Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методики оценки руководства личности



2016-01-26 1464 Обсуждений (0)
Методики оценки руководства личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Определить личность руководства можно по методикам:

1. Методика «Изучения самооценки стиля управления» А.В. Аграшенков;

2. Методика «Изучения стиля руководства коллективом» В.П. Захаров, А.Л. Журавлев;

3. Методика «Изучение направленности личности» В.Смекал и М.Кучер;

4. Методика «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон;

5. Методика «Руководитель глазами подчиненного» Я.В.Подоляк;

6. Методика «Удовлетворенность трудом и профессиональным развитием» А.Майер В.А.Чикер;

7. Методика «Самооценка стилей управления» А.В.Аграшенков ;

8. Методика «Выраженность лидерских тенденций» Е.Жариков Е.Крушельницкий ;

9. Методика «Изучения мотивации достижения» А. Мехрабиан;

10. Методика «Изучения коммуникативных и организаторских способностей» Синявский В.В., Федоришин Б.А.

Основные показатели данных методик сведем в таблицу 2.1

Таблица 2.1 – Основные показатели методик по измерению стиля руководства

Методики Количество вопросов Время проведения, мин. Количество шкал
Методика «Изучения самооценки стиля управления» (Автор: А.В. Аграшенков).
Методика «Изучения стиля руководства коллективом» В.П. Захаров, А.Л. Журавлев
Методика «Изучение направленности личности» В.Смекал и М.Кучер
Методика «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. Мутон
Методика «Руководитель глазами подчиненного» Я.В.Подоляк
Методика «Удовлетворенность трудом и профессиональным развитием» А.Майер В.А.Чикер
Методика «Самооценка стилей управления» А.В.Аграшенков
Методика «Выраженность лидерских тенденций» Е.Жариков , Е. Крушельницкий
Методика «Изучения мотивации достижения» А. Мехрабиан 30(ж)/32(м)
Методика «Изучения коммуникативных и организаторских способностей» В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

 

Как показано в таблице 2.1 наибольшее количество вопросов имеет Методика «Удовлетворенность трудом и профессиональным развитием» (85) наименьшее – Методика «Изучения стиля руководства коллективом» (16)

Методика «Изучения самооценки стиля управления» (Автор: А.В. Аграшенков).

Данная методика предназначена для изучения самооценки личности и выявления склонности к определенному стилю руководства – авторитарному, демократическому или либеральному.

Методика «Изучения стиля руководства коллективом» (Авторы: В.П. Захаров, А.Л. Журавлев).

Предназначена для определения стиля руководства трудовым коллективом. Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива.

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; –.[3]

Методика направлена на оценку выраженности трёх стилей управления:

• директивный, авторитарный;

• коллегиальный, демократический;

• либеральный, попустительский.

В практике редко встречаются руководители, деятельность которых характеризуется одним определенным стилем управления коллективом. Обычно в работе каждого руководителя просматриваются все три типа руководства, но интенсивность и частота их применения у разных руководителей различна.

Методика «Изучение направленности личности» (Авторы: В.Смекал и М.Кучер).

Способствует выявлению трех направленностей личности:

- на себя,

- на взаимодействие,

- на задание.

Направленность «на себя» отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Он занимается преимущественно собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнить.

Направленность «на взаимодействие» отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сам не вносит никакого вклада в осуществлении трудовых заданий группы.

Направленность «на задание» отражает интенсивность, с которой человек выполняет задание, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован выполнить свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит эффективность группы[4].

Методика «Управленческая решетка» (Авторы: Р. Блейка и Дж. Мутон)

Предназначена для выявления направленности руководителя: «на персонал»; «на задачу», представленные на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Интерпретация направленности руководителя в зависимости от показателей шкал «Забота о производстве» и «Забота о людях»

Метод способствует определению двух измерений: а) заботу о людях и б) заботу о производстве. Данный метод имеет и другие названия «решетка менеджмента», «управленческая таблица».

Если испытуемый имеет высокие показатели по шкале «ориентация на задачу», то он: действует как представитель коллектива; поощряет применение единообразных способов работы; поддерживает высокий темп работы; разрешает возникающие в коллективе конфликты; все решения принимает сам; уделяет основное внимание показателям производственной деятельности; распределяет поручения подчиненным, исходя из собственной необходимости; тщательно планирует работу коллектива; убеждает подчиненных, что его намерения и действия для их пользы[4].

Когда испытуемый имеет очень высокий уровень поведения, ориентированный «на персонал», то его поведение: характеризуется в предоставлении полной свободы действий в выполнении работы и решении задач оптимальным способом; побуждении членов коллектива к большому напряжению в работе; направлении помыслов людей на выполнение производственных заданий; способствовании разным изменениям в производственном коллективе; предоставлении подчиненным возможность устанавливать свой режим работы[4].

Методика «Руководитель глазами подчиненного» (Автор: Я.В.Подоляк).

Успех руководителя во многом зависит от его умения построить правильные отношения с подчиненными.

Доверие к руководителю, признание его авторитета, хороший деловой контакт, близость к людям обеспечивают хороший климат и дисциплину в организации.

Перед руководителем, особенно только начинающим работать с данной организацией, всегда возникает необходимость объективно оценить отношения, которые складываются или сложились с подчиненными.

Для этой цели руководитель может воспользоваться шкалой начальник – подчиненный (НП).

Шкала НП предназначена для оперативной оценки характера отношения подчиненных к своему руководителю.

Она состоит из 20 вопросов (утверждений), с каждым из которых испытуемый может согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).[4]

С помощью соответствующих вопросов можно оценить три параметра в отношении подчиненных к руководителю и определить степень совместимости.

Методика «Удовлетворенность трудом и профессиональным развитием» (Авторы: А.Майер В.А.Чикер).

Данная анкета служит для диагностики организационных условий, удовлетворенности трудом и личностным профессиональным развитием. С ее помощью также может быть оценен психологический климат и некоторые элементы организационной культуры. Измеряются как объективные характеристики труда, так и субъективное восприятие ситуации.

Построение и содержание анкеты соответствует отечественному социально-психологическому пониманию удовлетворенности трудом и взаимоотношениями по вертикали и горизонтали. На основании опроса может быть построена иерархия мотивов деятельности и обозначены приоритеты профессионального развития.

Анкета проводится анонимно, что обеспечивает более высокую объективность результатов. В соответствии с задачами конкретной организации входящие в анкету блоки могут быть расширены, а также введены дополнительные разделы. Проводится частотная обработка материала, которая не требует специального ключа.

Методика “Самооценка стилей управления” (Автор: А.В. Аграшенков ).

Изучает самооценку и стиль управления руководителя. В Psychometric сокращение ССТУ, 3 шкалы:

1. Авторитарный стиль руководства

2. Демократический стиль руководства

3. Либеральный стиль руководства

Методика “Выраженность лидерских тенденций” (Авторы Жариков Е., Крушельницкий Е) .

Предназначена для оценки выраженности лидерских тенденций.
Методика предназначена для диагностики склонности личности к лидерству в интерперсональном поведении.

В Psychometric сокращение ВЛТ, 1 шкала:

1. Выраженность лидерских тенденций

Методика изучения мотивации достижения (А. Мехрабиан) направлена на изучение потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности – стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы – мужскую (а) и женскую (б). Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций.

Методика имеет две шкалы - стремление к успеху, избегание неудачи

Методика «Изучения коммуникативных и организаторских способностей» способствует определению склонностей:

- коммуникативных, через которые проявляется направленность на взаимодействие;

- организаторских, через которые проявляется направленность на задание, дело.

Если испытуемый набирает высокие показатели по шкале «коммуникативные склонности», то он: свободно чувствует себя в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, помогает близким друзьям, проявляет инициативу в общении, легко принимает самостоятельное решение в трудной ситуации.

Все это он делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Он испытывает потребность в коммуникативной деятельности и активно стремится к ней. Для него характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе.

Такой человек инициативен, предпочитает в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добивается, чтобы оно было принято остальными. Он легко может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает.

Он сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникативной деятельности.

Когда испытуемый при ответе на вопросы теста набирает высокие показатели по шкале «организаторские способности», то он: «не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомых, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это он делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Он испытывает потребность в организаторской деятельности и активно стремится к ней. Такой человек инициативен, в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимает самостоятельные решения, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято остальными. Он сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в организаторской деятельности» [4].

Для тестирования были выбраны следующие методики:

1 Методика «Управленческая решетка» (Авторы: Р. Блейка и Дж. Мутон);

2 Методика «Изучения самооценки стиля управления» (Автор: А.В. Аграшенков).

3 Методика «Изучения стиля руководства коллективом» (Авторы: В.П. Захаров, А.Л. Журавлев).



2016-01-26 1464 Обсуждений (0)
Методики оценки руководства личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методики оценки руководства личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)