функций участвуют и негосударственные объединения и организации, которых принято именовать участниками государственной деятельности. Основную же нагрузку и ответственность за надлежащее осуществление функций государства несут государственные органы и другие представители государственной власти. Это обусловлено характером функций государства, которые обладают следующими чертами:

1) юридическая природа и содержание, т. е. функции государства оформляются законами и другими нормативными правовыми актами, в которых устанавливаются компетенция и полномочия органов государства, государственных учреждений и организаций по выполнению конкретных функций;

2) публично-властный характер, поскольку их реализация гарантирована со стороны государства, в том числе государственным принуждением;

3) социальная значимость: функции направлены на осуществление общественных интересов, достижение общего блага, обеспечение и охрану прав и свобод человека;

4) организационно-процессуальная форма, т. е. деятельность, связанная с функционированием государства, чаще всего нормативно регламентирована, имеет определенную последовательность, конкретно оформлена;

5) объективно обусловлены конкретно-историческим этапом развития общества, факторами, воздействующими на общественный прогресс и международную систему.»

 

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена, то есть под формами понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство; «однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов».

В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона.

В правовых формах отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них также проявляется уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально0экономической и политической неопределенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства:

1) Правотворческую (выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательной обеспечение основных направлений его деятельности). Законодательное обеспечение означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности, регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал юы благоприятные условия для возникновения и развития новых, прогрессивных общественных отношений. Необходимость в создании такого комплекса обусловливается природой и характером общественных отношений, регулируемых при помощи содержащихся в данных актах правовых норм, их сложностью, противоречивостью и разным их уровнем.

2) Правоисполнительную (заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению сожержащихся в различных нормативно-правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства. Правоисполнительной деятельностью занимаются различные государственные органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности, повседневное управление государственной экономикой, военным строительством, системой социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания.

3) Правоохранительную (заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства). Основная тяжесть при выполнении этой работы ложится на систему правоохранительных органов, суды, прокуратуру. Эта форма имеет важное значение для нормальной жизнеспособности общества и государства. Ее значимость вместе с тем резко возрастает в переходных период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой.

4) + Договорную (представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе). По мере становления и развития рыночных отношений, она играет все более значительную и активную роль. Она распространяется не только на экономическую сферу реализации функций государства, но и на другие сферы жизни общества (образование, медицинское обслуживание, оказание юридических услуг). Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций. Достигается это потому, что договорная форма отношений предполагает не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих, а не обязывающих или запрещающих норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Они представляют собой фактическую – организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Такого рода деятельность осуществляется лишь в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые государственными или негосударственными органами при функционировании государства, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач.

Методы деятельности государственных органов многочисленны и разнообразны. Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.»

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

 

34.Понятие государственного механизма и его признаки. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Роль государственного механизма в осуществлении задач и функций государства

Понятие «механизм государства» в широком смысле употребляется в политологии, а в юриспруденции – в более узком. В широком смысле, механизм государства – это совокупность всех государственных организаций, которые в той или иной степени призваны осуществлять функции государства (государственные органы, организации и предприятия). В узком смысле, механизм государства – это исключительно государственные органы, то есть совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства. Таким образом, механизм государства – это собирательное понятие: система и деятельность органов государства и взаимосвязанных структур. Включение в механизм государства правовых составляющих находится под вопросом.

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма не может быть и государства.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

Механизм государства играет огромную роль в современной России.Механизм современного Российского государства – это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на принципе разделения властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Можно выделить следующие признаки механизма государства:

• Согласованность, слаженность, стабильность определяется единством политической власти, общностью целей.

• Имеет сложную многоуровневую структуру

• Существуют определенные требования к механизму, исходящие от источника власти – народа (принцип разделения властей, конституционный контроль)

• Существует взаимосвязь между функциями и механизмом государства. Функции воплощаются в жизнь деятельностью механизма и влияют на государственный механизм.

• Наделяется материальными и организационными ресурсами

• Наличие профессиональных кадров

 

При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

 

35.Понятие и признаки органа государства. Их классификация.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно‑властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

1. Носит юридически организационный и экономически определенный характер;

2. Наличие собственной структуры;

3. Имеет государственно‑властные полномочия;

4. Государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5. Наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

6. Выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7. Наличие нужных материальных средств;

8. Реализация деятельности на базе законов;

9. Близкое взаимодействие с иными государственными органами;

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят на первичные и производные. В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: высшие органы власти – это правительство, парламент; центральные, в частности министерства; местные – государственные органы субъектов Федерации.

В зависимости от широты компетенции различают: органы общей компетенции – это президент, правительство и органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства;

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: коллегиальные– те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство и единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно‑правовых форм деятельности различают: законодательные, исполнительные, судебные и контрольнонадзорные органы;

В зависимости от времени функционирования: постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях и временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

 

36.Структура государственного механизма. Принципы организации и деятельности механизма государства

 

Понятие «механизм государства» в широком смысле употребляется в политологии, а в юриспруденции – в более узком. В широком смысле, механизм государства – это совокупность всех государственных организаций, которые в той или иной степени призваны осуществлять функции государства (государственные органы, организации и предприятия). В узком смысле, механизм государства – это исключительно государственные органы, то есть совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства. Таким образом, механизм государства – это собирательное понятие: система и деятельность органов государства и взаимосвязанных структур.

Если говорить о структуре государственного механизма, то исследователи выделяют три структурных элемента: орган государства, государственное учреждение и материальные средства.

Основным элементом механизма государства является орган государства.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства примыкают госучреждения. Госучреждения не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.).

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств.

Материальные средства - часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, т. к. для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное.

Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства.

 

37.Истоки теории разделения властей. Роль Д.Локка и Ш. Монтескье в разработке основных положений этой теории

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

 

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии и Франции, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства.

Рассматривая истоки теории разделения властей, равно как и процесс ее становления и развития, в юридической литературе совершенно справедливо указывается на то, что, несмотря на общность многих положений, высказанных Монтескье, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а, следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко
проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Стоит отметить, что по Монтескье каждая ветвь обладает средствами взаимного контроля в отношении другой. Законодательная власть (доминирующая, остальные подзаконны) создает/изменяет/отменяет законы, исполнительная – осуществляет их, судебная – «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц», от нее, в первую очередь, зависят свобода и безопасность людей, задача судей – добиться того, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным применением текста закона». Гарантии от узурпации власти: законодательные органы не собираются по своей инициативе и не могут самораспускаться, время их созыва и срок заседаний определены исполнительной властью

Также стоит упомянуть о теории разделения властей Джона Локка. Будучи сторонником теории естественного права и неотчуждаемости прав и свобод каждого человека, он в своей теории довольно интересно дает определение государству. Государство – совокупность людей, объединившихся для достижения целей, прежде всего экономических. Он считал, что только государство и ничто иное должно регулировать отношения в обществе. Для того, чтобы государство выполняло свои функции, необходимо четкое разделение его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных государственных органов, «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний. Права человека даны ему от природы и не должны нарушаться государством.

Активно выступал против концепции абсолютизма и неограниченной власти, по его мнению власть эффективна, если разделена между носителями. Законодательная (парламент) и исполнительная (король) власти должны быть разделены для предотвращения злоупотребления властью. Различал три ветви власти: законодательную (верховная, при конфликте с исполнит. властью, так смещается силой), исполнительную и федеративную (сфера внешней политики). Судебная власть включена в состав исполнительной.

Все это возможно при государственном, а не естественном состоянии человека, т.к.:

1) естественному состоянию не хватает общеизвестного закона, который признан общим мерилом, разрешает конфликты, возникающие в общ-ве.

2) в естественном состоянии не хватает знающего и объект судьи, который мог бы решать вопросы соответственно закону

3) в естественном состоянии нет силы поддержки справедливого приговора и приведения его в исполнение.

 

 

38.Содержание теории разделения властей. Система сдержек и противовесов. Теория разделения властей в российском конституционном законодательстве

Разделение властей - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. Главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается.

Система разделения властей включает: четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти, взаимный контроль, систему сдержек и противовесов, взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

 

Система сдержек и противовесов — такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

 

В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Как и во многих государствах, в стране провозглашено разделений властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В Росси принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст.10 Конституции РФ, где провозглашена самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

o Выше всех ветвей власти стоит Президент РФ, являющийся главой государства. Президент назначает главу Правительства (с согласия Государственной Думы), принимает решение об отставке Правительства, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным главнокомандующим, представляет на международной арене, подписывает и обнародует федеральные законы и осуществляет ряд других полномочий.

 

o Законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и одному от исполнительного органа власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Совет Федерации выполняет такие функции, как утверждение изменения границ между субъектами, назначение выборов Президента, решение вопроса о возможности использования ВС РФ и др. К ведению Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству, объявление амнистии, заслушивание ежегодных отчетов Правительства. Но, конечно же, главная функция Федерального Собрания – издание нормативно-правовых актов.

o Исполнительная власть в РФ принадлежит Правительству. Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, законности, прав и свобод граждан, а также ряд других функций.

o Судебная вл



2016-01-26 586 Обсуждений (0)
Внешние функции государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешние функции государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)