Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 41 Психология психологического эксперимента (экспериментальное общение; экспериментатор и испытуемый: их деятельность в эксперименте)



2016-01-26 908 Обсуждений (0)
Вопрос 41 Психология психологического эксперимента (экспериментальное общение; экспериментатор и испытуемый: их деятельность в эксперименте) 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологический эксперимент — это совместная деятельность ис­пытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направ­лена на исследование особенностей психики испытуемых.

Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, являет­ся общение.

Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, моти­вы, цели участия в эксперименте. И естественно, на результат исследования влия­ют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. Этими проблемами занимается социальная психология психологического экспери­мента.

Психологический эксперимент рассматривается как целостная ситуация

Психологический эксперимент представляет собой совместную деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организована и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Данная совместная деятельность реализуется в процессе общения, когда испытуемый приходит к психологу, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И конечно, на результат исследования оказывают воздействие особенности его личности, проявляющиеся в общении с исследователем, которые необходимо учитывать как в самой процедуре эксперимента так и при обработке и интерпретации данных. Психологический эксперимент является целостной ситуацией. Психологи признают значение влияния ситуации эксперимента на его результаты.

Следует отметить, что все психологи признают значение влияния ситуации экс­перимента на его результаты. Так, выявлено, что процедура эксперимента оказыва­ет большее воздействие на детей, чем на взрослых. Объяснения этому находят в особенностях детской психики:

Основные фак­торы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1. Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть моти­вирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смыс­ла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

При проведении эксперимента исследователи выдвигают гипотезу, общий смысл которой сводится к тому, что одна или несколько переменных будут иметь определенный исход. Представители наук о поведении разрабатывают свои эксперименты с целью проверки подобных гипотез и устранения по возможности наибольшего числа конкурирующих объяснений. Одним из таких конкурирующих объяснений являются эффекты экспериментатора, относящиеся к категории посторонних факторов, к-рые могут сказываться на результатах исслед., скрывая влияние изучаемой переменной или переменных. Было выявлено и изучено несколько важных эффектов экспериментатора.

Иногда экспериментаторы, -- обычно не стремясь к этому, -- влияют на изменение поведения в направлении своих ожиданий. Этот феномен получил название ошибки экспериментатора.

На результаты влияет тип личности и состояние экспериментатора: биосоциальные качества (возраст, пол, раса, культурно-религиозная, этническая принадлежность и т.д.); психосоциальные качества (уровень тревожности, потребность в социальном одобрении, агрессивность, враждебность, авторитарность, интеллект, социальный статус, дружелюбие); ситуационные переменные (знакомство с испытуемым, настроение и др.).

Вопрос 42 Методы диагностики профессиональной направленности личности.

Направленность- это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идея, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежит мотивы деятельности.

Желание — это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна.

Стремление — это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта — созданный фантазией образ желаемого; страсть — мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодолимой силой; идеал — мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец.

Мотив- это побуждения к дея-ти возникает каждый раз, когда необходимо объяснять причины и поступки.

Методика- ур-нь соц.контроля опред. дея-ти чел-ка: он действует сам или под действием кого-либо.

Цель- осозноваемый результат.

 



2016-01-26 908 Обсуждений (0)
Вопрос 41 Психология психологического эксперимента (экспериментальное общение; экспериментатор и испытуемый: их деятельность в эксперименте) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 41 Психология психологического эксперимента (экспериментальное общение; экспериментатор и испытуемый: их деятельность в эксперименте)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)