Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах



2016-01-26 922 Обсуждений (0)
Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию.

В свою очередь унитарное государство может быть:

 

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). Автономия - это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

 

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

Автономия — широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Видами автономий являются: территориальная, национально-территориальная, национально-культурная.

Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения.

Национально-территориальное автономное образование — образование, создаваемое с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения.

Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др.

 

45.Федеративное государство и его признаки. Виды федераций. Понятие конфедерации и ее признаки.

 

Федерация - сложная форма государственного устройства. Федерация - форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются несколько государственных территориальных образований, обладающих определенной степенью государственного суверенитета.

Для федеративного государства характерно наличие двух систем власти: федеральной и субъектов федерации.

Внешним отличительным признаком (и важнейшим) является наличие двух систем органов власти: органы власти федерации в целом и органы власти субъектов федерации.

В зависимости от страны возможны отличия в системе судебной власти.

В федерации существуют две системы законодательства - федерального и субъектов федерации.

Субъекты федерации могут иметь также внешние признаки суверенитета (герб, флаг).

Важнейший вопрос любой федерации - распределение полномочий между федерацией и её субъектами. Чаще федерация занимается обороной, иностранными делами, обеспечением безопасности, осуществляет денежное, валютное, таможенное регулирование.

Признаки федеративного государства:

1) состоит из субъектов федерации

2) субъекты федерации не имеют права сецессии, т.е. права свободного выхода из состава федерации

3) субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова, т.к. они не обладают государственным суверенитетом,

4) двухуровневая система органов государственной власти и двухуровневая система законодательства,

5) предметы ведения между федерацией и субъектами разграничены конституцией.

Виды федераций.

1. Дуалистический федерализмбазируется на жестком разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого

2. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения, взаимного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной отвественности в сфере совместного ведения.

3. Национальная федерация основана на национальном признаке. Считается непрочным видом, так как преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность. (опыт СССР, Югославии, Чехословакии)

4. Территориальная федерация способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции (опыт США). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географиеские. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной авторонимей (правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучением на этом языке, развитие своих обычаев, традиций)

5. Симметричная федерация - федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

6. Асимметричная федерация - федерация, где субъекты имеют разный правовой статус. Выделяют три разновидности асимметрии (проф. В.Е. Чиркин)

• К первому относятся федерации, где наряду с субъектами в состав входят другие национальные территории (до 1949г такой территорией была Аляска в США, теперь это самостоятельный штат), которые могут иметь или не иметь законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником. Помимо того, в состав федерации входят федеральные владения (прибрежный острова Аргентины, Австралии, Венесуэлы тоже управляются из центра), федеральный столичный округ (столица с прилегающими окрестностями) , ассоциированные, то есть свободно присоединившиеся государства (Пуэрто-Рико в США)

• Второй вид ассиметричной федерации представляет собой государство, где субъекты фактически равноправны, но различаются по своему фактическогому положению. Примером может служить Россия, где имеется шесть видов субъектов, которые по Конституции РФ равны, но фактическое положение республик и автономных округов различается

• Третья разновидность - скрытая асимметрия, где однопорядковые субъекты (штаты, земли) не во всем равны, например, имеют разное число представителей в верхней палате парламента, так как обладают разным количеством жителей, размерами территории и пр (Германия, Австрия, Швейцария)

Россия по государственному устройства - централизованная федерация. Это обусловлено:

а) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4 К РФ)

б) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 К РФ)

в) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 К РФ)

г) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и прономочий Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77 К РФ)

4. Конфедерация- международно-правовое объединение суверенных государств, которые заключили между собой договор о создании конфедеративных органов для решения определенного круга задач: военные, экономические, политические - но от этого входящие в данное объединение государства не теряют свой суверенный характер (была Швейцария, были Сирия и Египет).

5. Признаки:

1) Конфедерация - союз суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей

2) Конфедерация непрочное , как правило, временное образование

3) В конфедерации отсутствует единая территория, она состоит из территорий, входящих в государств

4) Существует право свободного выхода из конфедерации

5) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов

6) Армия конфедерации состоит из воинских подразделений государств - членов конфедерации

7) В предмет ведения конфедерации входит небольшое количество вопросов

 

Межгосударственное объединение- конфедеративное образование, где входящие государства, сохраняя свой суверенитет, отдают часть своих суверенных прав межгосударственным органам (ЕС).

 

46.Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т.д.

При этом под системой принято понимать множество элементов, определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

Что касается понятия "политическая система", то в отечественной и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую роль этой системы, т.е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый политической властью организм. Определение также дается через структуру.

Чаще всего выделяют следующие особенностиполитической системы:

1) связь с государственной властью;

2) отражение в ней происходящих в обществе политических процессов, в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

3) управляющее и регулирующее назначение, т.е. управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;

4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.

Исходя из этих признаков, политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

· организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

· нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

· культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

· Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны. Процесс функционирования политической системы прогрессирует и изменяется с развитием общества, он не стоит на месте. Политическая система имеет определенные функции:

· 1)политического руководства обществом и управления его делами – главная функция, так как отражает назначение политической системы;

· 2) интеграции, т. е. интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое.

· 3) Регулятивная предназначена для регуляции политического поведения и политических отношений в обществе регулирует она их при помощи политических норм и принципов.

· 4) Политико- идеологическая связанна с производством определенных концепций, теории, лозунгов, партийных уставов.

· 5)Информационная- распространение информации и извещение всех участников политической системы, эту функцию реализует СМИ.

· 6)мобилизационную, которая включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития.

· 7)поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

·

 

 

47.Функции политической системы общества. Виды политических систем.

Политическая система -совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Функция(в теории систем) - любое действие, которое направлено на поддержание системы в устойчивом состоянии и которое обеспечивает её жизнеспособность; действия, ведущие к нарушению - дисфункции.

 

2.Функции политической системы общества:

 

Политического руководства обществом и управленияего делами - главная функция, отражает назначение политической системы.

Интеграции: объединяет различные структурные элементы политической системы в единое целое.

Регулятивная: предназначена для регламентации политичекого поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы; определяется системой политических ценностей, которые утвердились в обществе и отражают политические идеи, убеждения, взгляды и т.д.

Политико-идеологическая: призвана проводить в жизнь определённые концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти; реализуется в сети политических институтов, политических связей и отношений, которые устанавливаются меду различными компонентами политической системы.

Информационная: возложена на СМИ.

Мобилизационная: включает максимальное использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития

Дистрибутивная: предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, а также распределение ресурсов и ценностей в обществе.

Поддержания нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение её повседневного действия и дальнейшего развития



2016-01-26 922 Обсуждений (0)
Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)