Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Равенство обязанностей



2016-01-26 489 Обсуждений (0)
Равенство обязанностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Равенство обязанностей представляет собой один из краеугольных камней конституционализма и имеет большое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государства и людей между собой.

 

56.Гарантии прав личности: понятие и классификация

Гарантии прав человека и гражданина- это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

 

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

 

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты. Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений – Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов.

Так, государства – члены Совета Европы руководствуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны – члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств – членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

 

Внутригосударственные гарантиизакрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами.

 

Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

 

По содержанию и видам деятельности гарантии подразделяются на экономико-правовые (закрепление свободы экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, социальное партнерство), политико-правовые (механизм народовластия, разделение и равновесие властей, многопартийность, плюрализм мнений), социально-правовые (запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независимого правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом).

 

Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

 

К числу важнейших конституционных гарантий также относятся: принцип разделения властей (ст. 10), обеспечивающий политическую свободу личности; обязанность государства защищать права и свободы человека (ст. 45), в том числе и обязанность судебной защиты его прав (ч. 1 ст. 46); право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); принцип презумпции невиновности (ст. 49); право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47); право на защиту потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, обеспечение им доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52); право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); гарантии в области правосудия (ст. 50, 51).

 

Следует приветствовать стремление российского законодателя создать и обеспечить все необходимые средства, гарантирующие уважение и защиту фундаментальных прав и свобод граждан, а также препятствующие возвращению к практике прошлых десятилетий.

 

57.Механизмы защиты прав личности

 

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

 

1. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека:

 

1) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

 

2) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Компетенция:

· не может применить методы принуждения;

· вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный суд Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

 

3) Конституционный суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Право на подачу жалобы - обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

 

2. Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях:

a. Универсальный уровень-в рамках ООН;

b. Региональный - например в рамках Совета Европы, СНГ.

 

В рамках ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

 

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах — Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) — Комитет по правам ребенка и т. д.

 

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

 

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства-участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. со стороны властей. Жалобы на действия частных лиц Европейским судом не принимаются.

Решение Европейского суда является окончательным и обязательным для государств — участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

 

3. Вывод.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством-участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.

58.Понятие гражданского общества и его основные черты

Современное понимание понятия сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений, термин вошел в употребление в XVIIIв., но понимание гражданского общ-ва и его отделение от гос-ва (но не противопоставление ему) относят к Аристотелю.

Довольно долго термин отождествлялся гос-вом, различия появились в период Нового времени. Понятие развивали Г. Гроций, Д. Локк, И. Кант, Г. Гегель, определяли как независимую от гос-ва особую сферу жизни общ-ва, которая включает в себя эк., семейные, этнические и иные отношения, кроме политических. Те отношения, которые способны развиваться независимо от гос-ва.

Два подхода к трактовке понятия:

1) противопоставление гражданского общ-ва и гос-ва (политических и неполитических отношений)

2) гражданское общество – совокупность всех видов общ-ных отношений, в том числе и политических, в рамках которых удовлетворяются многообразные потребности и интересы индивидов, их групп, адекватные достигнутому уровню общ-ного развития.

Гражданское общество – совокупность общ-ных отношений, в основном имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва.

Признаки:

1) экономическая и социальная свобода членов общ-ва (возможна лишь при рыночной экономике: частной собственности, свободе предпринимательства, минимальному вмешательству гос-ва в экономику)

2) признание и реальное обеспечение естественных, неотчуждаемых прав человека

3) самоуправляемость, самоорганизованность

4) открытость, т.е. свободный доступ к информации (кроме государственной и коммерческой тайны), гласность, свобода слова, убеждений, свобода общения с международными и иностранными общ-ными организациями

5) режим законности, верховенство правового закона, незыблемость свободы личности, установление правовых отношений между личностью и гос-вом, эффективность контроля и надзора за исполнением законов

6) равенство всех перед законом, стабильность конституционного строя, демократические методы управления

Невозможно отделить функции гос-ва от функций гражданского общ-ва, сегодня все больше усиливаются связи между ними. В современных условиях государство и гражданское общ-во тесно сотрудничают, а право выступает основным связующим их элементом

59.Правовое государство и его признаки. Проблемы утверждения правовой государственности в Российской Федерации.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

 

Правовое государство – это характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

 



2016-01-26 489 Обсуждений (0)
Равенство обязанностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Равенство обязанностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)