Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение с другими субъектами системы



2016-01-26 403 Обсуждений (0)
Сравнение с другими субъектами системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения. Они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают правом взимать налоги и другие обязательные платежи. Они не наделены суверенитетом и, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого, в то время как все остальные ее составные звенья - политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

В различных сферах жизни общества и экономики государство неизменно выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт.

Государство особое, но не главное звено политической системы. Главным звеном является личность.

 

49.Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

 

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Структура правового статуса:

• Правовые нормы, фиксирующие данный статус;

• Правосубъектность;

• Основные права и обязанности;

• Законные интересы;

• Юридические гражданства;

• Юридическая ответственность;

• Правоотношения общего типа.

Различают следующие виды правового статуса:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций.

Если бы указанные права и обязанности были включены в понятие общего статуса гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

 

50.Понятие государственного режима. Соотношение политического и государственного режима. Виды государственного режима.

Государственно-правовой режим — совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

. Соотношение политического и государственного режима

Существуют разные подходы понимания соотношения полит и гос режима. Наиболее верным представляется взгляд, что гос режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Полит режим – понятие более широкое, тк включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций, отражает практику функционирования всех полит институтов в обществе, полит партии, общественные организации в политике, массовые общественные движения и тд.

Недавно стал употребляться, до это в СССР -- политический режим, идентичный гос режиму. В советское общество такое отождествление правомерно, тк нет гражд общества.

Изучением полит режима занимается политология. Предметом изучения юр наук -- гос режим.

 



2016-01-26 403 Обсуждений (0)
Сравнение с другими субъектами системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение с другими субъектами системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)